Проект развития классного коллектива "Круг друзей"


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

«Школа–интернат № 18»

 

МКОУ «Ш-И №18»

 

 

 

 

 

Проект

развития классного коллектива

(1 -6 классы)

 

 

Разработчик:

Бойваленко Елена Николаевна,

учитель начальных классов

 

 

  1.  

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспортпроекта………………………………………………………… 3

2.Пояснительнаязаписка…………………………………………………...6

3.Актуальность проекта………………………………………………….…..…7

4.Цельпроекта………………………………………………….………...…9

5.Задачипроекта…………………………………………………….………9

6.Условияимеханизмыреализациипроекта……………………… ...…..10

7.Методыреализациипроекта…………………………….……………....10

8.Этапы развития проекта…………………………………..……………….....10

9.Формыреализациипроекта……………………………….………….…11

10.Принципыпроекта…………………………………..……………….…12

11.Основапроекта…………………………………..…………………...…12

12.Критерииоценкиэффективностипроекта……………………….....…14

13.Основныенаправленияпроекта……………………………..…………14

14.Модель работы с родителями (законными представителями)

обучающихся…………………………………………………………..…..…22

15.Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива……24

16.Содержаниепроекта……………………………………..………………26

17.Критерииипоказателирезультативностиразвитияклассного

коллектива……………………………………………………..………...…31

18.Заключение………………………………………..………………...…...44

19.Используемаялитература…………………………………….....………46

20.Приложение…………………………………………………..…….……47

 

 

 

 

Паспорт проекта

Наименование проекта

Проектразвитияклассногоколлектива«Круг друзей»

Составитель

проекта

Бойваленко Елена Николаевна,учитель начальных классов

Цельизадачи

проекта

Цель:создание условий для социализации

обучающихся через ученическое самоуправление

Задачи:

1. Содействовать созданию детского коллектива.

2. Развивать взаимодействие и сотрудничество

с родителями (законными представителями)

обучающихся.

3. Развивать социальные умения детей в процессе

функционирования коллектива.

4. Создавать благоприятные условий для

самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.

5. Сохранять и укреплять здоровье обучающихся.

Сроки

реализации

проекта

Реализацияпроектарассчитанана6лет(1-6класс)

с 1 сентября 2018 г. по 25мая2024г.

Участники

проекта

Обучающиеся (5 человек), классный руководитель, воспитатель, родители (законные представители), специалисты психолого-медико-педагогического

сопровождения (педагог-психолог, медицинский

работник, социальный педагог, учитель-дефектолог)

Нормативные документы

  • КонституцияРФ;

  • Федеральныйзакон от 29.12.2012 N 273-ФЗ 

  • «Обобразовании в Российской Федерации»;

  • Федеральныйгосударственный

образовательныйстандарт.

Основные

принципы

взаимодействия детейи взрослых

  • Принцип индивидуальности;

  • Принцип природосообразности;

  • Принцип целостности учебно-воспитательного

процесса;

  • Принцип доверия и поддержки;

  • Принцип сотрудничества;

  • Принцип деятельности;

Содержание воспитательной

деятельности

по направлениям

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Духовно-нравственное воспитание;

  • Общеинтеллектуальное воспитание;

  • Эстетическое воспитание;

  • Физическое воспитание и охрана здоровья.

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

проекта

  • Создание единогоблагоприятного образовательногопространства, способствующего творческому развитию детскогоколлективачерезсамореализациюкаждогоегочлена;

  • Организация работы детского коллектива, способного влиться и самостоятельно функционировать по окончании начальной ступени в общешкольном коллективе школы;

  • Воспитание детского коллектива, каждый членкоторогосчитаетсебядостойным гражданиномсвоей страны,края,города.

Критерии

ипоказатели

результативности проекта

  • Состояние духовно-нравственных качеств личности;

  • Межличностные взаимоотношения в классном коллективе;

  • Результативность участия в мероприятиях различного уровня;

  • Индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио);

  • Уровень развития ученического самоуправления.

Системаорганизации контроля

заисполнением

проекта

Контрользареализациейпроектаосуществляет

заместитель директора по воспитательной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительнаязаписка

«Самое прекрасное зрелище на свете –

вид ребенка, уверенно идущего по жизненной

дороге после того, как вы показали ему путь»

Конфуций

Школьное ученическое самоуправление в современной педагогической науке вызывает особый интерес. Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определённый образ поведения, и даёт не только знания, умения и способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях. Поэтому необходимо рассматривать ученическое самоуправление как средство формирования социально-нравственной ориентации, социальной активности и зрелости.

Ориентация школы на личность как приоритетную перед государством ценность поставила перед образовательной системой во всей остроте проблему целенаправленной социализации обучающегося, чтобы вооружить выпускника жизненными компетенциями, достаточными для успешной адаптации и интеграции юного гражданина в постоянно усложняющийся социум. Проблема педагогически организованной социализации еще более актуальна для специальной школы, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К тому же дети с ОВЗ практически обучаются в обедненных замкнутых условиях специальных интернатов. Парадокс состоит в том, что именно интернат и есть главный субъект и агент социализации ребенка с ОВЗ.

В моём классе обучаются глухие дети с легкой формой интеллектуального нарушения (умственной отсталости)и глухие дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы,по АООП НОО (вариант 1.3.).

Реализация АООП НОО (вариант 1.3) предполагает, что обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, несопоставимое на всех его уровнях и к моменту завершения школьного образования с результатами

образования нормативно развивающихся сверстников.

Эта неоднородная группа детей, для которой характерно сочетание нарушения слуха с другими нарушениями и хроническими заболеваниями. Глухие дети с особенностями умственного развития требуют особоговнимания к своему здоровью, что обусловлено дополнительнымосложнением соматического статуса. Для глухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью характерны детерминирующие особенности высшей нервной деятельности и темперамента, проявляющиеся в особом характере и низкой скорости протекания мыслительных процессов, невысокой работоспособности, что обуславливает низкий уровень учебных возможностей, снижение познавательной активности.Отсутствие мотивации к учебной деятельности происходит из-за несформированности познавательных потребностей, а также из-за невысокого уровня волевого развития. Осложненные варианты нарушенного развития обусловливают особые образовательные потребности этих детей и требуют специальных условий организации педагогического пространства в виде специальной полифункциональной образовательной среды.

Основной задачей обучения и воспитания становится формирование жизненных компетенций, формирование элементарной картины мира: представлений о природе и жизни людей, навыков личной гигиены и самообслуживания,привитие простых социокультурных и трудовых допрофессиональныхнавыков, воспитание культуры межличностных отношений: поведения со взрослыми и сверстниками в школе, дома, на улице и т.д.

Учитывая актуальность поставленной проблемы, былсоздан проект развития классного коллективаначального звена«Круг друзей».Данный проект социализации обучающихся со слуховой депривацией через развитие классного коллектива, может быть использован работниками в системе образования для внедрения в общеобразовательных школах, реализующих адаптированные общеобразовательные программы, а также инклюзивных образовательных организациях.

Проект долгосрочный. Разработан на период с 2018 по 2024 год дляглухих обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 1-6 классов «МКОУ Ш-И №18».

Проектпризванрешитьследующиеактуальныевопросы:

1.Адаптацияобучающихсякновымусловияминовым взаимоотношениям при поступлении в начальное звено.

2.Зарождение мотивации к учебе и творчеству.

3.Укреплениеколлективныхсвязей.

4.Разнообразиеформвоспитательнойдеятельности.

5.Созданиепсихологическикомфортнойвоспитательнойсреды.

Свое название проект «Круг друзей» получил благодаря основным направлениям его реализации, где в конечном итоге каждый ребенок должен преодолеть трудности и получить положительный социальный опыт и знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«КРУГ ДРУЗЕЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Друзья чистоты и порядка

Друзья интересных дел

 

 

 

 

Друзья спорта и здоровья

Друзья труда и заботы

 

 

 

 

Друзья природы

 

 

 

 

 

Цель проекта: создание условий для социализации обучающихся через ученическое самоуправление.

Дляреализацииэтой целинеобходимовыполнитьрядзадач.

Задачи проекта:

1. Содействовать созданию детского коллектива.

2. Развивать взаимодействие и сотрудничество с родителями (законными

представителями)обучающихся.

3. Развивать социальные умения детей в процессе функционирования коллектива.

4. Создавать благоприятные условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.

5.Сохранять и укреплять здоровье учеников.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностейучащихся;проведениеобразовательныхи интеллектуальных игр, соревнований, викторин, экскурсий. При этом основными видами деятельности являются: познавательная, игровая, спортивная, творческая, коммуникативная, досуговая, общественно- организаторская.

 

Условия и механизмы реализации проекта

    • выстраиваниеиндивидуальнойобразовательнойивоспитательной траектории;

    • участиевКТД,творческихконкурсах,соревнованиях;

    • индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио).

 

Методы реализации проекта

    • методпедагогическогонаблюдения;

    • методанкетирования;

    • методубеждения,беседы;

    • методтоварищескогоипедагогическоговоздействия;

    • методличногопримера;

    • методколлективноготворчества.

 

Этапы развития проекта

Ведущие педагоги мира полагали, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования, т.е. коллектив должен пройти путь от требования педагога, через требование актива, к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении.

В данной таблице представлены следующие этапы развития проекта:

 

 

 

этапа

Класс, год

Этапы развития коллектива

1 этап

 

1класс– 2 класс

2018-2020

учебныйгод

Основную организационную функцию выполняет классный руководитель. Он задает основные правила и нормы взаимоотношений, призывает детей к совместной деятельности.

2 этап

 

3класс– 4 класс

2020-2022 учебныйгод

Актив класса частично берет на себя функции организатора. Классный руководитель помогает наладить отношения внутри коллектива, распределить обязанности и освоить основные навыки управления.

3 этап

 

5класс– 6 класс

2022-2024 учебныйгод

Взрослые и дети становятся сотрудниками в общем деле управления классом.

 

В 2021-2022 учебном году заканчивается второй этап: всё делаем вместе - взрослые и дети, учим друг друга и учимся друг у друга, но стремимся к самостоятельности.

А что у нас впереди? А впереди — осуществление идей и замыслов.

 

Формы реализации проекта

Проект«Круг друзей»представляет собой сочетаниепринципов коллективнойтворческойдеятельностииявляетсяэффективнымсредством гармоничногоразвитияличностииученическогоколлектива.Воснову воспитательной работы положены традиционные и нетрадиционные формы работы. Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Традиции развиваются, закрепляются и передаются из года в год. Традиционнымиформами стали:поздравления именинников, чаепития в конце каждой учебной четверти, праздничные мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, новый год, масленица). На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу (приложение №1).

 

Принципы проекта

Проектстроитсянаосновеследующихпедагогическихпринципов:

  1. Индивидуальности.Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

  2. Природосообразности.Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа - корни, воспитание - крона.

  3. Целостности учебно-воспитательного процесса. Нельзя делить мир на уроки отдельных предметов.

  4. Доверия и поддержки. Принцип позволяет обогатить арсенал педагогической деятельности личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания. Внутренняя мотивация, а не внешнее воздействие должны приводить к успеху в обучении и воспитании.

  5. Сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

  6. Деятельности. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками, меняется отношение к самому себе, растет самоуважение.

 

Основа проекта

Методологическую основу концепции воспитательной системы составили следующие теории:

  • теория гуманизации и личностной ориентации образования (Е.В. Бондаревская, Ю.Н. Кулюткин, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская);

  • теория компетентностного образования (М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев, Л.А. Петровская, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской).

  • теория управления педагогическим процессом (Ю.К. Бабанский, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, М.М. Поташник);

  • современные подходы к организации дополнительного образования детей (З.А. Андросова, В.П. Голованов, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, А.В. Кузнецов, О.Е. Лебедев, Л.Г. Логинова, И.И. Фришман);

  • научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения (В.А. Караковский, Б.З. Вульфов, С.Д. Поляков, Ю.П. Сокольников).

Выбор содержания и способов организации деятельности находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Школа по отношению к личности ребенка выполняет следующие функции:

  • развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка;

  • защитную, связанную с повышением уровня социальной защищенности учащихся;

  • корректирующую, обеспечивающую осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения школьников;

  • интегрирующую,объединяющуювоспитательные воздействия семьи

и школы;

  • компенсирующую,предполагающую создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в жизнедеятельности ребенка;

  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов.

Критерии оценки эффективности проекта

Критериямиоценкиэффективностивоспитательногопроекта

«Круг друзей»являются:

  • Состояние духовно-нравственных качеств личности;

  • Межличностные взаимоотношения в классном коллективе;

  • Уровень развития ученического самоуправления;

  • Результативность участия в мероприятиях различного уровня;

  • Индивидуальная работа с учащимися (формирование портфолио).

 

Основные направления проекта

Проект «Круг друзей» учитывает преемственностьот одной возрастной ступени к другой, обучающийся остается все время в среде, котораяпредставляет для него опыт творчества,самоутверждения и самореализации.Для этого в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомнамибыливыбраныследующиенаправленияразвитияклассного коллектива.

 

Гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное воспитание

 

 

 

 

 

Класс,

личность

 

 

 

Общеинтеллектуальное

воспитание

Эстетическое

воспитание

Физическое воспитание

и охрана здоровья

 

 

 

 

Гражданско-патриотическое воспитание

 

Чем выше цветы поднимаются

к солнцу, тем глубже идут их

корни в землю, на которой растут.

Фридрих Гримм

Задачи данного направления:

1.Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивать чувство патриотизма.

2.Пробудить интерес к прошлому своего народа.

3.Познакомить с национальной культурой.

4.Приобщить детей к духовно – нравственным ценностям своего народа.

5.Воспитывать у обучающихся нравственно-этические качества.

 

Содержание: изучение российской символики и законов страны. Разучивание народных игр. Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

 

  1. класс

1.Беседа – обсуждение «Дом, в котором я живу»

2.Спортивное соревнование «Слава солдатская – сила богатырская»

  1. класс

1.Игра - путешествие «Мой город»

2.Литературные посиделки «Русский солдат умом и силой богат»

3.Беседа о родословной «Откуда мы родом»

  1. класс

1.Классный час «Знания нужны мне и моей стране»

2.Экскурс по городам и сёлам родного края «Моё Отечество!»

3.Беседа «Моя помощь родным»

4класс

1.Классный час «День воссоединения Крыма и России. Знаменитые места»

2.Урок Победы

5класс

1.Классный час «Россия, мы дети твои!»

2.Классный час «В память о героях»

3.«Семейная летопись»

6класс

1. Час общения «Слава тебе, победитель – солдат!»

2.Беседа «А в нашей семье…»

 

Духовно-нравственное воспитание

 

Взаимодействуя с человеком,

другой человек осознаёт себя.

М. Бахтин

Задачи данного направления:

1.Способствовать формированию ценности человеческого общения.

2. Формировать коммуникативные навыки.

3. Помочь ребёнку осознать свою роль в обществе и в семье.

4.Ознакомить с правилами совместной деятельности, учить согласовывать свои действия с окружающими.

5.Способствовать формированию ученического коллектива.

Содержание: ребёнок должен знать, кто он сам. Он должен осознавать свой статус в семье («я надежда и помощник») и в обществе («я гражданин, я ученик»). Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «взрослый – ребёнок». Обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование умения общаться, проявляя эмпатию и положительные эмоции.

1класс

1.Урок – сказка «Про то, как добро и зло боролись»;

2. Ролевая игра «Учимся дружить»;

3.Классный час« Что такое хорошо и что такое плохо?».

2класс

1.Беседа «Уважай себя, уважай других»;

2.Беседа – игра «Как надо вести себя в школе»;

3.Разбор ситуаций «Вежливые слова».

3класс

1.Разбор ситуаций «Как лучше поступить?»;

2.Игра «Звёздный час вежливости»;

3.Классный час «Мир эмоций и чувств».

4класс

1.Практические игры «Учимся правильно жить и дружить»;

2.Классный час «Каждый сам за себя или дружная семья».

5класс

1. Разбор ситуаций «Доброе слово, что день ясный»;

2.Беседа «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит!»;

3.Учебные игры Правила хорошего тона».

6класс

1.Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать»;

2. Беседа – игра «Как надо разговаривать со взрослыми»;

3.Учебная игра «Что такое правила хорошего тона».

Общеинтеллектуальное воспитание

Учение — это лишь один из лепестков того

цветка, который называется воспитанием.

В. Сухомлинский

 

Задачи данного направления:

1.Способствовать формированию учебной мотивации.

2.Оказывать помощь обучающимся в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Содержание: определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

1класс

1.О правилах поведения в школе «Мы школьниками стали»;

2.Классный час «В гостях у мудрого царя!»;

3.Участие в интеллектуальных конкурсах.

2 класс

1.Практическое занятие «Учебная книга – наш друг и помощник!» ;

2.Классный час «Увидел слово – прочитай!»;

3.Конкурс стихов и пословиц о маме.

3класс

1.Литературные посиделки «Мои любимые книжки»;

2.Викторина «Мои любимые уроки»;

3.Участие в интеллектуальных конкурсах.

4класс

1.Классный час «Терпенье и труд всё перетрут»;

2.Школьная олимпиада по русскому языку, математике.

5 класс

1. Классный час «Что мы знаем, что умеем»;

2. Обучающая игра «С книгой жить – век не тужить»

6 класс

1.Классный час «Турнир умных и находчивых»;

2.Беседа – обсуждение «Карусель знаний»;

3.Участие в интеллектуальных конкурсах.

 

Физическое воспитание и охрана здоровья

 

Здоровье дороже золота.

У. Шекспир

 

Задачи данного направления:

1.Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни.

2.Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека.

3.Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.

4.Формировать умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с особенностями своего организма.

5.Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.

Содержание: помогать понять, как нужно заботиться о своём организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным, что во многом здоровье зависит от самого человека. Познакомить с правилами здорового образа жизни: гигиена тела и жилища, правильное питание, режим труда и отдыха. Сотрудничество с медицинским работником школы, медицинскими и профилактическими заведениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

1класс

1.Классный час «Что такое режим дня;

2.Практическая игра «Чистота - залог здоровья»;

3.Беседа- обсуждение «Не шути с огнём».

2класс

1.Беседа о культуре питания «Быстрый бутерброд до добра не доведёт»;

2.Классный час «Царица Гигиена и её друзья»;

3.Спортивные соревнования «Сильные, смелые, ловкие, умелые».

3 класс

1.Классный час «Где нас подстерегает опасность»;

2.Беседа «Как следует питаться?»;

3. Игра «Светофор здоровья».

4класс

1.Беседа «Режим дня – здоровый образ жизни»;

2.Разбор ситуаций «Помоги себе сам»;

3.Урок – соревнование «Путешествие в страну здоровья».

5 класс

1.Игра – путешествие «Путешествие в зелёную аптеку»;

2.Викторина о правилах безопасности «Правила учи – себя береги!»;

3.Беседа «Вредные привычки».

6класс

1.Тренинг безопасного поведения «Я умею выбирать!»;

2.Беседа «Правильное питание – залог здоровья!»;

3.Соревнования «Спортивная карусель».

 

Эстетическое воспитание

 

Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В. Сухомлинский

Задачи данного направления:

1.Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.

2.Способствовать получению знаний о мировой культуре и культуре России. 3.Формировать потребность в творческой деятельности.

Содержание: развитие творческой личности учащихся на основе формирования творческих устремлений в индивидуальной и совместной деятельности. Создание условий для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей. Развивать способность замечать красоту, стремление всё делать красиво. Активное участие учащихся в художественной самодеятельности.

  1. Класс

1.Выставка поделок из природного материала «Красота окружающей природы»;

2.Театрализованное представление «Подарок маме».

  1. класс

1.Классный час «Как прекрасен этот мир…»;

2.Выставка работ, сделанных совместно с родителями«Мы сами

своими руками»;

3.Классный час «Кто что любит и умеет делать?».

3 класс

1.Конкурс рисунков «Моя семья»;

2. Классный час «Природа и фантазия»;

3.Беседа «Я город свой люблю».

4 класс

1.Работа в творческой мастерской «Умелые руки»;

2.Классный час «Моё хобби».

5 класс

1. Час общения «Красота и уют моего дома»;

2.Игра – путешествие «Уголки творчества»

6класс

1.Конкурс рисунков «Родная школа в лицах»;

2.Устный журнал «Путешествие в страну любимых занятий».

 

Модель работы с родителями (законными представителями) обучающихся

Особая роль в работе отводится и родителям (законным предствителям), как участникам образовательного процесса.Родители и родные осуществляют первичную социализацию ребенка, семья является для него исходной и долгое время главной социальной группой. Семья создает уникальную (невоспроизводимую никаким другим социальным институтом) интимную атмосферу близости, эмоциональной насыщенности и индивидуальности отношений, тем самым обеспечивая условия для гармоничного, полноценного эмоционально-психологического развития личности. Через и на основе детско-родительских отношений осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие личности.

Примерная тематика родительских собраний

1класс

1.Родительское собрание«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе;

2.Родительское собрание«Режим дня школьника»;

3.Родительское собрание«Как поддерживать в школьниках желание учиться»;

4.Родительское собрание«Достижения года».

2класс

1.Родительское собрание«Воспитанность и воспитуемость»;

2.Родительское собрание«Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий»;

3.Родительское собрание«От чего зависит успешность обучения?»;

4.Родительское собрание«Итоги года и перспективы развития».

3класс

1.Родительское собрание«Задачи развития третьеклассника»;

2.Родительское собрание«Роль семьи в формировании мотивации учения»;

3.Родительское собрание«Самостоятельность и её границы»;

4.Родительское собрание«Самооценка наших детей».

4класс

1.Родительское собрание«Телефон: возможные опасности»;

2.Родительское собрание«Природа детской агрессивности»;

3.Родительское собрание«Оценка или отметка»;

4.Родительское собрание«Развитие системы ценностей как основа успешного обучения».

5класс

1.Родительское собрание «Воспитание самостоятельности»;

2. Родительское собрание «Нравственные уроки начальной школы»;

3.Родительское собрание «Права и обязанности школьника»;

4. Родительское собрание «Характер моего ребёнка».

6класс

1. Родительское собрание «Товарищество и дружба.

Особенности взаимоотношений»;

2. Родительское собрание «Развитие читательского интереса у младших школьников»;

3. Родительское собрание «Как научить ребёнка общаться?»;

4. Родительское собрание «Как помочь ребёнку подготовиться к переходу в среднюю школу».

Другие формы работы с родителями:

Консультации(индивидуальные и коллективные):

  1. Как помогать ребёнку в приготовлении уроков;

  2. Дружбы и ссоры в детском коллективе;

  3. Особенности развития внимания детей 7 – 8 лет;

  4. Особенности режима дня для второклассника;

  5. Книга – источник знаний;

  6. Способности и одаренность;

  7. Развитие творческих способностей учащихся и др.

Дни открытых дверей- разрешение родителям (законным предствителям) присутствовать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологами, врачами, педагогами.

Привлечение родителей к организацииэкскурсий, походов, праздников. Совместные праздники, конкурсы, смотры.

 

Динамика самоуправления на разных этапах развития коллектива

 

1 этап

(1класс– 2 класс)

2018-2020

учебныйгод

«Делаем вместе»

2этап

(3класс– 4 класс)

2020-2022

учебныйгод

«Делаем вместе,

но стремимся к самостоятельности»

3 этап

(5класс– 6 класс)

2022-2024

учебныйгод

«Делаем сами»

Качества коллектива

Формирование общих целей, интереса к деятельности в коллективе

Организация самоуправления.

Заинтересованность учащихся в делах класса

Организация самоуправления

Функция самоуправления

Исполнительская

Исполнительно-организаторская

Управленческая

Способы привлечения учащихся к самоуправлению

Назначение ответственных лиц

Выборность актива демократическим путем

Участие каждого в организации дел в порядке очередности

Содержание самоуправления

Система временных поручений, назначение ответственных лиц,самоконтроль и др.

Самостоятельное выполнение небольших заданий, разработка идей, распределение обязанностей,  помощь в проведении мероприятий

Принятие решений, организация, контроль, разработка проектов, коллективное планирование, проведение, анализ дела

Позиция классного руководителя

Учитель

Консультант

Партнер

Характер деятельности педагога

Сообщает обучающимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает  у учащихся навыки самостоятельной работы

Передает обучающимся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы

Сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач

 

Формируемая модель ученического самоуправления предполагает активное включение в социум, когда взаимодействие детей органично выходит за пределы школы, когда активно используется совместная деятельность детей в таких формах, которые наиболее способствуют сотрудничеству, эффективному взаимодействию.

В развитии социальной активности у детей заложены большие и подчас не раскрытые еще возможности. Совершенствование этого процесса – почётная и важная задача педагогов.

 

Содержание проекта

Состав обучающихся моего класса разнообразен: дети из малообеспеченных, неполных семей, дети-сироты. В сложившихся условиях многие обучающиеся не просто нуждаются во внимании со стороны взрослого, а скорее стремятся получить навыки и развить в себе деловые, коммуникативные качества.

Проект «Круг друзей» направлен на создание условий для формирования команды творческих самоопределяющихся личностей, способных к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования усвоенного социального опыта. Проект представляет систему, состоящую из цикла обучающих тематических мероприятий, непосредственными организаторами которых будут выступать сами учащиеся. Программа Проекта многофункциональна и многопланова. Она позволяет удовлетворить широкий диапазон интересов ее участников. Каждый из участников неоднократно попадает в ситуацию выбора. Все мероприятия взаимосвязаны, взаимодополняемы и направлены на выполнение основных задач проекта «Круг друзей».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:

  • коллективные творческие дела;

  • экскурсии, поездки, походы в кинотеатр и т.п.;

  • классные часы, беседы;

  • участие во всех проводимых в школе мероприятиях;

  • создание фотоальбома класса;

  • создание «Портфолио»

  • индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями;

  • тематические родительские собрания и другие формы работы.

Я бы хотела поделиться с Вами моими педагогическими находками по вопросу организации самоуправления в начальной школе, рассказать о первых и последующих шагах по закладке основ самоуправления и развития коллектива в моём классе.

1 этап(1класс– 2 класс)

Данный этап проекта длился с сентября 2018 года по май2020учебногогода, под девизом «Делаем вместе».

Основную организационную функцию выполняет классный руководитель. Он задает основные правила и нормы взаимоотношений, призывает детей к совместной деятельности.

Первые шаги по самоуправлению я начинала с дежурства.

Были созданы 5 направлений, каждое из которых несло определённую задачу и являлась ступенькой в развитии творчества детей.

  • Друзья чистоты и порядка (отвечали за чистоту доски; отвечали за уборку в столовой; за проветривание помещения)

  • Друзья природы (отвечали за полив цветов)

  • Друзья труда и заботы (были помощниками в проведении субботников)

  • Друзья спорта и здоровья (отвечали за игры на переменах)

  • Друзья интересных дел (были помощниками в проведении мероприятий)

Каждую неделю выбирали главного по направлению. Дети пробовали себя в разных должностях и на практике убеждались, подходит ли оно им.

Создали и оформили информационный стенд, в котором отражали жизнь классного коллектива (Приложение №2).

Обучающиеся просто учились работать в парах и группах сменного состава, учились взаимодействовать, учились прислушиваться дуг к другу.

2этап(3класс– 4 класс)

Данный этап длился с сентября 2020 года по май 2022 учебного года под девизом«Делаем вместе, но стремимся к самостоятельности».

На 1-2 неделе сентября выбрали актив класса. Актив класса частично берет на себя функции организатора(строит детей в столовую, контролирует и напоминает об обязанностях дежурных, участвует в проведении классных часов…).

Я никак не ограничиваю детей, наблюдаю, как они делают свой выбор.Этот этап проходит на классном часе. Дети знакомятся с формой выбора – голосованием.На данном этапе я помогаю наладить отношения внутри коллектива, распределить обязанности и освоить основные навыки управления.

Уже учитываются интересы детей. В начале 3 класса, я провела методику «Выбор деятельности» (Л.Н. Прохорова) (Приложение №3)

Цель данной методики исследовать предпочитаемый вид деятельности у детей.

Я учитываю их пожелания и вношу в план воспитательной работы.

Вся деятельность проходит при активном участии родителей обучающихся, формируется родительский коллектив.

 

По числу тех же направлений распределяется обучающиеся (самостоятельно):

Друзья чистоты и порядка

  • участвуют в уборке класса, школы, территории.

  • организуют дежурство в кабинете и столовой.

  • определяют лучших дежурных класса.

Друзья природы

  • ухаживают за растениями класса.

  • готовят сообщения о природе, животных, выступают на классных часах.

  • занимаются выращиванием цветов в кабинете, фойе школы.

  • участвуют в проведении экологических акций

Друзья труда и заботы

  • участвуют в организации и проведении классных мероприятий, огоньков, праздников, экскурсий;

  • помогают в проведении субботников, волонтёрских делах.

Друзья спорта и здоровья

  • участвуют в организации походов,спортивных соревнований;

  • организуют игровые перемены;

  • проводят физкультминутки.

Друзья интересных дел

  • организуют и учувствуют в творческих мероприятиях, конкурсах;

  • готовят выпуск классных газет о событиях класса, об учениках, учителях, а также подбирают интересную и занимательную информацию

  • готовят реквизит и оформление праздников;

  • участвуют в изготовлении листовок, буклетов и т.д.

То есть дети включаются в работу, осознают ее необходимость. Смена поручений происходит каждую неделю.Совместно с ребятами придумали название классного коллектива, девиз, речовку и эмблему (Приложение №4).

Создали экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!», где ведётся систематический учет деятельности каждого обучающегося в целом. За все классные и общешкольные дела выставляются баллы. В конце года подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого обучающегося в целом”.По результатам этих данных выявляется “Лучший друг”, этот ребёнок обязательно награждается грамотой .(Приложение №5)

Появились  законы  класса (приложение №6). На основе законов была создана«Памятка друзей» (приложение №7)

3этап (5класс– 6 класс)

Данный этап запланирован с сентября 2022 по май 2024 учебногогода, под девизом «Делаем сами». Взрослые и дети становятся сотрудниками в общем деле управления классом.

Мы продолжим работу по данным направлениям. Продолжим заполнять экран соревнований «Соревноваться, значит дружить!». Выберем «лидера класса», в его обязанности будет входить:

  • помогать учителю в организации классных и школьных дел;

  • распределять обязанности при проведении классных дел.

  • составлять график дежурства по кабинету;

  • контролировать и оценивать дежурство в кабинете, столовой;

  • контролировать работу класса;

  • следить за посещаемостью и успеваемостью в классе;

  • контролировать внешний вид обучающихся.

В период моделирования системы самоуправления практически каждое дело будет начинаться с коллективного планирования. На обсуждение будут выноситься предложения по плану: «Что и для кого сделаем? Кому это принесёт радость и пользу? Когда и как сделаем? Кто будет участвовать? Кто будет отвечать за выполнение?». Каждое проведённое дело будем обсуждать .Что получилось хорошего и почему? Что можно сделать лучше и как? Что надо учесть на будущее?

 В деятельность ученического самоуправления планирую внедрить элементы современных образовательных и воспитательных технологий:

Информационно-коммуникационные - создание электронных презентаций, видеороликов, выпуск листовок, брошюр, буклетов и т.д., 

Здоровьесберегающие - пропаганда валеологической культуры, здорового образа жизни и безопасного поведения через творческие конкурсы, акции, участие в жизни класса и школы, по данному направлению.

 Групповые - посильная волонтерская и шефская деятельность, ролевые игры, мастер-классы. 

Диалоговые -взаимодействие обучающихся, родителей и классного руководителя на партнёрской основе во время организации и проведения КТД .

 Родители (законные представители) класса тоже будут продолжать включаться в подготовку к школьным мероприятиям к конкурсам, совместно с детьми готовить классные часы, культпоходы, праздники.

     

Критерииипоказателирезультативностисоциализации обучающихся через ученическое самоуправление

Результативность данного проекта подтверждают мониторинги детского развития по следующим критериям:

  • Состояние духовно-нравственных качеств личности;

  • Межличностные взаимоотношения в классном коллективе;

  • Уровень развития ученического самоуправления;

  • Результативное участие в конкурсах различного типа;

  • Индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио).

Для изучения эффективности проекта были использованы диагностики и методики:

Методика исследования состояния духовно-нравственных качеств личности«Репка» или какие качества я в себе вырастил? (разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А. И. Герцена)

Цель:определить изменения, происшедшие в личности обучающегося в течение учебного года.

Тестирование проводилось в стандартных условиях, 1 раз в год. Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Ход проведения.Обучающимся предлагаются следующие вопросы:

Подумай и постарайся честно ответить:

Что в тебе стало лучше (знак «+» -1 балл).

  • физическая сила и выносливость;

  • умственная работоспособность;

  • сила воли;

  • выдержка, терпение, упорство;

  • сообразительность;

  • память;

  • внимание и наблюдательность;

  • умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целе­устремленность);

  • умение планировать работу;

  • умение организовать свой труд (организованность);

  • умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

  • умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

  • чуткость и отзывчивость к людям;

  • умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

  • умение видеть и ценить прекрасное в природе, в че­ловеке, в искусстве;

  • умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

  • Обработка полученных данных. Полученные результаты были систематизированы с помощью следующей таблицы:

Фамилия, имя учащегося

 

Качества личности

Кристина З.

Ян К.

Сергей М.

Софья М.

Стас Я.

КЛАСС

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

физическая сила и выносливость;

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

умственная работоспособность;

 

 

 

 

_

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

+

-

+

+

+

сила воли;

 

-

-

-

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

+

-

 

 

 

Выдержка и терпение;

 

 

 

 

_

 

 

+

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

сообразительность;

 

+

+

+

 

 

-

+

 

 

 

+

+

 

+

+

 

 

 

 

память;

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

внимание и наблюдательность;

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

+

+

 

 

 

+

 

+

+

+

умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целе­устремленность);

 

 

_

_

 

 

+

+

 

 

 

+

 

 

_

_

 

 

 

_

умение планировать работу;

 

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

+

+

умение организовать свой труд (организованность);

 

 

+

+

 

 

+

+

 

+

+

+

 

 

 

+

 

 

+

+

умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

-

-

-

-

 

 

-

-

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

 

-

-

+

 

-

-

+

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

+

чуткость и отзывчивость к людям;

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь;

 

+

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

+

+

 

+

+

+

+

 

 

умение видеть и ценить прекрасное в природе, в че­ловеке, в искусстве;

+

+

+

+

 

 

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

 

+

+

+

умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться.

 

+

+

+

 

 

 

+

 

+

+

+

 

 

+

+

 

+

+

+

Баллы

5

5

6

8

3

6

9

11

2

5

6

9

5

6

7

9

2

6

9

9

Уровень развития

н

с

с

с

н

с

с

в

н

н

с

с

н

с

с

с

н

с

с

с

Общий уровень развития за 4 года

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

 

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса.

Таблица

Низкий уровень развития духовно-нравственных качеств личности

0-5

Средний уровень развития духовно-нравственных качеств личности

6-10

Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств личности

11-16

Анализ ответов обучающихся на вопросы методики позволил получить информацию о личностном росте каждого обучающегося, о самооценке обучающихся, об изменениях в их ин­теллектуальном, нравственном и физическом развитии. Со­поставление полученных данных с целями и содержанием проекта помогает оп­ределить эффективность воспитательной деятельности. Ре­зультаты анкетирования использовались при перспективном и текущем планировании жизнедеятельно­сти и воспитании обучающихся.

 

Методика «Наши отношения» (составлена Фридман Л.М.)

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения: обучающемуся предлагается ознакомиться с двумя блоками утверждений (каждый блок состоит из шести предложений).

В каждом блоке обучающийся отмечает только одно утверждение, которое больше всего совпадает с его мнением.

I блок: Изучение взаимоприемлемости друг друга (или конфликтности)

II блок: Изучение состояния взаимопомощи (или её отсутствие)

1.

Наш класс очень дружный и сплочённый.

 

1.

В нашем классе принято помогать без напоминания

 

2.

Наш класс дружный.

 

2.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

 

3.

В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

 

3.

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

 

4.

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

 

4.

В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

 

5.

Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

 

5.

В нашем классе не принято помогать друг другу.

 

6.

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

 

6.

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

 

Обработка результатов: подсчитывается общее количество обучающихся по каждому утверждению, в последней строке записываются утверждения выбранные большинством обучающихся.

Класс

Результаты методики

Вывод

1

 

 

В классе иногда бывают ссоры, но конфликтным класс назвать нельзя.

 

 

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит сам ученик

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш класс дружный

 

 

 

 

 

 

В нашем классе принято помогать, без напоминания.

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш класс дружный

 

 

 

 

 

 

В нашем классе принято помогать, без напоминания

 

 

4

 

Наш класс дружный

 

 

 

 

 

 

В нашем классе принято помогать, без напоминания.

 

 


 

 

Вывод: класс имеет хорошую степень сплоченности на каждом этапе, но еще недостаточно развита самостоятельность и инициативность. Те суждения, которые отмечены большинством обучающихся, свидетельствуют о сотруднических взаимоотношениях и доброжелательной атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, что еще не все обучающиеся чувствуют себя достаточно комфортно в коллективе. Это говорит не только об эффективности работы, но и необходимости ее продолжения.

 

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (подготовлена М. И. Рожковым).

Данная методика проводится, в конце каждого этапа проекта ( 2 и 4 классов).

Цель данной методики: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения.

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4  3  2  1  0

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4  3  2  1  0

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4  3  2  1  0

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4  3  2  1  0

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям.

4  3  2  1  0

6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися.

4  3  2  1  0

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

4  3  2  1  0

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

4  3  2  1  0

9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

4  3  2  1  0

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

4  3  2  1  0

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.________________________

4  3  2  1  0

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4  3  2  1  0

На доске дано смысловое значение цифровых кодов:

4 - «Да»,

3 - «Скорее да, чем нет»,

2 - «Трудно сказать»,

1- «Скорее нет, чем да»,

0 - «Нет».

Каждый обучающийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предложениями:

Обработка результатов.

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы компонентов.

1)включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4);

2) организованность классного коллектива (5-8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12).

По каждой группе подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на 16 -максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждой группе.

Таблица

Низкий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе

0-0,5

Средний уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе

0,51-0,8

Высокий уровень развития ученического самоуправления в детском коллективе

0,81-1

 

 

Коэффициент равен 0,59-средний уровень развития самоуправления в классном коллективе.

 

 

Коэффициент равен 0,61. Развитие самоуправления в классном коллективе осталось на среднем уровне, но коэффициент повысился.

Вывод: прослеживается положительная динамика в развитии ученического самоуправления, что говорит об эффективности работы. Но, средний общий уровень развития говорит о целесообразности продолжения реализации проекта по развитию ученического самоуправления. Требуется работа по развитию самостоятельности обучающихся, по распределению поручений в классном коллективе и выбору актива класса.

 

 

Эффективность самоуправленческой деятельности подтверждается и результативностью участия в общественно-значимых делах и конкурсах различного уровня (приложение №8)

 

Индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио) (приложение №9).

Важную роль в формировании творческой личности ребенка играет такая совместная деятельность родителей, детей и классного руководителя, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося. Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения обучающегося в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Благодаря участию родителей, неназойливому контролю учителя, портфолио формируется ребенком; по мере взросления, анализируется им, что дает толчок для дальнейших достижений. Здесь важно учителю не оставить без внимания ни одного ребенка и ни одной работы. Поощрять активность школьников, советовать ученикам пробовать свои силы в разных направлениях, воспитывать стремление к совершенствованию. К концу начального обучения большинство портфолио ребят будут иметь разнообразные по направлениям работы: как творческие, так и интеллектуальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результатыдиагностикпо критериям социализации

обучающихся 4 «Б» класса

Фамилия,

имяребенка

Состояние духовно-нравственных качеств личности

Межличностные

взаимоотношения

в классном

коллективе

 

Развитие самоуправления в ученическом коллективе

11.

Кристина З.

С

Хорошая степень сплочённости

Средний уровень развития самоуправления в классном коллективе

 

22.

Ян К.

С

33.

Серёжа М.

С

44.

Софья М.

С

55.

Стас Я.

С

 

Таким образом, стоитзаметить,чтопо критериям социализацииобучающиесявосновном имеютсреднийуровеньразвития, что дает им потенциал для дальнейшего развития. Этим детям нужно особое внимание педагога для разрешения имеющихся трудностей в социализации.

Результатыобъясняютсяследующимифакторами:

1.Несформированностьюнекоторыхпсихическихфункций;

2.Несформированностью игровых навыков, слабой самостоятельностью,

трудностямив совместной деятельности в малых группах;

3.Недостаточнымумениемсотрудничатьсдругимилюдьми.

Анализ воспитательной работыв4«Б»классе, за2021–2022учебныйгод также показал, что поставленные задачи решаются (приложение № 10).

Такимобразом,дляуспешной социализации обучающихсянеобходимо продолжать работу по проекту «Круг друзей».

Заключение

Результат внедрения данного проекта в практику работы позволяет сделать следующие выводы:

Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, форм, ценностей, ролей, в результате которого он способен функционировать в данной обстановке. На первых этапах формирования личности социализация осуществлялась через общение, обучение, воспитание, затем через практическую деятельность. Это процесс динамичный, постоянный, потому и развитие личности - непрерывно действующий процесс.

Роль семьи в успешной социализации детей младшего школьного возраста является предметом внимания во всех исторически сложившихся педагогических системах. Современная наука рассматривает роль в семьи в успешной социализации как совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, проявляющего следующие качества: самостоятельность, инициативность, исполнительность, возложение личностью на себя определенной меры ответственности.

Анализируя результаты работы, можно утверждать, что внедрение в практику работы классного руководителя предлагаемой модели ученического самоуправления способствует эффективному формированию социального опыта младших школьников, обогащению жизненного опыта и расширению социальных связей, позволяет воспитывать социально активного гражданина.

Закончить работу нашего проекта хотелось бы словами:

Собраться вместе –это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех.

Начало положено — появились замыслы, идеи.

А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1996. -392 с.

2. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности /Н.В. Андреенкова . -М: МГУ.: 1970.- 31с.

3. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.

4. Опыт воспитания в процессе самоуправления учащихся // Классный руководитель, 1994–4. С. 19–25.

5. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: Сфера, 2008.

6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: Владос, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Традиции нашего класса

У

частие в субботниках

Э
кскурсии

 



Участие в праздничных мероприятиях

 

 

Приложение №2

Содержание стенда: структура классного самоуправления, список класса по группам с распределением поручений, план мероприятий на текущий месяц, уголок заметок, поздравительный (отдельно для именинников), «Наши успехи», «Досуг» (экскурсии, праздники), фото ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Методика «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохорова)

Цель: методика исследует предпочитаемый вид деятельности детей.

Индивидуальные результаты по методике «Выбор деятельности»

Ф.И ребёнка

Игровая деятельность

Чтение книг

Трудовая деятельностьв уголке природы

Спортивная деятельность

Конструирование из разных материалов

Дежурство в классе

1

Кристина З

1

 

2

3

 

 

2

Ян К

 

3

 

1

 

2

3

Сергей М

1

 

2

 

3

 

4

Софья М

1

 

 

2

3

 

5

Станислав Я

 

 

1

2

3

 

 

Результаты обследования показали, что наибольший процент детей предпочитает игру и занятия спортом. Наименьшее число детей предпочитают труд в уголке природы и конструирование из различных материалов. И меньше всего дети хотят дежурить в классе и читать книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Название классного коллектива

«Круг друзей»

 

Девиз 

«Мы как в радуге цвета, неразлучны никогда!»

Речовка

« Самый лучший в мире класс- это сказано про нас!

Мы вперёд шагаем смело, по плечу любое дело!»

Эмблема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

 

Экран соревнований «Соревноваться – значит дружить!»

Данный метод создан с целью учета деятельности каждого обучающегося. На экран за все классные и общешкольные дела выставляются баллы. В конце года подсчитывается “Рейтинг участия в общественной жизни класса и школы каждого обучающегося. По результатам этих данных выявляется «Лучший друг» Этот ученик награждается грамотой.

 

 

Приложение №6

Законы класса

  • Быть чутким и внимательным к своим друзьям.

  • Уважать и ценить мнение других.

  • Успешно работать над расширением своих знаний.

  • Достойно и культурно вести себя в школе и за её пределами.

  • Проявлять уважение ко взрослым.

  • Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни друзей.

  • Говорить всегда правду, иметь мужество сказать о своём поступке, а не перекладывать вину на других.

  • Заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее меня.

  • Бережно относиться к вещам.

  • Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №7

«Памятка друзей»

  • Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.

  • Не дерись - это очень стыдно.

  • Играй честно, не подводи и не обманывай   своих товарищей.

  • Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.

  • Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.

  • Будь добрым и щедрым на помощь.

  • Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №8

 

Обучающиеся класса принимают активное участие и становятся призёрами и победителями многих муниципальных и всероссийских конкурсов.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №9

Индивидуальная работа с обучающимися (формирование портфолио)

 

 

 

 

 

Приложение №10

Анализ

воспитательнойработыв4«Б»классе по проекту «Круг друзей»

(за2021–2022учебныйгод)

Воспитательная работа в классе в 2021-2022 учебном году построена в соответствии с задачами проекта «Круг друзей».

Разнообразие средств педагогического влияния, правильность выбора содержания и форм работы, приёмов включения учащихся в деятельность и общение, способствовали сплочению коллектива, проявлению дружеских чувств, взаимопомощи и взаимовыручки. Данная работа будет продолжена.

Таким образом, благодаря поставленным задачам, достигнут положительный результат в воспитании обучающихся класса и в развитии классногоколлектива. Авторитетомвклассепользуются обучающиесяуспешные в учёбе. Они являются примером для одноклассников и той высокойпланкой, к которой стремятся многие ученики класса.

Нравственно-психологический климат в классе носит доброжелательный характер, взаимоотношения учащихся строятся на тактичности, вежливости, толерантности, уважении друг к другу. Если и есть какие - то ситуации, то эти проблемы рассматриваются ребятами класса, обсуждаются на собраниях, пресекаются со стороныодноклассников.

По отношению к школе, ученью и учителям доминирует положительный эмоциональный настрой, дети с удовольствием посещают школьные занятия,с класснымруководителем и учителями-предметниками у них сложились доверительные отношения.

Дети принимают активное участие в жизнедеятельности класса и школы, проявляя инициативность, творчество, организованность, самостоятельность в деятельности.

Большой интерес вызывает у ребят организация и проведение коллективных творческих дел, например, таких как: концерт ко Дню матери, подготовка и участие в Днях именинников, во внеклассных мероприятиях, где ребята работали в группах и др.

Большинство обучающихся класса имеют хорошую степень развития познавательных интересов и творческих способностей, многие владеют первоначальным навыком работы со справочной литературой и Интернетом. Ребята с удовольствием участвуют в интеллектуальных конкурсах, любят выполнять тестовые задания,принимают участиево всероссийских конкурсахпо учебным предметам.

Так же,ребята активно участвуют в конкурсах рисунков на различные темы, разыгрывании сценок,» ит. п.

По итогам года и реализации второго этапа проекта можно сделать следующие выводы:

  • Классный коллектив сформирован (он сложился ещё в конце первого класса);

  • 90%учащихсяимеютхорошийуровеньвоспитанности;

  • Доля учащихся, вовлеченных в коллективную творческую деятельность к концу года выросла до 79%;

  • Уровень удовлетворенности обучающихся и ихродителей воспитательной системой класса – выше среднего;

  • Уровень состояния физического и психическогоздоровья учащихся – средний.

Кроме того, обучающиеся знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи, уважительно относятся к родителям, их взглядам и чувствам. Ребята имеют первоначальное представление об эстетике, стремятся всё делать красиво, стараются соблюдать гигиенические правила, способствующие укреплению здоровья, знают правила учебного труда, нормы учебно-познавательной деятельности, правила общения в различных жизненных ситуациях, соблюдают режим дня.

 

 

8

 


Полный текст материала Проект развития классного коллектива "Круг друзей" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бойваленко Елена Николаевна  Публикатор
17.01.2023 0 438 25

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК