Программа коррекционного курса "Развитие познавательной деятельности"; 1 класс, обучающиеся с РАС


1.    Пояснительная записка.

Рабочая программа учителя-дефектолога коррекционно-развивающего обучения учащихся 1 класса с расстройствами аутистического спектра составлена на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с расстройством аутистического спектра (вариант 2);
  • а также, с учетом диагностических данных учащихся класса.

Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике образовательного процесса, продуктивного взаимодействия.

Задачи:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития: 

  • -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие навыков каллиграфии; 

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания; 
  • развитие зрительной памяти и узнавания;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 
  • развитие пространственных представлений и ориентации; 
  • развитие временных понятий; 
  • развитие слухового внимания и памяти; 
  • развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

3. Развитие основных мыслительных операций: 

  • формирование навыков относительно анализа; 
  • развитие навыка группировки и классификации; 
  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 
  • формирование умения планировать свою деятельность; 

4. Развитие различных видов мышления.
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6.Развитие речи, владение техникой речи.
7.Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса. 
8.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. 
9.Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений. 

Характеристика обучающихся

Ребёнок с РАС находится в постоянном стрессе от воздействия внешней среды (посторонний шум, свет, требования учителя). Изменение связей между зрительной корой и миндалиной нарушает эмоциональную реакцию ребёнка, что повышает нервную возбудимость, учащенное сердцебиение. И как следствие, постоянное беспокойство. Трудно в таком состоянии видеть предметы и обращать внимание на их свойства, трезво оценивать ситуацию и принимать решения.

Эти дети имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно - временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно - следственных связей.

Внимание страдает в первую очередь. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.

Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и не структурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации невелик.

Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)

Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.

Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.

Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.

2.    Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Личностные результаты:

  • овладение  основными навыками и умениями учебной деятельности;
  • овладение  умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены;
  • развитие  личностных  компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении; 
  • умение ответственно относиться к учебе, соблюдать правила поведения на занятиях, правила общения;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;  
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.  

Метапредметными результатами являются:

  • выполнение произвольных целенаправленных действий;
  • умение действовать по установленным правилам;
  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение ориентироваться в задании;
  • формирование навыка планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесным указанием педагога; 
  • осуществлять самоконтроль и самооценку; 
  • устанавливать причинно-следственные связи; 
  • проводить сравнение, анализ; 
  • обобщать, устанавливать аналогии.

Предметные результаты: 
Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространстве;
  • называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
  • выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
  • составлять простые предложения;
  • анализировать простые закономерности;
  • вычленять в предмете разные качества;
  • сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам;
  • строить простейшие обобщения;
  • складывать узоры по образцу и памяти;
  • переключаться с одного действия на другое.

3.    Содержание коррекционного курса.

Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.

В программе предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по коррекционному курсу, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях  является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: записями в тетрадь, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

Раздел «Развитие речи» предполагает  формированиепассивного и активного словаря,понимание названий предметов и выполнение простых действий, формирование навыка называния предметов, действий, признаков. Формирование умения составлять простые нераспространённые предложения, активизировать моторно-двигательную артикуляцию речевого аппарата.

Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Развитие восприятия глубины пространства. Развитие способности оценивать глубину пространства. Обучение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определение изменения месторасположения, положения относительно других.

Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.

Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление.

Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).

Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Формирование представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. Обучение умению определять время по часам.

Форма и режим занятий:

Решение данных задач осуществляется на индивидуальных занятиях продолжительностью 20 - 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего за год должно быть проведено 33 занятия, из них 4 занятия – диагностические.


Полный текст материала Программа коррекционного курса "Развитие познавательной деятельности"; 1 класс, обучающиеся с РАС смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волосникова Ирина Викторовна  Публикатор
18.08.2020 0 9446 1160

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК