Программа индивидуального развития воспитанника детского дома. Младший школьный возраст


Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №23 Петроградского района Санкт-Петербурга.




Программа

Индивидуального развития

воспитанника детского дома

Направление работы «Общение»

Младший школьный возраст (8-10 лет)





Автор – составитель

Кузнецова Анастасия Игоревна

воспитатель

высшей кв. категории










Санкт-Петербург

2010 г

Пояснительная записка

Актуальность программы связана с тем, что на протяжении всей жизни человек общается с другими, является членом различных малых и больших групп. Значимость этой сферы для него существенна всегда, однако научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.

Программа актуальна, т.к. для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья обучение общению представляет большую значимость. Если ребёнок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нём.

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.

Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.

Общение и отношения человека взаимосвязаны, вместе с тем, отражают различные психологические реальности. Так, общение рассматривается как форма взаимодействия, контактирования людей, отношения – как связь, которая может существовать до и после взаимодействия, т.е. когда общения нет. Вместе с тем, отношения человека существенно влияют на общение и проявляются в нём. Так, то или иное отношение к самому себе, например, неуверенность, будет затруднять вступление в контакт, проявляться, например, в формах неуверенной просьбы или неуверенного отказа. Отношение к другим людям, например, пренебрежительное, заносчивое, проявляется в соответствующей форме коммуникации – неоправданной требовательности, высокомерности, стремлении занимать позицию «сверху». В процессе общения отношения могут закрепляться либо изменяться, они также являются результатом общения.

В ходе реализации программы предполагается повлиять на эффективность и эмоциональную благоприятность жизни ребёнка в «мире людей», поэтому планируется работа в двух взаимодействующих, взаимосвязанных, но и различных направлениях – развитие ребёнка как субъекта общения и как субъекта отношений к самому себе и другим людям.


Цель:

Способствовать развитию ребёнка как субъекта общения, субъекта отношения к самому себе и к другим людям.

Задачи:

1. Обеспечение личного опыта успешного общения и принятия, сопереживания, соучастия со сверстниками.

2. Формирование потребности в общении и овладение базовыми и процессуальными коммуникативными умениями.

Среди базовых коммуникативных умений учащихся начальной школы выделяются:

  • Приветствие и прощание

  • Обращение

  • Просьба о поддержке, помощи, услуге

  • Оказание поддержки, помощи, услуги

  • Благодарность

  • Отказ

Среди процессуальных коммуникативных умений выделяются:

  • Говорить перед другими

  • Слушать других

  • Сотрудничать

  • Управлять (командовать)

  • Подчиняться


3. Развитие эмоциональной сферы.

- развитие представлений о чувствах и эмоциях, знание слов, обозначающих эмоции и чувства, знакомство с ситуациями, когда они возникают;

- развитие умения понимать эмоции других людей;

4. Формирование самоуважения и самопринятия, т.е. положительных чувств и эмоций к самому себе.

Ожидаемый результат: развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Доверительные отношения в коллективе сверстников.


Основные принципы программы

  • Принцип  гуманизма предполагает уважение к ребенку, к его правам и свободам, терпимость к недостаткам ребенка, добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность; возможность ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; учет интересов, потребностей и способностей каждого ребенка.

        • Принцип природосообразностипредполагает учет половозрастных особенностей воспитанников.

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт индивидуальных особенностей воспитанников в процессе обучения с целью активного управления ходом развития их возможностей.

  • Принцип доступности знаний и умений детям с ограниченными возможностями здоровья.

  • Основные методы работы по реализации программы:


  • наблюдение

  • диагностирование

  • психологические тренинги

  • индивидуальные занятия

  • беседы

  • упражнения

  • инсценировки

  • дидактические игры

  • игры, конкурсы, праздники

  • модули

  • коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов


Сроки и этапы реализации программы

Октябрь 2010 – май 2012 гг. 

Информационно-аналитический

октябрь 2010  - декабрь 2010

Диагностический

январь 2011 - февраль 2011

Коррекционно-развивающий

март 2011 – апрель 2012 г

Итоговый контроль

май 2012 г.


I.Подготовительный этап


Цель: сбор информации о ребёнке.

Направление работы

Сроки

1.Изучение документации

(личное дело, медицинская карта, карта индивидуального сопровождения)

Октябрь 2010

2. Комплексное обследование

здоровья

По графику

3.Логопедическое обследование

Октябрь - ноябрь 2010

4.Психологическое обследование

Октябрь - декабрь 2010


II этап. Диагностический

Цель: изучение эмоционально-личностной сферы, индивидуальных особенностей ребёнка.


Направление работы

Сроки

Диагностика форм общения (по М.И.Лисиной)

Январь, 2011

Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии

Февраль, 2011

Итоги диагностики

Февраль, 2011


III этап. Коррекционно-развивающий

Цель: реализация индивидуальной программы развития

Сроки проведения: март 2011 – март 2012

п\п

Цель воспитательной деятельности

Формы и виды работы

1.

Создание условий для более близкого знакомства детей.

Игры: «Клубочек», «Ветер дует на…»

Упражнения: «Давайте познакомимся», «Назови по имени», «Что я люблю делать?», «Имя и движение», «Тебя зовут…Ты любишь…»

2.

Развитие межличностного общения в группе.

Упражнения: «Сочиняем сказку»,

«Комплимент», «Как мы знаем сказки», «Мой рисунок вчетвером»

Игры: «Конспиратор», «Закончи предложение»

Час общения «Добрые слова о моей игрушке»

Групповое пение: «Улыбка», «Дружба»

Модули: «Командное дело» (Сказки), «Варежки», «Телефон», «Командный рисунок»

3.

Развитие коммуникативных умений.

Модули: «Здравствуйте!», «Разговор по телефону», «Прошу тебя…», «Снегурочка»

Этюды: «До свидания!»

Упражнения: «Вежливые слова», «Розовое слово “привет”», «Магазин вежливых слов», «На улице», «Иностранец», «Интервью»

Игры: «Пожалуйста!», «Испорченный телефон»

Творческие игры: «Страна вежливости», «Алло! Алло!»

Игры-драматизации: «Добрый день!», «Телефон»

Беседа «Как тебя называют»

Дидактические игры: «Умей извиняться», «Телефонный разговор»

4.

Формирование умения решать возникающие проблемы мирным способом.

Коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключения Кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

Инсценировка «Мы – дружные ребята»

5.

Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, взрослых).

Упражнения: «Хороший поступок», «Лужа», «Так будет справедливее»

Рисование на тему «Мой хороший поступок»

Модуль «Что чувствуют другие?»

Чтение, обсуждение и инсценировка сказки Братьев Гримм «Заяц и Ёж»

Обсуждение жизненных ситуаций

Просмотр видеофильма “Внимание, черепаха”.

6.

Развитие положительной самооценки, самоорганизации.

Модули: «Это Я», «Моя лесенка успехов», «Комплимент»

Игры: «Кто Я?»

Упражнение «Закончи предложение»

Чтение, пересказ и обсуждение сказки «Это что за птица?»

7.

 

 

Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.


Модуль «Это мы»

Упражнение «Пожелания»

Игры и упражнения по желанию

Социометрия





Литература


1.Агафонова И.Н. Программа « Я и Мы » Уроки общения для детей 6-10 лет Санкт-Петербург 2003г.


2.Арджакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (1-й год обучения)/ Под ред. И.В.Вачкова.- М.: Ось-89,2003


3.Арджакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (2-й год обучения)/ Под ред. И.В.Вачкова.- М.: Ось-89,2004

4.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.

5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.

6.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь,2003

7.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Пособие для учителя


8.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-4, М.,1998-2000


9.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Санкт-Петербург 2004г.

10.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону, 2003.






Полный текст материала Программа индивидуального развития воспитанника детского дома. Младший школьный возраст смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Анастасия Игоревна  prettypearl
18.11.2013 0 12918 895

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК