Конспект познавательно-развивающего занятия "Бурлаки на Волге"
Государственное казённое учреждение
социального обслуживания Ярославской области
Рыбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Наставник»
Методическое отделение
Конспект
познавательно-развивающего занятия
для учащихся 1-4 класса
«Бурлаки на Волге»
Работу выполнила:
Егорова Надежда Константиновна,
методист ГКУ СО ЯО СРЦ «Наставник»
г. Рыбинск,
2016
Пояснительная записка
Данное занятие является одним из цикла совместных мероприятий Рыбинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник» и Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в рамках программы: «В музей всей семьей!».
Познавательно-развивающая программа для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста проходит на базе Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, что способствует более эмоциональному и насыщенному восприятию детьми предложенного материала по изучению истории родного края.
Планируя занятия, я учитывала возрастные особенности детей младшего школьного возраста: наглядно-образное мышление, формирование образно-схематического мышления с элементами логического; достаточную сформированность активной речи; развитое целенаправленное запоминание и начало формирования произвольного запоминания. Общение с взрослыми и сверстниками в этом возрасте носит познавательный характер. Взрослый также интересен младшему школьнику как партнер по игре. Что касается игровой деятельности, то дети данного возраста уже умеют согласовывать свое поведение в соответствии с ролью и игровой ситуацией.
Музей, накапливая опыт предыдущих поколений, отраженный в материальной культуре, обладает всеми возможностями для обогащения культурно-эстетического и нравственного развития несовершеннолетних. Подлинные предметы народной культуры, памятники являются ведущими средствами взаимодействия воспитанников с взрослыми в ходе занятия. Неисчерпаемость, новизна смыслов, новизна предметной среды создают прекрасные условия и возможности для развития познавательной и творческой сфер ребенка.
Занятия в стенах музея являются новой арт-терапевтической разработкой в социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Занятия основаны на терапевтическом и корригирующем действии художественной формы и эстетических чувств, и включают в себя арт-терапевтические приемы, музыкотерапию и терапию игрой.
Участникам занятий предлагается активное взаимодействие в ходе занятия, которое предполагает:
Получение новых знаний, обогащение опыта взаимодействия.
Доброжелательную, мягкую среду общения.
Использование доступных средств художественной экспрессии, позволяющих получить удовлетворение от деятельности, повысить самооценку.
Цель: Сообщить воспитанникам знания об историческом прошлом родного города.
Задачи:
развитие познавательного интереса;
приобщение к музейной культуре;
создание условий для развития творческого потенциала;
содействие социализации детей;
развитие интеллектуальной сферы;
развитие произвольного поведения, навыков саморегуляции;
развитие коммуникативных способностей;
создание условий для сплочения детского коллектива.
Условия проведения занятия:
Курс занятий. Предполагается проводить занятия в течение учебного года. Занятия делятся на 3 блока:
«Город и горожане»
«Дом и семья»
«Народные умельцы»
Длительность занятия – 40 - 45 минут, в зависимости от возраста и уровня подготовленности участников;
Формы и методы работы:
Учитывая познавательную специфику музея, важным представляется включение в программу развивающих форм, экскурсий, использование методов театрализации, игровых приемов, активное использование визуального и музыкального ряда, свободное рисование, что позволяет эмоционально обогатить и сделать легче запоминаемым предлагаемый воспитанникам материал.
Материалы и оборудование:
Игровой ряд: канат, картуз, пояс, уменьшенные ксерокопии старинных денег, миска, ложка.
Изобразительные средства: листы бумаги в виде кругов, квадратов, треугольников и стандартные формы А4; наборы фломастеров, карандашей, восковых мелков;
Визуальный ряд: модели судов, фотомонтаж о бурлаках, виды волжских пристаней;
Музыкальный ряд: записи инструментальной музыки «Шум прибоя», магнитофон.
Предварительная работа: рассказ о музее, знакомство с правилами поведения в музее, правилами поведения в общественных местах, инструктаж по технике безопасности на улицах и дорогах города.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Знакомство.
Войдя в здание музея, дети здороваются с сотрудниками и,
в сопровождении воспитателя, проходят в гардероб. Раздевшись, ребята присаживаются на диванчик и воспитатель с ребятами вспоминают правила поведения в музее:
в музее нужно вести себя спокойно, тихо, не бегать, разговаривать
тихим голосом;
экспонаты и музейные ценности, которые мы сегодня увидим очень
древние, а потому очень хрупкие. От прикосновения рук они могут повредиться или испортиться. Поэтому, ребята, мы не станем трогать их руками;
экскурсовод, будет рассказывать нам все самое интересное и
важное, поэтому, мы будем слушать тихо, внимательно, стараться запомнить как можно больше. Во время рассказа экскурсовода перебивать не следует, а все вопросы, которые у нас появятся в ходе экскурсии, мы зададим в конце занятия.
