Проект развития классного коллектива "Круг друзей"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
«Школа–интернат № 18»
МКОУ «Ш-И №18»
|
Проект
развития классного коллектива
(1 -6 классы)
Разработчик:
Бойваленко Елена Николаевна,
учитель начальных классов
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспортпроекта………………………………………………………… 3
2.Пояснительнаязаписка…………………………………………………...6
3.Актуальность проекта………………………………………………….…..…7
4.Цельпроекта………………………………………………….………...…9
5.Задачипроекта…………………………………………………….………9
6.Условияимеханизмыреализациипроекта……………………… ...…..10
7.Методыреализациипроекта…………………………….……………....10
8.Этапы развития проекта…………………………………..……………….....10
9.Формыреализациипроекта……………………………….………….…11
10.Принципыпроекта…………………………………..……………….…12
11.Основапроекта…………………………………..…………………...…12
12.Критерииоценкиэффективностипроекта……………………….....…14
13.Основныенаправленияпроекта……………………………..…………14
14.Модель работы с родителями (законными представителями)
обучающихся…………………………………………………………..…..…22
15.Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива……24
16.Содержаниепроекта……………………………………..………………26
17.Критерииипоказателирезультативностиразвитияклассного
коллектива……………………………………………………..………...…31
18.Заключение………………………………………..………………...…...44
19.Используемаялитература…………………………………….....………46
20.Приложение…………………………………………………..…….……47
Паспорт проекта
Наименование проекта |
Проектразвитияклассногоколлектива«Круг друзей» |
Составитель проекта |
Бойваленко Елена Николаевна,учитель начальных классов |
Цельизадачи проекта |
Цель:создание условий для социализации обучающихся через ученическое самоуправление Задачи: 1. Содействовать созданию детского коллектива. 2. Развивать взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными представителями) обучающихся. 3. Развивать социальные умения детей в процессе функционирования коллектива. 4. Создавать благоприятные условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива. 5. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся. |
Сроки реализации проекта |
Реализацияпроектарассчитанана6лет(1-6класс) с 1 сентября 2018 г. по 25мая2024г. |
Участники проекта |
Обучающиеся (5 человек), классный руководитель, воспитатель, родители (законные представители), специалисты психолого-медико-педагогического сопровождения (педагог-психолог, медицинский работник, социальный педагог, учитель-дефектолог) |
Нормативные документы |
образовательныйстандарт. |
Основные принципы взаимодействия детейи взрослых |
процесса;
|
Содержание воспитательной деятельности по направлениям |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта |
|
Критерии ипоказатели результативности проекта |
|
Системаорганизации контроля заисполнением проекта |
Контрользареализациейпроектаосуществляет заместитель директора по воспитательной работе. |
Пояснительнаязаписка
«Самое прекрасное зрелище на свете –
вид ребенка, уверенно идущего по жизненной
дороге после того, как вы показали ему путь»
Конфуций
Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывает особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определённый образ поведения, и даёт не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях. Поэтому необходимо рассматривать ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственной ориентации, социальной активности и зрелости.
Ориентация школы на личность как приоритетную перед государством ценность поставила перед образовательной системой во всей остроте проблему целенаправленной социализации обучающегося, чтобы вооружить выпускника жизненными компетенциями, достаточными для успешной адаптации и интеграции юного гражданина в постоянно усложняющийся социум. Проблема педагогически организованной социализации еще более актуальна для специальной школы, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К тому же дети с ОВЗ практически обучаются в обедненных замкнутых условиях специальных интернатов. Парадокс состоит в том, что именно интернат и есть главный субъект и агент социализации ребенка с ОВЗ.
В моём классе обучаются глухие дети с легкой формой интеллектуального нарушения (умственной отсталости)и глухие дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы,по АООП НОО (вариант 1.3.).
Реализация АООП НОО (вариант 1.3) предполагает, что обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, несопоставимое на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования с результатами
образования нормативно развивающихся сверстников.
Эта неоднородная группа детей, для которой характерно сочетание нарушения слуха с другими нарушениями и хроническими заболеваниями. Глухие дети с особенностями умственного развития требуют особоговнимания к своему здоровью, что обусловлено дополнительнымосложнением соматического статуса. Для глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерны детерминирующие особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности.Отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за несформированности познавательных потребностей, а также из-за невысокого уровня волевого развития. Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих детей и требуют специальных условий организации педагогического пространства в виде специальной полифункциональной образовательной среды.
Основной задачей обучения и воспитания становится формирование жизненных компетенций, формирование элементарной картины мира: представлений о природе и жизни людей, навыков личной гигиены и самообслуживания,привитие простых социокультурных и трудовых допрофессиональныхнавыков, воспитание культуры межличностных отношений: поведения со взрослыми и сверстниками в школе, дома, на улице и т.д.
Учитывая актуальность поставленной проблемы, былсоздан проект развития классного коллективаначального звена«Круг друзей».Данный проект социализации обучающихся со слуховой депривацией через развитие классного коллектива, может быть использован работниками в системе образования для внедрения в общеобразовательных школах, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, а также инклюзивных образовательных организациях.
Проект долгосрочный. Разработан на период с 2018 по 2024 год дляглухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 1-6 классов «МКОУ Ш-И №18».
Проектпризванрешитьследующиеактуальныевопросы:
1.Адаптацияобучающихсякновымусловияминовым взаимоотношениям при поступлении в начальное звено.
2.Зарождение мотивации к учебе и творчеству.
3.Укреплениеколлективныхсвязей.
4.Разнообразиеформвоспитательнойдеятельности.
5.Созданиепсихологическикомфортнойвоспитательнойсреды.
Свое название проект «Круг друзей» получил благодаря основным направлениям его реализации, где в конечном итоге каждый ребенок должен преодолеть трудности и получить положительный социальный опыт и знания.
«КРУГ ДРУЗЕЙ»
Друзья чистоты и порядка
Друзья интересных дел
Друзья спорта и здоровья
Друзья труда и заботы
Друзья природы
Цель проекта: создание условий для социализации обучающихся через ученическое самоуправление.
Дляреализацииэтой целинеобходимовыполнитьрядзадач.
Задачи проекта:
1. Содействовать созданию детского коллектива.
2. Развивать взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными
представителями)обучающихся.
3. Развивать социальные умения детей в процессе функционирования коллектива.
4. Создавать благоприятные условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.
5.Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностейучащихся;проведениеобразовательныхи интеллектуальных игр, соревнований, викторин, экскурсий. При этом основными видами деятельности являются: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно- организаторская.
Условия и механизмы реализации проекта
-
-
выстраиваниеиндивидуальнойобразовательнойивоспитательной траектории;
-
участиевКТД,творческихконкурсах,соревнованиях;
-
индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио).
-
Методы реализации проекта
-
-
методпедагогическогонаблюдения;
-
методанкетирования;
-
методубеждения,беседы;
-
методтоварищескогоипедагогическоговоздействия;
-
методличногопримера;
-
методколлективноготворчества.
-
Этапы развития проекта
Ведущие педагоги мира полагали, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования, т.е. коллектив должен пройти путь от требования педагога, через требование актива, к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении.
В данной таблице представлены следующие этапы развития проекта:
№ этапа |
Класс, год |
Этапы развития коллектива |
1 этап
|
1класс– 2 класс 2018-2020 учебныйгод |
Основную организационную функцию выполняет классный руководитель. Он задает основные правила и нормы взаимоотношений, призывает детей к совместной деятельности. |
2 этап
|
3класс– 4 класс 2020-2022 учебныйгод |
Актив класса частично берет на себя функции организатора. Классный руководитель помогает наладить отношения внутри коллектива, распределить обязанности и освоить основные навыки управления. |
3 этап
|
5класс– 6 класс 2022-2024 учебныйгод |
Взрослые и дети становятся сотрудниками в общем деле управления классом. |
В 2021-2022 учебном году заканчивается второй этап: всё делаем вместе - взрослые и дети, учим друг друга и учимся друг у друга, но стремимся к самостоятельности.
А что у нас впереди? А впереди — осуществление идей и замыслов.
Формы реализации проекта
Проект«Круг друзей»представляет собой сочетаниепринципов коллективнойтворческойдеятельностииявляетсяэффективнымсредством гармоничногоразвитияличностииученическогоколлектива.Воснову воспитательной работы положены традиционные и нетрадиционные формы работы. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Традиции развиваются, закрепляются и передаются из года в год. Традиционнымиформами стали:поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу (приложение №1).
Принципы проекта
Проектстроитсянаосновеследующихпедагогическихпринципов:
-
Индивидуальности.Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
-
Природосообразности.Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа - корни, воспитание - крона.
-
Целостности учебно-воспитательного процесса. Нельзя делить мир на уроки отдельных предметов.
-
Доверия и поддержки. Принцип позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания. Внутренняя мотивация, а не внешнее воздействие должны приводить к успеху в обучении и воспитании.
-
Сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
-
Деятельности. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.
Основа проекта
Методологическую основу концепции воспитательной системы составили следующие теории:
-
теория гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская);
-
теория компетентностного образования (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, Л.А. Петровская, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской).
-
теория управления педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник);
-
современные подходы к организации дополнительного образования детей (З.А. Андросова, В.П. Голованов, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, А.В. Кузнецов, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, И.И. Фришман);
-
научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (В.А. Караковский, Б.З. Вульфов, С.Д. Поляков, Ю.П. Сокольников).
Выбор содержания и способов организации деятельности находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Школа по отношению к личности ребенка выполняет следующие функции:
-
развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка;
-
защитную, связанную с повышением уровня социальной защищенности учащихся;
-
корректирующую, обеспечивающую осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения школьников;
-
интегрирующую,объединяющуювоспитательные воздействия семьи
и школы;
-
компенсирующую,предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в жизнедеятельности ребенка;
-
регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов.
Критерии оценки эффективности проекта
Критериямиоценкиэффективностивоспитательногопроекта
«Круг друзей»являются:
-
Состояние духовно-нравственных качеств личности;
-
Межличностные взаимоотношения в классном коллективе;
-
Уровень развития ученического самоуправления;
-
Результативность участия в мероприятиях различного уровня;
-
Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио).
Основные направления проекта
Проект «Круг друзей» учитывает преемственностьот одной возрастной ступени к другой, обучающийся остается все время в среде, котораяпредставляет для него опыт творчества,самоутверждения и самореализации.Для этого в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомнамибыливыбраныследующиенаправленияразвитияклассного коллектива.
Гражданско-патриотическое воспитание
Духовно-нравственное воспитание
Класс,
личность
Общеинтеллектуальное
воспитание
Эстетическое
воспитание
Физическое воспитание
и охрана здоровья
Гражданско-патриотическое воспитание
Чем выше цветы поднимаются
к солнцу, тем глубже идут их
корни в землю, на которой растут.
Фридрих Гримм
Задачи данного направления:
1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивать чувство патриотизма.
2.Пробудить интерес к прошлому своего народа.
3.Познакомить с национальной культурой.
4.Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа.
5.Воспитывать у обучающихся нравственно-этические качества.
Содержание: изучение российской символики и законов страны. Разучивание народных игр. Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
-
класс
1.Беседа – обсуждение «Дом, в котором я живу»
2.Спортивное соревнование «Слава солдатская – сила богатырская»
-
класс
1.Игра - путешествие «Мой город»
2.Литературные посиделки «Русский солдат умом и силой богат»
3.Беседа о родословной «Откуда мы родом»
-
класс
1.Классный час «Знания нужны мне и моей стране»
2.Экскурс по городам и сёлам родного края «Моё Отечество!»
3.Беседа «Моя помощь родным»
4класс
1.Классный час «День воссоединения Крыма и России. Знаменитые места»
2.Урок Победы
5класс
1.Классный час «Россия, мы дети твои!»
2.Классный час «В память о героях»
3.«Семейная летопись»
6класс
1. Час общения «Слава тебе, победитель – солдат!»
2.Беседа «А в нашей семье…»
Духовно-нравственное воспитание
Взаимодействуя с человеком,
другой человек осознаёт себя.
М. Бахтин
Задачи данного направления:
1.Способствовать формированию ценности человеческого общения.
2. Формировать коммуникативные навыки.
3. Помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье.
4.Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими.
5.Способствовать формированию ученического коллектива.
Содержание: ребёнок должен знать, кто он сам. Он должен осознавать свой статус в семье («я надежда и помощник») и в обществе («я гражданин, я ученик»). Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «взрослый – ребёнок». Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.
1класс
1.Урок – сказка «Про то, как добро и зло боролись»;
2. Ролевая игра «Учимся дружить»;
3.Классный час« Что такое хорошо и что такое плохо?».
2класс
1.Беседа «Уважай себя, уважай других»;
2.Беседа – игра «Как надо вести себя в школе»;
3.Разбор ситуаций «Вежливые слова».
3класс
1.Разбор ситуаций «Как лучше поступить?»;
2.Игра «Звёздный час вежливости»;
3.Классный час «Мир эмоций и чувств».
4класс
1.Практические игры «Учимся правильно жить и дружить»;
2.Классный час «Каждый сам за себя или дружная семья».
5класс
1. Разбор ситуаций «Доброе слово, что день ясный»;
2.Беседа «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!»;
3.Учебные игры Правила хорошего тона».
6класс
1.Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать»;
2. Беседа – игра «Как надо разговаривать со взрослыми»;
3.Учебная игра «Что такое правила хорошего тона».
Общеинтеллектуальное воспитание
Учение — это лишь один из лепестков того
цветка, который называется воспитанием.
В. Сухомлинский
Задачи данного направления:
1.Способствовать формированию учебной мотивации.
2.Оказывать помощь обучающимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Содержание: определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
1класс
1.О правилах поведения в школе «Мы школьниками стали»;
2.Классный час «В гостях у мудрого царя!»;
3.Участие в интеллектуальных конкурсах.
2 класс
1.Практическое занятие «Учебная книга – наш друг и помощник!» ;
2.Классный час «Увидел слово – прочитай!»;
3.Конкурс стихов и пословиц о маме.
3класс
1.Литературные посиделки «Мои любимые книжки»;
2.Викторина «Мои любимые уроки»;
3.Участие в интеллектуальных конкурсах.
4класс
1.Классный час «Терпенье и труд всё перетрут»;
2.Школьная олимпиада по русскому языку, математике.
5 класс
1. Классный час «Что мы знаем, что умеем»;
2. Обучающая игра «С книгой жить – век не тужить»
6 класс
1.Классный час «Турнир умных и находчивых»;
2.Беседа – обсуждение «Карусель знаний»;
3.Участие в интеллектуальных конкурсах.
Физическое воспитание и охрана здоровья
Здоровье дороже золота.
У. Шекспир
Задачи данного направления:
1.Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.
2.Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека.
3.Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
4.Формировать умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.
5.Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
Содержание: помогать понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Сотрудничество с медицинским работником школы, медицинскими и профилактическими заведениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
1класс
1.Классный час «Что такое режим дня;
2.Практическая игра «Чистота - залог здоровья»;
3.Беседа- обсуждение «Не шути с огнём».
2класс
1.Беседа о культуре питания «Быстрый бутерброд до добра не доведёт»;
2.Классный час «Царица Гигиена и её друзья»;
3.Спортивные соревнования «Сильные, смелые, ловкие, умелые».
3 класс
1.Классный час «Где нас подстерегает опасность»;
2.Беседа «Как следует питаться?»;
3. Игра «Светофор здоровья».
4класс
1.Беседа «Режим дня – здоровый образ жизни»;
2.Разбор ситуаций «Помоги себе сам»;
3.Урок – соревнование «Путешествие в страну здоровья».
5 класс
1.Игра – путешествие «Путешествие в зелёную аптеку»;
2.Викторина о правилах безопасности «Правила учи – себя береги!»;
3.Беседа «Вредные привычки».
6класс
1.Тренинг безопасного поведения «Я умею выбирать!»;
2.Беседа «Правильное питание – залог здоровья!»;
3.Соревнования «Спортивная карусель».
Эстетическое воспитание
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В. Сухомлинский
Задачи данного направления:
1.Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.
2.Способствовать получению знаний о мировой культуре и культуре России. 3.Формировать потребность в творческой деятельности.
Содержание: развитие творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности. Создание условий для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей. Развивать способность замечать красоту, стремление всё делать красиво. Активное участие учащихся в художественной самодеятельности.
-
Класс
1.Выставка поделок из природного материала «Красота окружающей природы»;
2.Театрализованное представление «Подарок маме».
-
класс
1.Классный час «Как прекрасен этот мир…»;
2.Выставка работ, сделанных совместно с родителями«Мы сами
своими руками»;
3.Классный час «Кто что любит и умеет делать?».
3 класс
1.Конкурс рисунков «Моя семья»;
2. Классный час «Природа и фантазия»;
3.Беседа «Я город свой люблю».
4 класс
1.Работа в творческой мастерской «Умелые руки»;
2.Классный час «Моё хобби».
5 класс
1. Час общения «Красота и уют моего дома»;
2.Игра – путешествие «Уголки творчества»
6класс
1.Конкурс рисунков «Родная школа в лицах»;
2.Устный журнал «Путешествие в страну любимых занятий».
Модель работы с родителями (законными представителями) обучающихся
Особая роль в работе отводится и родителям (законным предствителям), как участникам образовательного процесса.Родители и родные осуществляют первичную социализацию ребенка, семья является для него исходной и долгое время главной социальной группой. Семья создает уникальную (невоспроизводимую никаким другим социальным институтом) интимную атмосферу близости, эмоциональной насыщенности и индивидуальности отношений, тем самым обеспечивая условия для гармоничного, полноценного эмоционально-психологического развития личности. Через и на основе детско-родительских отношений осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие личности.
Примерная тематика родительских собраний
1класс
1.Родительское собрание«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе;
2.Родительское собрание«Режим дня школьника»;
3.Родительское собрание«Как поддерживать в школьниках желание учиться»;
4.Родительское собрание«Достижения года».
2класс
1.Родительское собрание«Воспитанность и воспитуемость»;
2.Родительское собрание«Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий»;
3.Родительское собрание«От чего зависит успешность обучения?»;
4.Родительское собрание«Итоги года и перспективы развития».
3класс
1.Родительское собрание«Задачи развития третьеклассника»;
2.Родительское собрание«Роль семьи в формировании мотивации учения»;
3.Родительское собрание«Самостоятельность и её границы»;
4.Родительское собрание«Самооценка наших детей».
4класс
1.Родительское собрание«Телефон: возможные опасности»;
2.Родительское собрание«Природа детской агрессивности»;
3.Родительское собрание«Оценка или отметка»;
4.Родительское собрание«Развитие системы ценностей как основа успешного обучения».
5класс
1.Родительское собрание «Воспитание самостоятельности»;
2. Родительское собрание «Нравственные уроки начальной школы»;
3.Родительское собрание «Права и обязанности школьника»;
4. Родительское собрание «Характер моего ребёнка».
6класс
1. Родительское собрание «Товарищество и дружба.
Особенности взаимоотношений»;
2. Родительское собрание «Развитие читательского интереса у младших школьников»;
3. Родительское собрание «Как научить ребёнка общаться?»;
4. Родительское собрание «Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу».
Другие формы работы с родителями:
Консультации(индивидуальные и коллективные):
-
Как помогать ребёнку в приготовлении уроков;
-
Дружбы и ссоры в детском коллективе;
-
Особенности развития внимания детей 7 – 8 лет;
-
Особенности режима дня для второклассника;
-
Книга – источник знаний;
-
Способности и одаренность;
-
Развитие творческих способностей учащихся и др.
Дни открытых дверей- разрешение родителям (законным предствителям) присутствовать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.
Привлечение родителей к организацииэкскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.
Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива
|
1 этап (1класс– 2 класс) 2018-2020 учебныйгод «Делаем вместе» |
2этап (3класс– 4 класс) 2020-2022 учебныйгод «Делаем вместе, но стремимся к самостоятельности» |
3 этап (5класс– 6 класс) 2022-2024 учебныйгод «Делаем сами» |
Качества коллектива |
Формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе |
Организация самоуправления. Заинтересованность учащихся в делах класса |
Организация самоуправления |
Функция самоуправления |
Исполнительская |
Исполнительно-организаторская |
Управленческая |
Способы привлечения учащихся к самоуправлению |
Назначение ответственных лиц |
Выборность актива демократическим путем |
Участие каждого в организации дел в порядке очередности |
Содержание самоуправления |
Система временных поручений, назначение ответственных лиц,самоконтроль и др. |
Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей, помощь в проведении мероприятий |
Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов, коллективное планирование, проведение, анализ дела |
Позиция классного руководителя |
Учитель |
Консультант |
Партнер |
Характер деятельности педагога |
Сообщает обучающимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы |
Передает обучающимся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы |
Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач |
Формируемая модель ученического самоуправления предполагает активное включение в социум, когда взаимодействие детей органично выходит за пределы школы, когда активно используется совместная деятельность детей в таких формах, которые наиболее способствуют сотрудничеству, эффективному взаимодействию.
В развитии социальной активности у детей заложены большие и подчас не раскрытые еще возможности. Совершенствование этого процесса – почётная и важная задача педагогов.
Содержание проекта
Состав обучающихся моего класса разнообразен: дети из малообеспеченных, неполных семей, дети-сироты. В сложившихся условиях многие обучающиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества.
Проект «Круг друзей» направлен на создание условий для формирования команды творческих самоопределяющихся личностей, способных к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования усвоенного социального опыта. Проект представляет систему, состоящую из цикла обучающих тематических мероприятий, непосредственными организаторами которых будут выступать сами учащиеся. Программа Проекта многофункциональна и многопланова. Она позволяет удовлетворить широкий диапазон интересов ее участников. Каждый из участников неоднократно попадает в ситуацию выбора. Все мероприятия взаимосвязаны, взаимодополняемы и направлены на выполнение основных задач проекта «Круг друзей».
Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:
-
коллективные творческие дела;
-
экскурсии, поездки, походы в кинотеатр и т.п.;
-
классные часы, беседы;
-
участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
-
создание фотоальбома класса;
-
создание «Портфолио»
-
индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями;
-
тематические родительские собрания и другие формы работы.
Я бы хотела поделиться с Вами моими педагогическими находками по вопросу организации самоуправления в начальной школе, рассказать о первых и последующих шагах по закладке основ самоуправления и развития коллектива в моём классе.
1 этап(1класс– 2 класс)
Данный этап проекта длился с сентября 2018 года по май2020учебногогода, под девизом «Делаем вместе».
Основную организационную функцию выполняет классный руководитель. Он задает основные правила и нормы взаимоотношений, призывает детей к совместной деятельности.
Первые шаги по самоуправлению я начинала с дежурства.
Были созданы 5 направлений, каждое из которых несло определённую задачу и являлась ступенькой в развитии творчества детей.
-
Друзья чистоты и порядка (отвечали за чистоту доски; отвечали за уборку в столовой; за проветривание помещения)
-
Друзья природы (отвечали за полив цветов)
-
Друзья труда и заботы (были помощниками в проведении субботников)
-
Друзья спорта и здоровья (отвечали за игры на переменах)
-
Друзья интересных дел (были помощниками в проведении мероприятий)
Каждую неделю выбирали главного по направлению. Дети пробовали себя в разных должностях и на практике убеждались, подходит ли оно им.
Создали и оформили информационный стенд, в котором отражали жизнь классного коллектива (Приложение №2).
Обучающиеся просто учились работать в парах и группах сменного состава, учились взаимодействовать, учились прислушиваться дуг к другу.
2этап(3класс– 4 класс)
Данный этап длился с сентября 2020 года по май 2022 учебного года под девизом«Делаем вместе, но стремимся к самостоятельности».
На 1-2 неделе сентября выбрали актив класса. Актив класса частично берет на себя функции организатора(строит детей в столовую, контролирует и напоминает об обязанностях дежурных, участвует в проведении классных часов…).
Я никак не ограничиваю детей, наблюдаю, как они делают свой выбор.Этот этап проходит на классном часе. Дети знакомятся с формой выбора – голосованием.На данном этапе я помогаю наладить отношения внутри коллектива, распределить обязанности и освоить основные навыки управления.
Уже учитываются интересы детей. В начале 3 класса, я провела методику «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) (Приложение №3)
Цель данной методики исследовать предпочитаемый вид деятельности у детей.
Я учитываю их пожелания и вношу в план воспитательной работы.
Вся деятельность проходит при активном участии родителей обучающихся, формируется родительский коллектив.
По числу тех же направлений распределяется обучающиеся (самостоятельно):
Друзья чистоты и порядка
-
участвуют в уборке класса, школы, территории.
-
организуют дежурство в кабинете и столовой.
-
определяют лучших дежурных класса.
Друзья природы
-
ухаживают за растениями класса.
-
готовят сообщения о природе, животных, выступают на классных часах.
-
занимаются выращиванием цветов в кабинете, фойе школы.
-
участвуют в проведении экологических акций
Друзья труда и заботы
-
участвуют в организации и проведении классных мероприятий, огоньков, праздников, экскурсий;
-
помогают в проведении субботников, волонтёрских делах.
Друзья спорта и здоровья
-
участвуют в организации походов,спортивных соревнований;
-
организуют игровые перемены;
-
проводят физкультминутки.
Друзья интересных дел
-
организуют и учувствуют в творческих мероприятиях, конкурсах;
-
готовят выпуск классных газет о событиях класса, об учениках, учителях, а также подбирают интересную и занимательную информацию
-
готовят реквизит и оформление праздников;
-
участвуют в изготовлении листовок, буклетов и т.д.
То есть дети включаются в работу, осознают ее необходимость. Смена поручений происходит каждую неделю.Совместно с ребятами придумали название классного коллектива, девиз, речовку и эмблему (Приложение №4).
Создали экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!», где ведётся систематический учет деятельности каждого обучающегося в целом. За все классные и общешкольные дела выставляются баллы. В конце года подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого обучающегося в целом”.По результатам этих данных выявляется “Лучший друг”, этот ребёнок обязательно награждается грамотой .(Приложение №5)
Появились законы класса (приложение №6). На основе законов была создана«Памятка друзей» (приложение №7)
3этап (5класс– 6 класс)
Данный этап запланирован с сентября 2022 по май 2024 учебногогода, под девизом «Делаем сами». Взрослые и дети становятся сотрудниками в общем деле управления классом.
Мы продолжим работу по данным направлениям. Продолжим заполнять экран соревнований «Соревноваться, значит дружить!». Выберем «лидера класса», в его обязанности будет входить:
-
помогать учителю в организации классных и школьных дел;
-
распределять обязанности при проведении классных дел.
-
составлять график дежурства по кабинету;
-
контролировать и оценивать дежурство в кабинете, столовой;
-
контролировать работу класса;
-
следить за посещаемостью и успеваемостью в классе;
-
контролировать внешний вид обучающихся.
В период моделирования системы самоуправления практически каждое дело будет начинаться с коллективного планирования. На обсуждение будут выноситься предложения по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это принесёт радость и пользу? Когда и как сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?». Каждое проведённое дело будем обсуждать .Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее?
В деятельность ученического самоуправления планирую внедрить элементы современных образовательных и воспитательных технологий:
Информационно-коммуникационные - создание электронных презентаций, видеороликов, выпуск листовок, брошюр, буклетов и т.д.,
Здоровьесберегающие - пропаганда валеологической культуры, здорового образа жизни и безопасного поведения через творческие конкурсы, акции, участие в жизни класса и школы, по данному направлению.
Групповые - посильная волонтерская и шефская деятельность, ролевые игры, мастер-классы.
Диалоговые -взаимодействие обучающихся, родителей и классного руководителя на партнёрской основе во время организации и проведения КТД .
Родители (законные представители) класса тоже будут продолжать включаться в подготовку к школьным мероприятиям к конкурсам, совместно с детьми готовить классные часы, культпоходы, праздники.
Критерииипоказателирезультативностисоциализации обучающихся через ученическое самоуправление
Результативность данного проекта подтверждают мониторинги детского развития по следующим критериям:
-
Состояние духовно-нравственных качеств личности;
-
Межличностные взаимоотношения в классном коллективе;
-
Уровень развития ученического самоуправления;
-
Результативное участие в конкурсах различного типа;
-
Индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио).
Для изучения эффективности проекта были использованы диагностики и методики:
Методика исследования состояния духовно-нравственных качеств личности«Репка» или какие качества я в себе вырастил? (разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А. И. Герцена)
Цель:определить изменения, происшедшие в личности обучающегося в течение учебного года.
Тестирование проводилось в стандартных условиях, 1 раз в год. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Ход проведения.Обучающимся предлагаются следующие вопросы:
Подумай и постарайся честно ответить:
Что в тебе стало лучше (знак «+» -1 балл).
-
физическая сила и выносливость;
-
умственная работоспособность;
-
сила воли;
-
выдержка, терпение, упорство;
-
сообразительность;
-
память;
-
внимание и наблюдательность;
-
умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);
-
умение планировать работу;
-
умение организовать свой труд (организованность);
-
умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;
-
умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
-
чуткость и отзывчивость к людям;
-
умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
-
умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
-
умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.
-
Обработка полученных данных. Полученные результаты были систематизированы с помощью следующей таблицы:
Фамилия, имя учащегося
Качества личности |
Кристина З. |
Ян К. |
Сергей М. |
Софья М. |
Стас Я. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КЛАСС |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
физическая сила и выносливость; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умственная работоспособность; |
|
|
|
|
_ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
сила воли; |
|
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
- |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Выдержка и терпение; |
|
|
|
|
_ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
сообразительность; |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
- |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
память; |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
внимание и наблюдательность; |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность); |
|
|
_ |
_ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
_ |
_ |
|
|
|
_ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение планировать работу; |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение организовать свой труд (организованность); |
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки; |
- |
- |
- |
- |
|
|
- |
- |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи; |
|
- |
- |
+ |
|
- |
- |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
чуткость и отзывчивость к людям; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь; |
|
+ |
|
_ |
|
|
|
+
|
+ |
+ |
+ |
+
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться. |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Баллы |
5 |
5 |
6 |
8 |
3 |
6 |
9 |
11 |
2 |
5 |
6 |
9 |
5 |
6 |
7 |
9 |
2 |
6 |
9 |
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень развития |
н |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
в |
н |
н |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
н |
с |
с |
с |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий уровень развития за 4 года |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
Средний уровень |
По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса.
Таблица
Низкий уровень развития духовно-нравственных качеств личности |
0-5 |
Средний уровень развития духовно-нравственных качеств личности |
6-10 |
Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств личности |
11-16 |
Анализ ответов обучающихся на вопросы методики позволил получить информацию о личностном росте каждого обучающегося, о самооценке обучающихся, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями и содержанием проекта помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования использовались при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитании обучающихся.
Методика «Наши отношения» (составлена Фридман Л.М.)
Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения: обучающемуся предлагается ознакомиться с двумя блоками утверждений (каждый блок состоит из шести предложений).
В каждом блоке обучающийся отмечает только одно утверждение, которое больше всего совпадает с его мнением.
I блок: Изучение взаимоприемлемости друг друга (или конфликтности) |
II блок: Изучение состояния взаимопомощи (или её отсутствие) |
||||
1. |
Наш класс очень дружный и сплочённый. |
|
1. |
В нашем классе принято помогать без напоминания |
|
2. |
Наш класс дружный. |
|
2. |
В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям. |
|
3. |
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. |
|
3. |
В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик. |
|
4. |
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя. |
|
4. |
В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель. |
|
5. |
Наш класс недружный, часто возникают ссоры. |
|
5. |
В нашем классе не принято помогать друг другу. |
|
6. |
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. |
|
6. |
В нашем классе отказываются помогать друг другу. |
|
Обработка результатов: подсчитывается общее количество обучающихся по каждому утверждению, в последней строке записываются утверждения выбранные большинством обучающихся.
Класс |
Результаты методики |
Вывод |
1 |
|
В классе иногда бывают ссоры, но конфликтным класс назвать нельзя.
В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик
|
2 |
|
Наш класс дружный
В нашем классе принято помогать, без напоминания.
|
3
|
|
Наш класс дружный
В нашем классе принято помогать, без напоминания
|
4 |
|
Наш класс дружный
В нашем классе принято помогать, без напоминания.
|
Вывод: класс имеет хорошую степень сплоченности на каждом этапе, но еще недостаточно развита самостоятельность и инициативность. Те суждения, которые отмечены большинством обучающихся, свидетельствуют о сотруднических взаимоотношениях и доброжелательной атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, что еще не все обучающиеся чувствуют себя достаточно комфортно в коллективе. Это говорит не только об эффективности работы, но и необходимости ее продолжения.
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (подготовлена М. И. Рожковым).
Данная методика проводится, в конце каждого этапа проекта ( 2 и 4 классов).
Цель данной методики: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения.
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. |
4 3 2 1 0 |
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. |
4 3 2 1 0 |
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. |
4 3 2 1 0 |
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
4 3 2 1 0 |
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. |
4 3 2 1 0 |
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. |
4 3 2 1 0 |
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. |
4 3 2 1 0 |
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. |
4 3 2 1 0 |
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. |
4 3 2 1 0 |
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. |
4 3 2 1 0 |
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________ |
4 3 2 1 0 |
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
4 3 2 1 0 |
На доске дано смысловое значение цифровых кодов:
4 - «Да»,
3 - «Скорее да, чем нет»,
2 - «Трудно сказать»,
1- «Скорее нет, чем да»,
0 - «Нет».
Каждый обучающийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:
При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.
1)включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);
2) организованность классного коллектива (5-8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).
По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.
Таблица
Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе |
0-0,5 |
Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе |
0,51-0,8 |
Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе |
0,81-1 |
Коэффициент равен 0,59-средний уровень развития самоуправления в классном коллективе.
Коэффициент равен 0,61. Развитие самоуправления в классном коллективе осталось на среднем уровне, но коэффициент повысился.
Вывод: прослеживается положительная динамика в развитии ученического самоуправления, что говорит об эффективности работы. Но, средний общий уровень развития говорит о целесообразности продолжения реализации проекта по развитию ученического самоуправления. Требуется работа по развитию самостоятельности обучающихся, по распределению поручений в классном коллективе и выбору актива класса.
Эффективность самоуправленческой деятельности подтверждается и результативностью участия в общественно-значимых делах и конкурсах различного уровня (приложение №8)
Индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио) (приложение №9).
Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей, детей и классного руководителя, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения обучающегося в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу начального обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.
Результатыдиагностикпо критериям социализации
обучающихся 4 «Б» класса
№ |
Фамилия, имяребенка |
Состояние духовно-нравственных качеств личности |
Межличностные взаимоотношения в классном коллективе
|
Развитие самоуправления в ученическом коллективе |
11. |
Кристина З. |
С |
Хорошая степень сплочённости |
Средний уровень развития самоуправления в классном коллективе
|
22. |
Ян К. |
С |
||
33. |
Серёжа М. |
С |
||
44. |
Софья М. |
С |
||
55. |
Стас Я. |
С |
Таким образом, стоитзаметить,чтопо критериям социализацииобучающиесявосновном имеютсреднийуровеньразвития, что дает им потенциал для дальнейшего развития. Этим детям нужно особое внимание педагога для разрешения имеющихся трудностей в социализации.
Результатыобъясняютсяследующимифакторами:
1.Несформированностьюнекоторыхпсихическихфункций;
2.Несформированностью игровых навыков, слабой самостоятельностью,
трудностямив совместной деятельности в малых группах;
3.Недостаточнымумениемсотрудничатьсдругимилюдьми.
Анализ воспитательной работыв4«Б»классе, за2021–2022учебныйгод также показал, что поставленные задачи решаются (приложение № 10).
Такимобразом,дляуспешной социализации обучающихсянеобходимо продолжать работу по проекту «Круг друзей».
Заключение
Результат внедрения данного проекта в практику работы позволяет сделать следующие выводы:
Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществлялась через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.
Роль семьи в успешной социализации детей младшего школьного возраста является предметом внимания во всех исторически сложившихся педагогических системах. Современная наука рассматривает роль в семьи в успешной социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности.
Анализируя результаты работы, можно утверждать, что внедрение в практику работы классного руководителя предлагаемой модели ученического самоуправления способствует эффективному формированию социального опыта младших школьников, обогащению жизненного опыта и расширению социальных связей, позволяет воспитывать социально активного гражданина.
Закончить работу нашего проекта хотелось бы словами:
Собраться вместе –это начало.
Остаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.
Начало положено — появились замыслы, идеи.
А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время.
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. -392 с.
2. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности /Н.В. Андреенкова . -М: МГУ.: 1970.- 31с.
3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.
4. Опыт воспитания в процессе самоуправления учащихся // Классный руководитель, 1994–4. С. 19–25.
5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: Сфера, 2008.
6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: Владос, 2002.
Приложение №1
Традиции нашего класса
У
частие в субботниках
Э
кскурсии
Участие в праздничных мероприятиях
Приложение №2
Содержание стенда: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото ребят.
Приложение №3
Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова)
Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности детей.
Индивидуальные результаты по методике «Выбор деятельности»
№ |
Ф.И ребёнка |
Игровая деятельность |
Чтение книг |
Трудовая деятельностьв уголке природы |
Спортивная деятельность |
Конструирование из разных материалов |
Дежурство в классе |
1 |
Кристина З |
1 |
|
2 |
3 |
|
|
2 |
Ян К |
|
3 |
|
1 |
|
2 |
3 |
Сергей М |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
Софья М |
1 |
|
|
2 |
3 |
|
5 |
Станислав Я |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитает игру и занятия спортом. Наименьшее число детей предпочитают труд в уголке природы и конструирование из различных материалов. И меньше всего дети хотят дежурить в классе и читать книги.
Приложение №4
Название классного коллектива |
«Круг друзей»
|
Девиз |
«Мы как в радуге цвета, неразлучны никогда!» |
Речовка |
« Самый лучший в мире класс- это сказано про нас! Мы вперёд шагаем смело, по плечу любое дело!» |
Эмблема
|
|
Приложение №5
Экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!»
Данный метод создан с целью учета деятельности каждого обучающегося. На экран за все классные и общешкольные дела выставляются баллы. В конце года подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого обучающегося. По результатам этих данных выявляется «Лучший друг» Этот ученик награждается грамотой.
Приложение №6
Законы класса
-
Быть чутким и внимательным к своим друзьям.
-
Уважать и ценить мнение других.
-
Успешно работать над расширением своих знаний.
-
Достойно и культурно вести себя в школе и за её пределами.
-
Проявлять уважение ко взрослым.
-
Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни друзей.
-
Говорить всегда правду, иметь мужество сказать о своём поступке, а не перекладывать вину на других.
-
Заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее меня.
-
Бережно относиться к вещам.
-
Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Приложение №7
«Памятка друзей»
-
Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
-
Не дерись - это очень стыдно.
-
Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
-
Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
-
Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
-
Будь добрым и щедрым на помощь.
-
Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Приложение №8
Обучающиеся класса принимают активное участие и становятся призёрами и победителями многих муниципальных и всероссийских конкурсов.
Приложение №9
Индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио)
Приложение №10
Анализ
воспитательнойработыв4«Б»классе по проекту «Круг друзей»
(за2021–2022учебныйгод)
Воспитательная работа в классе в 2021-2022 учебном году построена в соответствии с задачами проекта «Круг друзей».
Разнообразие средств педагогического влияния, правильность выбора содержания и форм работы, приёмов включения учащихся в деятельность и общение, способствовали сплочению коллектива, проявлению дружеских чувств, взаимопомощи и взаимовыручки. Данная работа будет продолжена.
Таким образом, благодаря поставленным задачам, достигнут положительный результат в воспитании обучающихся класса и в развитии классногоколлектива. Авторитетомвклассепользуются обучающиесяуспешные в учёбе. Они являются примером для одноклассников и той высокойпланкой, к которой стремятся многие ученики класса.
Нравственно-психологический климат в классе носит доброжелательный характер, взаимоотношения учащихся строятся на тактичности, вежливости, толерантности, уважении друг к другу. Если и есть какие - то ситуации, то эти проблемы рассматриваются ребятами класса, обсуждаются на собраниях, пресекаются со стороныодноклассников.
По отношению к школе, ученью и учителям доминирует положительный эмоциональный настрой, дети с удовольствием посещают школьные занятия,с класснымруководителем и учителями-предметниками у них сложились доверительные отношения.
Дети принимают активное участие в жизнедеятельности класса и школы, проявляя инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности.
Большой интерес вызывает у ребят организация и проведение коллективных творческих дел, например, таких как: концерт ко Дню матери, подготовка и участие в Днях именинников, во внеклассных мероприятиях, где ребята работали в группах и др.
Большинство обучающихся класса имеют хорошую степень развития познавательных интересов и творческих способностей, многие владеют первоначальным навыком работы со справочной литературой и Интернетом. Ребята с удовольствием участвуют в интеллектуальных конкурсах, любят выполнять тестовые задания,принимают участиево всероссийских конкурсахпо учебным предметам.
Так же,ребята активно участвуют в конкурсах рисунков на различные темы, разыгрывании сценок,» ит. п.
По итогам года и реализации второго этапа проекта можно сделать следующие выводы:
-
Классный коллектив сформирован (он сложился ещё в конце первого класса);
-
90%учащихсяимеютхорошийуровеньвоспитанности;
-
Доля учащихся, вовлеченных в коллективную творческую деятельность к концу года выросла до 79%;
-
Уровень удовлетворенности обучающихся и ихродителей воспитательной системой класса – выше среднего;
-
Уровень состояния физического и психическогоздоровья учащихся – средний.
Кроме того, обучающиеся знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи, уважительно относятся к родителям, их взглядам и чувствам. Ребята имеют первоначальное представление об эстетике, стремятся всё делать красиво, стараются соблюдать гигиенические правила, способствующие укреплению здоровья, знают правила учебного труда, нормы учебно-познавательной деятельности, правила общения в различных жизненных ситуациях, соблюдают режим дня.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бойваленко Елена Николаевна
→ Публикатор 17.01.2023 0 603 31 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.