Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях для детей с потерей слуха
Подбор и использование дидактического материала на индивидуальных занятиях в начальной школе для детей с потерей слуха.
Содержание учебной работы на индивидуальных занятиях в начальной школе для слабослышащих детей состоит из связанных друг с другом разделов: «Развитие слухового восприятия» и «Формирование произношения».
Активное использование слуховых аппаратов обусловило перестройку обучения произношению в направлении более широкой опоры на слова, словосочетания, фразы.
Содержание работы над произношением в значительной мере определяется широким использованием слуха слабослышащими школьниками в ходе формирования произношения.
Очень большое значение для успешной работы над формированием произношения имеет правильный подбор и использование речевого материала.
К такому материалу относятся: слоги, слова, словосочетания, фразы, картинки, тексты (прозаические и стихотворные).
При отборе речевого материала учитель должен придерживаться следующих положений:
Материал знаком детям по содержанию и грамматическим формам.
Материал отвечает фонетической теме занятия.
Материалу разговорной речи при прочих равных условиях отдается предпочтение.
Очень важно, чтобы формирование и закрепление произносительных навыков происходило на актуальном, необходимом учащимся в их повседневной жизни материале.
Очень важно, чтобы при отборе материала для работы над произношением находил отражение принцип противопоставления близких артикуляций. Это действенно по отношению к любому типу речевого материала – слогам, словам, словосочетаниям и т.д.
К используемым в процессе обучения слабослышащих школьников произношению учебным пособиям относятся учебники, таблицы, игрушки, игры, картинки и пр.
Специальные учебники изданы для начальной школы слабослышащих.
Учебники составлены в соответствии с аналитико- синтетическим, концентрическим, полисенсорным методом, принятым в настоящее время при обучении слабослышащих произношению.
На индивидуальных занятиях широко используются учебники «Произношение» для 1,2,3,4 классов издательства «Просвещение».
Соответствие учебников используемому методу выражается в следующем:
работа над целым словом представлена в сочетании с работой над его элементами;
в материал упражнений включаются слова со звуками, которые ученик до определенного времени произносит приближенно;
в учебнике содержатся задания, предполагающие использование слухового восприятия ; кроме того, в него включены картинки, тексты и задания для самостоятельной работы.
В учебниках представлены различные виды работы, связанные с различными видами речевой деятельности. При этом учитывается переход от менее самостоятельной речи (подражание, чтение) к самостоятельному высказыванию.
Весь представленный дидактический материал специально, фонетически обрабатывается: ставится ударение в словах, надстрочные знаки, указаны паузы. Таким образом, обеспечивается возможность опереться на нотацию при самостоятельном чтении и воспроизвести слово и фразу с учетом особенностей русского произношения. Это имеет особо важное значение в условиях использования звукоусиливающей аппаратуры, потому что в этом случае их собственная речь приближается к образцу- речи учителя, что в свою очередь, облегчает и восприятие сказанного учителем.
Отдельно нужно определить значение использования картинок и рисунков на индивидуальных занятиях.
Картинки и рисунки используются в виде демонстрационного материала. Они способствуют переключению учащихся с менее самостоятельных видов речевой деятельности на более самостоятельные, что очень важно для закрепления произносительных навыков.
На определенные фонетические темы составляются таблицы. Поэтому соответственный речевой материал представлен в них в виде слогов, или слов и фраз, или слогов, слов, фраз.
В основу подбора речевого материала для таблиц положены изложенные выше общие принципы .
Таблицы используются во время автоматизации определенного звука и дифференциации сходных звуков; кроме того, они применяются в процессе овладения ударением (словесным и логическим), орфоэпическими правилами, труднопроизносимыми словами и т.д.
Помимо материала для чтения, таблица может содержать вопросы, математические примеры, картинки, загадки, скороговорки.
К этим таблицам примыкают текстовые и комбинированные подстановочные таблицы.
Игры помогают разнообразить виды работ и удерживать внимание учеников.
Очень важно, чтобы содержание используемого речевого материала отвечало поставленным на занятиях задачам обучения произношению.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зверева Наталья Юрьевна
→ Стоянушка 23.11.2011 3 10713 1191 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.