Педагогический проект «Формирование коммуникативных умений у студентов по специальности "Проводник на железнодорожном транспорте"»
Проект направлен на решение основных задач федерального государственного образовательного стандарта - формирование общих и профессиональных компетенций, на решение требований стандарта ОАО «РЖД», предъявляемых к качеству обслуживания пассажиров, а также основных задач по социализации обучающихся. Проект представляет собой создание модели «Школы коммуникативных умений» для обучающихся по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте», способствующей формированию коммуникативных умений как составляющей профессиональных компетенций. Работа с обучающимися ведется во внеурочное время по пяти направлениям: «Игра – дело серьезное» (взаимодействие «проводник-пассажир» ), «Слово не воробей – вылетит не поймаешь» (культура речи как визитная карточка проводника), «Что такое хорошо и что такое плохо?» (основы этического общения), «Красота спасет мир» (формирование эстетического вкуса) «Познай и усовершенствуй себя» (тренинги на общение). Используются в основном игровые педагогические технологии.
2. Обоснование необходимости проекта
С самого рождения человек испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Непрерывность общения является необходимым условием жизнедеятельности человека. Однако «живое» взаимодействие людей, а особенно молодежи, в наше время часто заменяется «псевдоживым» способом общения ,таким как : «человек-компьютер-человек», называемым компьютерно-опосредованной коммуникацией. Да, действительно, уменьшение времени «живого» непосредственного общения напрямую связано с развитием телекоммуникационных систем и внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности. Этот способ коммуникаций отрицательно сказывается на развитии личности ребенка, делает его замкнутым, не разговорчивым, «одиноким». Таким детям сложно адаптироваться в живой социальной среде своих сверстников , сложно стать успешным в приобретении профессиональных знаний. Поэтому стала очевидной идея необходимости дополнительных, специальных усилий, направленных на обучение коммуникации студентов, участие их в коллективной деятельности с учётом межличностных связей: преподаватель - группа, преподаватель - ученик, ученик - группа, ученик - ученик и т.д. И успехом в развитии коммуникативных компетенций в обучении - это результат использования всех возможностей для обучения: применение использование игровых педагогических технологий во внеурочное время и практика живого общения с известными (в районе или области) людьми.
С каждым годом увеличиваются требования, предъявляемые работодателем к выпускнику. В 2007 году впервые в истории пассажирских перевозок разработан и утвержден Стандарт ОАО "РЖД" по качеству обслуживания пассажиров проводниками пассажирских вагонов, где четко прописано: «Проводником соблюдаются нормы вежливости и этикета, проявляется доброжелательность, готовность оказать помощь пассажирам»[1], приводятся в качестве примера набор вежливых фраз. Особое внимание уделено требованиям к умениям поведения проводника в конфликтных и нестандартных ситуациях и к внешнему виду. Поэтому, чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускник техникума должен обладать набором общих и профессиональных компетенций, а учитывая специфику своей профессиональной деятельности, особенно умениями и навыками эффективного корректного общения, что составляют основу сервиса ОАО «РЖД».
ФГОС ОПОП «Проводник на железнодорожном транспорте» предусмотрено изучение учебной дисциплины «Основы профессионального
общения», но количества часов, выделенных на освоение программы, недостаточно для полного формирования коммуникативной компетенции. Обучающиеся на 3 курсе проходят учебную практику (производственное обучение) в рамках профессионального модуля «Обслуживание пассажиров в пути следования» в качестве дублера проводника пассажирского вагона. В условиях движущегося поезда, замкнутого пространства вагона, где находятся 54 пассажира различных полов, возрастов, национальностей, вероисповеданий, политических взглядов одновременно могут звучать просьбы и вопросы, такие как: «Принесите чай и постель!», спрашивают: «Это Бологое или Поповка? Какая температура за окном? Сколько стоит поезд? Почему мое место уже занято?» и проводник должен быстро и вежливо отреагировать на ситуацию. Часто возникают ситуации, когда пассажиры, выходя на станциях, забывают вещи в вагоне или прихватывают по ошибке чужие. Практикант обязан владеть к моменту поездной практики умениями взаимодействия «человек-человек», и первоначальными навыками «проводник-пассажир». Ошибки, допускаемые при общении с пассажирами, понижают рейтинг выпускника, сказываются на качестве обслуживания и считаются недопустимыми.
Требованиями стандарта ОАО «РЖД» к качеству обслуживания пассажиров устанавливаются понятия «качество обслуживания», «комфорт поездки», «удовлетворенность пассажира» и «услуга» - как результат непосредственного взаимодействия проводника и пассажира по удовлетворению потребностей пассажира. В результате анализа требований стандарта определяются различные виды мероприятий, направленные на формирование коммуникативных умений (Приложение №1).
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо сказать, что коммуникативная компетентность выпускника техникума – проводника пассажирского вагона, является одной из наиболее важных его профессионально-значимых качеств, а создание условий для ее формирования одна из основных задач образовательного учреждения. Помочь овладеть будущим выпускникам средствами эффективного взаимодействия смогут занятия во внеурочное время в создаваемых секциях школы, применяемые педагогами игровые технологии и организованное «живое» общение с известными (в районе или области) людьми.
Проблема проекта: несовершенство системы проведения внеурочных мероприятий по формированию коммуникативных умений обучающихся.
Причинами, вызвавшими проблему проекта, являются следующие противоречия:
- между высокими требованиями к коммуникативным умениям выпускника и низким уровнем их сформированности у обучающихся 1 курса;
- между необходимостью формирования умений делового общения и недостаточностью времени, технологий освоения способов деятельности в процессе изучения дисциплин;
- между необходимостью формирования коммуникативной компетенции обучающихся и отсутствием соответствующих организационных форм в образовательной среде техникума.
3. Цели и задачи проекта
Главной целью проекта является создание комплекса внеурочных мероприятий, направленных на формирование и развитие коммуникативных умений, как необходимой составляющей профессиональных компетенций у обучающихся профессии «Проводник на железнодорожном транспорте».
Задачи проекта:
1. Изучить уровень и слабые стороны коммуникативных умений у обучающихся по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте».
2. Разработать модель школы коммуникативных умений как комплекса внеурочных мероприятий.
3. Разработать образовательные программы секций школы.
4. Создать условия для приобретения обучающимися опыта эффективного взаимодействия «с потенциальными клиентами» в будущей профессиональной деятельности через реализацию образовательных программ школы.
5. Разработать механизм оценки результативности деятельности школы.
4. Основное содержание проекта
Как уже было сказано выше необходимость совершенствования системы в работе по формированию и развитию коммуникативной компетенции у обучающихся по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте» обусловлена низким уровнем ее развития, высокими требованиями работодателя к выпускнику, нехваткой времени и ограниченностью применяемых технологий в процессе изучения содержания дисциплины. Поэтому решение проблемы видится через создание на базе техникума «Школы коммуникативных умений» и проведение в ней во внеурочное время занятий по обучению обучающихся взаимодействию с окружающими людьми, преимущественно с использованием игровых педагогических технологий.
Одним из необходимых условий успешности работы такой школы является высокая мотивация педагогов, задействованных в работе школы, когда осознание необходимости, значимости воплощения проекта в жизнь совпадает с их личностными приоритетами. Поэтому первый шаг к достижению поставленной цели должен заключаться в создании инициативной группы, подборе диагностических материалов, проведении диагностики, обработке результатов и выработке предложений по созданию модели школы. Выявленный в результате диагностики уровень компетентности, слабые и сильные стороны взаимодействия обучающихся позволяют определиться с направлениями работы школы коммуникативных умений. Второй шаг – это разработка модели школы, ее внутреннего взаимодействия между секциями и техникумом, внешнего взаимодействия с организациями. Организационно в структуру школы коммуникативных умений могут войти 5 секций школы (Приложение № 2) . Секция №1 «Игра – дело серьезное» - предполагаются занятия с проигрыванием по ролям реальных производственных ситуаций с участием представителей работодателей и студентов нижегородского техникума железнодорожного транспорта для оценки обоснованности действий «будущего проводника» (Приложение №3). Секция №2 «Слово не воробей – вылетит не поймаешь» - мастер производственного обучения в тесном сотрудничестве с преподавателем русского языка и литературы организуют обучение навыкам грамотного речевого взаимодействия через игровые ситуации, литературные гостиные, конкурсы чтецов, живое общение с работниками культуры, клубов любителей русского языка и т.п.. Секция №3 «Что такое хорошо и что такое плохо?» - совместно с преподавателем истории предполагаются тренинги по отработке навыков этического общения и поведения, грамотного правового реагирования в нестандартных ситуациях, организуются встречи с работниками правовых органов, органов контроля Горьковского филиала ОАО ФПК. Секция №4 «Красота спасет мир» - в основе занятий живые встречи с людьми искусства и сферы обслуживания, обучение технике красивой походки, макияжа, прически, посещения выставок и показа мод. Секция №5 «Познай и усовершенствуй себя» - мастер производственного обучения и педагог-психолог используют игровые технологии разрешения производственных конфликтов с точки зрения выбора оптимальной стратегии, прорабатываются этические ценности в разрешении конфликтов, проводит тренинги на взаимодействие, защиты от стрессов и т.д. Третий шаг к достижению цели - это разработка образовательных программ секций школы. Очень важно предварительно установить взаимосвязь компетенции эффективного общения (ОК6 ФГОС)[2] с профессиональными компетенциями проводника и умениями корректного обслуживания пассажиров, и тогда станет понятно какое содержание стоит разрабатывать.
Важно составить сводные календарно-тематические планы секций и учебных дисциплин и междисциплинарных курсов и скорректировать программы, чтоб занятия в школе коммуникативных умений не опережали освоение родственных тем на уроках. Важная часть этого шага – разработка сопровождения программ, установление связей, договоров с лицами, организациями, задействованными в программе. Четвертый шаг – это проведение занятий в школе по заранее составленному расписанию, организация экскурсий , встреч, выходов в театр и т.д.. На этом этапе очень важно активное участие самих обучающихся, их заинтересованность. Пятый шаг – разработка механизма и средств оценки результативности деятельности школы, их использование в процессе функционирования школы, во время прохождения обучающимися практики, экзаменов (квалификационных), государственной итоговой аттестации, сбор и обработка результатов, оценка эффективности работы школы коммуникативных умении, выработка предложений и внесение корректив в программы.
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Кадровые ресурсы. Заместитель директора по УПР: организует взаимодействие с лицами и организациями, задействованными в проекте, координирует деятельность участников проекта, руководит разработкой модели школы ,утверждает программы школы, обеспечивает создание условий для организации занятий школы во внеурочное время. Делает выводы об эффективности работы. Вырабатывает рекомендации на основании результатов деятельности. Обеспечивает открытость результатов деятельности.
Заведующий методическим кабинетом, методист: участвуют в проведении диагностики обучающихся и анализе результатов, в разработке модели школы, согласовывают образовательные программы школы, оказывают методическую поддержку, помощь в разработке механизма оценки результатов, в сборе и обработке информации по результатам деятельности, вносят предложения по корректировке деятельности школы.
Мастер производственного обучения, преподаватели,: анализируют взаимосвязи профессиональных умений с коммуникативными умениями , разрабатывают образовательные программы секций, сводные календарно-тематические планы, критерии оценки результатов, организуют занятия по программам, производят оценку сформированности коммуникативных умений , сбор результатов деятельности, анализируют и вносят предложения по корректировке деятельности школы, ведут отчетную деятельность.
Материально-технические ресурсы. Материально-техническая база техникума, Горьковского филиала ОАО ФПК, организаций, задействованных в программе.
6. Участники проекта
Целевую аудиторию представляют обучающиеся по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте», партнеры проекта - администрация, педагогический коллектив техникума, представители организаций работодателей, культуры и сферы обслуживания, органов внутренних дел, образовательных организаций .
7. План реализации проекта
Проект рассчитан на 15 месяцев, состоит из нескольких этапов
Организационный этап (май-июнь 2014 г.) : Создание инициативной группы, подбор диагностических материалов, проведение диагностики, обработка результатов, определение направлений работы школы коммуникативных умений. Создание рабочей группы и разработка модели школы коммуникативных умений. Разработка образовательных программ секций школы, составление сводных, календарно-тематических планов внеурочной работы секций школы, учебных дисциплин и МДК, корректировка и оснащение программ секций. Установление внешних связей, заключение договоров для реализации программ Разработка механизма отслеживания результатов.
Этап реализации (сентябрь 2014 г. - октябрь 2015 г.): Непосредственная работа с обучающимися профессии ««Проводник на железнодорожном транспорте», реализация программ, промежуточная диагностика эффективности деятельности.
Аналитический этап (ноябрь - декабрь 2015 г.): Диагностика, сбор данных в ходе учебной и производственной практик, квалификационных экзаменов, ГИА по профессии, обобщение результатов деятельности по проекту, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, путей их решения.
8. Ожидаемые результаты и дальнейшие перспективы проекта.
По итогам реализации проекта ожидаем получить такие результаты:
1.Будет создана система работы через занятия в школе, способствующее получению коммуникативных умений и навыков эффективного взаимодействия.
2.Будет апробирована модель внеурочной работы.
3.Будут расширены возможности для развития личности, реализации интересов обучающихся.
4. Будут расширены возможности обучающихся в формировании профессиональных компетенций через создания реальных производственных ситуаций на занятиях школы.
5.Будут созданы условия для формирования коммуникативных умений.
6. Положительные характеристики прохождения «поездной» практики.
Обучающиеся получат возможность:
1.Приобрести умения и начальные навыки эффективного социального и профессионального взаимодействия, защиты от стрессов.
2. Приобрести знания и умения норм этического поведения и эстетического восприятия мира.
3.Осознания значимости корректного взаимодействия, личной ответственности перед клиентами в будущей профессиональной деятельности.
4.Развития собственной личности.
5. Доступной, интересной, полезной досуговой деятельности.
6.Отличных отзывов руководителей производственной практики.
В дальнейшем развитие данного проекта возможно по нескольким направлениям: расширение возможных участников , направлений и секций школы, создание системы информационной поддержки участников школы (форум участников, сайт и газета техникума, подключение к информационной сети ОАО «РЖД», средства массовой информации города и области).
[1] Стандарт Обслуживание пассажиров проводниками вагонов формирования федеральной пассажирской дирекции.Требования к качеству обслуживания СТО РЖД 1.04.001-2007.
[2] ФГОС НПО по профессии 100120.04.Проводник на железнодорожном транспорте
На странице приведен фрагмент.
Автор: Суворова Валентина Захаровна
→ Валентина9566 23.11.2015 0 2931 215 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы