Конспект занятия "Психические процессы в норме и патологии"
Министерство образования и науки Пермского края
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский базовый медицинский колледж»
Психические процессы в норме и патологии
Дисциплина «Психология»
Раздел «Медицинская психология»
Работу выполнила
Муталапова Ю.К., преподаватель первой категории
КГАПОУ «Пермский базовый медицинский колледж»
Пермь, 2018
Тема: "Обучение в сотрудничестве на уроке медицинской психологии".
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и способов действия.
Реализуемые принципы обучения:
принцип ориентации на высокий конечный результат заключается в прочном закреплении изучаемого материала в независимости от исходного уровня знаний;
принцип непрерывной передачи полученных знаний друг другу характеризуется системно-последовательным усвоением теоретического материала в процессе коллективной деятельности в установленный временной промежуток;
принцип сотрудничества и взаимопонимания между обучающимися предполагает применение умений каждого обучающегося внимательно слушать и слышать друг друга в процессе общения и изучения материала;
принцип активного обучения разноуровневых участников процесса требует активного участия каждого члена группы в общей работе в независимости от исходного уровня индивидуальных интеллектуальных возможностей.
принцип ориентированной персональной ответственности определяет возможность успешного выполнения работы каждого участника с целью поощрения (получения отличной отметки).
Цель занятия:
получение качественных знаний каждым обучающимся в независимости от исходного уровня подготовки.
Описание и обоснование интерактивного метода обучения, использованного в занятии:
выбран индивидуально-групповой метод обучения в сотрудничестве, так как данная методика достаточно эффективна для усвоения нового материала и закрепления домашнего задания каждым учеником. Таким образом, удается экономить значительное время на уроке, куда выносятся лишь на обсуждение вопросы, связанные с прочитанным текстом.
Поскольку учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения нового материала каждым учеником группы, у учителя высвобождается время на индивидуальную работу с отдельными группами или учениками, нуждающимися в его помощи.
Технология метода:
Этот метод возможно использовать на любом учебном предмете и на любой ступени обучения.
В данном случае ученики разбиваются на группы в четыре человека (желательно неоднородные по уровню обученности, полу). Преподаватель раздаёт новый материал, а затем предлагает ученикам в группах его изучить, постараться разобраться, понять все детали. Говоря психологическим языком, организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика). Работа происходит следующим образом: одинаковое для всех групп задание выполняется по частям с обсуждением вслух в группе в течение определенных промежутков времени. При этом участники внутри группы самостоятельно распределяют между собой вопросы (ранее озвученные педагогом), необходимые для изучения материала. Время выполнения задания контролируется группой. Таким образом, в течение короткого времени каждая группа имеет возможность изучить все части одной общей темы.
После выполнения заданий всеми группами, преподаватель выдает вопросы на проверку понимания нового материала каждому индивидуально. Каждый ученик оценивается персонально.
Структура занятия:
Тема занятия: Познавательные процессы в норме и патологии.
Цель занятия: изучение и усвоение особенностей познавательных процессов в норме и патологии.
1. Организационный этап
Включает в себя приветствие, готовность аудитории к занятию, проверку присутствующих.
Задача: создать позитивный настрой на занятие у обучающихся.
2. Подготовительный этап
Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом подтем, которые будут обсуждаться в процессе занятия. Малые группы формируются преподавателем с учетом разного уровня обученности. Участники сдвигают стулья, столы для удобства обсуждения в группе. Преподаватель раздает вопросы и материалы для взаимообучения.
Задачи этого этапа:
- актуализировать знания, сформулировать цель занятия самими обучающимися;
- обозначить задачи перед обучающимися;
- сформировать группы.
3. Основной этап
Каждая малая группа обсуждает вопросы поставленные преподавателем в течение отведенного времени в рамках единой темы.
Задача этого этапа:
- формировать умение обучающихся искать, анализировать и целостно воспринимать изучаемый материал;
- изучить все понятия и термины в рамках поставленных вопросов;
- развивать навыки общения и взаимодействия в группе;
- развивать умение слушать и слышать друг друга;
- воспитывать уважительное и внимательное отношение друг к другу в процессе общения;
- следить за активностью каждого участника.
4. Проверка знаний
Проведение письменного контроля по теме занятия.
Задача этого этапа: проверить уровень полученных знаний.
5. Рефлексия
Подведение итогов и оценка занятия обучающимися, самооценка.
Задачи этого этапа:
- выявить проблему организации переработки информации;
- усовершенствовать средства (и/или метод) обучения для достижения типовых задач.
Планируемые результаты обучения:
Обучающиеся должны знать: основные познавательные процессы, их норму и патологию, их функции;
Обучающиеся должны уметь: проводить поиск информации в тексте, применять знания в новой ситуации, расшифровывать патологию психических процессов.
Вклад в формироване следующих общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК3.Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личного развития.
ОК6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7.Брать ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
Конспект занятия:
Тема занятия: Познавательные процессы в норме и патологии.
Цель занятия: изучить и усвоить особенности познавательных процессов.
Задачи:
- образовательные: изучить познавательные процессы их функции, свойства; научить расшифровывать патологию психических процессов;
- развивающие: развивать познавательную активность обучающихся; способствовать развитию клинического мышления; способствовать развитию навыков общения в группе.
- воспитательные: связать изучаемую тему с жизнью; подчеркнуть важность знаний о познавательных процессах для будущей профессиональной деятельности; воспитывать чувство важности и гордости за выбранную профессию.
Длительность занятия: 45 минут.
Ход занятия:
Организационный этап (3 минуты):
- Здравствуйте, садитесь, очень рада вас видеть. Все ли сегодня здесь? Готовы поработать с улыбкой и узнать много нового? Отлично, давайте приступим.
Подготовительный этап (часть 1, 5 минут):
Актуализация знаний и постановка целей.
- Перед вами на партах лежат изображения, посмотрите на них, что вы видите?
- Все правильно! Тема сегодняшнего занятия " Психические процессы в норме и патологии".
- Значима ли эта тема для вашей будущей профессии?
- А чтобы вы хотели узнать по ней?
- А вы бы хотели разбираться в психических процессах человека?
- Какие вы молодцы, сами решили чем мы сегодня будем заниматься!
Формирование групп.
- А теперь давайте разделимся на группы так, чтобы в команде было по три человека, среди которых должен быть обязательно мальчик, а также в группе должны оказаться те, кому учеба дается легко и кому не очень (формируется 4 группы по 3 человека). Необходимо сесть вместе.
- Молодцы, группы сформировали хорошо, устроились удобно. А теперь даю инструкцию. На доске вы видите схему и темы по которым вам сегодня надо будет двигаться, чтобы узнать всё о психических процессах.. Каждая тема обсуждается вами вслух 15 минут, после истечении времени вы переходите к следующей ранее не изученной теме. Таким образом, вы должны за 60 минут узнать всё о психических процессах. Раздам на каждую группу список вопросов, по которым нужно обсудить тему, распределяете их самостоятельно. Информацию ищете в лекциях, начитанных ранее, также можно пользоваться учебниками. После изучения всего материала вы выполните письменное задание, по результатам которого получите оценку. Главное, это обсуждать, рассказывать друг другу вслух, выбранный вами вопрос.
Основной этап (часть 1, 25 минут).
Обучающиеся ищут и обсуждают материал. Каждые 5 минут меняется тема.
Вопросы для обсуждения:
1 .Характеристика и особенности познавательных процессов
2. Условия образования патологии познавательных процессов.
3. Свойства познавательных процессов.
1. Качественные изменения психики человека при различных патологических заболеваниях
2. Свойства памяти и мышления, с характеристиками.
3. Отклонения от нормы познавательных процессов, патологические состояния.
Схема смены темы
ОВП
эмоции память
Мышление
Преподаватель следит весь период обсуждения за своевременной сменой тем, за активностью участников и оказывает помощь участникам по мере возникновения трудностей.
Проверка знаний (10 минут).
- Вы все большие молодцы. Все успели обсудить? (Да)
- Готовы проверить свои знания? (Да)
- Итак, рассаживайтесь по местам. Вам необходимо правильные ответы записать в тетрадь. Задание индивидуальное.
Фрагмент тетради
Раздел 4. процессы в норме и патологии. Патология
Изучив эту тему, вы будете
Иметь представление
О видах патологии ощущения, восприятия и представления при разнообразных соматических заболеваниях.
Ощущение, восприятие и представление в норме и патологии
Ощущение — это психический процесс в результате которого мы получаем сведения о предмете в целом и делаем это с помощью рецепторного аппарата. Минимальная величина раздражения, при которой возникают ощущения, называется абсолютным порогом ощущения.
Восприятие — это психический процесс субъективного отражения объективной реальности.
Процесс восприятия — это неизолированный акт зеркального отражения, он тесно связан со всей аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга.
Представление — это психический процесс, в результате которого в нужный момент возникает образ недействующий на органы чувств. Это субъективный образ объективной реальности. Представление носит индивидуальный характер и зависит от особенностей личности, ее установок, прошлого опыта и интеллектуальных особенностей.
В детском возрасте представление носят более яркий характер — Эйдетизм.
Патология ОВП
1. Легкая
(формальные расстройства)
• гипостезия — снижение чувствительности
• гиперстеия — повышение чувствительности
• анестезия — отсутствие чувствительности
• парестезия — крайне неприятные ощущения на каком-либо участке тела
2.Тяжелая
(патологическая продукция)
• Иллюзия - это неверные, искаженные восприятия существующих предметов. Само по себе иллюзорное представление не является патологией, если речь идет о физиологических иллюзиях.
Физиологические иллюзии (миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра)
Известны оптические иллюзии восприятия величины и формы, основанные на законах физики.
Аффективные иллюзии – возможны в подавленном настроении, в состоянии страха.
Вербальные иллюзии – ложное восприятие реально происходящего разговора окружающих; т.е., например, человек слышит отвлеченный разговор, думает, что разговор относится к нему.
Особый вид иллюзии – парейдолии, при которых в воспринятый объект вносятся элементы фантазирования.
• Галлюцинации – это серьезные нарушения психики, извращенное восприятие и представление несуществующих образов и предметов.
Иллюзии и галлюцинации подразделяются по анализаторам:
Визуальные
Слуховые
Вкусовые
Обонятельные
Тактильные
Галлюцинации могут быть:
1. Истинные
Объект мнимого восприятия имеет четкие контуры
2. Ложные
Объект четких контуров не имеет
В патологической продукции восприятий и представлений различают:
1. Агнозия – расстройство узнавания предметов по соответствующим признакам.
Агнозия бывает:
• Оптическая
• Слуховая
• Тактильная
2. Дереализация – искаженное восприятие форм и величин предметов пространства.
3. Деперсонализация – больной ощущает ирреальность собственного существования.
Задание.
Ответьте на вопросы:
1. Ощущение это . . .
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Психический процесс субъективного отражения объективной реальности – это . . .
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Перечислите и дайте характеристику формальным расстройствам ощущения, восприятия, представления
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. При каких галлюцинациях объект мнимого восприятия имеет четкие контуры?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какое нарушение возникает у людей с наркотической, алкогольной зависимостью и психически больных людей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Молодцы ребята, судя по ответам тему занятия усвоили хорошо.
Рефлексия (5 минут):
Преподаватель использует рефлексивную методику "Чемодан, корзина, мясорубка".
- А теперь, завершая занятие, хотелось бы подвести их итоги. Напомните мне, пожалуйста, цели нашего занятия?
Все верно. Мы смогли и достигнуть?(Конечно). Это все потому, что вы молодцы и очень хорошо постарались, профессионально пообщались. Вам было интересно работать в такое форме? (Да).
- Тогда, предлагаю вам заполнить вашими впечатлениями и мнениями вот эти три коробочки. В коробочку с чемоданом положите то, что вам было очень интересно сегодня узнать, то, что каждый из вас готов забрать с собой и использовать в своей деятельности. В коробочку с мусорной корзиной положите то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусор. А коробочку с мясорубкой наполните тем, что
оказалось интересным, но пока еще не уложилось в голове.
-Я всех благодарю за проведенное активное познавательное занятие. До свидания! До новых встреч!
Дидактические материалы, используемые на занятии: картинки с изображением психических процессов; тексты с вопросами для изучения темы, рабочая тетрадь, коробочки с рисунками "чемодана", "мясорубки" и "урны", мультимедийная презентация.
Библиографический список:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.:Народное образование, 1998.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика.-М.: Издательский центр "Академия", 2002.
3. Сафонова Л.Ю. Методы интерактивного обучения//Филиал ПсковГУ в г.Великие Луки [электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.filialpskovgu.ru/attachments/article/55/MU_Metodi_interaktivnogo_obucheniya.pdf
На странице приведен фрагмент.
Автор: Муталапова Юлия Каримовна
→ Юля5841 31.12.2018 0 2791 66 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.