Статья "Методология преподавания дисциплины фармакология в профессиональных образовательных учреждениях медицинского профиля"
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ФАРМАКОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
С.В. Коростина, преподаватель
Министерство образования и науки Пермского края
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Пермский базовый медицинский колледж»
Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Толстой Лев Николаевич
Основная цель любой методологии — это оптимизация учебного процесса для более успешного усвоения программного материала обучающимися.
Современная экономика XXI века требует высококвалифицированных работников на рынке труда, обладающих профессиональными компетенциями и высокой мобильностью. Преподавание любой учебной дисциплины или профессионального модуля, в итоге должны сформировать качественно подготовленного выпускника профессионального учреждения.
Для подготовки медицинского работника среднего звена, важной и одной из наиболее «трудных» учебных дисциплин, требующей много времени и сил для освоения и актуализации огромного объема необходимой информации является Фармакология.
Фармакология имеет две противоположности. С одной стороны, она очень консервативна. С другой стороны, она чрезвычайно мобильна. Это единственная такая дисциплина. А мобильность — это и новые препараты, новые направления, новые методологии и методики преподавания и развтия предмета.
Современная фармакология находится на стыке многих наук - фармацевтических, химических, биологических, медицинских. Как и все эти дисциплины, она «обслуживает» ведущий метод профилактики и лечения заболеваний – фармакотерапию, и развивается чрезвычайно динамично. Это связано с тем, что в настоящее время появились принципиально новые фармакологические группы лекарственных средств, внедряются новые биотехнологические методы получения лекарственных веществ и новые технологии лекарственных форм. Номенклатура зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов составляет несколько десятков тысяч наименований.
Такое прогрессивное увеличение объема информации по фармакологии ставит перед преподавателем серьезные задачи по совершенствованию педагогического процесса.
При организации занятий изменился сам характера взаимоотношений между преподавателем и студентом. Эти отношения приобрели характер «наставничества», партнерства.
Преподавателю необходимо:
-
увлечь студентов проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
-
проявлять терпимость к ошибкам студентов, допускаемым ими в попытках найти собственное решение. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда обучающийся начинает чувствовать безнадежность своего поиска.
-
стараться избегать директивных правил, которые мешают обучающимся приобретать определенные виды опыта или заставляют их скрывать удовлетворение, получаемое ими от профессиональной деятельности.
Особую сложность в преподавании фармакологии составляет именно постоянно меняющаяся номенклатура – динамичный перечень зарегистрированных, то есть разрешенных к обращению, лекарственных препаратов. Так, в Российской Федерации установлен 5-летний срок государственной регистрации, после которого лекарственный препарат может быть или перерегистрирован (причем часто – с существенными изменениями в описании), или же «исчезнуть» из номенклатуры – временно или навсегда. Периодически реестр препаратов пополняют новые лекарственные средства и даже новые группы лекарственных средств. Поскольку ежегодные печатные справочные издания (РЛС, Видаль и др.) содержат информацию, как правило, 9-месячной и более давности (цикл подготовки этих книг), информация о лекарственном средстве может быть актуальной только в случае ее ежедневного получения с использованием Интернета.
Большую сложность также представляют постоянно меняющиеся представления о механизмах действия лекарственных веществ, их зарегистрированных показаниях и противопоказаниях к применению, побочных эффектах, формах выпуска, режимах дозирования и других аспектов обращения лекарственных средств. Это связано с тем, что прогресс фармакологии, подкрепленный колоссальной финансовой подпиткой фармацевтических компаний, стремящихся найти конкурентные преимущества своей продукции, приводит к постоянному изменению информации о лекарственных средствах.
Поэтому, в отличие от многих учебных дисциплин, фармакологию нельзя выучить «один раз и навсегда». Фактически, добросовестным преподавателям фармакологии приходится каждый год заново готовиться и к лекциям, и к текущим занятиям, постоянно актуализируя и анализируя информацию, получаемую из самых разных источников.
К сожалению, по разным причинам на занятиях практически прекратились постановки экспериментов, что сделало обучение фармакологии менее доказательным (как науки), и менее наглядным (как предмета обучения). Использование видеоматериалов и муляжей снимает эту проблему лишь частично, поскольку не позволяет дать студентам полноценные практические навыки экспериментальной части фармакологии.
Известно, что при решении различных творческих задач важную роль играет мобилизация психических и интеллектуальных возможностей человека. При этом в психической сфере человека в механизм, который интегрирует отдельные физиологические процессы и мобилизует все системы организма в единое целое на решение возникающих перед ним задач, активно вовлечены процессы установки и концентрации внимания субъекта на объекте исследования. И.П. Павлов неоднократно подчеркивал, что основным условием успешности в выполнении научного исследования является способность исследователя к постоянной концентрации внимания на решаемой проблеме. «Это постоянное сосредоточение мысли на определенном вопросе, предмете. С предметом, в области которого вы работаете, вы не должны расставаться ни на минуту. Поистине вы должны с ним засыпать, с ним пробуждаться, и только тогда можно рассчитывать, что настанет момент, когда стоящая перед вами загадка раскроется, будет разгадана…. Когда ум направлен к действительности, он получает от нее разнообразные впечатления, хаотически складывающиеся, разрозненные. Эти впечатления должны быть в вашей голове в постоянном движении, как кусочки в калейдоскопе, для того, чтобы после в вашем уме образовалась та фигура, тот образ, который отвечает системе действительности, являясь верным ее отпечатком». Примечательно, что процесс когнитивного моделирования в науке и изобретательской деятельности прямо, или скрыто предполагает наличие субъекта в виде его модельного “Я”.
Правильно организованная учебная деятельность преподавателя по фармакологии позволяет студентам самостоятельно реализовывать один из основных принципов медицины – доказательность.
Подобная организация занятий позволит студентам в дальнейшей их деятельности самостоятельно работать с учебной и справочной литературой по фармакологии; знать базовую, и критически оценивать новую информацию о лекарственных средствах; давать консультацию о рациональном применении лекарственных средств.
Для успешного решения этих целей необходимы не только базовые знания различных общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, но и глубокая систематическая самоподготовка студентов, базирующаяся на оптимальной форме методики преподавания предмета. Важно, чтобы при этом педагог, следуя совету Г. Лихтенберга, учил детей не тому, что думать, а тому, как они должны думать.
Использование системно - деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно - коммуникативной культуры студентов. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии, технология критического мышления, технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию прочных компетенций, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.
Современный человек должен иметь не только сумму знаний, но и, согласно ФГОС, «готовность и способность к саморазвитию и личному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме». Таким образом, методология является звеном успешной реализации формирования высококвалифицированного специалиста.
Список литературы:
1. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с.
2. Мокий М.С. Методология научных исследований [Текст]: учебник для магистров / М.С. Мокий, А.Л. Никифоров, В.С. Мокий. — М.: Юрайт, 2014.
3. Павлов И.П. Об уме вообще. Публичная лекция, прочитана 28 апреля 1918г. в Женском медицинском институте в Петрограде // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова 1918, № 9-10, с. 1133-139.
4. Загородникова, К.А. Организация мониторинга безопасности лекарственных средств в мире – методологические подходы / К.А. Загородникова // Тихоокеанский Медицинский Журнал. – 2015. – № 2. – С. 11-15.
5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
6. Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели саморазвития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. С.28-34.
7. Лихтенберг Г. К. Афоризмы / Издание подготовил Г. С. Слободкин. 2-е изд. М., 1965. – 344 с.
8. Журнал. Клиническая фармакология и терапия. Москва, 2018, № 3.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коростина Светлана Владимировна
→ Публикатор 28.01.2020 0 2428 249 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.