Программа дополнительного образования детей «От простого к сложному через решение задач» для учащихся 5-6 классов
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна
Место работы: ГОУ СОШ №103
Выборгского административного района
Санкт-Петербурга
Должность: методист, учитель математики
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«От простого к сложному через решение задач»
для учащихся 5 (6) классов
Программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач» рекомендована всем учащимся 5 или 6 классов, кто испытывает трудности при решении текстовых задач.
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна
Место работы: ГОУ СОШ №103
Выборгского административного района
Санкт-Петербурга
Должность: методист, учитель математики
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«От простого к сложному через решение задач»
для учащихся 5 (6) классов
Пояснительная записка
Текстовые задачи сопровождают учащегося на протяжении всего школьного обучения. Но как часто для учащихся 5, 6 классов эта часть учебной программы кажется очень сложной и трудной, а иногда даже не преодолимой. Наибольшие трудности вызывает процесс составления уравнения, с помощью которого решаются задачи. Учитывая просьбы родителей, была разработана программа дополнительного образования «От простого к сложному через решение задач», рекомендованная всем учащимся, кто испытывает эти трудности.
Предлагаемые методы решения задач раскладывают процесс математического моделирования на доступные ученику элементарные шаги. Таким образом, достигается понимание процессов, описанных в задаче, и способов их моделирования. Благодаря этому формируется устойчивый навык решения задач. Ещё одной отличительной особенностью курса является преодоление психологической "боязни задачи".
Цели курса:
Сформировать обобщенный способ построения уравнений к текстовым задачам;
Отработать навыки построения уравнений к типовым задачам школьной программы;
Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
Задачи курса:
Обучение обобщенному способу составления уравнений к текстовым задачам, объединенным общими приемами и методами решения.
Сформировать алгоритм решения задач, показать, как решение весьма сложной задачи "раскладывается" на последовательность понятных ученику действий.
Обучение разделено на ступени сложности :
1 ступень: основы математического моделирования;
решение типовых задач на материале школьной программы для 5-6 классов.
2 ступень : решение задач с дробями и процентами;
решение задач, имеющих временные параметры (задачи на работу) для учащихся 5-6 классов.
Особенности курса
В процессе обучения особое внимание уделяется технике решения задач, показываются методы и приемы решения не отдельной задачи, а целого класса задач, объединенных общей структурой.
Выделение этапов производится в соответствии с психологическими принципами поэтапного формирования умственных действий, учитывается постановка задачи и расположение материала на листе.
Построение программы способствует развитию аналитических способностей учащихся, которые являются необходимым качеством не только математика, но и "делового человека".
Это достигается за счет использования как "индуктивного" ("от частного к общему") так и дедуктивного ("от общего к частному") методов изучения учебного материала.
Обучение проводится в малых группах, что позволяет преподавателю решить индивидуальные проблемы каждого ученика.
Оценивать степень усвоения материала предлагается в форме консультации, где можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ. Нет необходимости проводить срезы и контроли, т.к. цель одна – снять психологический барьер, который присутствует у этих ребят при решении задач.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз, самые яркие и интересные моменты работы по данной программе.
Ожидаемый результат:
Преодоление психологической "боязни задачи";
Положительный эмоциональный настрой и сформированная мотивация школьников к дальнейшему изучению математики;
Сформированные у учащихся умения и навыки решения текстовых задач, умения различать типы задач, умения составлять однотипные задачи.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Теория |
Практические занятия |
|
Основы математического моделирования (1 ч)
|
1 |
|
|
Основы математического моделирования |
1 |
- |
|
Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч ) |
2 |
13 |
|
Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше» |
- |
2 |
|
Скорость, время, расстояние |
0,5 |
0,5 |
|
Решение задач на движение тел в противоположных направлениях |
0,5 |
2,5 |
|
Решение задач на встречдвижение |
0,5 |
2,5 |
|
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение. |
- |
1 |
|
Решение задач на движение по течению и против течения. |
0,5 |
2,5 |
|
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения. |
- |
1 |
|
Итоговое занятие /консультация/ |
- |
1 |
|
Решение задач с дробями и процентами (15 ч) |
4 |
11 |
|
Задачи на нахождение дроби от числа. |
1 |
2 |
|
Задачи на нахождение числа по заданной дроби. |
1 |
2 |
|
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач. |
- |
1 |
|
Задачи на проценты. |
1 |
2 |
|
Задачи на пропорцию. |
0,5 |
1,5 |
|
Задачи на расчет питательных кормов |
0,5 |
1,5 |
|
Итоговое занятие/консультация/ |
|
1 |
|
Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч) |
0,5 |
4,5 |
|
Еще раз о задачах на движение |
- |
0,5 |
|
Задачи на совместную работу. |
0,5 |
2 |
|
Задачи на переливание. |
- |
1 |
|
Итоговое занятие: отчетная конференция |
|
1 |
|
ИТОГО: |
7,5 |
28,5 |
|
|
36 |
Содержание программы.
Основы математического моделирования (1 ч).
Решение типовых задач на материале школьной программы (15 ч)
Содержание: Решение задач с условием «на больше, на меньше», «в раз больше, в раз меньше». Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение тел в противоположных направлениях. Решение задач на встречное движение. Решение задач на движение по течению и против течения.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач на движение по течению и против течения.
Итоговое занятие по этой части программы рекомендуется провести в форме консультации, на которой можно будет еще раз остановиться на проблемах и вопросах, возникших у учащихся в результате решения того или иного типа задач. Также, во время консультации будет возможность отобрать на отчетную конференцию лучшие презентации творческих работ.
Решение задач с дробями и процентами (15 ч)
Содержание: Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на нахождение числа по заданной дроби. Задачи на проценты. Пропорция. Задачи на пропорцию. Задачи на расчет питательных кормов.
Практическая работа: составление и обсуждение однотипных задач.
Итоговое занятие – консультация.
Решение задач, имеющих временные параметры (5 ч)
Содержание: Еще раз о задачах на движение. Задачи на совместную работу. Задачи на переливание.
Итоговое занятие можно провести в форме отчетной конференции, на которую пригласить родителей, продемонстрировать им и напомнить себе еще раз те самые яркие и интересные моменты работы по данной программе. Можно организовать выставку творческих работ, продемонстрировать мультимедийные презентации, которые были выполнены учащимся в течение всего учебного года и т.д.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Формы проведения занятий: урок-обсуждение, деловая игра, практическое занятие.
Формы проведения итогов по каждому блоку: консультация, индивидуальное домашнее задание.
Форма проведения итогового занятия по курсу: итоговая конференция.
Техническое сопровождение: компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
Дидактический материал: учебная, методическая литература, словари, мультимедийные презентации, подборка задач на электронных носителях, интерактивная математика 5-9 класс. [Электронный ресурс].- Электронное учебное пособие к учебным комплектам 5-6 кл.
Список литературы
Шарыгин И. Ф. МАТЕМАТИКА: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.- 96 c.: ил. (в обл.).
Костыркина Н.П. Задачи повышенной сложности в курсе математики 5-6 кл. М. Просвещени, 1986.
Смыкалова Е.В. Развивающее обучение на уроках математики в 5-6 кл. Спб СМИО-Пресс, 2001.
Смыкалова Е.В. Математика - 6. Сборник задач. Спб СМИО-Пресс, 2002.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рогачева Татьяна Викторовна
→ Tatiana1958 19.06.2011 3 8538 2258 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.