Конспект лекционного занятия "Социальная психология групп"


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кущёвский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Утверждаю

зам. директора по УР

______ И. П. Руденко

« ____» ______ 2021 г.

 

 

 

Социальная психология групп

 

Методическая разработка для преподавателя

теоретического (лекционного) занятия

ОП.02. Психология.

Специальность: Лечебное дело

курс -IV; семестр - VIII

 

 

 

 

Согласовано

Методист ______ Л.В. Судина

«______» ________ 2021 г.

 

 

Рассмотрено на заседании ЦК № 1

Протокол №___ от «____» ____ 2021 г.

Председатель ЦК_______ О.В. Васильева

Разработал преподаватель _____ О. А. Раздобарова

 

 

 


 

 

 

 

 

Ст-ца Кущёвская

2021 г.

Мотивация

 

Любой человек, который не принял аскетизм и не изолировал себя от других, является частью общества. И потому нельзя недооценивать роль социальной психологии в жизни. Она посвящена изучению паттернов поведения взаимодействующих людей, а также тому, как под воздействием общества формируется восприятие картины мира человека, его мысли и чувства.

Каждый из нас включен во множество социальных групп: семьи, коллег, друзей, знакомых и т.п. И каждая из этих групп диктует свои правила поведения в зависимости от статуса и социального положения человека. Однако столь великое множество условий вовсе не означает, что их сложно изучить. Социальная психология объясняет, как человек приспосабливается к ним и как при этом он может использовать эти правила в своих интересах. Об этом – в нашей статье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели занятия

  1. Дидактические:

После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление о социальной психологии групп.

Знать:

  • предмет, методы социальной психологии;

- смежные науки социальной психологии;

- человеческие ценности в основе понятий социальной псхологии;

- основные направления социальной психологии;

- место социальной психологии в медицине;

- понятие социализация, её стадии.

Уметь:

  • пользоваться терминологией;

  • ответить по теме.

1.2. Образовательные:

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

1.3. Развивающие:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

1.4. Воспитательные:

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в коллективе.

1.5. Методические:

- углубить и расширить теоретические знания по теме;

- добиться эффективного усвоения учебного материала;

- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

2. Место проведения занятия – аудитория.

3. Продолжительность занятия – 90 минут.

4. Формы организации учебного процесса:

4.1.1. Тип занятия – комбинированный

4.1.1. Вид занятия – лекционное

4.2. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

4.2.1. Перцептивные методы:

- наглядные;

- словесные: объяснение, беседа;

- практические: устные и письменные упражнения.

4.2.2. Логические методы:

- дедуктивный;

- аналитико – синтетический.

4.2.3. Гностические методы:

- поисковый.

4.3. Методы стимулирования и мотивации учения.

4.3.1. Методы формирования интереса к учению:

- ситуация занимательности;

- опора на полученный ранее жизненный опыт.

4.3.2. Методы развития долга и ответственности:

- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения;

- метод создания благоприятной обстановки обучения.

4.4. Метод контроля и самоконтроля в обучении:

- устные;

- письменные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для преподавателя

 

Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 283-295.

Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 79-85.

 

Литература для студентов

 

Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 283-295.

Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 79-85.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта внутридисциплинарных связей

 

п/п

Обеспечивающие

темы

Связь изученного

и изучаемого

Обеспечиваемые темы

1.

 

Социальная психология групп

Виды психологического воздействия. Анализ групповых процессов

 

Карта междисциплинарных связей

 

п/п

Дисциплина

Тема

 

Обеспечивающие

1.

ОГСЭ.01. Основы философии

Основные понятия и

предмет философии

2.

ОП.03. Анатомия и физиология человека

Анатомия и физиология НС

Обеспечиваемые

Производственная практика

Написание дипломной работы

Будущая профессиональная деятельность

 

Карта наглядных пособий и ТСО

 

п/п

Вид

Наименование

1.

2.

2.1.

2.2.

ТСО

Наглядности

Презентация

Средства наглядности

ПК, мультимедийный проектор

 

Социальная психология групп

Доска, мел, экран.

