Семинар для педагогов школы "Раздельное обучение мальчиков и девочек"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2»
города Рубцовска Алтайского края
658204, г.Рубцовск, ул.Комсомольская, 21,
тел. 3-49-13; 3-84-48, тел/факс: 8 (385-57) 3-49-13
e-mail: kadet2@bk.ru
Семинар
для педагогов школы
Раздельное обучение мальчиков и девочек
Составитель: педагог-психолог
МБОУ КСОШ 2
Байчук Оксана Валерьевна
Рубцовск, 2012
Вводная часть:
Вот уже много лет существуют в нашей школе кадетские взвода и Мариинские классы и очень хочется, чтобы это разделение не было чисто механическим, а действительно учитывались природные психофизиологические особенности и различия мальчиков и девочек.
Перед коллективом нашей школы стоит цель:
- обеспечение, через оптимизацию форм и методов работы, эффективной стратегии развития мальчиков и девочек, наиболее полное интеллектуальное, познавательное, психологическое и личностное развитие детей; создание психологически комфортной обучающей среды.
Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:
Установить какое влияние на умственное развитие, эмоционально-волевую и личностную сферы учащихся может оказать раздельное обучение, учитывающие индивидуально-психологические и половые различия мальчиков и девочек.
Проверить, не оказывает ли разделение класса негативного влияния на взаимоотношения учащихся, а так же на общую психологическую атмосферу в классе.
Сегодня мы проведем традиционный интенсифицированный педагогический совет, в форме: семинара-практикума по теме
Раздельное обучение мальчиков и девочек
Цель работы:
- выделение особенностей организации педагогической деятельности в работе с девочками и мальчиками, что будет способствовать наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей учащихся, в соответствии с половыми психофизиологическими особенностями в рамках единого непрерывного педагогического процесса.
Задачи:
Провести сравнительный анализ отличительных особенностей девочек и мальчиков;
Повысить профессиональную компетентность педагогов, способных качественно выработать и использовать на практике новые подходы и методы раздельного обучения.
I. Диалог с учителями
- Коллеги, перечислите качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик? (Желание учиться, внимательность, трудолюбие, воспитанность, усидчивость).
- Какие качества вы хотели бы видеть у юношей окончивших школу? (Умение принимать самостоятельные решения, быть уверенными в собственных силах, быть целеустремленными, нести ответственность за свои решения, иметь собственное мнение, быть надежными и мужественными).
- Какие качества вы хотели бы видеть у девушек окончивших школу?
(Коммуникабельных, умеющими ладить с людьми, женственными, мягкими, добрыми, скромными, гордыми, с чувством собственного достоинства).
Значит, мы хотим видеть и учить усидчивых, дисциплинированных, покорных учеников, а получить на выходе из школы умеющих принимать самостоятельные решения, уверенных в своих силах, да еще мужественных юношей и женственных девушек. Из бесполых «учеников» не вырастают настоящие мужчины и настоящие женщины – такие, какими бы мы хотели видеть наших детей, коллег и знакомых и тех людей, с которыми сводит нас жизнь.
Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которыми природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек.
II. Вступление
В последние годы в отечественной педагогической науке появилась и начала набирать силу тенденция гуманизации учебно – воспитательного процесса. Мировое педагогическое сообщество объявило гуманизм основополагающим принципом социального прогресса и главной тенденцией развития образования. Внедрение и развитие раздельного обучения выступает как средство гуманизации системы образования.
Дифференциация обучения - это учет индивидуально-типологических особенностей личности через группирование учащихся по этим особенностям и различное построение учебного процесса. В половой дифференциации обучения основанием для разделения является психологические, нейрофизиологические особенности и особенности социального поведения учащихся разного пола. Дифференциация обучения с учетом половых различий предполагает несколько аспектов характеристики – это биологический пол, полоролевые стереотипы, полоролевые нормы, полоролевая идентичность.
В качестве педагогических, психологических и физиологических оснований для раздельного обучения выделяют отличительные особенности мальчиков и девочек в следующих сферах:
Организация мозга;
Межполушарное взаимодействия;
Скорость формирования центральной нервной системы;
Отношение к школе и учебе;
Пространственные, вербальные, математические способности;
Ориентация на взаимоотношения и получение информации;
Выполнение задач шаблонного или нового типа;
Утомляемость;
Неоднородность учебных успехов в течение года;
Мышление, внимание, память;
Отношение к оценке результатов труда;
Причины неуспеваемости;
Предпочтение предметов.
При одной и той же школьной методике, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Дети разного пола двигаются к намеченной цели различными путями. Они равны, но не одинаковы. В свете борьбы за индивидуализацию, дифференциацию, гуманизацию, свободу образования эти выводы вполне законны. Как считается в современной педагогике, только через индивидуальный подход можно добиться наиболее полноценного развития личности ребенка. Гендерно обусловленные индивидуальные особенности детей, безусловно, заслуживают внимания учителей, заинтересованных в формировании всесторонне развитой личности. Гуманизация подразумевает учет потребностей и запросов каждого ребенка, соблюдение его прав на адекватное его особенностям поведение педагога. Наиболее удобно соблюдать этот принцип при создании однополых учебных коллективов, позволяющих не только учителям ориентироваться на определенный пол, но и детям находиться в более комфортных с психологической точки зрения условиях.
Наша задача определение наиболее эффективных приемов и методов обучения и воспитания с учетом знаний о психофизиологических отличительных особенностях мальчиков и девочек, создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно развиваться в системе социальных отношений, повысить самооценку, понять свои специфические полообусловленные психофизиологические особенности. Также развитие и распространение раздельного обучения может стать одним из средств борьбы с моральным разложением общества, получающим начало в период обучения в школе, особенно в период переходного возраста.
Преимущества раздельного обучения:
Более полная индивидуализация и гуманизация образования;
Сосредоточенность на учебном процессе;
Отсутствие отвлекающих факторов;
Учет психологических и физиологических особенностей учащихся при построении учебного процесса;
Психологический комфорт для учителя и учащихся;
Раскрепощенность;
Развитие лидерских качеств;
Улучшение дисциплины, отношения к учебе и школе;
Выработка правильного отношения к вопросам брака;
Улучшение отношения к противоположному полу;
Освобождение от стереотипов традиционно «мужских» или «женских» предметов.
III. Сообщение результатов проведенных исследований
Была проведена исследовательская работа с учащимися 7 и 8 классов.
Проводилось изучение основных тенденций и ценностей подростков.
Детям был предложен ряд животных, каждый ребенок должен сделать выбор, каким животным хотел бы стать, если бы мог в него превратиться, и почему.
Вот представлен список животных, с которыми учащиеся могли себя идентифицировать и их характеристика.
идентификация |
«характеристика» |
мышь |
Выбирается в исключительных случаях, обоснования выбора содержат признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации. |
червяк |
Выбирается в исключительных случаях. |
змея |
Потребность в значительной агрессивности или ответная, резко оборонительная позиция. |
заяц |
Выбирается по причине подвижности, потребность в движениях, активности. Потребность вызывать удивление, быть красивым, потребность свободы. |
орел |
Потребность в свободе, в доминировании, частично агрессивная и защитная позиция. Потребность быть полезным, признание исключительности. |
тигр |
Потребность в физической силе, исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать, потребность вызывать чувство страха. |
лев |
Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости, потребность в силе, потребность в свободе, независимости. |
олененок |
Потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным, потребность в безопасности, материнской защите. |
собака |
Потребность быть полезным, помогать людям, заботится о других, защищать, охранять. Потребность в красивом виде, быть смелым, агрессивная позиция или защитная позиция, потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности. |
кошка |
Потребность быть полезным, привлекательным, красивым. Потребность в ласке, защите. Потребность в безопасности, доме. |
птичка |
Потребность свободы, независимости, в уверенности, избегать опасности. Потребность приносить радость, во впечатлениях, в познании. |
обезьяна |
Потребность в физической ловкости, радости движения, игривости, активности. «Клоунская» позиция, потребность быть на виду, быть милым, привлекательным. |
-
идентификация
7 «г»
девочки
%
7 «б»
мальчики
%
8 «в»
девочки
%
8 «а»
мальчики
%
мышь
0
1
0
0
червяк
0
0
0
0
змея
3
7
3
5
заяц
7
1
5
2
орел
9
31
19
27
тигр
3
19
8
23
лев
11
23
5
25
олененок
10
0
8
1
собака
15
1
10
6
кошка
26
10
28
4
птичка
13
3
12
5
обезьяна
1
3
0
1
Объяснения детей своего выбора
|
девочки |
мальчики |
кошка |
Мягкая, ласковая, внимательная. С виду белая, пушистая, но в нужный момент может выпустить когти. Не прикосновенная, это частичка женственности |
Свободная, добрая, умная, шустрая. Выбрал потому, что ей не надо ничего делать. |
собака |
Добрая, ласковая, друг, дружба. |
|
олененок |
Слабый, беззащитный, нежный, интересный, загадочный, аккуратный. |
|
орел |
Умеет постоять за себя, независимый, гордый, добивается своей цели. |
Легкий в работе, гордый, мудрый. |
птица |
Доверчивая, изящная, вольная. |
Свобода. |
тигр |
Красивый, спокойный, гордый. |
Кровожадный, красивый, сильный, быстрый, мощный. |
лев |
|
Беспощадный, сильный, мужественный, отважный. |
Мы ярко видим что, что основные тенденции и ценности мальчиков и девочек различны.
Методика диагностики типа школьной мотивации
Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании. Учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6 - 8-х классах.
Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации для девочек и мальчиков – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим.
Детям было предложено ответить на вопросы касающихся учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке, при ответе «да» начислялся 1 балл, при ответе «нет» - 0, то есть баллы не начислялись. Подсчитывалась сумма баллов в каждом столбце:
При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:
1-й столбец – шкала 1а
2-й столбец - шкала 1б
3-й столбец – шкала 2
4-й столбец – шкала 3
5-й столбец – шкала 4а
6-й столбец – шкала 4б
7-й столбец – шкала 4в
8-й столбец – шкала 5а
9-й столбец – шкала 5б
10-й столбец – шкала 6
11-й столбец – шкала 7
12-й столбец – шкала 8
13-й столбец – шкала 9
шкала |
|
Интерпретация шкал |
7 «г» |
7 «б» |
8 «в» |
8 «б» |
1а |
Престижность учебы в классе |
Показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность.
|
38 |
23 |
28 |
27 |
1б |
Престижность учебы в семье |
Показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность
|
35 |
53 |
42 |
42 |
2 |
Познавательный интерес |
Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Он получает удовольствие от самого процесса открытия нового. |
33 |
28 |
35 |
29 |
3 |
Мотив достижения |
Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного. Они учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое. |
40 |
27 |
37 |
28 |
4а |
Мотив социального одобрения (одноклассниками) |
Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников. |
43 |
36 |
42 |
29 |
4б |
Мотив социального одобрения (педагогами) |
Показывает значимость для учащегося одобрения и внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.
|
41 |
44 |
42 |
36 |
4в |
Мотив социального одобрения (родителями) |
Показывает значимость для учащегося одобрения и внимания к его учебным успехам со стороны родителей.
|
37 |
58 |
38 |
43 |
5а
|
Боязнь наказания со стороны школы |
Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным. |
49 |
46 |
42 |
35 |
5б |
Боязнь наказания со стороны семьи |
Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным. |
43 |
47 |
28 |
40 |
6 |
Осознание социальной необходимости |
Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком, он учится прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего. |
49 |
54 |
58 |
44 |
7 |
Мотив общения |
Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками, он заинтересован прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации. |
47 |
62 |
42 |
34 |
8 |
Внеучебная школьная мотивация |
Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе( концерты, праздники), а не в посредственно урочной деятельности |
32 |
48 |
30 |
27 |
9 |
Мотив самореализации |
Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя. |
41 |
45 |
40 |
25 |
Подсчитан и сравнен средний результат в 7 «г» и 7 «б» классах;
в 8 «б» и 8 «в» классах.
Исходя из преобладающего у детей типа мотивации, можно и нужно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые активные механизмы.
Проведенное исследование показало, что ведущим мотивом для девочек 7 класса является престижность учебы в классе, значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. У девочек высокий показатель по шкале мотивация достижения, она показывает выраженность желания быть лучшей, осознавать себя как способной и умной. Они учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.
У ребят в 7 «б» взводе ярко выражен мотив одобрения и внимания к его учебным успехам со стороны родителей. А так же большие баллы по шкале № 7 Мотив общения, показывает выраженность у ребят мотивации на общение со сверстниками, они прежде всего заинтересованы в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации. Это говорит, что педагогам необходимо включать как можно больше интерактивных методов обучения.
Если проанализировать результаты диагностики поведенной в 8 классах, то получились такие результаты:
У девочек высокие показатели по шкалам познавательный интерес, мотивация достижения, осознание социальной необходимости, мотив самореализации, т. е. учебная деятельность как ведущая сфера самореализации, места, где можно заявить о себе, развивать себя. Выражено стремление быть образованным человеком, они осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
У ребят можно отметить большие баллы по следующим шкалам мотив одобрения родителями, боязнь наказания со стороны семьи, показывает значимость порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным а так же большое значение имеет одобрения и внимание к его учебным успехам со стороны родителей.
Методика социометрии, позволила изучить эмоциональные связи детей в классе. Ребятам было предложено записать 3 фамилии одноклассников, которых они ценят, уважают, хотели бы близко общаться и дружить. По каждому классу построена социограмма.
Проведя социометрические исследования, мы увидели такую картину в классах, где обучаются девочки лидеры набрали большое количество баллов, например в 8 «в» классе 10 выборов из 21 человека; в 7 «г» 13 из 19 человек, но и оказалось большое количество не принятых детей. Хотя девочки между собой общаются и дружат, но выбрали они не своих подружек, а явного лидера в классе. (одну, двух девочек).
В классе у мальчиков совсем другая картина: у них большое количество взаимовыборов. А не принятых ребят в классе: в 8»б» - 2 человека, в 7 «б» - 3 человека. Т. е. и отношения детей разного пола в коллективе строятся по-разному
4. Фрагмент урока
Обсуждение.
- Перечислите отличия в работе мальчиков и девочек, которые вы увидели сейчас и которые вы наблюдаете на своих занятиях, во время перемен. Различия в поведении своих разнополых детей.
(мальчикам трудно высказать мысль, девочки более аккуратны …)
Проанализировав результаты диагностики, ваши наблюдения были выделены особенности мальчиков и девочек.
Особенности мальчиков:
- мальчики занимают активную позицию;
- требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;
- им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;
- очень важен конечный результат их работы;
- у них менее развито произвольное внимание;
- они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;
- легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;
- к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;
- они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;
- готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;
- по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
- им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
- чистота и аккуратность – не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
- мальчики дольше, чем девочки входят в работу;
- любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
- лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
- в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
- мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
- звонок на урок – это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них – сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков – святое дело;
- главное – собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению.
- дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при столкновении должны дать сдачи – это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
- не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
- не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
- обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
- в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
- мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.
Особенности девочек:
- урок в классе девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
- они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
- им легче дается фонетический разбор, разбор предложения;
- они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
- им труднее даются геометрия, география, история – то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
- получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» - и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
- если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
- на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы это не проходили»;
- не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;
- им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время для оформление работы;
- у девочек быстро происходит выбор лидера;
- если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
- девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил;
- они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
- звонок на урок для девочек – сигнал к началу работы. Звонок с урока – сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
- в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;
- мышление словесно - логическое;
- речь грамматически правильная;
- легко запоминают длинные тексты.
Для самостоятельной работы Вам будет предложено заполнить таблицу, где вы напишите особенности организации педагогического
процесса в работе с мальчиками и девочками. В 9 пункте нужно поставить «+» в колонку под названием «мальчики» или «девочки», с кем в работе, по вашему мнению, тот или иной метод обучения будет более эффективен и продуктивен.
Особенности организации педагогического процесса
№ |
|
мальчики |
девочки |
1 |
Темп подачи материала |
Высокий |
Неспешный, Размеренный |
2 |
Объем новой информации |
Широкий спектор |
Дозированный |
3 |
Количество повторений |
Минимум |
Достаточное |
4 |
Эмоциональная подача материала |
Дозированная эмоциональность |
Ярко окрашена |
5 |
Подход к формулированию правил |
Через практические действия |
Через речевые навыки |
6 |
Оценка деятельности |
Конструктивная оценка |
Эмоционально окрашена |
7 |
Методы проверки знаний |
Устный опрос. Не любят самопроверки. |
Письменные опросы без времени. Любят самопроверки. |
8 |
Трудные задания |
Описание практических заданий |
С картинками. Самостоятельная работа. |
9 |
Методы обучения: А) объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает готовую информацию, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее)
Б) репродуктивные методы (способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков( через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу).
В) частично-поисковые методы (используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем).
Г) исследовательские методы (способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем).
Д) словесные методы (объяснение, рассказ, изложение).
Е) наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков).
Ж) опыты (самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различными оборудованием).
|
«+»
«+»
«+»
|
«+»
«+» |
Особенности организации педагогического процесса
№ |
|
мальчики |
девочки |
1 |
Темп подачи материала |
|
|
2 |
Объем новой информации |
|
|
3 |
Количество повторений |
|
|
4 |
Эмоциональная подача материала |
|
|
5 |
Подход к формулированию правил |
|
|
6 |
Оценка деятельности |
|
|
7 |
Методы проверки знаний |
|
|
8 |
Трудные задания |
|
|
9 |
Методы обучения:
А) объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает готовую информацию, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее)
Б) репродуктивные методы (способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков( через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу).
В) частично-поисковые методы (используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем).
Г) исследовательские методы (способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем).
Д) словесные методы (объяснение, рассказ, изложение).
Е) наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков).
Ж) опыты (самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различными оборудованием).
|
|
|
Рекомендации:
Особенности организации педагогического процесса
Для мальчиков:
Высокий темп подачи материала;
Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
Большое количество нестандартных, логических заданий;
Минимизированное количество повторений пройденного материала;
Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
Использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
Дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
Подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
Необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.
Для девочек:
Неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
Достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
Дозирование объема и разнообразия новой информации;
Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
Подход к формулированию правил через речевые навыки;
Изучение правил и обучение применению их на практике;
Использование большого количества наглядного материала на уроке;
Обучение с опорой на зрительную память;
Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.
Экспресс – диагностика (рефлексия)
«Березка осенью»
Цель: получить ответ на актуальный вопрос
«Как Вы считаете, мы добились поставленных целей, нам удалось убедить Вас в необходимости использовании в работе с девочками и мальчиками разных методов и приемов?»
Материал: на листе ватмана нарисован ствол березы с ветками; из самоклеющейся бумаги нарезаны листики желтого цвета.
Инструкция: Осенью природа преображается. Березка надела свой золотой наряд (звучит вопрос) Если «да» - то приклейте желтый листок к любой ветке, если «нет» - то к подножию березки.
Итог:
- Мы видим наглядно, что цели нашего семинара достигнуты.
Хочется надеяться, что результатом нашей работы будет молодой человек, выпускник нашей школы, наделенный такими качествами как самостоятельность, уверенность в себе, мужественность. А выпускница будет обладать такими качествами, как общительность, умение преподнести себя в обществе и т.д.
Список литературы
Агеев, В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов /В.С.Агеев //Вопросы психологии. - №2. - С.152-157.
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. М.: Линка - пресс, 1998.
Ерофеева Н. В классе мальчики и девочки: Как их учить?/ . Ерофеева //Народное образование. - 2001. - №2. - С.169 - 171.
Ефремов К., Он и она: мобильность и стабильность/ К.Ефремов, Н.Ефремова // Народное образование. - 2003. - №6. - С.93 - 96.
Козловская Г. В. Совместное обучение привело к нивелировке полов:
/Г.В.Козловская // Народное образование. - 2002. - №1. - С. 147 - 153.
Кон И. С. Психология половых различий /С. И. Кон//Вопросы психологии. - 1982. - №2. - С. 154 - 159.
Кузовлев, В. П., Лапа Н. М., Перегудова Э.Ш. Книга для учителя к учебнику английского языка для 5 класса. М.: Просвещение, 1997.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Байчук Оксана Валерьевна
→ 12345Оксана 20.11.2012 0 4425 562 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.