Конспект лекционного занятия "Коммуникативная и интерактивная стороны общения"
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Утверждаю
зам. директора по УР
______ И. П. Руденко
« ____» ______ 2021 г.
Коммуникативная и интерактивная стороны общения
Методическая разработка для преподавателя
теоретического (лекционного) занятия
ОП.02. Психология.
Специальность: Лечебное дело
курс -IV; семестр - VIII
Согласовано Методист ______ Л.В. Судина «______» ________ 2021 г.
|
Рассмотрено на заседании ЦК № 1 Протокол №___ от «____» ____ 2021 г. Председатель ЦК_______ О.В. Васильева Разработал преподаватель _____ О. А. Раздобарова |
Ст-ца Кущёвская
2021 г.
Мотивация
Рассматривая часть общения, относящуюся к обмену информацией, принято выделять три стороны общения, важнейшей из который является коммуникативная. Значение коммуникации, которая постепенно выделила в отдельную область знания и практики, стремительно взлетает вверх по своей актуальности. Примером может быть одна из развивающихся сфер в этой области — межкультурная коммуникация, анализ массовых коммуникаций и др.
Если обратиться к коммуникативной стороне общения, то имеет смысл выделять несколько элементов, поскольку коммуникация представляет собой не простую передачу от одного источника другому в виде принятия, но и непременное отношение к передаваемой информации. По этой причине было введено понятие интерсубъективного процесса, где большую роль играет значимость информации и ее общий смысл. В целом коммуникации предполагают влияние друг на друга со стороны субъектов коммуникативного акта. Рассматривая коммуникацию, используется понятие кодификации и декодификации. Также здесь определяется понятие коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.
Коммуникация в психологии также предполагает использование понятий вербальной и невербальной коммуникации. Первая из них характеризуется использование человеческой речи. Она может включать 2 принципа: лексика и синтактика. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения, но вербальная сторона коммуникации в определенной мере считается культурно детерминированной, с этим мы сделаем на лекции.
Цели занятия
-
Дидактические:
После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление о коммуникативной и интерактивной сторонах общения.
Знать:
-
понятия «личность» и «общение»;
- понятие «самопонимание» и приёмы саморегуляции в процессе общения;
- приемы общения в работе медицинского работника;
- основы делового общения;
- основные принципы делового общения;
- понятие и приёмы личностно-ориентированного общения.
Уметь:
-
пользоваться терминологией;
-
ответить по теме.
1.2. Образовательные:
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
1.3. Развивающие:
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
- ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.
1.4. Воспитательные:
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе.
1.5. Методические:
- углубить и расширить теоретические знания по теме;
- добиться эффективного усвоения учебного материала;
- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.
2. Место проведения занятия – аудитория.
3. Продолжительность занятия – 90 минут.
4. Формы организации учебного процесса:
4.1.1. Тип занятия – комбинированный
4.1.1. Вид занятия – лекционное
4.2. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:
4.2.1. Перцептивные методы:
- наглядные;
- словесные: объяснение, беседа;
- практические: устные и письменные упражнения.
4.2.2. Логические методы:
- дедуктивный;
- аналитико – синтетический.
4.2.3. Гностические методы:
- поисковый.
4.3. Методы стимулирования и мотивации учения.
4.3.1. Методы формирования интереса к учению:
- ситуация занимательности;
- опора на полученный ранее жизненный опыт.
4.3.2. Методы развития долга и ответственности:
- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения;
- метод создания благоприятной обстановки обучения.
4.4. Метод контроля и самоконтроля в обучении:
- устные;
- письменные.
Литература для преподавателя
Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 305-311, 325-335.
Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 21-51.
Литература для студентов
Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 305-311, 325-335.
Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 21-51.
Карта внутридисциплинарных связей
№ п/п |
Обеспечивающие темы |
Связь изученного и изучаемого |
Обеспечиваемые темы |
1. |
Понятие об общении. Перцептивная сторона общения |
Общение |
Развитие эффективности общения |
Карта междисциплинарных связей
№ п/п |
Дисциплина |
Тема |
|
Обеспечивающие |
|
1. |
ОГСЭ.01. Основы философии |
Основные понятия и предмет философии |
2. |
ОП.03. Анатомия и физиология человека |
Анатомия и физиология НС |
Обеспечиваемые Производственная практика Написание дипломной работы Будущая профессиональная деятельность |
Карта наглядных пособий и ТСО
№ п/п |
Вид |
Наименование |
1. 2. 2.1.
2.2. |
ТСО Наглядности Презентация
Средства наглядности |
ПК, мультимедийный проектор
Коммуникативная и интерактивная стороны общения Доска, мел, экран. |
Хронокарта лекционного занятия
№ п/п |
Этапы занятия |
Время |
1. |
Организационный момент. Мотивация темы. Цели занятия, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи |
6 |
2. |
Актуализация опорных знаний |
6 |
3. |
Изложение нового материала |
72 |
4. |
Систематизация и закрепление изложенного материала |
4 |
5. |
Подведение итогов. |
1 |
6. |
Задание на дом |
1 |
Итого: |
90 |
Актуализация опорных знаний
№ п/п |
Вид |
Эталон ответа |
1. |
Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, его трудового процесса |
условия труда |
2. |
Акустические колебания или их совокупность в частичном диапазоне до 20 Гц, не воспринимаемые слухом человека |
инфразвук |
3. |
Особый вид механической энергии, передаваемый окружающей среде от источника возбуждения и распространяющийся в твердых телах в виде упругих колебаний и волн |
вибрация |
4. |
Количество методов защиты от электромагнитных излучений |
три |
5. |
Наиболее существенное электромагнитное излучение на человека оказывает |
мобильный телефон |
6. |
Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека и его трудового процесса |
условия труда |
7. |
Беспорядочное сочетание звуков различной высоты и громкости, вызывающее неприятное субъективное ощущение и объективные изменения органов и систем |
шум |
8. |
Электрическое и магнитное поля – это проявления ЭМП |
частные |
9. |
Сколько существует методов защиты от ЭМИ |
три |
План лекции
1. Личность и общение.
2. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения.
3. Общение в работе медицинского работника.
4. Основы делового общения.
5. Основные принципы делового общения.
6. Личностно-ориентированное общение.
Лекция № 3.
Тема: Коммуникативная и интерактивная стороны общения
1. Личность и общение
Общение - проявление фундаментальных свойств психики. Человек общается всегда. Многие ученые рассматривают развитие сознания как отражение интериоризованной, перешедшей во внутренний план, коммуникации.
Общение играет огромное значение в развитии личности. Выдающийся отечественный психолог Б.Г. Ананьев в книге «Психология педагогической оценки» впервые в развернутой форме доказал важность общения среди других компонентов, обуславливающих проявление и развитие человеческой психики. В более поздних работах, рассматривая проблемы формирования человека как личности, он возвращался к категории общения, выявляя его новые характеристики, подчеркивая его роль в личностном становлении и развитии. Вне общения невозможно формирование личности. Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально-политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
2. Самопонимание и саморегуляция в процессе общения
Самопонимание - это процесс осознания субъектом собственных смысловых структур (ценностей, целей, жизненной позиции) и смысловых связей (мотивов поведения в определенной ситуации и стоящих за ними потребностей), который согласует когнитивные и эмоциональные продукты самосознания с реальной действительностью.
Основные механизмы самопонимания: диалог «Я - реального», диалог «Я - идеального», определение личностных смыслов, рефлексия.
Компоненты самопонимания: когнитивный, потребностно – мотивационный, эмоциональный.
Функции самопонимания: регулировка поведения в соответствии с требованиями социума и деятельности; корректировка «Я - концепции» в связи с изменением внутренних приоритетов; постижение подлинности и смысла существования своего «Я», через осознание и понимание «Я - образа» и «Я - концепции».
Самопонимание может быть направлено:
1. Индивидуально-психологические - особенности. Смыслообразование возникает в результате ответа на вопрос: почему я такой,
2. Понимание характера и причин того, как субъект понимает или оценивает других людей.
3. Рефлексивное понимание: как меня воспринимают, оценивают и понимают окружающие люди и почему?
Самопонимание является одновременно и целостным, интегративным, и неоднородным, многомерным психологическим феноменом. Разные стороны самопонимания в исследованиях: когнитивная, познавательная или экзистенциальная, бытийная.
1. Психология познания (когнитивный взгляд). Подчеркивается неразрывная связь между самопонимания с самопознанием и рефлексией. Когнитивная составляющая самопонимания - способность и склонность субъекта к рефлексии, сознательному самоанализу.
2. Экзистенциальная составляющая самопонимания воплощается в смыслах и приобщении к разнообразным ценностям.
Говорить о сформировавшемся самопонимании субъекта можно:
1) если он автономен, относится к себе с уважением, способен выразить себя,
2) может понять побудительные мотивы и движущие силы поведения и их влияние на свою жизнь,
3) осознает убеждения, установки, разрушающие гармонию его отношений с самом собой и миром, и интенционально направлен на выработку конструктивных способов их изменения.
Саморегуляция - это волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определённому действию и при необходимости - к его реализации.
Методы саморегуляции: аутогенная тренировка, метод нервно-мышечной релаксации, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция, музыкальные воздействия, специализированные виды гимнастики и самомассаж.
Главной особенностью методов саморегуляции состояний является их направленность на формирование адекватных внутренних средств, позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своего состояния. В обыденной жизни мы часто интуитивно используем выработанные в индивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих нам справиться с волнением, побыстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть. Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разных народов, внутри которой создавались целые системы приемов и средств саморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий и воспитательный характер. «Учись управлять собой!» - вот девиз такого рода мер, вкрапленных в различные философско-религиозные учения, педагогические системы, обряды и формы организации быта.
Функция саморегуляции - это функция сохранения и тождества личности, аккумулирования, интеграции познавательной деятельности и эмоциональной активности субъекта, его автономности, адекватности поведения внешним обстоятельствам и поставленным самим субъектом целям. •
Функция саморегуляции проявляется в соблюдении валеологических норм и правил поведения в соответствии с принципами здорового образа жизни во всех сферах жизнедеятельности. Реализация данной функции самосознания способствует развитию осознанного эмоционально-ценностного отношения к проблеме здоровья и здорового образа жизни.
Структура саморегуляции имеет 3 подструктуры, которые представляются в качестве элементарных триад:
1. Порядок - хаос - детерминация;
2. Организация - дезорганизация - самоорганизация;
3. Синергетизм - бифуркация - сингармонизм.
Каждая триада, а также каждый ее элемент функционируют самостоятельно и одновременно образуют системное целое, которое и составляет механизм социо-культурной саморегуляции.
В любом виде деятельности, в том числе и интеллектуальной присутствуют функциональные части, наиболее важные из которых — это ориентировочная, позволяющая оценить проблемную ситуацию, наметить план решения проблемы, выработать стратегию решения и т.д., а также регуляционная, которая осуществляет непрерывный контроль за успешностью деятельности в ходе ее протекания и проверку результатов. Деятельность и процессы результатов тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, если произвольная активность (деятельность) направлена на достижение результата, то процессы саморегуляции призваны обеспечить контроль самого процесса его получения.
Понимание деятельности как процесса регуляции, происходящего на основе цели деятельности и предвидения будущих результатов деятельности позволяет говорить о том, что в результате программировании и «заблаговременности» человек обеспечивает себе возможность активного приспособления к среде, создают условия для достижения разнообразных целей деятельности. Регуляторика представляет собой внутреннюю психическую активность, осуществляющую процессы планирования, моделирования, программирования, оценки, коррекции результатов. Функциональная структура регуляции универсальна для различных видов психической активности и деятельности. Структурные компоненты регуляции - это процессы переработки информации, соответствующие регуляторным функциям планирования, программирования, оценки и коррекции различных форм психической активности.
Регулирующие процессы у каждого конкретного человека имеют свою специфику, свои регуляторные особенности, которые в свою очередь зависят от психических особенностей человека.
3. Общение в работе медицинского работника
Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. В лечебной
деятельности формируется особая связь, особые отношения между медицинскими работниками и пациентами. Повседневная лечебная деятельность многими нюансами связана с психологическими и эмоциональными факторами.
Цель контактов между медицинским работником и пациентом - медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому.
Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты подобного взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности медработника, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения медработника.
Значима для эффективного и бесконфликтного взаимодействия пациента с медработником коммуникативной компетентности, т.е. способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Этот процесс подразумевает достижение взаимопонимания между партнёрами по общению, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Следует отметить, что коммуникативная компетентность является профессионально значимой характеристикой. Однако, несмотря на то, что в условиях клиники пациент вынужден обращаться за помощью, коммуникативная компетентность важна и для самого больного.
При хорошем контакте с медсестрой пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.
Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять пациента.
В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать, психологический контакт медработника и пациента.
Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья . вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние пациентов. И, кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.
Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии.
В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных. Неврозоподобная симптоматика часто может маскировать клинику основного заболевания. В результате этого феномена больные люди обращаются к специалистам различного профиля.
В обиходе часто приходится слышать о «хорошем» или «правильном» обращении с пациентом. И в противовес к этому, к сожалению, приходится слышать о «бездушном», «плохом» или «холодном отношении к больным людям. Важно отметить, что различного рода жалобы, возникающие этические проблемы свидетельствуют об отсутствии необходимых психологических знаний, а также практики соответствующего общения с пациентами со стороны медработников. Различия взглядов медработника и больного.
Различия точек зрения медработника и пациента могут быть обусловлены их социальными ролями, а также и другими факторами.
В формировании правильных взаимоотношений медсестры с больными их родственниками, коллегами имеет значение не только духовный, но и внешний облик медсестры. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медсестры и в частности, степень ее заботы, внимания к больному, способность к сопереживанию. Мед. Работник не должен допускать небрежности при осмотре больных. Всякий избравший труд медика должен твердо помнить, что в медицине нет грязной работы. В излишнем внимании мед. работника к собственной внешности пациент может заподозрить невнимание к себе.
Медработник должен уметь держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно и без видимых усилий расположить к себе больных - во всем быть естественными красивым. Медицинская «униформа» не; нуждается в украшательстве. Яркая губная помада, броская прическа, стук каблучков - все это напоминает тяжелобольному радости, которых он временно или навсегда лишается. У него возникает жалость к себе, невольная зависть, недовольство. Страдание усугубляется.
Роль медицинской сестры в процессе лечения больного, особенно в стационаре, трудно переоценить.
Медицинская сестра обязана всегда быть выдержанной, приветливой, способствовать созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении. Если даже она чем-то расстроена или встревожена, больные не должны замечать этого. Большое значение имеет внешний облик медицинской сестры. Аккуратная, подтянутая сотрудница вызывает доверие больного, в ее присутствии он чувствует себя спокойнее и увереннее. И, наоборот, неопрятность в одежде, грязный халат, торчащие из-под шапочки или косынки волосы, злоупотребление косметикой, длинные покрытые лаком ногти — все это заставляет больного усомниться в профессиональной квалификации медицинской сестры, в ее умении работать точно, чисто и аккуратно. Эти сомнения чаще всего бывают оправданными.
Помимо контактов с больными, медицинской сестре нередко приходится вступать в контакты с их родственниками и близкими людьми. При этом также необходимо учитывать многие факторы. Медицинские работники, скрывая от больного наличие у него неизлечимого заболевания или наступившее ухудшение состояния, должны в понятной и доступной форме сообщить об этом его родственникам.
Личность медицинской сестры, стиль и методы ее работы, владение техникой психологического воздействия на пациентов и умение обращаться с ними - все это является важным звеном в сложной системе мероприятий, обеспечивающих лечебный процесс.
Медицинский работник во взаимодействии с пациентом осуществляет разные типы общения, а именно процесс общения в медицине выступает также процессом познания. Скрупулезное изучение: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическая беседа, интимно - личностное общение
4. Основы делового общения
Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.
Формы делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.
Виды делового общения: прямое (непосредственный контакт), косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Подстили: официально-документальный, обиходно – деловой.
Жанры: язык дипломатии, язык законов, служебная переписка, деловые бумаги.
Характеризуется: 1) высокой регламентированностью речи (определенный запас средств выражения и способов их построения); 2) официальностью (строгость изложения; слова употребляются обычно в своих прямых значениях, образность, как правило, отсутствует, тропы очень редки); 3) безличностью (официально-деловая речь избегает конкретного и личного).
Особенности: 1) выражаемое деловым стилем содержание, учитывая его огромную важность, должно исключать всякую двусмысленность, всякие разночтения; 2) деловой стиль характеризуется определенным более или менее ограниченным кругом тем.
Цель делового общения заключена в стремлении ведущего (коммуникатора) воздействовать н партнеров за счет использования их интересов, мотивации поведении для повышения результативности своей деятельности.
Структура делового общения:
Состоит из пяти основных фраз:1) начало беседы; 2) передача информации; 3) аргументирование; 4) опровержение доводов собеседника; 5) принятие решений.
5. Основные принципы делового общения
Принцип информированности — перед вступлением в делово контакт желательно иметь достаточную информацию об имидже партнера, его компетентности, профессионализме, финансовой обеспеченности, культурном и образовательном уровнях;
Принцип морально-психологического настроя нацеливает участников делового общения на создание теплой, дружеской, доверительной обстановки, т.е. на атмосферу, располагающую к откровенному диалогу;
Принцип наименьшего действия предусматривает деловое общение с учетом четкого обоснования расходов на осуществление намеченной бизнес - операции от замысла до ее окончательно реализации в условиях минимизации совокупных затрат;
Принцип реальных возможностей организации делового общения - коммуникатор должен предварительно оценить свои реальные возможности в области финансов, наличия важнейших эле ментов рыночной инфраструктуры, профессиональных кадров необходимых для вступления в деловое сотрудничество с потенциальными партнерами;
Принцип надежности — на каждом этапе делового общения не обходимо четко следовать данным обещаниям, быть до конца коммерческой сделки убедительным, конструктивным и ответственным за все пункты договорных условий.
Функции: связывающая - Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью; формирующая - Я как ТЫ. Например, я учусь у Вас писать научную статью; подтверждающая - Я такой. Например, я понял, что я могу писать научную статью; эмоционально - организующая - Мы. Например, как приятно работать вместе.
Техника эффективного делового общения: 1) Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера. 2) Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению. 3) Способность ставить себя на место партнера по общению. 4) Доверительность коммуникаций.
Что понимается под доверительностью? Открытая демонстрация своих намерений; проявление доброжелательности по отношению к партнеру; деловая компетентность; убедительные манеры; устранение недопонимания.
Коммуникативные барьеры
1. Социальные барьеры - политические, религиозные и т.д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения;
2. Этнокультурные барьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятие других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствие в других - как недостаток;
3. Психологические барьеры - индивидуальные • особенности личности (замкнутость, застенчивость, назойливость, вздорность и др.)
Ни один в настоящее время не может избегнуть процесса общения с собственным персоналом своей фирмы и торговыми партнерами, с представителями властей, работниками правовых или судебных органов, с агентами или контрагентами, что требует определенных навыков и знаний из области психологии делового общения.
Умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения - одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере.
6. Личностно-ориентированное общение
Личностно ориентированное общение в социальной психологии не выделяется как самостоятельный тип межличностного общения. Общение - сложный, многоуровневый феномен. При его характеристике выделяют три взаимосвязанные стороны: перцептивную, интерактивную и коммуникативную.
Перцептивная сторона определяется как восприятие внешних признаков человека, их соотнесение с особенностями личности, интерпретация и прогнозирование на этой основе ее деятельности и поведения. Выделяют четыре основные функции межличностной перцепции: познание себя; познание участников общения; совместная деятельность на основе сотрудничества; установление комфортных эмоциональных отношений.
Коммуникативная сторона общения проявляется в обмене информацией, трансляции, презентации субъектами общения своих эмоциональных переживаний, идентификации ценностных ориентации, отношений, установок.
Специфика межличностной коммуникации проявляется в следующих феноменах: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, существовании различных способов передачи информации (невербального и вербального). Рассмотрим феноменологию коммуникативного процесса.
Механизм обратной связи характеризуется тем, что в процессе общения объем информации как бы удваивается и помимо передачи содержания информации (обучения) происходит также оценка деятельности и поведения участников общения. Актуальной является не только передача информации, но и определение того, как она воспринята, понята другими.
Коммуникативный барьер составляют те психологические препятствия, которые затрудняют адекватную передачу информации. К факторам, обусловливающим коммуникативные барьеры, относятся невыразительная, фонетически неправильная речь, погрешности в логике ее построения, социокультурные и этнические различия, внешний вид, манера поведения и др. В преодолении барьеров педагогического общения важное значение принадлежит авторитету педагога и использованию технологий педагогической фасилитации.
Интерактивная сторона общения связащ со взаимодействием субъектов обучения и воспитания, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует несколько видов мотивации межличностного взаимодействия: максимизация общего успеха, результата (мотив кооперации); максимизация собственных достижений (мотив индивидуализма); максимизация относительных достижений (мотив конкурентности); максимизация успехов и достижений других (мотив альтруизма); минимизация успехов, достижений других (мотив агрессии); минимизация различий в достижениях (мотив равенства).
Соответственно перечисленным мотивам различают и стратегии межличностного взаимодействия: сотрудничества, соперничества, компромисса, уступчивости и избегания. Личностно ориентированное образование обусловливает использование стратегий сотрудничества и компромисса.
Для реализации этих стратегий взаимодействия пациентов и медработников используются различные организационные технологии: фронтально-групповая; бригадная (звеньевая); индивидуальная.
Реализация личностно ориентированного общения обусловливает применение технологий педагогической фасилитации, максимально учитывающих психологические особенности всех трех сторон межличностного общения. Основными принципами отбора таких технологий являются: обеспечение сотрудничества всех субъектов образования; построение общения на паритетных началах; признание за каждым участником права на собственную позицию и мнение; признание каждого субъекта общения индивидуальной и уникальной личностью; открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний; фасилитационная организация пространства общения.
Приведем технологические приемы обучения и воспитания, адекватные этим принципам.
1. Медработник реагирует не на поверхностные эмоциональные реакции пациентов, а на их скрытые чувства, помогая тем самым осознать, почему они испытывают такие чувства и переживания. Это вид эмпатии включает следующие уровни: рациональный (понимание эмоционального состояния); эмоциональный (сопереживание состоянию пациента); действенный (оказание реальной помощи в преодолении отрицательных эмоций); опережающий (прогнозирование возможных эмоциональных состояний).
Эмоциональный компонент личностно ориентированного общения способствует развитию гуманистической центрации медработника на личности пациента.
Следующий прием - безусловное уважение и позитивное принятие пациента как личности, способной к самоизменению и саморазвитию. Этот прием проявляется в избегании негативных оценочных суждений, доверии, оптимистической гипотезе о потенциальных его возможностях.
В процессе общения важно проявление такта на основе соотнесения задач, условий, и возможностей участников общения, отношение к личности собеседника как к главной ценности.
Конгруэнтное (искреннее) сопровождение медработником своей деятельности дает искреннюю эмоциональную реакцию на протекание общения с пациентом на вербальном и невербальном уровне. Эмоционально окрашенные оценки могут быть не только позитивными, но и негативными, при этом последние не носят деструктивного характера.
Безусловное (безоценочное) принятие пациента выражается во внимании к нему, поддержке, одобрении. Важным приемом является использование техник фасилитационного общения: обращение к пациенту по имени; прием «зеркало отношений» (добрая улыбка - приветственная, ободряющая, выражающая сопереживание); создание ситуации успеха, авансирование похвалы, что повышает настроенность пациента на выздоровление; выдвижение оптимйстических гипотез о прогнозов.
Эффективный фасилитационный прием самопрезентации медработника - самораскрытие своего опыта. Способствует принятию пациентом личности медспециалиста, снимает психологические барьеры отчужденности между всеми субъектами личностно ориентированного общения.
Вопросы для закрепления материала
№ п/п |
Вид |
Эталон ответа |
1. |
Отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения |
гигиена детей и подростков |
2. |
Унифицированная методика исследования здоровья, позволяющая изучить 3 группы показателей |
антропометрия |
3. |
Уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма |
биологический возраст |
4. |
Уровень развития психики, высших познавательных процессов |
психический возраст |
5. |
Процесс ускорения роста детей и подростков, раннее наступление половой зрелости |
акселерация |
6. |
Акселерация со знаком минус |
децелерация |
7. |
По скорости и устойчивости адаптации выделяют группы в колличистве |
три |
8. |
Способ акклиматизации по отношению к постоянно меняющимся факторам окружающей среды |
закаливание |
Заключение
В коммуникативном процессе принято выделять вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации.
Невербальная коммуникация включает в себя: визуальные виды общения, акустическая система, тактильная система (такесика), ольфакторная система.
Интерактивная сторона общения предполагает выработку общих для участников планов и программ как тактического, так и стратегического взаимодействия. Решающим фактором здесь является сама форма интеракции (конкуренция или кооперация), приводящая в содержательном плане или к ровному течению "нейтрального" взаимодействия, к конфликту или к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности. Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. В последнее время из кооперации стали выделять "помогающее поведение", характеризующее стремление оказать помощь другому человеку.
Домашнее задание
1. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 305-311, 325-335.
2. Лекция № 3. Коммуникативная и интерактивная стороны общения.
3. Подготовить реферативное сообщение (презентацию) по темам: «Приёмы эффективного общения», «Интерактивные приемы общения в деятельности медицинского работника».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раздобарова Ольга Анатольевна
→ Публикатор 06.09.2021 0 1972 143 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.