Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями) и предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
-Адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью.
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).
Цель программы:
- обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Задачи программы:
-формировать эмоциональный контакт со взрослым, направленности на сотрудничество с ним;
-развивать психомоторику и сенсорные процессы; речевое развитие;
-формировать психолого-педагогические знания и умения родителей (лиц, их заменяющих), повышать воспитательскую компетентность.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально. Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятий 15—20 минут. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 33 часа в учебном году (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки обучающихся
- уметь целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
-
уметь отличать основные цвета радуги.
-
уметь отличать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
-
уметь определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
-
уметь составлять предмет из 2—3 частей.
-
уметь различать речевые и неречевые звуки.
-
уметь соотносить звук с его источником.
-
уметь ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
-
уметь определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
-
уметь согласовывать свои действия и движения.
Учебно-тематический план
№ п\п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков |
8 |
2 |
Тактильно – двигательное восприятие |
5 |
3 |
Кинестетическое и кинетическое развитие |
5 |
4 |
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. |
3 |
5 |
Восприятие пространства |
5 |
6 |
Развитие мыслительных операций |
4 |
7 |
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти |
3 |
Содержание программы
1.Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание).
2.Кинестетическое и кинетическое развитие.
Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
3.Тактильно-двигательное восприятие.
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. Развитие осязания. Теплее — холоднее, определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее —легче —самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
4.Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
5.Развитие восприятия пространства
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
6.Развитие мыслительных операций.
Коррекция интеллектуального развития. Формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках. Подбор названия к группе предметов имеющих общие признаки. Исключение лишнего. Составление из частей целого. Формирование умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом. Нахождение сходства и различия между похожими предметами.
7.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?» (4—5 предметов). Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Список литературы
Нормативно-правовые документы
1.Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта).
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).
Учебно-методическая литература.
1.Астапов В.М. «Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии» Москва 1994г.
2.Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы – М.: Просвещение, 2011г.
3. Бадмаев, Б. Ц. Психология в работе учителя. В 2-х кн. / Б. Ц. Бадмаев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Практическое пособие по теории развития, обучения и воспитания. – 232 с.
4. Вайзман Н.П.«Психомоторика детей-олигофренов.М., «Педагогика», 1976. – 104 с.
5. Мамайчук И.И. «Помощь психолога детям с задержкой психического развития»,2017г.-539с. Эко-Вектор
Календарно-тематическое планирование по «Развитию психомоторных и сенсорных процессов» в 1классе
(2вариант образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью)
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата |
Виды учебной деятельности |
Предметные результаты |
Примечание |
||||
Развитие моторики, графомоторных навыков. |
||||||||||
1 |
Упражнения на развитие меткости, согласованности движений на разные группы мышц. |
1 |
|
Выполнение упражнений по инструкции педагога. Упражнения на развитие меткости, согласованности движений на разные группы мышц. |
Научить выполнять действия по образцу |
|
||||
2 |
Обучение целенаправленным действиям по двух- и трехзвенной инструкции педагога |
1 |
|
Упражнение на выполнение целенаправленных действий по инструкции педагога. |
Научить целенаправленным действиям. |
|
||||
3-4 |
Совершенствование точности мелких движений рук. |
2 |
|
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание. |
Научить упражнениям для развития мелкой моторики рук. |
|
||||
5 |
Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога). |
1 |
|
Выполнение целенаправленных действий по инструкции педагога. |
Научить целенаправленным действиям. |
|
||||
6 |
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук. |
1 |
|
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Упражнения на синхронность работы обеих рук. |
Научить синхронно выполнять движения с речью. |
|
||||
7-8 |
Игра с мелкими предметами |
2 |
|
Самомассаж (колечко «су-джок», мячик-ёжик) |
Научить приемам самомассажа. |
|
||||
Тактильно-двигательное восприятие |
||||||||||
9-10 |
Определение предметов на ощупь. Восприятие поверхности на ощупь. |
2 |
|
Упражнения на определение предметов на ощупь, их свойств и качеств (мягкие и жесткие, крупные и мелкие предметы). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает ... (пушистое)» |
Научить определять на ощупь свойства и качества предметов. |
|
||||
11-12 |
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. |
2 |
|
Упражнения на формирование ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». |
Научить останавливаться по команде. |
|
||||
13 |
Игры с сюжетной мозаикой. |
1 |
|
Упражнения на составление целого из частей. Игры с сюжетной мозаикой. |
Научить составлять единое целое из частей. |
|
||||
Кинестетическое и кинетическое развитие. |
||||||||||
14 |
Формирование ощущений от поз различных частей тела. Выразительность движений. |
1 |
|
Формировать ощущения от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы). Выражать движениями свое настроение. |
Научить управлять и чувствовать свое тело |
|
||||
15 |
Формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека. |
1 |
|
Упражнение положительную эмоциональную реакцию на человека. |
Научить положительно реагировать на прикосновения другого человека. |
|
||||
16 |
Формирование умелых движений и поз всего тела. Имитация движений и поз. |
1 |
|
Упражнение на формирование правильных движений и поз своего тела
|
Научить имитировать разные движения. |
|
||||
17 |
Формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости. |
1 |
|
Упражнения на формирование правильной реакции от прикосновений к различным видам поверхностей. |
Научить адекватно реагировать на различные поверхности. |
|
||||
18 |
Составление целой картинки, предмета из частей. |
1 |
|
Упражнение на приемы по составлению предметов или целостных конструкций из крупных деталей (пазлы, настольный «Лего»). |
Научить образному мышлению. |
|
||||
Развитие зрительного восприятия. |
||||||||||
19 |
Сравнение двух картинок, трех предметов. |
1 |
|
Находить отличительные и общие признаки на наглядном материале (сравнение двух картинок). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. |
Научить узнавать цвета, формы |
|
||||
20 |
Тренировка зрительной памяти. |
1 |
|
Упражнения на тренировку зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?». Дидактическая игра «Повтори узор» («Сделай так же»). |
Научить приемам запоминания. |
|
||||
21 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
1 |
|
Упражнения для профилактики и коррекции зрения |
Научить самостоятельно выполнять упражнения. |
|
||||
.Развитие мыслительных операций. |
||||||||||
22-23 |
Упражнения на развитие мыслей. |
2 |
|
Дидактическая игра «Что из чего» |
Научить правильно мыслить |
|
||||
24-25 |
Упражнения на развитие логически мыслить |
2 |
|
Дидактическая игра «Шнурочки» , |
Научить логически мыслить |
|
||||
Развитие слухового восприятия |
||||||||||
26-27 |
Определение направления звука в пространстве. |
2 |
|
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук). |
Научить различать звуки, направление движения звука |
|
||||
28 |
Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона, по темпу. |
1 |
|
Упражнения на умение различать музыкальные и речевые звуки по высоте тона.
|
Научить выполнять упражнение на различение звуков. |
|
||||
Восприятие пространства. |
||||||||||
29-30 |
Ориентировка в пространстве. |
2 |
|
Ориентировать в пространстве (в помещении и на улице) Развивать пространственный праксис. Дидактическая игра «Куда пойдешь, то и найдешь». |
Научить ориентироваться в пространстве |
|
||||
31 |
Дидактическая игра «Обставим комнату». |
1 |
|
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». |
Научить пространственному мышлению |
|
||||
32 |
Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. |
1 |
|
Упражнение на деление листа на глаз, на две и четыре равные части |
Научить делить на равные части. |
|
||||
33 |
Ориентировка на листе бумаги, на парте. |
1 |
|
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. |
Научить ориентироваться на листе бумаги, располагать предметы в горизонтальном и вертикальном положении. |
|
||||
|
Всего: |
33 |
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нифонтова Любовь Валерьевна
→ Публикатор 27.10.2019 0 8146 312 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.