 

 

Хронокарта лекционного занятия

 

п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент. Мотивация темы. Цели занятия, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи

6

2.

Актуализация опорных знаний

6

3.

Изложение нового материала

72

4.

Систематизация и закрепление изложенного материала

4

5.

Подведение итогов.

1

6.

Задание на дом

1

Итого:

90

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний

 

п/п

Вид

Эталон ответа

1.

Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, его трудового процесса

условия труда

2.

Акустические колебания или их совокупность в частичном диапазоне до 20 Гц, не воспринимаемые слухом человека

инфразвук

3.

Особый вид механической энергии, передаваемый окружающей среде от источника возбуждения и распространяющийся в твердых телах в виде упругих колебаний и волн

вибрация

4.

Количество методов защиты от электромагнитных излучений

три

5.

Наиболее существенное электромагнитное излучение на человека оказывает

мобильный телефон

6.

Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека и его трудового процесса

условия труда

7.

Беспорядочное сочетание звуков различной высоты и громкости, вызывающее неприятное субъективное ощущение и объективные изменения органов и систем

шум

8.

Электрическое и магнитное поля – это проявления ЭМП

частные

9.

Сколько существует методов защиты от ЭМИ

три

 

 

План лекции

 

1. Предмет, методы социальной психологии.

2. Социальная психология и смежные науки.

3. Социальная психология и человеческие ценности.

4. Основные направления социальной психологии.

5. Социальная психология в медицине.

6. Социализация, стадии.

 

 

 

 

 

Лекция № 1.

Тема: Социальная психология групп.

1. Предмет, методы социальной психологии

Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии). Социальная психология – наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей.

Социальная психология изучает:

- психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми (общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.);

- феномен взаимодействия между людьми;

- психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований;

- массовые психические явления (поведение толпы, паника, слухи, мода).

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».

Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.

Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).

Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.

Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.

Наиболее типичные вербальные и невербальные характеристики: речевые акты, выразительные движения, физические действия ч

Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте; на магнитных или фотоносителях. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

Контент-анализ (анализ содержания) - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.

Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.

Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: непосредственный опрос («лицом к лицу») - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); заочный опрос - анкетирование с помощью анкеты.

К разновидности опроса относится интервью. Существует два вида: стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Метод групповой оценки (ГОЛ) - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.

Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия.

Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер.

Метод эксперимента предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.

2. Социальная психология и смежные науки

Философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.

Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической Деятельности или под ее влиянием.

Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.

Культурологи, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социальнопсихологических феноменов.

Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

3. Социальная психология и человеческие ценности

Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» во второй половине XX в. в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми. Э. Шпрангер изучал типы личности и их ценностные ориентации (шесть): теоретический тип, основные интересы – область науки, проблема истинности; экономический – материальные блага, полезность; эстетический – стремление к оформлению, к самовыражению; социальный – общественная деятельность, обращенность к чужой жизни; политический – тип, для которого власть есть ценность; религиозный тип – поиск смысла жизни.

Каждый человек может быть ориентирован на все эти типы ценностей, но в разной степени, причем одна из ориентации будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпорт, П. Верной и Г. Линдсей разработали тест изучения ценностей, а Дж. Холланд создал тест интересов. Ценности включают в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания, в связи с которыми формируется тенденция выбора.

Д. А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании: ценность как знание; ценность как действие, к которому стремятся; ценности как личные идеалы.

Социально-психологическое содержание ценностей как регуляторов поведения, моральной оценки и нравственной позиции индивида.

Она присутствует в самооценке личности и ее самосознании, определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, равно как и на характер межличностных отношений. Именно с этой стороной ценностей связан когнитивный диссонанс, когда личность испытывает дискомфорт в связи с поступком, который она расценивает как неосмотрительный, глупый или аморальный, вступающий в противоречие с системой ценностей общества.

Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям. Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой - они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются другими людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.

Ценность - это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Ценности - этический показатель. Они связаны с возрастом, полом и культурой сообщества. Так, например, в молодости человек может больше всего ценить независимость и свободу, а к старости — благополучие и жизненный комфорт. Мужчины больше стремятся к достижениям, а женщины в большей степени ориентированы на ценности любви и семьи. Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения. Счастье тоже представляет собой совокупность физических и духовных ценностей.

4. Основные направления социальной психологии

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений.

Функционализм - основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Изучает людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации.

Бихевиоризм - изучает проблемы закономерностей поведения, научения.

Психоаналитическое направление - конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Гуманистическая психология - человек как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм - процессе познания, принятия решений. Интеракционизм - взаимодействие между людьми в процессе деятельности и общения.

5. Социальная психология е медицине

Деятельность социальных психологов в области здравоохранения в нашей стране только начинает разворачиваться. Внедрение социальной психологии в практику здравоохранения идет по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания социально-психологических служб при областных больницах и профильных диспансерах; во-вторых, путем расширения должностных обязанностей психологов, работающих в системе здравоохранения. Психологические исследования постепенно перестают восприниматься как нечто уникальное, а психологи становятся равноправными коллегами медработников, оказывающими действенную помощь в их нелегком и благородном деле.

В современной медицине существуют четыре модели психотерапии, обусловленные разнообразными социокультурными факторами: психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель); психотерапия как метод манипулирования, служащий целям общественного контроля (социологическая модель); психотерапия как комплекс явлений, происходящих между людьми (философская модель).

В настоящее время наиболее актуальными представляются два основных направления: социально-психологические стороны лечебного процесса; социально-психологические стороны организации здравоохранения. Социально-психологический подход к анализу лечебного процесса включает в первую очередь изучение личности больного. 3. Липовски - изучение субъективной стороны заболевания - типология «психосоциальных реакций на болезнь»:

1. Реакция на информацию о заболевании («значение» болезни). Разное «значение» болезни может быть источником следующих реакций: а) болезнь-угроза или вызов, типы реакции - противодействие, тревога, уход; б) болезнь-утрата, типы реакции - депрессия, ипохондрия, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима; в) болезнь-выигрыш или избавление, типы реакции - безразличие, жизнерадостность, враждебность к врачу; г) болезнь-наказание, типы реакции - угнетенность, стыд, гнев.

2. Эмоциональные реакции на болезнь. Среди них наиболее распространенными являются тревога, горе, депрессия, стыд, чувство вины.

3. Реакции преодоления болезни дифференцируются по преобладанию когнитивного и поведенческого компонентов. Когнитивный стиль характеризуется преуменьшением личностной значимости болезни либо пристальным вниманием ко всем ее проявлениям. Поведенческий стиль имеет три разновидности: борьба, капитуляция и попытка «ухода».

Большинство авторов, изучая субъективную сторону заболевания (внутреннюю картину болезни), определяют ее как сложное структурное образование, включающее четыре уровня психического отражения (В. В. Николаева). Первый уровень - чувственный. Второй уровень - эмоциональный - связан с различными уровнями реагирования на отдельные симптомы и заболевание в целом. Третий уровень - интеллектуальный - связан с представлениями больного о своем заболевании, его причинах и последствиях. Четвертый уровень - мотивационный -связан с изменениями поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.

Между этими компонентами возможны различные соотношения. Наиболее популярная отечественная методика изучения отношения к болезни ЛОБИ (Личностный опросник Бехтеревского института) относит каждого из пациентов к одному из тринадцати типов: гармоничному, тревожному, ипохондрическому, меланхолическому, апатическому, неврастеническому, обессивно-фобическому, сенситивному, эгоцентрическому, паранояльному, эйфорическому, анозогнозическому, эргопатическому. Метод определения типа отношения к болезни с помощью ЛОБИ имеет ряд преимуществ: нейтрализует субъективизм врача в беседе, направляет психическую активность больного на рефлексию собственного состояния, в условиях дефицита времени позволяет одновременно исследовать двух и более больных.

Другим важным направлением социально-психологического подхода к лечебному процессу является изучение процесса взаимодействия врача и больного. Приоритет в этой области принадлежит зарубежным социальным психологам и психотерапевтам. Р. Лей выдвинул на первый план информационное общение м/с и больного, полное эмоциональное принятие, «акцептация» больного.

В практике зарубежного здравоохранения широкое распространение нашли группы Балинта как эффективная форма_ повышения коммуникативной и профессиональной компетентности.

Среди отечественных исследований, В. А. Ташлыков, особенности восприятия в процессе лечения м/с и больным друг друга - три типа эмоционально-ролевого взаимодействия: руководство, партнерство, руководство-партнерство. Каждая из форм контакта имеет свои преимущества в зависимости от лечебной мотивации и активности больного. В ряде работ отечественных исследователей представлены специфические рекомендации для общения с больными разных нозологических групп. Так, например, при общении с больным инфарктом миокарда рекомендуется использовать директивный стиль, позже сотрудничество, при некоторых формах невротических расстройств – эмоционально-нейтральный тип взаимодействия. Наименее разработанными являются вопросы проведения групповой терапии. Наиболее продуктивны в данном направлении исследования социально-психологических аспектов групповой психотерапии.

Социально-психологические аспекты здравоохранения включают изучение учреждений здравоохранения как специфических управляемых систем. Наибольшее внимание уделяется исследованию стилей управления, групповой динамики в медицинских коллективах, конфликтам в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Диагностика стилей управления в учреждениях здравоохранения свидетельствует о преобладании директивного и директивно-попустительствующего стилей на уровне главных врачей и их заместителей. На уровне заведующих отделением чаще присутствует коллегиальный стиль управления. Однако в целом при сравнении социально-психологических стилевых характеристик управления в здравоохранении и других сферах деятельности с высоким интеллектуальным компонентом (образование, наука, культура) отчетливо выявляется тенденция более авторитарного, директивного управления в медицинских коллективах.

6. Социализация, стадии

Социализация личности - это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь - это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Этапы социализации личности. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: до трудовую стадию, трудовую стадию, после трудовую стадию.

Основные этапы социализации личности: первичная (протекает с самого рождения до становления самой личности) и вторичная (перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме).

В зависимости от возраста: детство, подростковый возраст, молодость, зрелость.

Детство - социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст - не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) - возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в 30 лет.

Вопросы для закрепления материала

 

п/п

Вид

Эталон ответа

1.

Отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения

гигиена детей и подростков

2.

Унифицированная методика исследования здоровья, позволяющая изучить 3 группы показателей

антропометрия

3.

Уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма

биологический возраст

4.

Уровень развития психики, высших познавательных процессов

психический возраст

5.

Процесс ускорения роста детей и подростков, раннее наступление половой зрелости

акселерация

6.

Акселерация со знаком минус

децелерация

7.

По скорости и устойчивости адаптации выделяют группы в колличистве

три

8.

Способ акклиматизации по отношению к постоянно меняющимся факторам окружающей среды

закаливание

 

 

 

 

Заключение

Суть понятия «социальная психология» становится ясна из самого словосочетания. Очевидно, что это учение, находящееся на стыке двух наук - социологии и психологии. В свою очередь, психология нередко рассматривает социальные факторы развития личности, в то время как социология изучает внеличностные причины социальных процессов и явлений, а также взаимодействие людей в обществе.

Симбиоз обеих наук несет в себе исключительно полезные знания. Ведь он дает нам представление об индивидуумах как с точки зрения их внутреннего мира, так и относительно их поведения в жизни социума. В социальной психологии принято выделять несколько разделов - политическую психологию, психологию потребительского поведения, организационную психологию, историческую психологию, этническую психологию и психологию взаимоотношения полов. Их изучение может быть весьма полезным, позволяющим открыть новые возможности личности.

 

 

Домашнее задание

1. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 283-295.

2. Лекция № 1. Социальная психология групп.

3. Анализ внутригруппового взаимодействия, структуры группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект лекционного занятия "Социальная психология групп" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раздобарова Ольга Анатольевна  Публикатор
06.09.2021 0 1594 157

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК