Программа курса по выбору «Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №2
ПРОГРАММА
курса по выбору
«Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике»
2011 – 2012 учебный год
Автор – учитель математики и физики
первой квалификационной категории
Рыбакова Светлана Юрьевна
Ковров 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Письменный
экзамен по математике за курс основной
школы является обязательным для
выпускников 9-х классов. С 2005 года в
России появилась новая форма организации
и проведения этого экзамена. Экзамен
предполагает проверку усвоения материала
на базовом и повышенном уровнях. Часть
1 экзаменационной работы направлена на
проверку овладения содержанием курса
на уровне базовой подготовки. Эта часть
содержит 18 заданий: 4 задания с выбором
ответа из четырех вариантов, 13 заданий
с кратким ответом, 1 задание на соответствие.
В 2012 году в нее добавлены задания по
статистике и теории вероятностей, а
также геометрические и практико-ориентированные
задания.
Для эффективной подготовки к ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.
Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Элективный курс «Использование Интернет-ресурсов при подготовке учащихся 9 классов к ГИА по математике» предназначен для учащихся предпрофильного обучения и рассчитан на 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии). Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:
использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
применение тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА по математике 2005-2012 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ГИА в режиме online.
дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ГИА с учетом уровня их обучаемости.
Цели курса:
подготовка учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА;
воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами.
Задачи курса:
повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса математики с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования.
Функции элективного курса:
ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
компенсация недостатков обучения по математике.
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ.
Первый принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.
Второй принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.
Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Четвертый принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.
Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения элективного курса:
обучение через опыт и сотрудничество;
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
личностно-деятельностный и субъект–субъективный подход (большее внимание к личности учащегося, а не целям учителя, равноправное их взаимодействие).
Ведущие методы:
словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
практический.
Формы обучения:
коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Основные средства обучения:
электронные учебные пособия;
теоретические материалы в электронном и печатном формате;
видеофильмы, анимации, таблицы, схемы, математические модели в электронном формате;
различные варианты контрольно-измерительных материалов ГИА по математике;
Формы контроля:
текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.
Основная функция учителя в данном курсе состоит в «сопровождении» учащегося в его познавательной деятельности, коррекции ранее полученных учащимися ЗУН.
Ожидаемые результаты
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:
Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий ГИА;
Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
Выработают умения:
самоконтроль времени выполнения заданий;
оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;
прикидка границ результатов;
прием «спирального движения» (по тесту).
Методические рекомендации по реализации программы.
Основным дидактическим средством для предлагаемого курса являются online – тесты по математике. Занятия проводятся в компьютерном классе, где каждый компьютер подключен к сети Интернет.
Работа с тренировочными тестами в режиме «теста скорости».
Работа с тренировочными тестами в режиме максимальной нагрузки, как по содержанию, так и по времени для всех школьников в равной мере.
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
Для более эффективной работы учащихся целесообразно проведение данного курса параллельно с тематическим повторением учебного материала на уроках или факультативных занятиях.
Структура курса.
Программа элективного курса содержит три блока.
Первый блок содержит основы работы и правила техники безопасности при работе в сети Интернет. В этом блоке учащиеся знакомятся с основными поисковыми системами Интернета и осуществляют поиск полезных цифровых ресурсов для подготовки к ГИА.
Второй блок содержит алгебраические и геометрические задания 1 части. Это задания с выбором одного ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом и на установление соответствия между объектами двух множеств. В этом блоке проверяется владение основными алгоритмами, знание и понимание ключевых элементов содержания: математических понятий, их свойств, приемов решения задач и пр., отрабатывается умение пользоваться математической записью, решать математические задачи, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях.
В этом блоке отрабатывается навык решения математических задач.
Содержание курса.
1. Основы работы в сети Интернет.
2. Решение заданий КИМов ГИА
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество занятий |
Форма проведения |
1 |
Техника безопасности и правила работы в сети Интернет. Знакомство с интернет-браузерами. |
1 |
Лекция, практическая работа |
2 |
Знакомство с поисковыми системами и правила работы с ними. |
1 |
Беседа, практическая работа |
3 |
Знакомство с требованиями и правилами проведения ГИА по математике |
1 |
Практическая работа |
4 |
Знакомство с демо-версией ГИА 2013 по математике |
1 |
Коллективное решение заданий |
5 |
Формирование электронного банка данных интерактивных тренажеров и online-тестов. |
1 |
Практическая работа |
6-16 |
Работа с интерактивными тренажерами и выполнение online-тестов. |
11 |
Тестирование, индивидуальные консультации, работа в парах, группах |
17 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Список литературы:
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.].- 5-е изд. — М. : Просвещение, 2010. — 239 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).
Алгебра: сб. заданий для подгот. к гос. итоговой аттестации в 9 кл. /[Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович и др.]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2009. — 240 с. : ил. — (Государственная итоговая аттестация).
Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Бунимович Е. А., Колесникова Т. В., Рослова Л. О. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010/ ФИПИ. — М.: Интеллект-Центр, 2010. – 128 с.
ГИА-2010 : Экзамен в новой форме : Алгебра 9-й кл. : Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. Л.В. Кузнецова, СБ. Суворова Е.А. Бунимович и др. — М.: ACT: Астрель, 2010. — 61,[3) с. -(Федеральный институт педагогических измерений).
И. В. Ященко, А. В. Семенов, П. И. Захаров Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). - Методические рекомендации. - М., МЦНМО, 2009. - 240 с.
Алгебра. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф. Ф. Лысенко. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 240 с. (Итоговая аттестация)
Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания 9 класс. М.: «Экзамен», 2007.
Мордкович А.Г. Алгебра. Часть 1. Учебник. 7-9 классы. М.: «Мнемозина», 2004.
Алгебра. Решебник. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. —Ростов-на-Дону: Легион-М., 2009. — 256 с. (Итоговая аттестация)-
Глазков, Ю.А. ГИА.
Алгебра. 9 класс. Государственная
итоговая аттестация (в новой форме).
Тематические тестовые задания / Ю.А.
Глазков, М.Я. Гаиашвили. — М.: Издательство
«Экзамен», 2010. —126, [2] с. (Серия «ГИА. 9
класс. Тематические тестовые задания»)
11. Минаева,
С.С., Колесникова Т.В. ГИА 2010. Математика.
9 класс. Государственная итоговая
аттестация (в новой форме). Типовые
тестовые задания / Минаева С.С., Колесникова
Т.В. — М.: Издательство «Экзамен», 2010. —
62. [2] с. (Серия «ГИА. 9 кл. Типовые тестовые
задания»).
Электронные ресурсы
http://www.uchportal.ru/load/246
http://talia.ucoz.com/index/testy/0-70
http://mathematics.ru/courses/algebra/design/index.htm
http://www.mathgia.ru:8080/or/gia12/Main.html?view=TrainArchive
http://karmanform.ucoz.ru/index/podgotovka_k_gia/0-28
http://shpargalkaege.ru/TRENAG.shtml
http://www.mathtest.ru/index.html
http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/matematika/
http://www.ctege.info/content/view/1340/74/
http://madam-fonova.ucoz.ru/publ/testy_dlja_podgotovki_k_gia_po_matematike_9_klass/30
http://ege2012-online.ru/ege2012/?page=42&v=597701823
http://le-savchen.ucoz.ru/publ/5-1-0-13
http://uztest.ru/exam?idexam=1
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рыбакова Светлана Юрьевна
→ 2110 20.06.2012 0 6658 1501 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.