Статья "Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе"
Людмила Викторовна Дашкевич
Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред.от 25.12.2018) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].
В соответствии с пунктом 27 статьи 2 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [1].
Инклюзивное образование ставит перед собой задачу индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ дает им возможность социального развития, лучшей адаптации к жизни. Здоровым обучающимся совместное обучение с детьми с ОВЗ позволит развивать толерантность и ответственность.
Инклюзивное образование является гибкой системой, основанной на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Инклюзивное обучение для детей с ограниченными возможностями здоровья лежит в основе системы психолого-педагогической помощи и дает возможность детям участвовать в школьной жизни и иметь, что положительно влияет на их социальную адаптацию и реабилитацию [2].
В соответствии с законом об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
-
специального (коррекционного) образования;
-
инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
-
в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
-
в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
-
в условиях домашнего (семейного) образования [3].
В соответствии с пунктом 2 статьи 79 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися [1].
Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, в основе которой в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья лежит признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования (системой знаний, опытом разнообразной деятельности и эмоционально-личностного отношения к окружающему социальному и природному миру), в качестве основного средства достижения цели образования [4].
При работе с детьми с ОВЗ преподаватели применяют особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, которые позволяют добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий может обеспечить развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе преподавателя.
При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям [5].
Наиболее приемлемыми методами в практической работе преподавателя с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля [6].
В ходе урока преподаватель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям обучающихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
К таким активным методам и приемам обучения относятся, например, сигнальные карточки при выполнении заданий, вставки на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда, узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить), подача материала в иллюстративном и презентационном виде с использованием мультимедийных технологий, активные методы рефлексии (рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности) [7].
Все вышеуказанные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность, развивают творческие способности, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, стимулируют самостоятельную деятельность обучающихся с ОВЗ.
Список использованных источников и литературы:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LA W_140174/
2. Тезаурус инклюзивного образования [Текст] / сост. А.Д. Барбитова. – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012.
3. Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ. URL: https://rono-novoan.edusite.ru/DswMedia/metodichrekomendaciipoobuche niyulicsovz.pdf
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598). URL: https://base.garant.ru/70862366/ 53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
5. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и наука»,2012.
6. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
7. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В., Кутепова Е.Н. - М.: МГППУ, 2012.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дашкевич Людмила Викторовна
→ Публикатор 01.03.2019 0 2976 448 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.