Программа индивидуального развития воспитанника детского дома. Младший школьный возраст
Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья №23 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Программа
Индивидуального развития
воспитанника детского дома
Направление работы «Общение»
Младший школьный возраст (8-10 лет)
Автор – составитель
Кузнецова Анастасия Игоревна
воспитатель
высшей кв. категории
Санкт-Петербург
2010 г
Пояснительная записка
Актуальность программы связана с тем, что на протяжении всей жизни человек общается с другими, является членом различных малых и больших групп. Значимость этой сферы для него существенна всегда, однако научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.
Программа актуальна, т.к. для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья обучение общению представляет большую значимость. Если ребёнок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научится жить в нём.
Общение имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка, для становления ребёнка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у ребёнка умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе. Следовательно, общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через взаимодействие с другими людьми.
Общение и отношения человека взаимосвязаны, вместе с тем, отражают различные психологические реальности. Так, общение рассматривается как форма взаимодействия, контактирования людей, отношения – как связь, которая может существовать до и после взаимодействия, т.е. когда общения нет. Вместе с тем, отношения человека существенно влияют на общение и проявляются в нём. Так, то или иное отношение к самому себе, например, неуверенность, будет затруднять вступление в контакт, проявляться, например, в формах неуверенной просьбы или неуверенного отказа. Отношение к другим людям, например, пренебрежительное, заносчивое, проявляется в соответствующей форме коммуникации – неоправданной требовательности, высокомерности, стремлении занимать позицию «сверху». В процессе общения отношения могут закрепляться либо изменяться, они также являются результатом общения.
В ходе реализации программы предполагается повлиять на эффективность и эмоциональную благоприятность жизни ребёнка в «мире людей», поэтому планируется работа в двух взаимодействующих, взаимосвязанных, но и различных направлениях – развитие ребёнка как субъекта общения и как субъекта отношений к самому себе и другим людям.
Цель:
Способствовать развитию ребёнка как субъекта общения, субъекта отношения к самому себе и к другим людям.
Задачи:
1. Обеспечение личного опыта успешного общения и принятия, сопереживания, соучастия со сверстниками.
2. Формирование потребности в общении и овладение базовыми и процессуальными коммуникативными умениями.
Среди базовых коммуникативных умений учащихся начальной школы выделяются:
Приветствие и прощание
Обращение
Просьба о поддержке, помощи, услуге
Оказание поддержки, помощи, услуги
Благодарность
Отказ
Среди процессуальных коммуникативных умений выделяются:
Говорить перед другими
Слушать других
Сотрудничать
Управлять (командовать)
Подчиняться
3. Развитие эмоциональной сферы.
- развитие представлений о чувствах и эмоциях, знание слов, обозначающих эмоции и чувства, знакомство с ситуациями, когда они возникают;
- развитие умения понимать эмоции других людей;
4. Формирование самоуважения и самопринятия, т.е. положительных чувств и эмоций к самому себе.
Ожидаемый результат: развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Доверительные отношения в коллективе сверстников.
Основные принципы программы
Принцип гуманизма – предполагает уважение к ребенку, к его правам и свободам, терпимость к недостаткам ребенка, добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность; возможность ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели; учет интересов, потребностей и способностей каждого ребенка.
Принцип природосообразности – предполагает учет половозрастных особенностей воспитанников.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт индивидуальных особенностей воспитанников в процессе обучения с целью активного управления ходом развития их возможностей.
Принцип доступности знаний и умений детям с ограниченными возможностями здоровья.
Основные методы работы по реализации программы:
наблюдение
диагностирование
психологические тренинги
индивидуальные занятия
беседы
упражнения
инсценировки
дидактические игры
игры, конкурсы, праздники
модули
коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов и фильмов
Сроки и этапы реализации программы
Октябрь 2010 – май 2012 гг.
Информационно-аналитический |
октябрь 2010 - декабрь 2010 |
Диагностический |
январь 2011 - февраль 2011 |
Коррекционно-развивающий |
март 2011 – апрель 2012 г |
Итоговый контроль |
май 2012 г. |
I.Подготовительный этап
Цель: сбор информации о ребёнке.
Направление работы |
Сроки |
1.Изучение документации (личное дело, медицинская карта, карта индивидуального сопровождения) |
Октябрь 2010 |
2. Комплексное обследование здоровья |
По графику |
3.Логопедическое обследование |
Октябрь - ноябрь 2010 |
4.Психологическое обследование |
Октябрь - декабрь 2010 |
II этап. Диагностический
Цель: изучение эмоционально-личностной сферы, индивидуальных особенностей ребёнка.
Направление работы |
Сроки |
Диагностика форм общения (по М.И.Лисиной) |
Январь, 2011 |
Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии |
Февраль, 2011 |
Итоги диагностики |
Февраль, 2011 |
III этап. Коррекционно-развивающий
Цель: реализация индивидуальной программы развития
Сроки проведения: март 2011 – март 2012
№ п\п |
Цель воспитательной деятельности |
Формы и виды работы |
1. |
Создание условий для более близкого знакомства детей. |
Игры: «Клубочек», «Ветер дует на…» Упражнения: «Давайте познакомимся», «Назови по имени», «Что я люблю делать?», «Имя и движение», «Тебя зовут…Ты любишь…» |
2. |
Развитие межличностного общения в группе. |
Упражнения: «Сочиняем сказку», «Комплимент», «Как мы знаем сказки», «Мой рисунок вчетвером» Игры: «Конспиратор», «Закончи предложение» Час общения «Добрые слова о моей игрушке» Групповое пение: «Улыбка», «Дружба» Модули: «Командное дело» (Сказки), «Варежки», «Телефон», «Командный рисунок» |
3. |
Развитие коммуникативных умений. |
Модули: «Здравствуйте!», «Разговор по телефону», «Прошу тебя…», «Снегурочка» Этюды: «До свидания!» Упражнения: «Вежливые слова», «Розовое слово “привет”», «Магазин вежливых слов», «На улице», «Иностранец», «Интервью» Игры: «Пожалуйста!», «Испорченный телефон» Творческие игры: «Страна вежливости», «Алло! Алло!» Игры-драматизации: «Добрый день!», «Телефон» Беседа «Как тебя называют» Дидактические игры: «Умей извиняться», «Телефонный разговор» |
4. |
Формирование умения решать возникающие проблемы мирным способом. |
Коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов «Приключения Кота Леопольда», «Зима в Простоквашино». Инсценировка «Мы – дружные ребята» |
5. |
Учить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, взрослых). |
Упражнения: «Хороший поступок», «Лужа», «Так будет справедливее» Рисование на тему «Мой хороший поступок» Модуль «Что чувствуют другие?» Чтение, обсуждение и инсценировка сказки Братьев Гримм «Заяц и Ёж» Обсуждение жизненных ситуаций Просмотр видеофильма “Внимание, черепаха”. |
6. |
Развитие положительной самооценки, самоорганизации. |
Модули: «Это Я», «Моя лесенка успехов», «Комплимент» Игры: «Кто Я?» Упражнение «Закончи предложение» Чтение, пересказ и обсуждение сказки «Это что за птица?» |
7.
|
Обобщение и закрепление полученных знаний и навыков.
|
Модуль «Это мы» Упражнение «Пожелания» Игры и упражнения по желанию Социометрия |
Литература
1.Агафонова И.Н. Программа « Я и Мы » Уроки общения для детей 6-10 лет Санкт-Петербург 2003г.
2.Арджакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (1-й год обучения)/ Под ред. И.В.Вачкова.- М.: Ось-89,2003
3.Арджакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука: Начальная школа (2-й год обучения)/ Под ред. И.В.Вачкова.- М.: Ось-89,2004
4.Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
6.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь,2003
7.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Пособие для учителя
8.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1-4, М.,1998-2000
9.Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Санкт-Петербург 2004г.
10.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону, 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Анастасия Игоревна
→ prettypearl 18.11.2013 0 12918 895 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.