Программа коррекционного курса "Развитие познавательной деятельности"; 1 класс, обучающиеся с РАС
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учителя-дефектолога коррекционно-развивающего обучения учащихся 1 класса с расстройствами аутистического спектра составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с расстройством аутистического спектра (вариант 2);
- а также, с учетом диагностических данных учащихся класса.
Цель: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике образовательного процесса, продуктивного взаимодействия.
Задачи:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и узнавания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие временных понятий;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- формирование навыков относительно анализа;
- развитие навыка группировки и классификации;
- формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- формирование умения планировать свою деятельность;
4. Развитие различных видов мышления.
5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6.Развитие речи, владение техникой речи.
7.Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словарного запаса.
8.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
9.Организация благоприятной социальной среды, которая обеспечила бы соответствующее возрасту общее развитие ребенка, его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование интеллектуальных и практических умений.
Характеристика обучающихся
Ребёнок с РАС находится в постоянном стрессе от воздействия внешней среды (посторонний шум, свет, требования учителя). Изменение связей между зрительной корой и миндалиной нарушает эмоциональную реакцию ребёнка, что повышает нервную возбудимость, учащенное сердцебиение. И как следствие, постоянное беспокойство. Трудно в таком состоянии видеть предметы и обращать внимание на их свойства, трезво оценивать ситуацию и принимать решения.
Эти дети имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно - временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно - следственных связей.
Внимание страдает в первую очередь. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.
Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и не структурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации невелик.
Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)
Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.
Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.
Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.
2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.
Личностные результаты:
- овладение основными навыками и умениями учебной деятельности;
- овладение умениями самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основой личной гигиены;
- развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности, характерной для детей с трудностями в обучении;
- умение ответственно относиться к учебе, соблюдать правила поведения на занятиях, правила общения;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.
Метапредметными результатами являются:
- выполнение произвольных целенаправленных действий;
- умение действовать по установленным правилам;
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение ориентироваться в задании;
- формирование навыка планировать предстоящую работу и выполнять ее в соответствии с наглядным образом или словесным указанием педагога;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- проводить сравнение, анализ;
- обобщать, устанавливать аналогии.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в пространстве;
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;
- составлять простые предложения;
- анализировать простые закономерности;
- вычленять в предмете разные качества;
- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам;
- строить простейшие обобщения;
- складывать узоры по образцу и памяти;
- переключаться с одного действия на другое.
3. Содержание коррекционного курса.
Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода.
В программе предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Это работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по коррекционному курсу, так и на занятиях по другим предметам. Беседа на занятиях является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: записями в тетрадь, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
Раздел «Развитие речи» предполагает формированиепассивного и активного словаря,понимание названий предметов и выполнение простых действий, формирование навыка называния предметов, действий, признаков. Формирование умения составлять простые нераспространённые предложения, активизировать моторно-двигательную артикуляцию речевого аппарата.
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Развитие восприятия глубины пространства. Развитие способности оценивать глубину пространства. Обучение зрительным способом выделять пространственное положение в группе предметов, определение изменения месторасположения, положения относительно других.
Обучение восприятию пространственных отношений между предметами.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках (математика, рисование, лепка, ручной труд и др.).
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Формирование представления о последовательности основных жизненных событий и их продолжительности. Обучение умению определять время по часам.
Форма и режим занятий:
Решение данных задач осуществляется на индивидуальных занятиях продолжительностью 20 - 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего за год должно быть проведено 33 занятия, из них 4 занятия – диагностические.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волосникова Ирина Викторовна
→ Публикатор 18.08.2020 0 9446 1160 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.