Вступительное слово экскурсовода.
Рассказ о Рыбинске – столице бурлаков.
Посещение экспозиции «Судоходство», знакомство с видами судов и способами их передвижения.
Игра «Корабль и ветер»
Цель: настроить группу на рабочий лад.
Представьте себе, что мы плывем на волнах под парусом. Но, вдруг, наш парусник остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, а теперь шумно выдохните через рот. И пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет наш парусник. Давайте попробуем еще раз.
Рассказ о бурлаках, их образе жизни и тяжком труде.
После рассказа экскурсовода, воспитатель проводит блок игр с детьми.
Педагог: Труд бурлаков был очень тяжек, поэтому на такую работу годились только сильные и выносливые люди. Во время найма на работу богатые купцы устраивали для работников игры-состязания. Соревновались как один - на один, так и артель- на артель. И сейчас мы с вами поиграем в самую настоящую бурлацкую игру.
«Перетягивание каната»
Цель: снять излишнюю двигательную активность
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и объединиться в бурлацкие артели. Артели встают напротив друг друга, берут в руки концы каната и по команде начинают тянуть.
Игра-драматизация «Бурлаки на Волге»
Педагог предлагает детям одеть на себя некоторые элементы
одежды бурлаков (жилеты, пояса, шапки).
Выходит Купец (переодетый экскурсовод) и набирает бурлацкую артель, «заплатив бурлакам задаток», объясняя по ходу игры, как формировалась бурлацкая артель, и кто из участников какую роль будет выполнять (роли назначаются по желанию детей).
Педагог помогает детям выстроиться в нужном порядке, взяв на себя игровую роль «главного» бурлака («Шишки»).
Когда «артель» выстроилась в нужном порядке, педагог
объясняет команды и способ передвижения бурлаков по «берегу».
Дети «тянут» воображаемое судно с грузом под команды «шишки»: по команде «сено» все делают шаг вперед по ходу движения правой ногой, а по команде «солома» - подтягивают левую ногу, имитируя движения подтягивания тяжелого груза. Таким образом, дети передвигаются по комнате, пока «шишка» не скомандует привал.
Рассказ экскурсовода о том, чем занимались бурлаки на привале,
какой быт вели, какую пищу ели; рассказывает о бурлацкой похлебке – мурцовке.
Игра «Варим мурцовку»
Вместе с педагогом дети разводят воображаемый костер, ставят на воображаемый огонь, воображаемый котел с водой и, повторяя движения воспитателя, сопровождаемые рассказом: «Брали бурлаки четвертину черного хлеба и мелко-мелко ее рубили, затем крошили в котел, чистили лук, нарезали его мелкими кубиками, добавляли в котел. Наливали сверху постное масло из большой прокопченной плетеной из бересты бутыли, солили из берестяной солонки, перемешивали похлебку. Да вот и вода вскипела! Заливаем нашу «тюрю» водой. Готова мурцовка!» Дети имитируют, что едят воображаемую похлебку.
Педагог: поели, бурлаки? Отдохнули? Пора снова в путь! Дети надевают бечевку и продолжают разученные движения в обратную сторону.
Экскурсовод: да, что-то скучно у вас! Бурлаки по реке всегда с песней ходили. Работа у бурлака тяжелая, да и песня протяжная. Предлагает детям разучить бурлацкую песню «Эх, дубинушка, ухнем!..» Далее «путь» дети продолжают с песней.
Заключительная часть. Экскурсовод читает стихи о Волге,
Рыбинске, бурлаках, затем дети переходят в изо-студию.
Дополнительная часть - Рисование.
В изо-студии ребята выполняют рисунки, прорисовывая свои
впечатления, настроение. Затем происходит обсуждение рисунков и обмен впечатлениями. Вопросы для обсуждения:
Что больше всего запомнилось на занятии?
Что понравилось, что нет? Почему?
Что было самым трудным на занятии?
По завершении занятия дети организованно выходят в гардероб, одеваются и покидают здание музея в сопровождении воспитателя.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Егорова Надежда Константиновна
→ Юнна2977 17.01.2017 0 3405 168 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.