Статья "Организация коррекционной работы с детьми в период адаптации к начальной школе в условиях ФГОС"


Дашкевич Людмила Викторовна

Организация коррекционной работы с детьми в период адаптации к начальной школе в условиях Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Переход из детского сада в школу является серьезным и ответственным этапом в жизни школьника. Период привыкания к школьному распорядку, педагогам и коллективу может проходить у детей по-разному в зависимости от их личностно-индивидуальных особенностей. Успешная адаптация ребенка к школе является важной составляющей организации учебной деятельности и зависит от раннего диагностирования его эмоционально-личностных расстройств, проведения коррекции с целью формирования эмоциональной зрелости и готовности к обучению, учебно-познавательной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности.

В настоящее время младшие школьники все чаще подвергаются школьным неврозам и серьезным эмоциональным нарушениям в период адаптации к школе. Начало учебной деятельности характеризуется появлением учебной нагрузки, усилением эмоциональной напряженности ввиду высоких требований к обучающимся. Указанные факторы приводят к дезадаптации младших школьников, появлению неврозов и снижению функциональных возможностей организма детей [1].

В рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения важную роль в адаптации младших школьников играет ранняя диагностика и коррекция эмоционального состояния детей [2].

Эмоциональная зрелость школьника определяется осознанием ребенка своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний и взаимоотношений со взрослыми.

Диагностировать проблемы в адаптации младших школьников, сопровождающихся тревожностью, страхом, агрессией, можно с помощью проективных методик «Несуществующее животное» и «Кинетический рисунок семьи» [3].

С детьми, имеющими трудности в социально-психологической адаптации к школе, рекомендуется проводить индивидуальную коррекционную работу с помощью таких методов коррекции эмоционально-личностных расстройств как игротерапия, сказкотерапия, арттерапия и метафорические карты [4].

Коррекция эмоционально-личностных расстройств заключается в том, чтобы помочь детям избавиться от аффективных переживаний - испытываемого страха, чувства тревожности, которые препятствуют формированию адекватной самооценки, устойчивой внутренней позиции.

Коррекционные методики подбираются исходя из индивидуальных особенностей ребенка и выявленных у него эмоционально-личностных расстройств.

Можно выделить следующие принципы коррекционной работы с обучающимися, имеющими сложности в адаптации к учебной деятельности:

  1. Рисунок следует рассматривать как сферу совмещения диагностики и коррекции.

  2. Рисунок следует рассматривать комплексно, без привязки отдельных элементов рисунка к какой-либо отдельной психологической характеристики ребенка.

  3. Следует понимать, что любая характеристика рисунка во времени может изменять свое значение для одного и того же ребенка.

  4. Рисование на занятиях следует сопровождать беседой с ребенком о его рисунке.

  5. Главный персонаж рисунка является метафорой личности ребенка, а события, происходящие на рисунке – метафорами субъективного восприятия событий, в которые эмоционально вовлечен ребенок.

  6. Принцип безопасности: использование метафорического пространства позволяет избежать прямого, грубого воздействия на психику ребенка.

  7. Занятие может проводиться только с согласия родителей или опекунов.

  8. Каждое занятие должно заканчиваться позитивными переживаниями ребенка» [5].

Таким образом, проводимая коррекционная работа с младшими школьниками в период адаптации к школе позволит преодолеть трудности в формировании у ребенка эмоциональной зрелости, адекватного образа мира и адекватной оценки своих личных качеств, активной и стабильной позиции по отношению к миру, эмоциональной готовности к обучению, учебно-познавательной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности.

Список использованных источников и литературы:

  1. Савёнышева И.В. «Дезадаптация учащихся начальной школы: её причины, методика определения и коррекция» Электронный журнал. Экстернат РФ. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/144-preschool-edu/2854-2013-04-30-16-25-17.html

  2. Основная образовательная программа начального общего образования. http://edu.of.ru/attach/17/177989.doc.

  3. Емельянова Н.И. «Воспитание положительного отношения детей к школе» / Воспитатель. - 2010. - №10. - С. 61-67.

  4. Короткова Ю.А. «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе»//Молодой ученый. – 2015. - №13. - С. 745-748.

  5. Бережная М.С. «Психологическое консультирование по проблемам межпоколенческого общения в семье» //Диссертация канд. психол. наук. - М., 2001. – 169 с. http://www.dissercat.com/content/


Полный текст материала Статья "Организация коррекционной работы с детьми в период адаптации к начальной школе в условиях ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дашкевич Людмила Викторовна  Публикатор
01.03.2019 0 2500 342

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК