Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях для детей с потерей слуха




Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях в начальной школе для детей с потерей слуха.

Содержание учебной работы на индивидуальных занятиях в начальной школе для слабослышащих детей состоит из связанных друг с другом разделов: «Развитие слухового восприятия» и «Формирование произношения».

Активное использование слуховых аппаратов обусловило перестройку обучения произношению в направлении более широкой опоры на слова, словосочетания, фразы.


Содержание работы над произношением в значительной мере определяется широким использованием слуха слабослышащими школьниками в ходе формирования произношения.

Очень большое значение для успешной работы над формированием произношения имеет правильный подбор и использование речевого материала.

К такому материалу относятся: слоги, слова, словосочетания, фразы, картинки, тексты (прозаические и стихотворные).

При отборе речевого материала учитель должен придерживаться следующих положений:

  • Материал знаком детям по содержанию и грамматическим формам.

  • Материал отвечает фонетической теме занятия.

  • Материалу разговорной речи при прочих равных условиях отдается предпочтение.

  • Очень важно, чтобы формирование и закрепление произносительных навыков происходило на актуальном, необходимом учащимся в их повседневной жизни материале.

  • Очень важно, чтобы при отборе материала для работы над произношением находил отражение принцип противопоставления близких артикуляций. Это действенно по отношению к любому типу речевого материала – слогам, словам, словосочетаниям и т.д.


К используемым в процессе обучения слабослышащих школьников произношению учебным пособиям относятся учебники, таблицы, игрушки, игры, картинки и пр.

Специальные учебники изданы для начальной школы слабослышащих.

Учебники составлены в соответствии с аналитико- синтетическим, концентрическим, полисенсорным методом, принятым в настоящее время при обучении слабослышащих произношению.

На индивидуальных занятиях широко используются учебники «Произношение» для 1,2,3,4 классов издательства «Просвещение».

Соответствие учебников используемому методу выражается в следующем:

  • работа над целым словом представлена в сочетании с работой над его элементами;

  • в материал упражнений включаются слова со звуками, которые ученик до определенного времени произносит приближенно;

  • в учебнике содержатся задания, предполагающие использование слухового восприятия ; кроме того, в него включены картинки, тексты и задания для самостоятельной работы.

  • В учебниках представлены различные виды работы, связанные с различными видами речевой деятельности. При этом учитывается переход от менее самостоятельной речи (подражание, чтение) к самостоятельному высказыванию.

  • Весь представленный дидактический материал специально, фонетически обрабатывается: ставится ударение в словах, надстрочные знаки, указаны паузы. Таким образом, обеспечивается возможность опереться на нотацию при самостоятельном чтении и воспроизвести слово и фразу с учетом особенностей русского произношения. Это имеет особо важное значение в условиях использования звукоусиливающей аппаратуры, потому что в этом случае их собственная речь приближается к образцу- речи учителя, что в свою очередь, облегчает и восприятие сказанного учителем.


Отдельно нужно определить значение использования картинок и рисунков на индивидуальных занятиях.

Картинки и рисунки используются в виде демонстрационного материала. Они способствуют переключению учащихся с менее самостоятельных видов речевой деятельности на более самостоятельные, что очень важно для закрепления произносительных навыков.

На определенные фонетические темы составляются таблицы. Поэтому соответственный речевой материал представлен в них в виде слогов, или слов и фраз, или слогов, слов, фраз.

В основу подбора речевого материала для таблиц положены изложенные выше общие принципы .

Таблицы используются во время автоматизации определенного звука и дифференциации сходных звуков; кроме того, они применяются в процессе овладения ударением (словесным и логическим), орфоэпическими правилами, труднопроизносимыми словами и т.д.

Помимо материала для чтения, таблица может содержать вопросы, математические примеры, картинки, загадки, скороговорки.

К этим таблицам примыкают текстовые и комбинированные подстановочные таблицы.

Игры помогают разнообразить виды работ и удерживать внимание учеников.

Очень важно, чтобы содержание используемого речевого материала отвечало поставленным на занятиях задачам обучения произношению.





3



Полный текст материала Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях для детей с потерей слуха смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зверева Наталья Юрьевна  Стоянушка
23.11.2011 3 10469 1191

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК