Конспект занятия "Термометрия. Уход при лихорадке"


 

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Энгельсский медицинский колледж

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

практического занятия по теме:

«Термометрия. Уход при лихорадке»

 

 

П.М. 04.,07 «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра»

по дисциплине МДК. 03 «Технология медицинских услуг»

 

 

 

для специальности: 34.02.01. Сестринское дело

31.02.01. Лечебное дело

 

курс – 2

 

Количество часов: 6 учебных часов

 

 

Подготовлена

преподавателем ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

Некезовой А.А.

Рассмотрено

 

на заседании ПМК

«Теория и практика сестринского дела»

Протокол № ____ от «___»__________20__г.

Председатель ПМК__________

Мищеровой Ю.С.

 

 

Энгельс 2016г.

 

.

Пояснительная записка

В соответствии с программой подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.01 Лечебное дело и ФГОС СПО в части освоения ПМ.04.,ПМ.07. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными предусматривается обучение МДК.03 «Технология оказания медицинских услуг», в котором изучается тема: «Термометрия. Уход при лихорадке»

Главным показателем энергетического обмена в организме и показателем теплового состояния организма является температура тела человека. Проблема  поддержания постоянства температуры тела человека, процессов теплопродукции и теплоотдачи во все времена заботили человечество. И сегодня эта проблема является одной из актуальных при освоении профессиональных компетенций студентами, а так же в процессе практической деятельности  медсестры. Лихорадка может сопровождать  как инфекционные, так и не инфекционные  процессы в организме человека. Каждый период лихорадки имеет свои особенности, определённый симптомокомплекс. Сестра,  наблюдая за пациентом, оценивает тяжесть его состояния, планирует мероприятия профессиональных действий  и реализует их, что позволяет облегчить состояние пациента, предотвратить возможные осложнения и способствовать выздоровлению. Сестре следует доходчиво и подробно рассказать о необходимости процедуры, получить согласие пациента на выполнение, объяснить, как вести себя во время выполнения манипуляции и правильно выполнять процедуры без осложнений.

Неоценимо велика роль и актуальность теоретических и практических вопросов изложенных в методической разработке. От того насколько умело и грамотно медсестра выполняет назначенные врачом процедуры, во многом зависит состояние пациента и успех лечения в целом.

Данная разработка  предназначена для  изучения и  освоения студентами вопросов терморегуляции, термометрии, ухода в различные периоды лихорадки и  этико-деонтологических аспектов поведения медсестры при выполнении практических манипуляций, что способствует формированию профессиональных  и общих  компетенций.

В разработке  предложен материал для самостоятельного изучения темы и выполнения компетентностно-ориентированных практических заданий.

Закрепление и контроль знаний проводится разнообразными способами  контроля:

- решение ситуационных задач;

- выполнение тестовых заданий;

- защита практических манипуляций;

Методическая разработка может быть использована преподавателями ПМ Решение проблем пациента посредством сестринского ухода при изучении темы «Термометрия. Уход при лихорадке».

Цели занятия:

Учебные:

- Выработать навыки использования  теоретических знаний в практической  работе.

Студент должен знать:

- механизмы теплообразования и  теплоотдачи;

- понятие о лихорадке и её виды;

- физиологические колебания температуры в течение дня;

- возможные проблемы пациента в различные периоды лихорадки;

Студент должен уметь:

- измерить температуру тела в подмышечной впадине, в прямой кишке;

- регистрировать данные измерения температуры тела в температурном листе;

- обработать и хранить термометр;

- оказать помощь пациенту в различные периоды лихорадки;

- провести демеркуризацию.

Воспитательные:

- формировать профессиональные  качества;

- воспитывать чуткое и внимательное отношение к пациенту;

- формировать соблюдение этико-деонтологических     принципов.

Развивающие:

- умение планировать, оценивать свою работу;

- развить клиническое мышление, анализировать, делать  выводы.

Формируемые профессиональные компетенции:

ПК 1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 5. Оформлять медицинскую документацию

ПК 6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

Межпредметные связи:

Обеспечивающие:  психология, анатомия, фармакология.

Обеспечиваемые:   ПМ 02 Лечебная деятельность

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПМ 02  Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах

Внутрипредметные связи:

«Простейшая физиотерапия».

«Общение в сестринском деле».

«Дезинфекция предметов ухода».

«Сестринский процесс».

Оснащение:

Медицинские термометры, индивидуальная салфетка, предметы ухода, дезинфицирующие средства, часы, температурные листы, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Дидактический материал:

Рабочая программа, выписка из стандарта, технологическая карта, дидактический и контролирующий материал, методическое пособие для преподавателя, рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов, плакаты.

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела – Ростов н/Д.: Феникс, 2012г

2. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела – Ростов н/Д.: Феникс, 2014г.

Дополнительная литература:

1 Обуховец Т.П., Основы сестринского дела. Практикум – Ростов н/Д.: Феникс, 2012г.

  1. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций, М: ГОЭТАР Медиа, 2010 г.

Интернет – ресурсы (И-Р):

1. http://www.consultant.ru/-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хронологическая карта практического занятия

п/п

Название этапа занятия

Краткое описание деятельности преподавателя

Краткое описание деятельности студентов

Цель

Оснащение

Время

1.

Организационный момент

Отмечаю отсутствующих, уточняю готовность студентов к занятию

Бригадир называет причину отсутствия студентов, проводится взаимоконтроль внешнего вида, рабочих тетрадей

 

Мобилизовать студентов на работу

Бригадный журнал, рабочие тетради

5мин

2.

Формулировка темы, её мотивация

Сообщаю тему, акцентирую внимание на её значимость, сообщаю план занятия

Записывают в тетради тему и план занятия, слушают обоснование темы, участвуют в обсуждении

 

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

Дневник практических занятий

5 мин.

3.

Определение целей занятия

Сообщаю цели занятия

Записывают цели занятия в дневник

Показать конечный результат

 

 

 

5 мин.

4.

Предварительный контроль знаний

Провожу фронтальный опрос; графичечкий диктант, тесты, даю инструкции, фиксирую баллы в зачетном листе бригады

 

Отвечают на вопросы. Отвечают на тесты. Проводят анализ ошибок, мотивируют свои ответы.

Контроль исходного уровня знаний, выявление проблемных моментов темы, коррекции

 

Перечень вопросов для фронтального опроса, тесты, зачетный лист бригады.

20 мин.

5.

Вводный инструктаж, изучение нового материала

Излагаю новый материал студентам в соответствии с планом. Знакомлю с заданиями самостоятельной работы. Даю инструктаж.

 

 

Выполняют задания самостоятельной работы

Дать подробные инструкции для самостоятельной работы

Учебное оснащение самостоятельной работы

60 мин.

6.

Самостоятельная работа с рабочей тетрадью, фантомами, карточками, температурным листом

Раздаю задания, даю инструктаж наблюдаю за работой, проверяю результаты, комментирую ошибки, фиксирую результаты в зачетном листе бригады

 

Работают самостоятельно над темой, проверяют ошибки. Отрабатывают

манипуляции по алгоритмам, записывают в температурный лист.

(см. приложение)

 

Углубление и систематизация знаний

Рабочие тетради по теме, температурный лист

140 мин.

7.

Итоговый контроль знаний

Каждому студенту раздаю тесты, фиксирую баллы в зачетном листе бригады

Отвечают на вопросы, тестового контроля.

Углубление и систематизация знаний, развитие памяти, логического мышления.

Тесты, зачетный лист бригады.

20 мин.

8.

Подведение итогов занятие

Делаю заключения, оцениваю деятельность бригады и каждого студента. Оцениваю достижение целей занятия. Выставляю оценки в бригадный журнал и карту экспертной оценки для преподавателя.

 

Повторно читают цели занятия и отмечают, степень их достижения

Анализ достижения целей, подведение итогов работы бригады на занятиях

Дневник практических занятий, зачетный лист бригады, бригадный журнал

10 мин.

9.

Домашнее задание

Уборка аудитории

Называю объём материала подготовки задания на дом

Записывают задание на дом

Ориентация на подготовку к следующему занятию

Дневник практических занятий, учебник

 

5 мин.

 

 

Теоретический материал

 

Тепловой баланс – это соотношение процессов теплопродукции, теплоудержания  и теплоотдачи, т.е. баланс между системами, продуцирующими тепло и системами, в которых это тепло теряется .

Теплопродукция в основном является результатом  биохимических процессов, теплоотдача и теплоудержание – преимущественно результат физических процессов.

 

Механизмы теплопродукции

Основное количество тепла в организме образуется при окислении белков, жиров и углеводов, а также в результате гидролиза АТФ. В условиях низкой температуры среды в организме включаются дополнительные механизмы образования тепла:

1. Сократительный термогенез (образование тепла вследствие сокращения скелетных мышц):

а) произвольная двигательная активность;

б) холодовая мышечная дрожь;

в) холодовой мышечный тонус (прирост мышечного тонуса на холоде).

2. Несократительный термогенез (образование тепла в результате активации процессов катаболизма – гликолиза, гликогенолиза, липолиза). Он может наблюдаться в скелетных мышцах, печени, буром жире (за счет специфического динамического действия пищи).

Механизмы теплоотдачи.

Отдача тепла организмом в окружающую среду осуществляется следующими путями:

 

 

 

1)     испарение – отдача тепла за счет испарения воды;

2)     теплопроведение – отдача тепла путем непосредственного контакта с холодным воздухом окружающей среды (уменьшается при наличии одежды и подкожного жирового слоя);

3)     теплоизлучение – отдача тепла с участков кожи, не прикрытых одеждой;

4)     конвекция – отдача тепла за счет нагревания прилежащих слоев воздуха, поднимания этих нагретых слоев и их замены холодными порциями воздуха.

В условиях температурного комфорта (20 – 22 оС) основное количество тепла отдается благодаря теплопроведению, теплоизлучению и конвекции, и лишь 20 % теряется  с помощью испарения. При высокой температуре окружающей среды путем испарения теряется до 80 – 90 % тепла.

У человека средняя температура мозга, крови, внутренних органов приближается к 37 оС. Физиологический предел ее колебаний составляет    1,5 оС. Температура тела более 43 оС практически несовместима с жизнью человека. Существуют циркадианные, т.е. околосуточные колебания температуры тела в пределах 1 °С. Минимальная температура отмечается  в предутренние часы, максимальная – во второй половине дня.

При комфортной температуре (20 – 22 оС) окружающей среды поддерживается определенный баланс между теплопродукцией и теплоотдачей. При температуре окружающей среды ниже 12 оС  возрастает теплоудержание и, соответственно, теплопродукция, при температуре окружающей среды выше  22 оС  преобладают процессы теплоотдачи и снижается теплопродукция.

Центры терморегуляции находятся в гипоталамусе. В переднем гипоталамусе – центры теплоотдачи, в заднем – центры теплопродукции.

 

Терморецепторы располагаются в коже, во внутренних органах, дыхательных путях, скелетных мышцах и ЦНС. Больше всего терморецепторов находится в коже головы и шеи. Есть холодовые и тепловые терморецепторы. Симпатическая нервная система регулирует процессы теплопродукции и теплоотдачи (потоотделение, изменение тонуса кожных сосудов и т.д.). Соматическая система регулирует тоническое напряжение, произвольную и непроизвольную активность скелетных мышц, т.е. процессы сократительного термогенеза.

Гипертермия  наступает при температуре окружающей среды выше 37 0С (особенно при высокой влажности воздуха) или же при слишком интенсивном образовании тепла в организме при тяжелой физической работе. При этом в первой (компенсированной) стадии расширяются периферические сосуды, усиливается потоотделение, учащается дыхание, что способствует удалению избытка тепла. Во второй стадии (также способной компенсироваться), несмотря на усиление теплоотдачи, температура тела повышается, учащаются дыхание и пульс, начинает болеть голова. Третья стадия (некомпенсированная) характеризуется падением артериального давления, затормаживанием дыхания, исчезновением рефлексов вплоть до смертельного исхода.

Гипотермия  возникает при нарушении баланса между теплопродукцией и теплоотдачей с преобладанием теплоотдачи. Чаще всего гипотермия развивается вследствие переохлаждения при низкой температуре окружающей среды. Алкогольное опьянение, отсутствие мышечных движений, истощение облегчают развитие гипотермии. В первой фазе гипотермии в организме усиливается теплопродукция (за счет мышечной дрожи и повышения обмена веществ) и уменьшается теплоотдача (за счет спазма периферических сосудов, уменьшения потоотделения) и т.д. Во второй (декомпенсированной) фазе температура тела падает, функции головного мозга затормаживаются, артериальное давление падает. Восстановление функций организма возможно только в том случае, если температура тела снизилась до 24 – 26 0С, но не ниже.

 

Температура тела и ее измерение

Температура тела человека является показателем теплового состояния организма, главным показателем энергетического обмена в организме и остается относительно постоянной. Поддержание постоянства температуры тела обеспечивается процессами терморегуляции - теплопродукцией и теплоотдачей. Температура тела человека, измеренная в подмышечной впадине, колеблется в пределах 36,4-36,8°С. Температура слизистых оболочек составляет 37,0-37,8°С. Летальная максимальная температура тела человека (температура, при которой наступает смерть) составляет 43°С. Летальная минимальная температура тела человека колеблется в пределах 15-23°С. Физиологические колебания температуры тела составляют 0,2-0,5°С.

 

 

Температура тела человека зависит:

- от места измерения;

- времени суток;

- возраста;

- приема пищи;

- сильного эмоционального напряжения.

У пожилых людей температура тела ниже, чем у людей среднего возраста, и равна 35-36°С, у новорожденных температура тела в норме составляет 37,0-37,2°С. При повышении температуры тела выше 37°С на каждый градус по Цельсию частота дыхательных движений (ЧДД) увеличивается на 4 дыхания как у взрослых, так и у детей, а пульс увеличивается - у взрослых на 8-10 ударов в минуту, а у детей - до 20 ударов в минуту.

 

Правила измерения температуры тела человека.

В ус­ловиях стационара температуру измеряют 2 раза в день — утром натощак (6.00-9.00) и вечером перед последним приемом пищи (17.00-19.00), в отдельных и экстренных случаях — каждые 2-3 часа. Перед измерением пациент нуждается в отдыхе в течение 10-15 минут. Измерение температуры тела проводится не ранее, чем через час пос­ле приема пищи.

 

Места измерения температуры тела человека.

Измерение темпе­ратуры тела с помощью медицинского термометра про­водят:

- в подмышечной впадине;

- в паховой складке (у детей);

- в полости рта (подъязычной области);

- в прямой кишке;

- во влагалище.

С помощью термощупов температуру измеряют в по­лостях тела человека (пищеводе, желудке, кишечнике и т.д.).

С помощью тепловидения, или термографии, над оча­гом поражения, где наблюдается увеличение интенсивно­сти теплового излучения, связанного с изменением крово­обращения и обменных процессов в пораженных тканях.

 

Понятие о лихорадке.

Лихорадка – это повышение температуры тела сверх нормальных цифр, возникающая как защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители. Чаще всего это микробы и их токсины, вакцины, продукты распада собственных тканей при травме, некрозе, ожогах - пирогенные вещества.

 

Виды лихорадок:

По высоте:

- гипотермическая — ниже 35 °С;

- нормальная — 36,2-36,9 °С ;

- субфебрильная — 37-38 °С ;

- Фебрильная (умеренная) — 38-39 °С;

- пиретическая(высокая) — 39-40 °С;

- гиперпиретическая (сверхвысокая) - более 40 °С.

По длительности:

- мимолетная — до двух часов;

- острая — от нескольких часов до 15 дней;

- острая, эфемерная — от нескольких часов до двух дней;

- подострая — от 10 дней до 45 дней;

- хроническая — свыше 45 дней.

 

По характеру колебаний температуры:

  • Постоянная — суточные колебания в пределах одного граду­са (характерна для крупозной пневмонии, сыпном тифе).

  • Послабляющая (ремитирующая) — длительная с суточными колебаниями температуры утром и вечером более 1 °С (характер­на для гнойных заболеваний).

  • Истощающая (гектическая) — суточные колебания температуры от 2 °С до 4 °С (харак­терна для туберкулеза, сепсиса, лимфогрануломатоза).

  • Извращенная — (обратный тип), утренняя температура выше , чем вечерняя (характерна для туберкулеза, сепсиса).

  • Атипическая — неправильная, разнообразной вели­чины и длительности (характерна для гриппа, ревматиз­ма, дизентерии).

  • Перемежающая — или интермиттирующая, харак­теризуется резким подъемом до 39-40 °С и выше, про­должается несколько дней, затем снижается до нормаль­ной и остается нормальной несколько дней, а затем повто­ряется ее цикл (характерна для малярии).

  • Волнообразная — характеризуется чередованием пе­риода нарастания с периодами падения до нормы и даже ниже нормы (характерна для лимфогрануломатоза, бру­целлеза).

 

- Лизис - стадия падения температуры, характери­зуется постепенным снижением температуры до нормы в течение нескольких дней и наблюдается в течении третье­го периода лихорадки.

 

- Кризис - стадия падения температуры, характеризуется резким снижением температуры до нормы в течение нескольких часов.

 

Различия между лихорадкой и перегреванием

Общее - повышение температуры тела.

Различия:

  • Лихорадочная реакция не зависит от температуры окружающей среды, т.е. тeпловой гомеостаз сохранен.

  • При лихорадке наблюдается активное повышение температуры, т.к. под влиянием пирогенов смещается установочная точка. Перегревание же пассивно, тепловой гомеостаз нарушен и когда температура тела повышается вследствие повышения температуры окружающем среды. Это уже не защитное явление, а следствие слома терморегуляционной системы. Причиной перегревания может быть длительное пребывание в среде с более высокой температурой или затруднение процессов теплоотдачи (работа в скафандре).

  • Лихорадка оказывает защитное действие, перегревание - нет.

  • Применение лихорадки с лечебной целью для перевода хронического процесса в острый (стрессор).

 

Устройство термометра.

Первое устройство для измерения температуры было создано итальянским учёным Галилео Галилеем (1564-1642). Его прибор использовал физическое явление изменения объёма газа при нагревании и охлаждении. Недостатком первого термометра было отсутствие точной шкалы, которая позволяла бы выражать значения в численной форме.

Слово «градусник» происходит от латинского слова «gradus» — шаг, ступень, степень.

Различают градусы Фаренгейта (°F), Реомюра (°R), Цельсия (°С), температурную шкалу Кельвина (К).

Температурная шкала Цельсия

Всем нам знакомая десятичная температурная шкала была предложена в 1742 г. шведским физиком Андерс Цельсием (1701-1744). Опорные точки соответствовали температурной шкале Реомюра, но 1 градус равнялся 1/100 разности температур кипения воды и таяния льда.

В медицинской практике в нашей стране и большинстве других стран для термометрии используется шкала температур Цельсия, однако в США и Великобритании продолжают пользоваться шкалой Фаренгейта.

Все методы измерения температуры делят на контактные, основанные на передаче тепла прибору, измеряющему температуру путем непосредственного контакта, и бесконтактные, когда передача тепла прибору осуществляется путем излучения через промежуточную среду, обычно через воздух. Соответственно приборы для измерения температуры (термометры) подразделяются на контактные и бесконтактные. Главное место в медицинской практике занимает контактная термометрия, основным достоинством которой является надежность передачи тепла от объекта термочувствительному звену термометра.

 

ртутные электронные жидкокристаллические

 

Для измерения температуры тела используют, главным образом, медицинский ртутный (максимальный) термометр, относящийся к жидкостным термометрам, принцип действия которых основан на тепловом расширении жидкостей. Ртутный термометр представляет собой прозрачный стеклянный резервуар с впаянной шкалой и капилляром, имеющим на конце расширение, заполненное ртутью. Температурный коэффициент расширения ртути приблизительно в 500 раз больше температурного коэффициента расширения стекла, что обеспечивает заметное перемещение ртутного столба в капилляре при относительной неизменности размеров последнего. Диапазон измерения температуры составляет 34—42°, цена деления 0,1°. Термометр называют максимальным в связи с тем, что после измерения температуры тела он продолжает показывать ту температуру, которая была обнаружена у человека при измерении (максимальную), так как ртуть не может самостоятельно опуститься в резервуар термометра без его дополнительного встряхивания.

Это обусловлено особым устройством капилляра медицинского термометра, имеющего сужение, препятствующее обратному движению ртути в резервуар после измерения температуры тела. Чтобы ртуть вернулась в резервуар, термометр необходимо встряхнуть.

Ртутный термометр остаётся наиболее распространённым прибором для измерения температуры тела. Но все больше стран вводят запрет на использование ртутных термометров в виду их высокой опасности.

Электронные цифровые термометры – альтернативное решение для измерения температуры тела, как в домашних условиях, так и в условиях ЛПУ. Для измерения температуры у самых маленьких детей разработан электронный термометр-соска.

 

Покрытие соски абсолютно безопасное для здоровья малыша. Если ребенок плачет или дышит через рот, то показания электронного термометра будут занижены из-за притока воздуха в ротовую полость.

Еще одна модель электронных термометров - инфракрасный цифровой термометр, который измеряет температуру в ушной полости (контактный) и в области височной артерии (бесконтактный).

 

 

Следующий вид контактных термометров – жидкокристаллические (термоиндикаторы), в основе, которой лежит свойство жидких кристаллов менять цвет при изменении температуры контактирующей среды. Полоска-индикатор с теплочувствительными квадратиками прикладывается ко лбу. Лобные жидкокристаллические термометры широко используются врачами в госпиталях США, Европы, Японии. Подобные термометры оказались незаменимыми во время недавней борьбы с «атипичной пневмонией», когда таким образом измеряли температуру тела у тысяч людей на транспортных потоках (аэропорты, железная дорога).

Без сомнения все термометры для измерения температуры тела, имеющиеся на рынке, имеют сильные и слабые стороны. Ясно, что выбор определенного термометра зависит от удобства применения, стоимости прибора, а также влияния рекламы.

 

Бесконтактную термографию (радиационную термометрию или тепловидение) применяют для получения термотопографической картины отдельных областей тела, основанную на восприятии специальными датчиками инфракрасного излучения с поверхности тела. В норме каждая область поверхности человеческого тела имеет характерную термографическую картину. Изменение в нормальном распределении температур является признаком патологического процесса. Увеличение интенсивности инфракрасного излучения над патологическими очагами связано с усилением в них кровоснабжения и метаболических процессов, уменьшение его интенсивности наблюдается в области с уменьшенным регионарным кровотоком и сопутствующими изменениями в тканях и органа. Успешно применяют ее, например, для выявления злокачественных опухолей молочных, слюнных и щитовидных желез. Противопоказаний к термографии не существует, исследование можно повторять многократно.

 

 

 

Виды термометров

Ртутный

Электронный

Инфракрасный

контактный (ушной)

Инфракрасный

бесконтактный (лобный)

Жидкокристаллический

Достоинства

- Точность измерения температуры тела (по своим показателям наиболее близок к эталону - газовому термометру)

- Доступность по цене любому покупателю (цена не превышает 50 рублей)

- Выполнение дезинфекции с полным погружением в дез.раствор (подходит для ЛПУ)

- Быстрота определения температуры тела (в течение 1 минуты)

- Звуковой сигнал оповещения

- Сохранение результата в памяти прибора

- Безопасность в использовании (не содержит ртути, устойчив к ударам)

- Выполнение дезинфекции с полным погружением в дез.раствор (подходит для ЛПУ)

- Быстрота измерения (за одну секунду способен измерить температуру несколько раз и на дисплее высветится самый высокий показатель)

- Возможность использования у пациентов в бессознательном, спящем, возбужденном состоянии, а также при скрининговом обследовании)

- Высокая гигиеничность (наличие комплекта сменных индивидуальных защитных колпачков)

- Звуковой сигнал оповещения

- Сохранение результата в памяти прибора

- Безопасность в использовании (не содержит ртути, устойчив к ударам)

 

- Быстрота определения температуры тела (в течение 1 секунды)

- Полная гигиеничность (не нуждается ни в какой обработке)

- Звуковой сигнал оповещения

- Сохранение результата в памяти прибора

- Безопасность в использовании (не содержит ртути, устойчив к ударам)

- Быстрота измерения (за 15 секунд)

- Возможность использования у спящих детей или у больных, находящихся в возбуждённом, бессознательном состоянии

- Безопасность в использовании (не содержат ртути, не бьются)

- Отсутствие сложных микросхем и элементов питания, которые могут сломаться или разрядиться

- Простая схема дезинфекции (возможность использования в ЛПУ)

- Компактность (возможность использования в дороге)

- Доступность по цене

 

Виды термометров

Ртутный

Электронный

Инфракрасный

контактный (ушной)

Инфракрасный

бесконтактный (лобный)

Жидкокристаллический

 

 

 

 

 

Недостатки

- Длительное время измерения — не менее 10 минут

- Содержит опасную для здоровья ртуть - около 2 граммов (главный недостаток, который легко перечёркивает все достоинства)

- Легко разбивается

 

- Возможность разрядки батарейки

- Недоступность дорогостоящих моделей термометров для многих пациентов (цена превышает 100 руб.)

- Измерение неточное при наличии у пациента воспаления среднего уха, при крике (у ребенка)

- Большой размер наконечника градусника (не подходит ребенку до 1 года

- Возможность разрядки батарейки

- Необходимость покупки сменных колпачков

- Недоступность дорогостоящих моделей термометров для пациентов

- Возможность разрядки батарейки

- Недоступность дорогостоящих моделей термометров для многих пациентов (цена, как правило, превышает 1000 руб.)

Слабая чувствительность термометра (неточность измерений)

 

 

Измерение температуры тела в подмышечной впадине

Цель: Определить температуру тела взрослого па­циента.

Показания: Наблюдение за функциональным со­стоянием организма, профилактика внутрибольничной инфекции.

Противопоказания: Опрелости, воспалительные процессы в подмышечной области.

Оснащение: медицинский термометр, индивидуаль­ная салфетка, емкость с дезинфицирующим раствором, температурный лист, ручка с черным стержнем, часы, температурный журнал.

 

Этапы

Обоснование

 

Подготовка к процедуре

1. Установить доброжела­тельные отношения с пациен­том, объяснить пациенту цель и ход процедуры, получить согласие.

 

Обеспечение осознанного участия в процедуре, обеспе­чение права на информацию.

 

2. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Достать термометр из фут­ляра, встряхнуть его так, что­бы ртутный столбик опустился ниже 35'С.

 

Исходное состояние ртутного столбика.

4. Осмотреть подмышечную впадину.

Исключение повреждений ко­жи.

5. Вытереть насухо кожу в подмышечной впадине сал­феткой.

 

Влага изменяет показания термометрии, так как охлаж­дает ртуть.

 

Выполнение процедуры

1. Поместить термометр ртут­ным резервуаром в подмы­шечную впадину так, чтобы он со всех сторон соприкасался с кожей.

 

Обеспечение условий для получения достоверного ре­зультата.

2. Фиксировать руку пациента, прижав ее к грудной клетке, или попросить пациента удерживать термометр прижа­тием согнутой руки.

 

Если состояние пациента позволяет это сделать.

3. Фиксировать время измере­ния температуры.

 

 

4. Извлечь термометр через 10 минут.

 

5. Оценить результат.

 

6. Сообщить пациенту резуль­тат.

Обеспечение права на ин­формацию.

 

Окончание процедуры

1. Записать показания цифро­вым способом в температур­ном журнале (листе наблюде­ний), затем графическим спо­собом в температурном листе.

Обеспечение регистрации данных в истории болезни, преемственность в работе медицинских сестер.

2. Продезинфицировать тер­мометр методом полного по­гружения в дезинфицирующий раствор (экспозиция зависит от используемого дезинфици­рующего раствора).

Обеспечение инфекционной безопасности.

3.Надеть перчатки.

 

Обеспечение безопасности медицинской сестры на рабо­чем месте.

5. Извлечь термометр из дез. раствора, ополоснуть проточ­ной водой, дать высохнуть.

 

6. Снять перчатки.

 

7. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опус­тился в резервуар.

 

8. Поместить термометр в футляр.

Хранение термометров.

9. Вымыть и осушить руки.

Соблюдение личной гигиены.

 

 

 

 

а б

 

 

Обработка термометров после применения (а) и их хранение (б)

 

 

 

Измерение температуры в прямой кишке.

 

Цель: определить температуру тела при заболевании кожи и наличии

Оснащение: медицинский термометр, дезинфицирующий раствор, температурный журнал, температурный лист, руч­ка с черным стержнем, часы, перчатки.

 

Подготовка к процедуре:

1. Установить доброжелательные отношения с пациен­том, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие.

2. Уложить пациента на бок с прижатыми к животу ногами.

3. Надеть перчатки.

 

Проведение процедуры:

1. Ввести смазанный вазелином ртутный конец термо­метра в задний проход на 3 - 4 см.

2. Сжать осторожно ягодицы на 5 мин.

3. Извлечь термометр из прямой кишки.

4. Снять показания, оценить результат.

5. Погрузить термометр в дезинфицирующий ррастаор.

6. Снять перчатки, погрузить в дезинфицирующий ра­створ.

Окончание процедуры

1. Произвести регистрацию в температурном журнале цифровым способом, в температурном листе — графическим способом с указанием места измерения.

2. Продезинфицировать термометр методом полного по­гружения в дезинфицирующий раствор, затем ополоснуть про­точной водой.

3. Хранить в сухом месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уход за лихорадящими больными

 

I период лихорадки - период подъема температуры тела (37,0- 37,8) – теплопродукция преобладает над теплоотдачей. Теплоотдача снижена за счёт сужения кровеносных сосудов.

Клинические проявления: У пациента появляется ощущение холода, озноб, дрожь, головная и мышечная боли, недомогание, чувство ломоты во всём теле, кожа становится холодной на ощупь, уменьшается потоотделение. Этот период продолжается от нескольких часов до нескольких дней.

Сестринские вмешательства:

- уложить в постель, создать покой;

- согреть пациента: укрыть теплым одеялом, обложить грелками;

- дать горячее питьё: чай или молоко с мёдом, травяные сборы;

- наблюдать за внешним состоянием пациента, проводить термометрию каждый час.

 

 

 

II период - период относительного постоянства или максимального повышения температуры.

Может продолжаться от нескольких часов до нескольких недель. Сосуды кожи расширяются, теплоотдача возрастает и уравновешивает повышенную теплопродукцию, усиливается потоотделение,

Клинические проявления: пациенту становится жарко, его беспокоят слабость, головная боль, снижение аппетита, сухость во рту, жажда.

Внешний вид – гиперемия лица, кожа горячая на ощупь, трещины на губах.

Сестринские вмешательства:

- Уложить пациента, обеспечить покой, строгий постельный режим;

- вызвать врача;

- накрыть пациента лёгкой простыней;

- над головой подвесить пузырь со льдом, или приложить холодный компресс;

- протирать кожу пациента раствором столового уксуса (2 ст. ложки на

0,5литра воды) или спиртом;

- частое витаминизированное питье до 3-х литров в сутки (соки, морсы, настой

шиповника, минеральная вода); кормить жидкой, полужидкой и легкоусвояемой пищей (диета № 13), 5 – 6 раз в сутки небольшими порциями;

- следить за своевременной сменой нательного и постельного белья.

- поддерживать гигиенический комфорт палаты, температуру воздуха, влажную

уборку, проветривание;

- контролировать пульс, АД, температуру тела каждые 30 минут;

- трещины па губах смазать вазелиновым маслом.

При чрезмерной лихорадке (температура тела выше 41°) у пациента могут появиться бред и галлюцинации, он может травмировать себя и окружающих. В этот период состояние пациента требует динамического наблюдения, организации индивидуального сестринского поста. Находясь на дежурстве на этом посту, медсестра не должна отлучаться от больного. В ее обязанности входит наблюдение за дыханием, пульсом, артериальным давлением, состоянием сознания, выполнение назначений врача, поэтому рядом должны быть предметы ухода (шприцы, иглы, лекарственные препараты, термометр, судно, грелка пузырь для льда и т.д.)

Сестринские вмешательства:

- Уложить пациента, создать для больного полную тишину и обеспечить покой;

- при первых признаках бреда необходимо сообщить об этом врачу и тщательно присматривать за таким больным;

- по возможности изолировать больного;

- больного зафиксировать к кровати с помощью специальных поясов;

- ввести лекарственные препараты по назначению врача.

- оказать помощь в личной гигиене;

- помогать пациенту в удовлетворении физиологических потребностей и

отправлений;

- обеспечить предметами ухода для осуществления личной гигиены в постели;

- наблюдение за дыханием пульсом, артериальным давлением, состоянием

сознания.

 

 

 

 

III период лихорадки - период снижения температуры. Теплопродукция уменьшена по сравнению с теплоотдачей. Снижение температуры может протекать по-разному:

Лизис - постепенное (литическое) снижение температуры тела в течение нескольких дней. Такое снижение температуры неопасно для пациента и не требует специальных мероприятий. Состояние постепенно улучшается.

Сестринские вмешательства:

- Комфортное постельное и нательное бельё;

- адекватное питьё и питание;

- покой для восстановления физических сил организма и спокойного сна.

 

 

Кризис - быстрое (критическое) снижение температуры тела в течение нескольких часов. Происходит значительное расширение кровеносных сосудов, приводящее к снижению АД.

Клинические проявления: значительная слабость, сонливость, холодный липкий пот, бледность кожных покровов, холодные руки и ноги, нитевидный пульс. Кризис опасен развитием коллапса.

Коллапс – острая сосудистая недостаточность. Характерно снижение сосудистого тонуса и уменьшение массы циркулирующей крови, резкое падение АД, сердцебиение, головокружение заторможенность,

Сестринские вмешательства:

-Вынужденное положение в постели: приподнять ножной конец кровати, подушку убрать, обеспечить комфортное состояние в постели;

- вызвать врача;

- обложить грелками, тепло укрыть, дать крепкий сладкий чай или кофе;

- осушить кожу;

- при улучшении состояния сменить нательное и постельное белье;

- контроль за АД, пульсом, дыханием.

- приготовить по назначению врача препараты для повышения АД.

Демеркуризация

 

Требования к медперсоналу:

1. Медперсонал должен пройти специальную подготов­ку (обучение).

2. Наличие специальных предметов по уходу (фартук, резиновые перчатки, очки).

3. После демеркуризации применить: душ, полоскание по­лости рта 0,025% р-ром перманганата калия, чистка зубов.

Перечень демеркуризантов, которые рекомендованы ин­структивно-методическими рекомендациями по демеркури­зации помещения:

- мыльно-содовый раствор (4% мыла в 5% водном ра­створе соды);

- киролюзит (паста: 1 часть пиролюзина (МпО) + 2 части 5% НС1);

- 0,2% водный р-р перманганата калия, подкисленный НС1 (у. в. 1,19 на 1 л перманганата калия);

- 20% водный р-р хлорного железа (готовить на хо­лоде);

- 20% р-р хлорной извести;

- 5-10% р-р НС1;

- сера;

- 2-3% р-р йода в 30% водном р-ре йодида калия.

 

Демеркуризация (при наличии скоплений ртути)

Последовательность действий:

1. Механическое удаление: пролитую ртуть следует немедленно собрать вакуумным отсосом (резиновой грушей), или кисточкой из тонкой медной проволоки, или с помощью подогре­того мыльно-содового раствора и поместить в сосуд с водой с плотно закрывающейся крышкой.

2. Химическая демеркуризация (в течение одного часа хлорным железом, раствором перманганата калия, поли­сульфитов натрия и калия).

3. Мытье помещения чистой водой.

4. Отправка остатков ртути в ЦГСЭН.

5. Регистрация в журнале разбитого термометра.

6. Составление и доставка в УГ СЭН акта о разбитом термометре и проведении демеркуризации.

Контроль качества демеркуризации: контрольные ана­лизы в ЦГСЭН на содержание ртути в воздухе помещения (дважды с интервалом в 7 дней).

 

Водный баланс.

Тело человека на две трети состоит из воды. Именно вода является основной составляющей крови (92%), желудочного сока (99%) и других биологических жидкостей в человеческом организме. Также она входит в состав наших мышц (75%), костей (20-30%) и даже мозга (80%). Именно поэтому водно-электролитный баланс способен влиять на память, мышление и физические данные человека. Уменьшение объема воды в организме на 2 % вызывает проблемы с концентрацией внимания и выполнением даже самых простых логических задач, человек чувствует сильную жажду. При обезвоживании организма обмен веществ замедляется. Нехватка 8% воды приводит к полуобморочному состоянию, при дефиците в 10% организм человека начинает разрушаться, а при потере 20% жидкости человек умирает.

В жаркое время года наше тело только с дыханием теряет пол литра воды в день. С потоотделением выходит до 3 литров жидкости. Именно поэтому очень важно постоянно пополнять запасы воды в организме и следить за тем, чтобы водный баланс всегда оставался оптимальным.

Соблюдение водного баланса предполагает уравновешивание поступления воды в организм с ее выделением. Суточная потребность человека в жидкости составляет 40 грамм на каждый килограмм веса. То есть человек со средним весом нуждается в потреблении 2,5-3 литров воды в сутки. Если пить недостаточно, водный баланс организма становится отрицательным, обмен веществ существенно замедляется, кровь становится более вязкой и уже не переносит достаточно кислорода к органам, температура тела растет, а пульс учащается. В результате нагрузка на организм увеличивается, а его работоспособность уменьшается.

Если человек пьет слишком много воды, водный баланс становится положительным. Это приводит к разжижению крови и перегрузкам в сердечно-сосудистой системе. Также происходит разжижение желудочного сока и сбои в работе пищеварения. Растет нагрузка на почки, при этом усиливается выработка мочи и потоотделение. С потом и мочой из организма вымывается большое количество полезных микроэлементов. В результате чего нарушается водно-солевой баланс, и происходит ослабление организма.

Если во время физической нагрузки выпить много воды, это приведет к быстрой утомляемости мышц и возможно даже к судорогам. Вы наверняка видели, что спортсмены во время длинного забега не пьют, а лишь полощут рот водой. Вы также можете использовать этот прием во время пробежек или интенсивных тренировок.

 

Нарушение водного баланса

Когда происходит нарушение баланса воды в организме, моча приобретает более темный цвет. У человека наблюдается сухость и раздражение кожи. На коже, которая очень чувствительна к нехватке жидкости, появляются прыщи и закупоренные поры. Кроме того, при недостаточном потреблении воды появляется отечность, так как организм перестает ее выводить. Возможно несварение желудка, тошнота, боли в суставах, а также инфекции мочевого пузыря. Очень часто возникают головные боли.

Нарушение водного баланса сказывается и на умственной деятельности – появляется усталость, рассеянность, повышается тревожность, возможно наступление депрессии. Кроме того, происходит значительное снижение иммунитета, что приводит к частым простудным заболеваниям.

Чтобы избежать негативных последствий для организма, необходимо ежедневно потреблять, как минимум, 1,5 литра чистой воды (но не более 3 литров в день). Для полных людей норму необходимо увеличить из расчета 1 стакан на 10 кг лишнего веса. Также норму потребления жидкости нужно увеличить в жаркий период летом и при посещении бани или сауны зимой, при интенсивных физических нагрузках и активных занятиях спортом.

Если в определенный момент у Вас нет возможности пить достаточно воды, не волнуйтесь, кроме питья, организм получает воду из жидкой пищи и напитков, овощей и фруктов, вода содержится даже в мясе, каше и хлебе. Также вода образуется непосредственно в организме человека. Поэтому кратковременная жажда не принесет никаких негативных последствий. Главное всегда помнить о питьевом режиме и в течение дня при любой возможности выпивать стаканчик чистой воды.

При этом не забывайте, что воду из крана нужно обязательно кипятить. И лучше ею не увлекаться, так как ее химический состав обычно всегда оставляет желать лучшего. В ней не содержится достаточно солей калия, натрия и других полезных микроэлементов, но вместо этого в воду добавляют различные очистители. Вы можете готовить на такой воде, но для питья лучше покупайте воду из природных источников.

Минеральная вода может быть очень полезна при нарушении различных физиологических процессов в организме. Но она также может нарушить уже имеющийся баланс. Поэтому пить много минералки не стоит. Если же Вы хотите использовать ее в качестве лечебного или профилактического средства, объем потребления лучше согласовать с врачом.

Эффект от выпитой Вами воды будет лучше, если Вы будете пить часто, но понемногу. Также очень полезно выпивать стакан воды комнатной температуры натощак. Это запускает пищеварительную систему, помогая лучше усваивать пищу в течение дня. Если Вы чувствуете голод, выпейте стакан воды, и голод пройдет. А если действительно наступило время перекусить, вода поможет избежать переедания. Старайтесь пить за 20 минут до приема пищи и не раньше, чем через час после еды. Тогда пища будет нормально перевариваться, и не будет откладываться в виде жира.

Соблюдение питьевого режима позволяет:

  • уменьшить чувство голода и ускорить выработку энергии

  • активизировать работу организма, а также стимулировать вывод токсинов

  • улучшить метаболизм и регулировать температуру тела, поддерживая уровень солей в организме

  • восстановить работу мышц и предотвратить появление усталости к концу рабочего дня

  • активизировать работу печени, отвечающей за усвоение жиров, а также нормализовать работу почек

  • сделать кожу более упругой и эластичной, а также не допустить ее преждевременного старения

 

Суточным диурезом называется общее количество мочи, выделенной пациентом в течение суток.

Суточный диурез у взрослых колеблется от 800 мл до 2000 мл и зависит от возраста, температуры и влажности окружающей среды, условий питания, физических нагру­зок и других факторов и должен составлять 75—80% от количества выпитой жидкости. 20—25% жидкости выводится с потом, дыханием и стулом.

 

 

Суточный водный баланс — это соотношение между количеством введенной в организм жидкости и количе­ством выделенной жидкости из организма в течение су­ток. Учитывается жидкость, содержащаяся во фруктах, супах, овощах и т. д., а также объем парентерально вводимых растворов.

 

 

 

Глоссарий

1. Температура тела человека — это баланс между образованием тепла в организме (как продукта всех обменных процессов в организме) и отдачей тепла через поверхность тела, особенно кожу (до 90-95%) ,а также через лёгкие, фекалии и мочу.

2.Теплопродукция-образование теплоты в животном организме вследствие тканевогоэнергообмена.

3.Терморегуляция - (от греч. therme — тепло и лат. regulo — упорядочиваю, регулирую), физиол. функция, обеспечивающая поддержание оптимальной для данного вида темп-ры глубоких областей тела в условиях меняющейся темп-ры окружающей среды.

4.Процесс теплоотдачи - происходит путем нейрогуморальной регуляции отдачи тепла кожей и внутренними органами в окружающую среду (путем теплопроведения, теплоизлучения и испарения)

5.Термометрия (греч. «thermē» - теплота, и «metreō» - измерять) — совокупность методов и способов измерения температуры, в том числе, температуры тела человека.

6. Демеркуризацией - меры по предотвращению испарения ртути

7. Температурный лист - лист предназначенный для ежедневного контроля за состоянием больного, куда заносят данные термометрии, а также результаты измерения ЧДД в цифровом виде, пульса и АД, массы тела (каждые 7-10 дней), количества выпитой за сутки жидкости и количества выделенной за сутки мочи (в миллилитрах), а также наличие стула (знаком «+»).

8. Лихорадка (лат. «febris») это повышение температуры тела, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители.

9. Пирогены – продукты выделяемые микробами.

10. Постоянная лихорадка - колебания температуры тела в течение суток не превышают 1°С, обычно в пределах 38-39 °С.

11. Ремитирующая, или послабляющая, лихорадка -длительная лихорадка с суточными колебаниями температуры тела, превышающими 1°С (до 2°С), без снижения до нормального уровня.

12.   Гектическая, или истощающая, лихорадка - суточные колебания темпера­туры тела очень выражены (3-5 °С) с падением до нормальных или субнормальных значений.

13. Интермитирующая, или перемежающаяся, лихорадка - температура тела быстро повышается до 39-40°С и в течение нескольких часов (т.е. быстро) снижается до нормы.

14. Возвратная лихорадка - в отличие от перемежающейся лихорадки, быстро повысившаяся температура тела сохраняется на повышенном уровне в течение нескольких дней, потом временно снижается до нормы с последующим новым повышением, и так многократно

15.  Извращённая лихорадка - при такой лихорадке утренняя температура тела выше вечерней.

16.  Неправильная лихорадка - лихорадка неопределённой длительности с неправильными и разнообразными суточными колебаниями

17.   Волнообразная лихорадка - отмечают смену периодов постепенного (за несколько дней) нарастания температуры тела и постепенного же её снижения.

18. Гипотермией - называют температуру ниже 36°С.

 

5

 

 


Полный текст материала Конспект занятия "Термометрия. Уход при лихорадке" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Некезова Анастасия Александровна  Публикатор
26.01.2021 0 3058 223

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК