Развитие зрительного восприятия (игры и пособия)


Слайд 1
Развитие Развитие зрительного зрительного восприятия восприятия (игры (игры и и пособия) пособия) Автор:Петрова Светлана Анатольевна Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ГБДОУ детский сад №25 Невского района Санкт-Петербурга
Слайд 2
Направленность коррекционно-развивающей работы определяется содержанием программы по развитию зрительного восприятия. Наш детский сад работает по программе Л. И. Плаксиной «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения». Программный материал отражает педагогические мероприятия, направленные на развитие операционной и мотивационной сторон зрительного восприятия, и педагогические мероприятия по обучению детей использовать имеющийся функциональный уровень развития восприятия в широкой познавательной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа осуществляется в форме подгрупповых и индивидуальных занятий дефектолога.
Слайд 3
Типы специальных занятий по развитию зрительного восприятия Развитие зрительного восприятия детей реализуется в ходе фронтальной и индивидуальной работы, осуществляемой на коррекционных занятиях. Содержание фронтальной работы по развитию зрительного восприятия определяется наличием специфических трудностей, возникающих у детей данной категории. Программное содержание каждого занятия определяется его типом, то есть определенной направленностью задач, позволяющих в конечном счете реализовать основную цель занятия. Можно выделить следующие типы специальных занятий по развитию зрительного восприятия: • Формирование предметных представлений и способов обследования предметов. • Развитие предметности восприятия. • Формирование сенсорных эталонов. • Развитие зрительно-моторной координации. • Развитие восприятия сюжетных изображений. • Развитие навыков ориентировки и пространственных представлений. • Развитие восприятия глубины пространства. Программное содержание работы по развитию зрительного восприятия в детском саду включает все перечисленные типы занятий.
Слайд 4
Формирование предметных представлений и способов обследования предметов. Программным содержанием занятий по формированию предметных представлений и способов обследования предметов, является реализация следующих задач: • Расширение круга представлений о предметах, трудных для дистантного восприятия, а также предметов, недоступных зрительному восприятию детей с нарушением зрения; предметов, имеющих сложное строение; • Использование компенсаторных приемов восприятия предметов на полисенсорной основе; • Использование целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации; • Формирование обобщающих понятий; • Формирование системы основных умственных действий и операций; • Закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за счет включения их в новые виды деятельности; • Коррекция и пополнение предметных представлений за счет использования наглядности и руководящей роли слова при восприятии предметов. Дидактический материал на данном занятии включает в себя: • предметы (натуральные, муляжи, модели, изображения – натуральные, контурные, силуэтные); • алгоритм последовательного рассматривания; • картинки с изображением предмета в разных логических связях; • разрезные предметные картинки
Слайд 5
Игры и упражнения для формирование предметных представлений и способов обследования предметов Раскрась предмет. Цели: закреплять представления о предметах имеющих постоянный признак цвета; упражнять в узнавании предметов в силуэтном изображении; развивать внимание, пространственное восприятие. Материал: прозрачные карманы со вставленными в них листами картона черного и белого цвета. В белом картоне вырезаны контурные изображения животных (овощи, фрукты, геометрические фигуры и т. п.). Ход работы: Ребенок рассматривает панно; узнает и называет силуэтные изображения. Педагог предлагает ребенку: 1. «раскрась» стрелки, которые направлены вниз голубым цветом, вверх – синим, вправо – светло-зеленым, влево – темно-зеленым и т. д.; 2. «раскрась» всех животных; 3. «раскрась» только домашних (диких) животных; только овощи (фрукты); 4. «раскрась» большие круги светло-оранжевым цветом, маленькие – темно-оранжевым , овалы – розовым и т. п. 5. «раскрась» предмет, который находится в верхнем правом углу, в левом нижнем и т. д. Ребенок «раскрашивает» предмет, вставляя картон нужного цвета между черным и белым.
Слайд 6
Формирование сенсорных эталонов Программным содержанием занятий по формированию сенсорных эталонов является: • Формирование знаний о сенсорных эталонах, закрепление представлений о системе сенсорных эталонов; • Формирование умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования; • Формирование и автоматизация умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов; • Развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий; • Расширение представлений о свойствах и качествах предметов окружающего мира. Дидактический материал на данном занятии включает в себя: • Карточки-задания на локализацию заданного сенсорного эталона из множества; • образцы, демонстрирующие отдельные свойства (форму, цвет, величину) предметов для их узнавания и называния, сравнения и соотнесения; • Предметные картинки с ярко выраженными свойствами предметов; • перфокарты, ориентированные на соотнесение сенсорных эталонов между собой, на соотнесение эталона с признаком предмета; • танграмы, кубики «СУ»
Слайд 7
Игры и упражнения для формирования сенсорных эталонов Собери бусинки. Цели: Совершенствовать различительную функцию цвета. Развивать зрительные возможности детей при восприятии одномерных точек красного, бордового, малинового и розового цветов. Упражнять в локализации всех объектов заданного цвета из множества близких по цвету. Материал: ковролин, одномерные точки красного, бордового, малинового и розового цветов, полоски картона. Ход работы: Ребенок рассматривает ковролин, с прикрепленными на него точками, находит сходство и различие между объектами, называет цвет точек. Педагог предлагает собрать «бусинки»: все красные – на желтую «нитку», бордовые – на синюю, малиновые – на зеленую, розовые на фиолетовую. Ребенок соединяет точки одного цвета полосками из картона.
Слайд 8
Игры и упражнения для формирования сенсорных эталонов Будь внимательным Цели: Усложнять зрительную дифференцировку объектов по величине в процессе локализации всех заданных объектов в порядке возрастания их величины из множества близких по размеру. Материал: ковролин, изображения животных разного размера, расположенных халтично, полоски картона. Ход работы: Ребенок рассматривает животных, называет их. Педагог предлагает соединить «дорожками» животных одного вида. Перед началом работы ребенок вспоминает правило упорядочивания элементов по величине в возрастающей степени.
Слайд 9
Игры и упражнения для формирования сенсорных эталонов Составь картинку Цели: Учить анализировать образец, подбирать нужные цветовые тона в процессе составления картинки, упражнять в самостоятельном подборе разных оттенков красного, желтого, синего, зеленого цветов, осуществляя выбор из нескольких, включающих 3 – 4 других оттенка, отсутствующих в образце. Материал: картинка с изображением с забором, лист бумаги с контурным изображением дома и забора для выкладывания деталей; набор деталей такого же цвета и оттенков. В наборе присутствуют 3 – 4 лишние детали других оттенков, имеющихся в образце. Ход работы: Ребенок рассматривает картинку, анализирует ее. Педагог предлагает ребенку составить картинку на листе бумаги, соотнося оттенок каждой детали.
Слайд 10
Игры и упражнения для формирования сенсорных эталонов Построй дом Цели: Развивать логическое мышление, внимание; учить детей выбирать нужную фигуру из множества ориентируясь на знаки-символы. Материал: Блоки Дьенеша, карточкидомики с изображением знаковсимволов. Ход работы: Ребенку выдается домик с изображением знаков-символов. Ребенку необходимо заполнить домик фигурами, выбирая нужные из множества, ориентируясь на знакисимволы. Домики имеют различную сложность (ребенок ориентируется на 1, 2, 3, 4 свойства блока).
Слайд 11
Развитие зрительно-моторной координации Программным содержанием занятий по развитию зрительно-моторной координации • Формирование способов восприятия движущихся предметов; • Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки; • Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи; • Развитие осязания и мелкой моторики; • Формирование умения пользоваться карандашом; • Развивать умение проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу; • Развивать умение соединять точки прямой линией; • Развивать умение выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий. Дидактический материал на данном занятии включает в себя: • движущиеся предметы; • мозаики, конструкторы; • шнуровки, застежки; • бусы; • лабиринты; • различные поверхности; • разрезные картинки; • трафареты (внутренние, внешние)
Слайд 12
Игры и упражнения на развитие зрительномоторной координации Лабиринт Цели: Развивать навык прослеживания глазами за действием руки; развивать моторику руки, пространственное восприятие. Материал: лабиринт Ход работы: 1. Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой. 2. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру. 3. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка. 4. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша. 5. Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.).
Слайд 13
Игры и упражнения на развитие зрительномоторной координации Палочки-моталочки Цели: Развивать прослеживающую функцию глаза, моторику руки. Материал: 1 вариант: дорожки,препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке. 2 вариант: веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к предмету. Ход работы: 1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами. 2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом.
Слайд 14
Игры и упражнения на развитие зрительномоторной координации Пройди по дорожке Цели: Развивать прослеживающую функцию глаза, моторику руки. Материал: 1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик. 2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка. Ход работы: 1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами. 2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами.
Слайд 15
Развитие навыков ориентировки и пространственных представлений, развитие восприятия глубины пространства Программным содержанием занятий по развитию навыков ориентировки, пространственных представлений является: • Развитие пространственного восприятия за счет формирования нестереоскопических способов восприятия глубины пространства; • Формирование умения применять освоенные способы восприятия глубины пространства в практической деятельности; • Развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций; • Активизация оперирования представлениями о предмете при пространственной ориентировке в окружающей действительности; • Совершенствование способов восприятия объектов при разной удаленности; • Формирование навыка использования имеющихся знаний и умений в свободном пространстве и в деятельности с новыми объектами. Дидактический материал на данном занятии включает в себя: • Мелкие модели предметов; • палочковый мотиватор и его варианты; • карточки-схемы с изображениями однотипных предметов на различных композиционных планах; • наборы предметных силуэтов-подставок для составления композиционного сюжетного изображения; • набор цветных силуэтов отдельных предметов разных размеров для показа степени удаленности; • набор карточек с изображением предметов, перекрывающих контур друг друга; • набор измерительных средств.
Слайд 16
Игры и упражнения на развитие навыков ориентировки и пространственных представлений Лабиринт. Цели: развивать пространственное восприятие, умение ориентироваться в пространстве. Оборудование: лабиринт, ориентиры. Ход работы: Ребенок проходит лабиринт, используя схему, карту-путь, ориентиры.
Слайд 17
Игры и упражнения на развитие навыков ориентировки и пространственных представлений Смотри, не ошибись. Цели: развивать пространственное восприятие, умение ориентироваться по плану. Оборудование: план помещения, макет. Ход работы: 1. Ребенок получает план деревни (дома и т. д.). Располагает предметы, используя план. 2. Ребенок рассматривает макет. Затем рисует план.
Слайд 18
Игры и упражнения на развитие навыков ориентировки и пространственных представлений Найди по адресу. Цели: Развивать умение находить предмет по заданным координатам. Материал: фланелеграф, изображения предметов, буквы, цифры. Ход работы: Ребенку необходимо найти предмет по его «адресу» (столбик, ряд). Столбцы обозначены буквами, ряды – цифрами.
Слайд 19
Игры и упражнения на развитие навыков ориентировки и пространственных представлений Строители. Цели: развивать пространственное восприятие. Материал: 1. конструктор, схема постройки. 2. постройка, карандаш, лист бумаги. Ход работы: 1. Ребенок получает схему постройки, рассматривает ее, называет детали. Воспроизводит постройку по схеме. 2. Ребенок рассматривает постройку, называет детали. Изображает схему постройки.
Слайд 20
Игры и упражнения на развитие навыков ориентировки и пространственных представлений Игры на восприятие и воспроизведение сложной формы. Цели: развивать пространственное восприятие, закреплять представления о сенсорных эталонах. Оборудование: - Лего-мозаика, - Геометрическая мозаика, - Волшебный квадрат - Счетные палочки, - Разрезные картинки. Ход работы: Ребенку выдается образец, который он должен воссоздать из имеющихся деталей.
Слайд 21
Игры и упражнения на развитие восприятия глубины пространства Составь картину Цели: Развивать нестереоскопические способы восприятия глубины пространства; закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Материал: набор подставок-силуэтов; набор деревьев, кустарников, животных 3 размеров; ковролин или фланелеграф. Ход работы: 1 вариант: Педагог создает лесную поляну с помощью подставок-силуэтов. Ребенок рассматривает полянку, называет время года, перечисляет все предметы, проговаривает местоположение каждого объекта. Педагог предлагает ребенку стать «художником» и «нарисовать» полянку, используя набор предметов. Ребенок создает картину на ковролине, выбирая объект нужного размера (размер зависит от степени удаленности объекта). 2 вариант: Педагог создает картину на ковролине, а ребенок создает лесную поляну с помощью подставоксилуэтов.
Слайд 22
Развитие восприятия сюжетных изображений Программным содержанием занятий по развитию восприятия сюжетных изображений являются: • Формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно воспринимать сюжетное изображение; • Развивать умения соотносить имеющиеся предметные представления с образами (предметами), изображенными на картине; • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи отношения при восприятии сюжетного изображения на основе выделения информативных признаков предметов и явлений, изображенных на картине. Дидактический материал на данном занятии включает в себя: • набор сюжетных, пейзажных картин; • набор масок, имитирующих эмоциональное выражение человеческого лица; • набор картинок, изображающих людей, выражающих разные эмоции; «фоторобот» человеческого лица; • набор картинок с изображением людей, животных в различных позах; • карточки с изображением различных поз (схемы, контурные и силуэтные изображения); • набор картинок на один сюжет, изображающих героев с различной мимикой, жестами, в разных местах действия; • перфокарты ориентированные на соотнесение позы человека и орудия труда; позы, эмоций и предметов сюжета; частей суток и событий сюжета; времени года и событий сюжета; • набор силуэтных изображений (цветных, однотонных) персонажей, предметов сюжетных картинок; • набор сюжетных картинок, раскрывающих последовательность событий; • карточка с движущейся полоской для выделения композиционных планов сюжетного изображения; • разрезные сюжетные картинки
Слайд 23
Источники • Г. В. Никулина Охраняем и развиваем зрение., 2002 • Л. А.Ремезова Играем с цветом: Формирование представлений о цвете у дошкольников 4-5 лет., 2004 • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)., 2003

Полный текст материала Развитие зрительного восприятия (игры и пособия) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Светлана Анатольевна  kitersss
25.10.2013 2 15143 2622

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 cavchenkonataia8171 • 12:18, 04.01.2015
Уважаемая Светлана Анатольевна! материал очень продуманный и интересный. спасибо за ваши разработки
[Материал]
avatar
1 natalychep • 15:34, 14.12.2014
Уважаемая Светлана Анатольевна! Я тоже работаю тифлопедагогом в детском саду для детей с нарушением зрения. Ваш материал полезен для меня. Коррекционные занятия систематизированы по видам, задачам, программному содержанию. Представлены интересные дидактические игры, наглядные пособия, которые я могу использовать в своей работе.

Наталья Чепурных
[Материал]