Конспект лекционного занятия "Социальная психология групп"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Утверждаю
зам. директора по УР
______ И. П. Руденко
« ____» ______ 2021 г.
Социальная психология групп
Методическая разработка для преподавателя
теоретического (лекционного) занятия
ОП.02. Психология.
Специальность: Лечебное дело
курс -IV; семестр - VIII
Согласовано Методист ______ Л.В. Судина «______» ________ 2021 г.
|
Рассмотрено на заседании ЦК № 1 Протокол №___ от «____» ____ 2021 г. Председатель ЦК_______ О.В. Васильева Разработал преподаватель _____ О. А. Раздобарова |
Ст-ца Кущёвская
2021 г.
Мотивация
Любой человек, который не принял аскетизм и не изолировал себя от других, является частью общества. И потому нельзя недооценивать роль социальной психологии в жизни. Она посвящена изучению паттернов поведения взаимодействующих людей, а также тому, как под воздействием общества формируется восприятие картины мира человека, его мысли и чувства.
Каждый из нас включен во множество социальных групп: семьи, коллег, друзей, знакомых и т.п. И каждая из этих групп диктует свои правила поведения в зависимости от статуса и социального положения человека. Однако столь великое множество условий вовсе не означает, что их сложно изучить. Социальная психология объясняет, как человек приспосабливается к ним и как при этом он может использовать эти правила в своих интересах. Об этом – в нашей статье.
Цели занятия
-
Дидактические:
После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление о социальной психологии групп.
Знать:
-
предмет, методы социальной психологии;
- смежные науки социальной психологии;
- человеческие ценности в основе понятий социальной псхологии;
- основные направления социальной психологии;
- место социальной психологии в медицине;
- понятие социализация, её стадии.
Уметь:
-
пользоваться терминологией;
-
ответить по теме.
1.2. Образовательные:
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
1.3. Развивающие:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.
1.4. Воспитательные:
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе.
1.5. Методические:
- углубить и расширить теоретические знания по теме;
- добиться эффективного усвоения учебного материала;
- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.
2. Место проведения занятия – аудитория.
3. Продолжительность занятия – 90 минут.
4. Формы организации учебного процесса:
4.1.1. Тип занятия – комбинированный
4.1.1. Вид занятия – лекционное
4.2. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
4.2.1. Перцептивные методы:
- наглядные;
- словесные: объяснение, беседа;
- практические: устные и письменные упражнения.
4.2.2. Логические методы:
- дедуктивный;
- аналитико – синтетический.
4.2.3. Гностические методы:
- поисковый.
4.3. Методы стимулирования и мотивации учения.
4.3.1. Методы формирования интереса к учению:
- ситуация занимательности;
- опора на полученный ранее жизненный опыт.
4.3.2. Методы развития долга и ответственности:
- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения;
- метод создания благоприятной обстановки обучения.
4.4. Метод контроля и самоконтроля в обучении:
- устные;
- письменные.
Литература для преподавателя
Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 283-295.
Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 79-85.
Литература для студентов
Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 283-295.
Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 79-85.
Карта внутридисциплинарных связей
№ п/п |
Обеспечивающие темы |
Связь изученного и изучаемого |
Обеспечиваемые темы |
1. |
|
Социальная психология групп |
Виды психологического воздействия. Анализ групповых процессов |
Карта междисциплинарных связей
№ п/п |
Дисциплина |
Тема |
|
Обеспечивающие |
|
1. |
ОГСЭ.01. Основы философии |
Основные понятия и предмет философии |
2. |
ОП.03. Анатомия и физиология человека |
Анатомия и физиология НС |
Обеспечиваемые Производственная практика Написание дипломной работы Будущая профессиональная деятельность |
Карта наглядных пособий и ТСО
№ п/п |
Вид |
Наименование |
1. 2. 2.1. 2.2. |
ТСО Наглядности Презентация Средства наглядности |
ПК, мультимедийный проектор
Социальная психология групп Доска, мел, экран. |
Хронокарта лекционного занятия
№ п/п |
Этапы занятия |
Время |
1. |
Организационный момент. Мотивация темы. Цели занятия, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи |
6 |
2. |
Актуализация опорных знаний |
6 |
3. |
Изложение нового материала |
72 |
4. |
Систематизация и закрепление изложенного материала |
4 |
5. |
Подведение итогов. |
1 |
6. |
Задание на дом |
1 |
Итого: |
90 |
Актуализация опорных знаний
№ п/п |
Вид |
Эталон ответа |
1. |
Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, его трудового процесса |
условия труда |
2. |
Акустические колебания или их совокупность в частичном диапазоне до 20 Гц, не воспринимаемые слухом человека |
инфразвук |
3. |
Особый вид механической энергии, передаваемый окружающей среде от источника возбуждения и распространяющийся в твердых телах в виде упругих колебаний и волн |
вибрация |
4. |
Количество методов защиты от электромагнитных излучений |
три |
5. |
Наиболее существенное электромагнитное излучение на человека оказывает |
мобильный телефон |
6. |
Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека и его трудового процесса |
условия труда |
7. |
Беспорядочное сочетание звуков различной высоты и громкости, вызывающее неприятное субъективное ощущение и объективные изменения органов и систем |
шум |
8. |
Электрическое и магнитное поля – это проявления ЭМП |
частные |
9. |
Сколько существует методов защиты от ЭМИ |
три |
План лекции
1. Предмет, методы социальной психологии.
2. Социальная психология и смежные науки.
3. Социальная психология и человеческие ценности.
4. Основные направления социальной психологии.
5. Социальная психология в медицине.
6. Социализация, стадии.
Лекция № 1.
Тема: Социальная психология групп.
1. Предмет, методы социальной психологии
Социальная психология - научная дисциплина, родившаяся на стыке двух наук (психологии и социологии). Социальная психология – наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.
Предмет социальной психологии - система социально-психологических явлений, базирующихся на психическом взаимодействии людей.
Социальная психология изучает:
- психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми (общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.);
- феномен взаимодействия между людьми;
- психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований;
- массовые психические явления (поведение толпы, паника, слухи, мода).
Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования.
Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный).
Рассмотрим ведущие методы социально-психологического исследования.
Наблюдение в социальной психологии - метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.
Объектом наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.
Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации.
Наиболее типичные вербальные и невербальные характеристики: речевые акты, выразительные движения, физические действия ч
Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте; на магнитных или фотоносителях. Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).
Контент-анализ (анализ содержания) - это способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической ее обработкой. Полученные с помощью контент-анализа количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не явном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа нередко обозначается как качественно-количественный анализ документов.
Метод опроса весьма распространенный метод в социально-психологических исследованиях. Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т.д.) фактах со слов опрашиваемых.
Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: непосредственный опрос («лицом к лицу») - интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); заочный опрос - анкетирование с помощью анкеты.
К разновидности опроса относится интервью. Существует два вида: стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.
Метод групповой оценки (ГОЛ) - способ получения характеристики человека в конкретной группе на основе взаимного опроса ее членов друг о друге.
Тест - краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание. С помощью тестов в социальной психологии определяются межиндивидуальные, межгрупповые различия.
Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер.
Метод эксперимента предполагает организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия.
Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой - диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы.
2. Социальная психология и смежные науки
Философия, социология и другие общественные науки предоставляют социальной психологии возможность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.
Общая психология позволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.
Исторические науки показывают социальной психологии, как осуществляется развитие социальной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.
Политические науки помогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в условиях политической Деятельности или под ее влиянием.
Экономические науки раскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на проявление в них социальной психики и общественного сознания людей.
Культурологи, этнология, исследуя особенности культурного и этнического развития различных этнических общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социальнопсихологических феноменов.
Педагогические науки предоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
3. Социальная психология и человеческие ценности
Социальные психологи обратились к понятиям «ценности» и «ценностные ориентации» во второй половине XX в. в связи с исследованием факторов регуляции человеческого поведения и отношений между людьми. Э. Шпрангер изучал типы личности и их ценностные ориентации (шесть): теоретический тип, основные интересы – область науки, проблема истинности; экономический – материальные блага, полезность; эстетический – стремление к оформлению, к самовыражению; социальный – общественная деятельность, обращенность к чужой жизни; политический – тип, для которого власть есть ценность; религиозный тип – поиск смысла жизни.
Каждый человек может быть ориентирован на все эти типы ценностей, но в разной степени, причем одна из ориентации будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Олпорт, П. Верной и Г. Линдсей разработали тест изучения ценностей, а Дж. Холланд создал тест интересов. Ценности включают в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания, в связи с которыми формируется тенденция выбора.
Д. А. Леонтьев предлагает различать собственно ценности и рефлексивные ценностные представления, присутствующие в сознании: ценность как знание; ценность как действие, к которому стремятся; ценности как личные идеалы.
Социально-психологическое содержание ценностей как регуляторов поведения, моральной оценки и нравственной позиции индивида.
Она присутствует в самооценке личности и ее самосознании, определяет позицию индивида по отношению к другим людям, а также влияет на выбор друзей и партнеров, равно как и на характер межличностных отношений. Именно с этой стороной ценностей связан когнитивный диссонанс, когда личность испытывает дискомфорт в связи с поступком, который она расценивает как неосмотрительный, глупый или аморальный, вступающий в противоречие с системой ценностей общества.
Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям. Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой - они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются другими людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.
Ценность - это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Ценности - этический показатель. Они связаны с возрастом, полом и культурой сообщества. Так, например, в молодости человек может больше всего ценить независимость и свободу, а к старости — благополучие и жизненный комфорт. Мужчины больше стремятся к достижениям, а женщины в большей степени ориентированы на ценности любви и семьи. Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения. Счастье тоже представляет собой совокупность физических и духовных ценностей.
4. Основные направления социальной психологии
В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как: социальная психология личности, психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), психология малых групп, психология межгруппового взаимодействия, психология больших социальных групп и массовых явлений.
Функционализм - основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Изучает людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации.
Бихевиоризм - изучает проблемы закономерностей поведения, научения.
Психоаналитическое направление - конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.
Гуманистическая психология - человек как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.
Когнитивизм - процессе познания, принятия решений. Интеракционизм - взаимодействие между людьми в процессе деятельности и общения.
5. Социальная психология е медицине
Деятельность социальных психологов в области здравоохранения в нашей стране только начинает разворачиваться. Внедрение социальной психологии в практику здравоохранения идет по двум основным направлениям. Во-первых, путем создания социально-психологических служб при областных больницах и профильных диспансерах; во-вторых, путем расширения должностных обязанностей психологов, работающих в системе здравоохранения. Психологические исследования постепенно перестают восприниматься как нечто уникальное, а психологи становятся равноправными коллегами медработников, оказывающими действенную помощь в их нелегком и благородном деле.
В современной медицине существуют четыре модели психотерапии, обусловленные разнообразными социокультурными факторами: психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сфере психических и соматических функций (медицинская модель); психотерапия как метод, приводящий в действие процесс научения (психологическая модель); психотерапия как метод манипулирования, служащий целям общественного контроля (социологическая модель); психотерапия как комплекс явлений, происходящих между людьми (философская модель).
В настоящее время наиболее актуальными представляются два основных направления: социально-психологические стороны лечебного процесса; социально-психологические стороны организации здравоохранения. Социально-психологический подход к анализу лечебного процесса включает в первую очередь изучение личности больного. 3. Липовски - изучение субъективной стороны заболевания - типология «психосоциальных реакций на болезнь»:
1. Реакция на информацию о заболевании («значение» болезни). Разное «значение» болезни может быть источником следующих реакций: а) болезнь-угроза или вызов, типы реакции - противодействие, тревога, уход; б) болезнь-утрата, типы реакции - депрессия, ипохондрия, попытка привлечь к себе внимание, нарушение режима; в) болезнь-выигрыш или избавление, типы реакции - безразличие, жизнерадостность, враждебность к врачу; г) болезнь-наказание, типы реакции - угнетенность, стыд, гнев.
2. Эмоциональные реакции на болезнь. Среди них наиболее распространенными являются тревога, горе, депрессия, стыд, чувство вины.
3. Реакции преодоления болезни дифференцируются по преобладанию когнитивного и поведенческого компонентов. Когнитивный стиль характеризуется преуменьшением личностной значимости болезни либо пристальным вниманием ко всем ее проявлениям. Поведенческий стиль имеет три разновидности: борьба, капитуляция и попытка «ухода».
Большинство авторов, изучая субъективную сторону заболевания (внутреннюю картину болезни), определяют ее как сложное структурное образование, включающее четыре уровня психического отражения (В. В. Николаева). Первый уровень - чувственный. Второй уровень - эмоциональный - связан с различными уровнями реагирования на отдельные симптомы и заболевание в целом. Третий уровень - интеллектуальный - связан с представлениями больного о своем заболевании, его причинах и последствиях. Четвертый уровень - мотивационный -связан с изменениями поведения и образа жизни в условиях болезни и актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья.
Между этими компонентами возможны различные соотношения. Наиболее популярная отечественная методика изучения отношения к болезни ЛОБИ (Личностный опросник Бехтеревского института) относит каждого из пациентов к одному из тринадцати типов: гармоничному, тревожному, ипохондрическому, меланхолическому, апатическому, неврастеническому, обессивно-фобическому, сенситивному, эгоцентрическому, паранояльному, эйфорическому, анозогнозическому, эргопатическому. Метод определения типа отношения к болезни с помощью ЛОБИ имеет ряд преимуществ: нейтрализует субъективизм врача в беседе, направляет психическую активность больного на рефлексию собственного состояния, в условиях дефицита времени позволяет одновременно исследовать двух и более больных.
Другим важным направлением социально-психологического подхода к лечебному процессу является изучение процесса взаимодействия врача и больного. Приоритет в этой области принадлежит зарубежным социальным психологам и психотерапевтам. Р. Лей выдвинул на первый план информационное общение м/с и больного, полное эмоциональное принятие, «акцептация» больного.
В практике зарубежного здравоохранения широкое распространение нашли группы Балинта как эффективная форма_ повышения коммуникативной и профессиональной компетентности.
Среди отечественных исследований, В. А. Ташлыков, особенности восприятия в процессе лечения м/с и больным друг друга - три типа эмоционально-ролевого взаимодействия: руководство, партнерство, руководство-партнерство. Каждая из форм контакта имеет свои преимущества в зависимости от лечебной мотивации и активности больного. В ряде работ отечественных исследователей представлены специфические рекомендации для общения с больными разных нозологических групп. Так, например, при общении с больным инфарктом миокарда рекомендуется использовать директивный стиль, позже сотрудничество, при некоторых формах невротических расстройств – эмоционально-нейтральный тип взаимодействия. Наименее разработанными являются вопросы проведения групповой терапии. Наиболее продуктивны в данном направлении исследования социально-психологических аспектов групповой психотерапии.
Социально-психологические аспекты здравоохранения включают изучение учреждений здравоохранения как специфических управляемых систем. Наибольшее внимание уделяется исследованию стилей управления, групповой динамики в медицинских коллективах, конфликтам в ходе выполнения профессиональной деятельности.
Диагностика стилей управления в учреждениях здравоохранения свидетельствует о преобладании директивного и директивно-попустительствующего стилей на уровне главных врачей и их заместителей. На уровне заведующих отделением чаще присутствует коллегиальный стиль управления. Однако в целом при сравнении социально-психологических стилевых характеристик управления в здравоохранении и других сферах деятельности с высоким интеллектуальным компонентом (образование, наука, культура) отчетливо выявляется тенденция более авторитарного, директивного управления в медицинских коллективах.
6. Социализация, стадии
Социализация личности - это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.
Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь - это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.
Этапы социализации личности. Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы. Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу. Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества. Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: до трудовую стадию, трудовую стадию, после трудовую стадию.
Основные этапы социализации личности: первичная (протекает с самого рождения до становления самой личности) и вторичная (перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме).
В зависимости от возраста: детство, подростковый возраст, молодость, зрелость.
Детство - социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
Подростковый возраст - не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
Молодость (ранняя зрелость) - возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в 30 лет.
Вопросы для закрепления материала
№ п/п |
Вид |
Эталон ответа |
1. |
Отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения |
гигиена детей и подростков |
2. |
Унифицированная методика исследования здоровья, позволяющая изучить 3 группы показателей |
антропометрия |
3. |
Уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма |
биологический возраст |
4. |
Уровень развития психики, высших познавательных процессов |
психический возраст |
5. |
Процесс ускорения роста детей и подростков, раннее наступление половой зрелости |
акселерация |
6. |
Акселерация со знаком минус |
децелерация |
7. |
По скорости и устойчивости адаптации выделяют группы в колличистве |
три |
8. |
Способ акклиматизации по отношению к постоянно меняющимся факторам окружающей среды |
закаливание |
Заключение
Суть понятия «социальная психология» становится ясна из самого словосочетания. Очевидно, что это учение, находящееся на стыке двух наук - социологии и психологии. В свою очередь, психология нередко рассматривает социальные факторы развития личности, в то время как социология изучает внеличностные причины социальных процессов и явлений, а также взаимодействие людей в обществе.
Симбиоз обеих наук несет в себе исключительно полезные знания. Ведь он дает нам представление об индивидуумах как с точки зрения их внутреннего мира, так и относительно их поведения в жизни социума. В социальной психологии принято выделять несколько разделов - политическую психологию, психологию потребительского поведения, организационную психологию, историческую психологию, этническую психологию и психологию взаимоотношения полов. Их изучение может быть весьма полезным, позволяющим открыть новые возможности личности.
Домашнее задание
1. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 283-295.
2. Лекция № 1. Социальная психология групп.
3. Анализ внутригруппового взаимодействия, структуры группы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раздобарова Ольга Анатольевна
→ Публикатор 06.09.2021 0 1493 156 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.