Статья "Создание библиотерапевтической мастерской в школе VIII вида"


Создание библиотерапевтической мастерской в школе VIII вида.

Алемасова Л.П.

Специальная (коррекционная) школа №231 Санкт-Петербурга.

Одно из главных направлений моей работы – чтение с элементами библиотерапии. Выбор неслучаен, так как именно библиотерапия способствует эффективному решению задач социальной реабилитации читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями. От обычного чтения библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у детей. В частности, опираясь на библиотерапию, можно стабилизировать психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности, создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведение.

Цели библиотерапии в школьной библиотеке:

Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии.

Социальная адаптация.

Эмоциональные связи с окружающими.

Воспитание трудолюбия.

Умение ладить со сверстниками.

Интеграция в общество.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч.biblion- книга и theraрeia- лечение). Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Следует отметить, что процесс усвоения новой информации у наших читателей крайне затруднен, что обусловлено рядом факторов: крайне слабая техника чтения, практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения.

Как показывает мой опыт, лучше всего дети с интеллектуальной недостаточностью воспринимают сказочный жанр. Поэтому, одним из ведущих направлений моей работы стала «Сказкотерапия».

Причины, по которым сказкотерапия в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью стала ведущей, состоят в следующем:

Сказка – любимый детьми жанр.

Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.

Сказка дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.

Сказка побуждает читателя идентифицировать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Проведение сказкотерапии требует от библиотекаря тщательно разработанного цикла занятий, каждое из которых тесно связано с предыдущим и последующим занятиями. Например, шесть занятий посвящено коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень, нетерпение на основе сказки «Царевна-лягушка».

В этой сказке говорится о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.

После каждого цикла занятий я прошу детей написать свою сказку. Ученики воспринимают мое предложение написать сказку по-разному: одни с творческим воодушевлением, другие со страхом, третьи с сарказмом, четвертые с недоверием... Действительно, не каждый ребенок способен с ходу сочинить сказку. Большинству детей и подростков требуется предварительная подготовка, так называемый «разогрев».

Процедура «разогрева» для написания сказки содержит четыре шага:

1. Создание комфортной среды.

2. «Включение руки» учащегося.

3. Приобщение к информационному пространству метафоры.

4. Написание сказки.

Шаг первый. Создание комфортной среды. Естественно, что предложение написать сказку не делается, если между библиотекарем и учащимися не установились достаточно доверительные взаимоотношения. Первое правило— « создай атмосферу доверия и непринужденности». Я, например, ставлю диск «Голоса живой природы». Образовавшаяся комфортная среда автоматически «работает» и на процесс стабилизации психоэмоционального напряжения. Уровень тревоги детей снижается, и можно перейти к следующему шагу.

Шаг второй. «Включение руки» ребенка. В атмосфере доверия необходимо активизировать творческие ресурсы человека. «Включить руку» — это значит предложить творческое задание, которое можно выполнить руками, рукой. Мы «включаем руку» потому, что без этого процесс написания сказки невозможен. Здания для «включения руки» могут быть самыми простыми: «Возьмите карандаши, бумагу и нарисуйте, что угодно. Можно ставить цветные пятна или делать каракули. Просто позвольте руке оставлять след на листе». Или: «Возьмите бумагу и ручку и напишите свою фамилию, имя, отчество, стараясь прорисовать и украсить каждую букву».

Шаг третий. Приобщение учащихся к информационному пространству метафоры. Для приобщения к информационному пространству метафоры и актуализации воображения детей, библиотекарь читает ему небольшую сказку или притчу, которая является вводной (психокоррекционного или психотерапевтического характера). Фраза, связующая этот шаг с предыдущим, может быть следующей: «А теперь позвольте рассказать (прочитать) вам одну историю...».

Пример вводной сказки:

Волшебница

Жила-была на свете Добрая Волшебница. Днем она помогала расти деревьям и цветам, разучивала с птицами новые песни, разговаривала с солнышком и ручьем. А вечером она облетала всех детей на своей чудесной колеснице, запряженной белыми лошадьми и украшенной яркими звездами.

Она дарила каждому ребенку прекрасный сон, чтобы утром он проснулся свежим и здоровым. Тот, кто хоть раз видел чудесный сон, подаренный Волшебницей, открывал в себе разные таланты и способности. Но главное чудо подарка Доброй Волшебницы заключалось в том, что каждый ребенок начинал сочинять сказки.

Известно, что Волшебница облетела каждого ребенка на Земле. Это означает, что талант сочинять сказки есть у каждого из вас.

О В. Н Хмельницкий, А. В. Охрименко

После такого «разогрева», как правило, весь класс соглашается написать сказку.

Меня очень заинтересовало, то, что при опросе учащихся 7-11 классов, выяснилось, что лень называется ребятами в качестве основного фактора, (мешающего им в жизни) препятствующего обучению.

Складывается впечатление, что лень — это особая примета нынешнего молодого поколения. Попробуем понять, что такое лень. Лень можно определить как отдых, «потерявший меру». Отдых необходим человеку для восполнения энергетических потерь, неизбежных при проявлении созидательной активности. Если силы восполнены, логично продолжать деятельность. Но в этот момент может актуализироваться вирус лени и сформировать желание продолжать отдых. Таким образом, вирус лени заставляет человека набирать силы при том, что их уже и так достаточно.

Вирус лени: избыток энергии, не израсходованный на созидательные действия (приобретение новых знаний, забота о ближнем, самосовершенствование и пр.), начинает разрушать человека изнутри, вызывая сонливость, апатию, направляя мысли в сторону бесцельных или разрушительных действий.

Я хочу представить вашему вниманию одну из сказок о лени, сочиненную нашим учеником.

Паша.16 лет

Река желаний.

Однажды мальчик Петя случайно нашел в лесу реку желаний. У реки можно попросить исполнения трех любых желаний, и они обязательно исполнятся. Сначала Петя захотел велосипед, и велосипед у него появился. Потом он пожелал не ходить в школу, но чтобы там ему ставили одни «5». Через некоторое время Петя попросил реку о том, чтобы никогда ничего не делать, но при этом ни в чем не нуждаться. И это Петино желание исполнилось. У него было все, о чем только можно мечтать. Но Петя не радовался этому, потому что даже радоваться и веселиться ему стало лень. Так и пролежал он всю жизнь на диване грустный и одинокий.

В конце истории, независимо от того, побеждает ли порок или нет, герой всё равно страдает. Часто именно с ленью авторы ассоциируют жизненные неудачи героев и, вероятно, собственные тоже.

Школьники с ограниченными интеллектуальными возможностями ориентированы в основном на прозаический жанр. Однако я не отказываюсь от идеи приобщения читателей с ограниченными интеллектуальными возможностями поэтическому слову, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Особой любовью в нашей школе пользуется поэзия К.И. Чуковского. Стихотворение «Доктор Айболит» можно использовать для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Я спрашиваю детей, почему доктор, не задумываясь, принял решение отправиться в Африку? Что заставляло его и в ветер, и в снег, и в град мчаться туда? Какие черты характера проявил он при этом? Что могло бы случиться, если бы доктор не поехал в Африку? Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться (И одно только слово твердит Айболит; “Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!”), стремление выполнить задуманное до конца. И далее дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как видим на этом примере, метафорический язык художественных образов переводится на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.

Разговор о библиотерапии как средстве коррекции личности ребенка и поднятии его жизненного тонуса будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет злой, скучный и неинтересный”. Поэтому, одно из любимых мной направлений массовой работы – «радостное чтение». Литературный материал этих занятий подобран таким образом, что позволяет максимально приблизить содержание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произведениях говорится о школе, об учителях, о хорошо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Я старалась найти такие произведения, в которых о школьных проблемах говорилось бы легко и весело. Акцентировать внимание на чувстве юмора у человека, на том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ожидают. Это называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими людьми легко, потому что добродушный юмор - свойство доброй души. Это дети увидят, познакомившись с героями рассказов Ю. И. Ермолаева, В. Ю. Драгунского и стихами Э. Н. Успенского. Рассказы и стихи, которые дети читают на этих занятиях, - весёлые и смешные, но все они продолжают главную проблему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знакомы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача библиотекаря — при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки.

Я разработала несколько внеклассных мероприятий, посвященных творчеству таких замечательных писателей, как: Н. Носов; В. Драгунский; В. Голявкин, Г. Остер. В их рассказах присутствуют три ценных качества: юмор, поучительность и доброта.

Дети на этих мероприятиях проявляют безудержную активность, фантазию и свои творческие способности. Я стараюсь провоцировать и поощрять творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок становится «художником», «артистом» и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Итак, выше я рассказала о том, как с помощью библиотерапии можно найти ключ к душе ребенка с ограниченными интеллектуальными возможностями, развить его эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, сформировать ценностные ориентации, помочь овладеть коммуникативными навыками. В классах, где регулярно проводятся библиотерапевтические занятия, учителя отметили снижение у учащихся уровня конфликтности, умение работать в группе, смену эгоистических установок на альтруистические (забота о товарищах), увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у ребят происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, и конечно, приобщение к художественной литературе.




Список литературы

1. Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001.- №7.- с.3-5.

2. Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.-

М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 с.
3.
Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост. О.Л .Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с.
4.
Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002. – 230 с.
5.
Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с. 
6.
Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32
7.
Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999.- №3.- с.68-70
8.
Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов.- М.: РГДБ,1994. – с.22- 42.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь,

2003.- 2008с.
10.
Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997.- №1.-

с. 40-42. 

11. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия  //Школьная библиотека.-2004.-N 5. - с.53-57.
12.
Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106. 

13. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб: Речь,2007.-168с.

6



Полный текст материала Статья "Создание библиотерапевтической мастерской в школе VIII вида" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алемасова Людмила Павловна  книгочей
13.01.2014 0 5676 532

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК