Конспект лекционного занятия "Понятие об общении. Перцептивная сторона общения"


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кущёвский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Утверждаю

зам. директора по УР

______ И. П. Руденко

« ____» ______ 2021 г.

 

 

 

Понятие об общении. Перцептивная сторона общения

 

Методическая разработка для преподавателя

теоретического (лекционного) занятия

ОП.02. Психология.

Специальность: Лечебное дело

курс -IV; семестр - VIII

 

 

 

 

Согласовано

Методист ______ Л.В. Судина

«______» ________ 2021 г.

 

 

Рассмотрено на заседании ЦК № 1

Протокол №___ от «____» ____ 2021 г.

Председатель ЦК_______ О.В. Васильева

Разработал преподаватель _____ О. А. Раздобарова

 

 

 


 

 

 

 

 

Ст-ца Кущёвская

2021 г.

Мотивация

 

Точность восприятия и понимания одним человеком поведения другого, достижение результата в общении зависит от того, насколько вы сможете предвидеть его реакцию на ваши слова и поступки и построить в связи с этим свое поведение.

Наблюдательные люди часто с первого взгляда определяют, что за человек перед ними, как с ним нужно держаться, что от него можно ожидать. О таких людях говорят, что они проницательны. Проницательность зависит от внимательности человека, его знания жизни, силы воображения.

Рассматривая процесс познания человека человеком в общении, С. Л. Рубинштейн писал:

"В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, т.е. расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" проистекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению".

Вопросы о том, как происходит это "беглое чтение" другого человека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас. Именно поэтому необходимо уяснить, что стоит за словами "восприятие и понимание в общении", что мы сделаем на лекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели занятия

  1. Дидактические:

После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление «общение», «перцептивная сторона общения».

Знать:

  • понятие «общение»;

- функции, средства и закономерности общения;

- понятие социальной перцепции;

- характеристики наблюдателя, наблюдаемого;

- механизмы социальной перцепции;

- невербальное общение.

Уметь:

  • пользоваться терминологией;

  • ответить по теме.

1.2. Образовательные:

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

1.3. Развивающие:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

1.4. Воспитательные:

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в коллективе.

1.5. Методические:

- углубить и расширить теоретические знания по теме;

- добиться эффективного усвоения учебного материала;

- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

2. Место проведения занятия – аудитория.

3. Продолжительность занятия – 90 минут.

4. Формы организации учебного процесса:

4.1.1. Тип занятия – комбинированный

4.1.1. Вид занятия – лекционное

4.2. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

4.2.1. Перцептивные методы:

- наглядные;

- словесные: объяснение, беседа;

- практические: устные и письменные упражнения.

4.2.2. Логические методы:

- дедуктивный;

- аналитико – синтетический.

4.2.3. Гностические методы:

- поисковый.

4.3. Методы стимулирования и мотивации учения.

4.3.1. Методы формирования интереса к учению:

- ситуация занимательности;

- опора на полученный ранее жизненный опыт.

4.3.2. Методы развития долга и ответственности:

- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения;

- метод создания благоприятной обстановки обучения.

4.4. Метод контроля и самоконтроля в обучении:

- устные;

- письменные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для преподавателя

 

Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 296-300, 315-321.

Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 5-37.

 

Литература для студентов

 

Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 296-300, 315-321.

Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 5-37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта внутридисциплинарных связей

 

п/п

Обеспечивающие

темы

Связь изученного

и изучаемого

Обеспечиваемые темы

1.

Социальная психология групп

Понятие об общении.

Тренировка эффективной самопрезентации

 

Карта междисциплинарных связей

 

п/п

Дисциплина

Тема

 

Обеспечивающие

1.

ОГСЭ.01. Основы философии

Основные понятия и

предмет философии

2.

ОП.03. Анатомия и физиология человека

Анатомия и физиология НС

Обеспечиваемые

Производственная практика

Написание дипломной работы

Будущая профессиональная деятельность

 

Карта наглядных пособий и ТСО

 

п/п

Вид

Наименование

1.

2.

2.1.

 

2.2.

ТСО

Наглядности

Презентация

 

Средства наглядности

ПК, мультимедийный проектор

 

Понятие об общении. Перцептивная сторона общения

Доска, мел, экран.

 

 

Хронокарта лекционного занятия

 

п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент. Мотивация темы. Цели занятия, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи

6

2.

Актуализация опорных знаний

6

3.

Изложение нового материала

72

4.

Систематизация и закрепление изложенного материала

4

5.

Подведение итогов.

1

6.

Задание на дом

1

Итого:

90

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний

 

п/п

Вид

Эталон ответа

1.

Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, его трудового процесса

условия труда

2.

Акустические колебания или их совокупность в частичном диапазоне до 20 Гц, не воспринимаемые слухом человека

инфразвук

3.

Особый вид механической энергии, передаваемый окружающей среде от источника возбуждения и распространяющийся в твердых телах в виде упругих колебаний и волн

вибрация

4.

Количество методов защиты от электромагнитных излучений

три

5.

Наиболее существенное электромагнитное излучение на человека оказывает

мобильный телефон

6.

Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека и его трудового процесса

условия труда

7.

Беспорядочное сочетание звуков различной высоты и громкости, вызывающее неприятное субъективное ощущение и объективные изменения органов и систем

шум

8.

Электрическое и магнитное поля – это проявления ЭМП

частные

9.

Сколько существует методов защиты от ЭМИ

три

 

 

План лекции

 

1. Понятие «общение».

2. Функции, средства и закономерности общения.

3. Понятие социальной перцепции.

4. Характеристики наблюдателя, наблюдаемого.

5. Механизмы социальной перцепции.

6. Невербальное общение.

 

 

 

 

 

Лекция № 2.

Тема: Понятие об общении. Перцептивная сторона общения

1. Понятие «общение»

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией.

Общение - полифункциональный процесс. Общение является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке, живом их контакте.

2. Функции, средства и закономерности общения

Функции общения чаще определяют по отношениям «человек-деятельность- общество». Выделяют пять основных функций общения: прагматическая, формирующая, подтверждающая, организация и поддержание межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. Формирующая проявляется в процессе формирования и развития человека. Подтверждающая реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Межличностная осуществляется на разных уровнях - от интимно-личностных до деловых. Внутриличностная реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога.

Общение выполняет целый ряд основных функций:

Интегративная - функция объединения людей;

Социализации - общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;

Информационная - функция приема, передачи сведений;

Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передачи информации;

Побудительная - функция стимуляции активности к действию;

Координационная - функция взаимного ориентирования и согласования действий;

Понимания - предполагает не только прием информации, но и понимание этой информации друг другом;

Амотивная - функция возбуждения в партнере нужных эмоций, переживаний, чувств, предполагает эмоциональный обмен, изменение эмоционального состояния;

Функция установления отношений - осознание и фиксирование своего социального статуса, социальной роли в конкретной социальной общности.

Функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, намерений, представлений, установок, мнений, решений, потребностей, действий и т.д.

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Средства общения — это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный). Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

Выразительные качества голоса. К ним относятся характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, вздохи, шепот, плач; разделительные звуки — кашель, чихание; нулевые звуки — паузы; звуки назализации — «э-э-э», «хм-хм» и т. п.

Однако слова, звуки и интонации в ежедневном общении человека составляют (по данным исследований) всего 45%, а остальные 55% приходятся на неречевое взаимодействие.

3. Понятие социальной перцепции

Социальная перцепция — это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. и понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия - человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

4. Характеристики наблюдателя, наблюдаемого

Наблюдаемый занимает в акте социальной перцепции более пассивную, на первый взгляд, но является автором сообщения. В качестве текста выступают его внешний облик и поведение, а в качестве замысла - истинное внутреннее состояние, чувства и намерения, которые должен воспринять и понять наблюдатель. Критерием эффективности будет адекватное этому замыслу поведение наблюдателя. Высокий культурный уровень позволяет на основе собственного или присвоенного опыта интерпретировать внешние проявления людей в их соотношении с личностными особенностями. Высокий рефлексивный уровень - развести свои профессиональные, возрастные, этнические и другие предубеждения и установки и реальные основания поведения, демонстрируемого наблюдаемым. Высокий интеллектуальный уровень - отойти от эгоцентрической позиции в оценке действий наблюдаемого. Высокий уровень личностной зрелости - развести свои собственные проблемы и процессы интерпретации поведения другого человека.

В психологии область изучения свойств наблюдателя, влияющих на адекватность восприятия, достаточно широко проработана: пол, возраст, профессия, личностные особенности, самооценка и т.д. Выявлены некоторые возрастные особенности развития социально перцептивных процессов.

Существенно влияют на результат социальной перцепции психологические особенности наблюдателя, образ «Я» и самооценка.

В момент восприятия наблюдаемый предстает для наблюдателя в качестве некоторой совокупности социально значимых признаков, с помощью которых в той или иной культуре традиционно транслируются психологические свойства и состояния. Признаки, или, как их еще принято называть, «перцептивные крючки», которые для данного человека являются известным социальным шифром. Значение большинства из них расшифровали для него родители и другие близкие люди, некоторые — он сам, иные он присвоил в процессе общения с образцами своей культуры. Эти «крючки» частично интернациональны: их трактовка практически одинакова в различных культурах и сообществах. В своей основе это те признаки, которые расшифровывают нам базовые эмоции человека: радость, страх, боль и т.д. Остальные, а их большинство, имеют «местное значение»: рождены определенной этнической, социальной или даже профессиональной группой. Для их правильной интерпретации важно знать культуру той или иной группы, лучше — быть включенным в нее с рождения.

5. Механизмы социальной перцепции

Выделяют механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Идентификация - это бессознательное отождествление субъектом себя с другим субъектом, группой, процессом или идеалом. Является важной частью нормального развития. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Но не отождествление с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Рефлексия - размышление над своими умственными действиями или психическими состояниями. Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человеку, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Каузальная атрибуция связана с приписыванием человеку причин поведения. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. Одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей. Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно. Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией. Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми.

6. Невербальное общение

Средства невербального общения, к ним относятся мимика, жесты, позы, интрнация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство. Рассмотрим подробней о каждом из этих элементов невербального общения и приведем конкретные примеры их проявления.

Мимика — это движение мышц лица, которое отражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Она способна дать истинную информацию о том, что человек переживает. Мимика несет в себе до 70% информации о человеке. Глаза, взгляд, лицо человека способны рассказать больше, чем произнесенные слова. Так, например, человек, пытающийся скрыть информацию (или дающий ложную информацию), старается отвернуться, не встретиться глазами с собеседником. Замечено, что в таких случаях он смотрит прямо в глаза партнеру менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой (фиксируется в области лба собеседника); светский (взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника, до уровня его губ) способствует созданию непринужденного светского общения; интимный (взгляд направлен не в глаза собеседника, а на другие части тела до уровня груди) говорит о большей заинтересованности собеседника в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Отдельные части тела — лоб, брови, рот, hqc, глаза, подбородок— выражают основные эмоции человека: страдание, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление, радость, счастье и пр. Положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Основную познавательную нагрузку в определении истинных чувств человека несут брови и губы. Доказано, что левая сторона лица чаще выдает эмоции человека, так как правое полушарие головного мозга, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются на обеих половинах лица более или менее равномерно, а отрицательные — ярче выражены на левой.

Чувства и установки людей можно определить по манере сидеть или стоять, по набору жестов и отдельных движений. Людям легче и приятней общаться с теми, кто обладает экспрессивной моторикой оживленным расслабленным выражением лица. Яркие жесты отображают позитивные эмоции и располагают к искренности и доверию. При этом чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты могут говорить о внутреннем напряжении и неуверенности в себе.

Невербальное общение становиться доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, если вы понимаете позы и жесты вашего собеседника.

Критичность - одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;

Позитивность - корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;

Недоверие - ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;

Скука - голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;

Превосходство - положение сидя, ноги одна над другой, руки за головой, веки немного прикрыты;

Неодобрение - неспокойные движения, встряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;

Неуверенность - почесывание либо протирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;

Открытость - руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

В человеческом контакте выделяются следующие зоны дистанции:

1. Интимная зона (15-45 см друг от друга), в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновения. Преждевременное вторжение в интимную зону посторонних людей в процессе общения воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой некоторые физиологические изменения в организме человека: учащается биение сердца, повышается выделение адреналина, наблюдается прилив крови к голове и пр.

В последнее время появилось много публикаций о воздействиях биополей всего живого на людей и, в том числе, людей друг на друга. Однако многое о таких воздействиях не доказано наукой;

Личная или персональная зона (42-120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагающая только визуально-зрительный контакт между партнерами, участниками беседы;

Социальная зона (120-400 см) — обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, служебных помещениях, как правило, с теми, кого знают не достаточно хорошо;

Публичная зона (свыше 400 см) - должна быть соблюдена при общении с большой группой людей: в лекционной аудитории, на митингах и др.

Жесты в общении несут очень большую информацию. В языке жестов, так же как и в речи, есть слова и предложения. Все огромное разнообразие жестов можно разделить на пять групп:

Жесты-иллюстраторы (жесты сообщения) - указывание, изображение картины с помощью рук и движения телом, жесты-отмашки; движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

Жесты-регуляторы (жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо) - улыбка, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

Жесты-эмблемы (заменители слов, или фраз в общении), например сжатые вместе руки на манер рукопожатия на уровне груди означают «здравствуйте», а сжатые и поднятые над головой - «до свидания».

Жесты-адапторы (движения рук, связанные с привычками человека) - почесывания, подергивания, касания, поглаживания, перебирание предметов, находящихся под рукой.

Жесты-аффекторы (жесты, выражающие определенные эмоции через движение тела и мышц лица) - сгорбленная фигура с вялой, спотыкающейся походкой, опущенным вниз лицом; летящая походка с высоко поднятой головой и т. п.

Существует и множество микрожестов: покраснение щек, движение глаз, подергивание губ, увеличение количества миганий глазами в минуту.

Наиболее часто при общении возникают следующие виды жестов, относящихся к разным группам:

жесты оценки (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание, прохаживание и др.);

жесты уверенности (раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол пирамиды);

жесты нервозности и неуверенности (постукивание пальцами по столу, переплетение пальцев рук, сутулость);

жесты отрицания (сложенные на груди руки, отклоненный назад корпус); жесты расположения (прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику);

жесты доминирования (выставление больших пальцев на показ, резкие взмахи сверху вниз, долгий пристальный взгляд в глаза собеседника);

жесты неискренности (бегающий взгляд, поворот корпуса в сторону от собеседника, прикосновение к носу как замаскированная форма прикрытия рта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления материала

 

п/п

Вид

Эталон ответа

1.

Отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения

гигиена детей и подростков

2.

Унифицированная методика исследования здоровья, позволяющая изучить 3 группы показателей

антропометрия

3.

Уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма

биологический возраст

4.

Уровень развития психики, высших познавательных процессов

психический возраст

5.

Процесс ускорения роста детей и подростков, раннее наступление половой зрелости

акселерация

6.

Акселерация со знаком минус

децелерация

7.

По скорости и устойчивости адаптации выделяют группы в колличистве

три

8.

Способ акклиматизации по отношению к постоянно меняющимся факторам окружающей среды

закаливание

 

 

 

 

Заключение

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.

Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

 

 

 

Домашнее задание

1. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 296-300, 315-321.

2. Лекция № 2. Понятие об общении. Перцептивная сторона общения.

3. Подготовить реферативное сообщение (презентацию) по темам: «Какие эффекты межличностного восприятия и факторы могут использоваться для эффективной самопрезентации», «Невербальное общение в деятельности медицинского работника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект лекционного занятия "Понятие об общении. Перцептивная сторона общения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раздобарова Ольга Анатольевна  Публикатор
06.09.2021 0 1444 122

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК