Компьютерная программа для проведения индивидуальных занятий


У детей с нарушением речевым развитием могут наблюдаться отклонения в формировании правильного речевого дыхания. У детей с ринолалией отмечается очень короткий неэкономный выдох, а при дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи. В момент речи у них наблюдается учащенное дыхание, а в паузе дети делают короткие судорожные вдохи.

Другой характерной особенностью этих форм речевых нарушений является нарушение голоса и ритмико-мелодиционной стороны речи.

§    При открытой ринолалии основным дефектом является назализация голоса, снижение его качественных характеристик.
§    При дизартрии нарушение голоса разнообразны и зависят от его формы.
При организации коррекционной работы одним из направлений является формирование правильного речевого дыхания. Упражнения организуются по нескольким направлениям:
§    отработка диафрагмального дыхания;
§    отработка ротового дыхания;
§    отработка носового вдоха и ротового выдоха;
§    отработка длительного выдоха.

Прежде чем ребенок начнет выполнять упражнение, учитель должен убедиться, что ребенок правильно сделал вдох и понял инструкцию. Общее количество упражнений не должно быть большим.

В начале отработки навыка тренажер настраивается на наиболее легкий режим, затем по мере его совершенствования постепенно усложняются условия выполнения, меняется чувствительность микрофона, увеличивается время выдоха.

Для отработки длительности речевого выдоха успешно применяются упражнения "Елочка" и "Репка". Счетчики, имеющиеся в этих упражнениях, помогут определить время, в течение которого ребенок тянет звук или слоги без напряжения. Эти упражнения используются при постановке и автоматизации некоторых твердых и мягких согласных: В, З, Ж, Р, Л.

Если у ребенка с открытой риналолией требуется длительная работа по отработке произнесения гласных звуков отрывистым, высоким тоном, то можно предложить упражнения "Космический стрелок" и "Индеец". В этих упражнениях требуется отрывисто произносить гласные звуки в заданный момент. В процессе выполнения задания ребенок учиться правильно произносить гласные отрывисто, а также удерживать небную занавеску в приподнятом положении в паузах между их произнесением.

Среди упражнений, направленных на формирование умения произвольно изменять силу голоса необходимо отметить упражнения "Бабочка" и "Сказочный замок". Их можно использовать при отработке продолжительного  произнесения гласных, слогов, слов и предложений громким голосом постоянной силы. Для этого надо изменить порог чувствительности тренажера.

С помощью упражнений "Колобок" и "Бегемотик" можно научить ребенка произносить звуки и слоги с различной силой голоса: от шепотной речи до крика.

Эти упражнения можно использовать для отработки умения выделять голосом слова, на которые падает логическое ударение в предложении.

Умение воспроизвести языковой материал определенной протяженности по образцу закрепляется в упражнениях с использованием графиков "Речевая волна", "Речевая волна – 2", "Спектр". На экране хорошо видно количество слогов в слове и ударный слог, громкость произнесения звуков, слогов, слов и предложений, слитность их произнесения, голосовые акценты.

Полный текст материала Компьютерная программа для проведения индивидуальных занятий смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Папиян Наталья Альбертовна  nat@ru
11.06.2013 0 10874 2550

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК