Рабочая программа по природоведению для 5 класса, 8 вид
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 5 КЛАССА, 8 ВИД.
Рабочая программа по природоведению для детей с нарушением интеллекта составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В. Автор программы по биологии Сивоглазов В.В.
На изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов – в год. При этом большое внимание уделяется практической направленности предмета, для этого программой предусмотрено проведение практических занятий и проведение экскурсий. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Целью изучения предмета «природоведение» является обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности;а также подготовка к дальнейшему усвоению уч-ся элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Основными задачами преподавания природоведения является:
1.Формирование элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
2.Развитие умений наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
3.Воспитание понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и стремления охранять природу.
Программой определены основные знания и умения учащихся по каждому разделу ( см. табл. № 1), а также требованиями регионального (НРК) ГОСа ( смотри таблицы № 1, 2). Однако, учитывая психофизические особенности развития учащихся и их возможности, к уровню обученности учащихся с нарушением интеллекта предъявляются такие требования (НРК) ГОС, на которые ориентируются при обучении детей на этапе начального общего образования в массовых школах.
ТАБЛИЦА № 1
Требования программы к ЗУН учащихся
класс |
Задачи обучения предмету ( что должны знать и уметь) |
Содержание образования (крупные дидактические единицы) |
Приёмы и способы деятельности. |
5 класс |
ЗНАТЬ: *Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чём различие неживой и живой природы *Где располагается наша страна в мире; где находится её столица; каковы её особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы её природа и природные богатства (леса, луга, реки, полезные ископаемые, моря) *Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней *Основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь УМЕТЬ:*Называть конкретные предметы и явления в окружающей обстановке, давать им обобщённые названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) *Связно пояснять проведённые наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда *Выполнять рекомендуемые практические работы *Приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада *Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде *Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсии): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения
|
-«Окружающий нас -мир»; наша местность (дом, адрес, школа, природа вокруг нас); -«Сезонные изменения в природе»; -«Наша страна» (расположение на карте, население, столица); -«Природа нашей Родины»: Неживая природа (рельеф, вода, воздух, полезные ископаемые) Живая природа (растения, грибы, человек, природные сообщества: лес, болото, сад, поле, огород, водоём) -«Охрана здоровья человека»; -«Охрана природы и экология»; -«Труд на пришкольном участке»
|
Словесные методы: Беседа; Рассказ учителя; Устный опрос; Работа с учебником и дополнительной литературой (ответы на вопросы учебника, выборочное чтение, пересказ статьи, выписывание различных сведений, составление плана статьи и др.) Наглядные методы: Демонстрация картин, иллюстраций, Наблюдения, Использование ТСО Практические методы: Практическая работа Опыты, Лабораторная работа, Экскурсии, |
Таблица №2 Надпредметные умения и навыки.
Содержательная линия |
Три составляющие образованности |
||
Предметно-информационная |
Деятельно-коммуникативная |
Ценностно-ориентированная |
|
экологическая |
Знать: экологическую обстановку по месту жительства, растительный мир Свердловской области, общие принципы взаимодействия человека и природы.
|
Участвовать в экологических акциях школы, Ответственно относиться к природе и охранять её. |
Адекватная оценка собственных возможностей, осознание норм требований и правил как основы регулирования собственного поведения. Осознание ответственности за свои поступки при взаимодействии с различными группами и индивидами. Понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений. Осознание ценности получаемых школьных знаний для практической деятельности. Любовь к малой Родине, месту жительства, переживание за происходящее в ней. Понимание противоречивости развития окружающего мира и способность выстроить отношения с ним в зависимости от ситуации. |
Информационная культура |
Знать: основные источники получения информации, методы отбора и работы с информацией, способы развития навыков самостоятельной познавательной деятельности с учётом индивидуальных способностей и требований учебной деятельности. |
Умение работать с письменной и устной информацией ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы, уметь использовать различные способы (монолог, диалог) подачи информации при взаимодействии с другими людьми. Умение составить развёрнутое устное и письменное сообщение. Умение ориентироваться в учебной и социальной ситуации. Умение быть учеником, уважать знания и опыт старших, передавать свои знания и опыт младшим, оказывать им помощь. |
Кроме того, обучение детей с нарушением интеллекта предполагает пед. дифференциацию учащихся, предложенную Воронковой В.В. Согласно этой дифференциации все умственно отсталые учащиеся делятся на 4 группы.
Первую группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении изменённого задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствуют о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся второй группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики 1 группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения этих учащихся недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
К третьей группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в различных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом материале, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей отнесённых ко 2 группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретённых знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько изменённое задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники 3 группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников данной группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники уверенно выполняют задания и лучше дают словесный отчёт о нём. Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения программного материала. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках.
К 4 группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется чёткое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объём знаний и умений, чем предлагается программой. Связная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
Учащиеся не понимают смысла арифметический действий. В их деятельности часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения ученики развиваются и могут переходить в группу выше.
Таким образом пед дифференциация выглядит следующим образом. ( см. табл. № 3)
ТАБЛИЦА № 3
Педагогическая дифференциация учащихся
класс |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 класс |
|
|
|
|
Программа ориентирована на активное познание курса биологии, поэтому в неё включено большое количество экскурсий и практических работ. Распределение экскурсий отражено в таблице №4. (см. табл. № 4)
ТАБЛИЦА № 4
Количество экскурсий
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
5 класс |
3 |
4 |
4 |
3 |
Методическое обеспечение:
Королёва Н.В. Естествознание. Неживая природа. 6 кл.: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида / Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -175 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) школа 8 вида).
Королёва Н.В. Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для спец. (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида / Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -208 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) школа 8 вида).
Клепинина З.А. Биология Растения. Бактерии. Грибы. Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида .-М.: Просвещение, 2005.
Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2004. -231 с.: ил.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.
Сивоглазов В. И. Естествознание (Человек): Учебник для 9 класса вспомогательной школы. 2-е издание. – М.: Просвещение, 1994. -205 с.: ил.
Сивоглазов В. И., Кораблёва Н.Г. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику.
Хлебосолова О.А., Хлебосолов Е.И. Природоведение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекционных) общеобразоват. Учреждений 8 вида / О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 176 с. :ил.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мантеева Наталья Витальевна
→ nat-mat 06.03.2012 1 14814 3275 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.