Конспект лекционного занятия "Конфликты и пути их решения"


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кущёвский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

Утверждаю

зам. директора по УР

______ И. П. Руденко

« ____» ______ 2021 г.

 

 

 

Конфликты и пути их решения

 

Методическая разработка для преподавателя

теоретического (лекционного) занятия

ОП.02. Психология.

Специальность: Лечебное дело

курс -IV; семестр - VIII

 

 

 

 

Согласовано

Методист ______ Л.В. Судина

«______» ________ 2021 г.

 

 

Рассмотрено на заседании ЦК № 1

Протокол №___ от «____» ____ 2021 г.

Председатель ЦК_______ О.В. Васильева

Разработал преподаватель _____ О. А. Раздобарова

 

 

 


 

 

 

 

 

Ст-ца Кущёвская

2021 г.

Мотивация

 

Согласно статистике, примерно 30% конфликтов между руководителем и подчиненным заканчиваются компромиссом. 15% — приспособлением (в основном со стороны подчиненного) и лишь 1-2% — сотрудничеством. В связи с тем, что чаще прав именно руководитель, эффективно работает стратегия соперничества. В таком случае работник понимает свои ошибки и старается их исправить. Узнать еще больше об управлении персоналом вы сможете из нашей статьи "Что составляет основу управления персоналом".

При выборе стратегии разрешения конфликта, стоит руководствоваться следующими принципами:

Отделение личного отношения к человеку от проблемы. Для этого просто представьте себя на месте оппонента в сложившейся ситуации. На дайте субъективным впечатлениям повлиять на решение;

Приоритетным должен быть интерес, а не позиция. Поиск взаимовыгодных вариантов. Максимально объективная оценка ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели занятия

  1. Дидактические:

После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление о конфликтах и путях их решения.

Знать:

- понятие «конфликт»;

- структуру конфликта;

- функции конфликта;

- типологию конфликтных ситуаций;

- модель поведения человека в конфликтной ситуации;

- понятие «внутриличностный конфликт»;

- формы, проявления, симптомы внутриличностного конфликта;

- факторы разрешения внутриличностных конфликтов;

  • механизмы психологической защиты.

Уметь:

  • пользоваться терминологией;

  • ответить по теме.

1.2. Образовательные:

- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

1.3. Развивающие:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

- ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

1.4. Воспитательные:

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- ОК 6. Работать в коллективе.

1.5. Методические:

- углубить и расширить теоретические знания по теме;

- добиться эффективного усвоения учебного материала;

- обеспечить качественное методическое оснащение учебно-воспитательного процесса.

2. Место проведения занятия – аудитория.

3. Продолжительность занятия – 90 минут.

4. Формы организации учебного процесса:

4.1.1. Тип занятия – комбинированный

4.1.1. Вид занятия – лекционное

4.2. Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

4.2.1. Перцептивные методы:

- наглядные;

- словесные: объяснение, беседа;

- практические: устные и письменные упражнения.

4.2.2. Логические методы:

- дедуктивный;

- аналитико – синтетический.

4.2.3. Гностические методы:

- поисковый.

4.3. Методы стимулирования и мотивации учения.

4.3.1. Методы формирования интереса к учению:

- ситуация занимательности;

- опора на полученный ранее жизненный опыт.

4.3.2. Методы развития долга и ответственности:

- метод убеждения студентов в общественной и личной значимости учения;

- метод создания благоприятной обстановки обучения.

4.4. Метод контроля и самоконтроля в обучении:

- устные;

- письменные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для преподавателя

 

Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 339-348.

Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 267-309.

 

Литература для студентов

 

Основные учебные издания: Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 339-348.

Дополнительная литература: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2019 г., с. 267-309.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта внутридисциплинарных связей

 

п/п

Обеспечивающие

темы

Связь изученного

и изучаемого

Обеспечиваемые темы

1.

Коммуникативная и интерактивная стороны общения

Общение

Конфликты

 

Карта междисциплинарных связей

 

п/п

Дисциплина

Тема

 

Обеспечивающие

1.

ОГСЭ.01. Основы философии

Основные понятия и

предмет философии

2.

ОП.03. Анатомия и физиология человека

Анатомия и физиология НС

Обеспечиваемые

Производственная практика

Написание дипломной работы

Будущая профессиональная деятельность

 

Карта наглядных пособий и ТСО

 

п/п

Вид

Наименование

1.

2.

2.1.

2.2.

ТСО

Наглядности

Презентация

Средства наглядности

ПК, мультимедийный проектор

 

Конфликты и пути их решения

Доска, мел, экран.

 

 

Хронокарта лекционного занятия

 

п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент. Мотивация темы. Цели занятия, внутридисциплинарные и междисциплинарные связи

6

2.

Актуализация опорных знаний

6

3.

Изложение нового материала

72

4.

Систематизация и закрепление изложенного материала

4

5.

Подведение итогов.

1

6.

Задание на дом

1

Итого:

90

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний

 

п/п

Вид

Эталон ответа

1.

Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека, его трудового процесса

условия труда

2.

Акустические колебания или их совокупность в частичном диапазоне до 20 Гц, не воспринимаемые слухом человека

инфразвук

3.

Особый вид механической энергии, передаваемый окружающей среде от источника возбуждения и распространяющийся в твердых телах в виде упругих колебаний и волн

вибрация

4.

Количество методов защиты от электромагнитных излучений

три

5.

Наиболее существенное электромагнитное излучение на человека оказывает

мобильный телефон

6.

Совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека и его трудового процесса

условия труда

7.

Беспорядочное сочетание звуков различной высоты и громкости, вызывающее неприятное субъективное ощущение и объективные изменения органов и систем

шум

8.

Электрическое и магнитное поля – это проявления ЭМП

частные

9.

Сколько существует методов защиты от ЭМИ

три

 

 

План лекции

 

1. Понятия конфликта.

2. Структура конфликта.

3. Функции конфликта.

4. Типология конфликтных ситуаций.

5. Модель поведения человека в конфликтной ситуации.

6. Понятие внутриличностного конфликта.

7. Формы, проявления, симптомы внутриличностного конфликта.

8. Факторы разрешения внутриличностных конфликтов.

9. Механизмы психологической защиты.

 

 

Лекция № 4.

Тема: Конфликты и пути их решения

1. Понятия конфликта.

Конфликтология - это система знаний о 'закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Конфликтология - отрасль социальной психологии, нацелена на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Р. Дарендорф в 1962 году выдвинул теорию социального конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что наличие конфликтов в социальных процессах естественно, три уровня анализа социальных «конфликтов.

Основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре. Четыре стадии протекания конфликта: 1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм; 2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; 3) конфликтные действия; 4) снятие или разрешение конфликта.

2. Структура конфликта.

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, мировоззрением. Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. В любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых обеими конфликтующими сторонами.

Пока существуют все элементы структуры конфликта, он неустраним.

Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций.

Необходимо устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

3. Функции конфликта.

Несмотря на то, что большинство людей относятся к конфликту как к чему-то негативному, он имеет конструктивные функции:

1) конфликт выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);

3) призван разрешить противоречие (инструментальная функция);

4) имеет объективные последе твия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция).

Одни и те же конфликты могут быть конструктивными 15 одном отношении и деструктивными в другом.

Деструктивные функции конфликта очевидны:

1) в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, подавленность, напряжение;

2) нарушается система взаимосвязей;

3) понижается эффективность совместной деятельности.

В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя существуют и инициаторы конфликтов.

4. Типология конфликтных ситуаций.

Существует несколько типологий конфликтных ситуаций.

Критериями типологизации конфликтов служат функции, субъекты взаимодействия, типы поведения участников и др.

С точки зрения субъектов взаимодействия, выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутри личностные.

Межличностные конфликты - столкновения взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, либо противодействуют или мешают друг другу.

Межгрупповые конфликты возникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме.

Внутриличностные конфликты - столкновение относительно равных по силе и значимости, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений у одного человека.

Возможны классификации конфликтов:

1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);

2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу);

3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей).

По характеру вызвавших конфликт причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.

По значению конфликтов для организации, а так же по способу их разрешения различают конструктивные и деструктивные конфликты.

Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные вопросы, разрешение которых выводит организацию на более высокий и эффективный уровень развития.

Деструктивные конфликты приводят к негативным явлениям, которые, в свою очередь, приводят к резкому снижению эффективности работы группы.

В конфликтной ситуации важным является то, как субъекты взаимодействия ее себе представляют.

Могут быть конфликты, которые не имеют существенного основания, но сами субъекты полагают, что они есть.

Такой конфликт рассматривается как ложный, в отличие от подлинного, при котором реальные противоречия существуют и осознаются обеими сторонами подлинного противоречия.

Среди различных типов конфликтов наиболее сложным можно считать так называемый латентный, т. е. скрытый конфликт.

Данный конфликт должен был бы произойти, но не происходит, так как по тем или иным причинам он либо не осознается субъектами взаимодействия, либо скрывается ими за социально приемлемыми формами поведения.

Сложными конфликтами являются личные и производственные. Семья и работа, личная жизнь и профессиональная деятельность - основные сферы жизнедеятельности человека, которые связаны с самоутверждением личности и тем самым определяют ее особую уязвимость.

Производственные противоречия могут быть обусловлены не только индивидуальными особенностями субъектов взаимодействия, но также и спецификой профессионального труда.

Конфликт может быть смещенным или двойным, когда существующие значительные противоречия между субъектами скрывается за внешними, незначительными противоречиями.

Смещенный конфликт - это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного. Это происходит, если по каким-то причинам индивиды не могут даже себе признаться в причинах и источниках конфликта.

5. Модель поведения человека в конфликтной ситуации.

В основу модели поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и JI. Ланге.

Конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: 1) адекватности восприятия конфликта; 2) открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем; 3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

К. У. Томасом и P. X. Килменном разработаны наиболее приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Существуют пять стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество (конкуренция).

Стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль соперничества, конкуренции может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо.

Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна, участник конфликта не отстаивает своих прав, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.

Стиль приспособления означает, что участник конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы.

Ни один из стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Необходимо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

6. Понятие внутриличностного конфликта.

Внутриличностный конфликт - один из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека.

Внутриличностный конфликт - это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. Курт Левин считал, что внутриличностный конфликт - это ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины.

Такой конфликт вызван психологическими факторами внутреннего мира человека: потребностями, интересами, чувствами, ценностями, мотивами, которые вступают в противоречия.

Внутриличностному конфликту присущи некоторые особенности, которые важно учитывать при его выявлении. Такими особенностями являются: необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей; специфичность форм протекания и проявления. Такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом; латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или за активной деятельностью.

В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующее его формы: ролевая, социально-ролевая, социальная, между разными уровнями сознания, адаптационная, мотивационная.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом, чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

7. Формы, проявления, симптомы внутриличностного конфликта.

Конфликтолог, отечественный ученый Емельянов С. М. выделяет разные формы проявления и симптомы внутриличностного конфликта.

Форма проявления Симптомы

Неврастения - невыносимость к сильным раздражителям, подавленное настроение, снижение работоспособности, плохой сон, головные боли.

Эйфория - показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации, "смех сквозь слезы".

Регрессия - обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности.

Проекция – приписывание негативных качеств другому, критика других, часто необоснованная.

Номадизм – частое изменение места жительства, места работы, семейного положения.

Рационализм – самооправдание своих поступков, действий.

Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

противоречие между потребностью и социальной нормой;

противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

противоречие социальных ролей (и на производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);

противоречие социальных ценностей и норм (как соединить христианскую ценность "не убий" и долг защиты Отечества на поле боя).

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных потребностей и мотивов. Выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей (узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая);

отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (желание выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его нет);

биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

социальные условия (главный источник наибольшего 'числа наших внутриличностных конфликтов).

Для устранения (преодоления) таких внутриличностных конфликтов - восстановления согласованности внутреннего мира личности, установления единства сознания, снижения остроты противоречий жизненных отношений, достижения нового жизненного качества - следует обратить должное внимание на факторы, которые влияют на разрешение таких конфликтов.

8. Факторы разрешения внутриличностных конфликтов.

Развитость волевых качеств - способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов. В трудных ситуациях воля приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху;

Тип темперамента - способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности.

Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям; возрастные особенности - оказывают сильное влияние на процесс разрешения внутриличностных противоречий. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Работа над своим прошлым предполагает анализ собственной биографии - один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности; гендерные особенности - у мужчин и женщин различны способы выхода из конфликтов. Мужчины более рациональны. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины в ролевых.

9. Механизмы психологической защиты.

Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты. Психологическая защита - нормальный, повседневно работающий механизм психики. К механизмам психологической защиты относят обычно отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, отчуждение.

Отрицание сводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает самосохранению, престижу, самооценке.

Вытеснение - наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путем активного выключения из осознания неприемлемого мотива или неприятной информации. Например, неудобные для нас факты особенно легко забываются.

Проекция - бессознательный перенос (приписывание) собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо.

Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У детей - это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей.

Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения.

В частности, она связана с попыткой снизить ценность недоступного.

Включение - близкий к рационализации способ психологической защиты, при котором также переоценивается значимость травмирующего фактора. Для этого используется новая глобальная система ценностей, куда прежняя система входит как часть, и тогда относительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, более мощных. Примером защиты по типу включения является катарсис - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании.

Замещение - замена действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом.

Замещение разряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда человеку не удается выполнить действие, необходимое для достижения поставленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению.

Такое замещение часто можно увидеть в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

Изоляция (отчуждение) - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. Неприятные эмоции блокируются от доступа к сознанию, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании.

 

 

Вопросы для закрепления материала

 

п/п

Вид

Эталон ответа

1.

Отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения

гигиена детей и подростков

2.

Унифицированная методика исследования здоровья, позволяющая изучить 3 группы показателей

антропометрия

3.

Уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма

биологический возраст

4.

Уровень развития психики, высших познавательных процессов

психический возраст

5.

Процесс ускорения роста детей и подростков, раннее наступление половой зрелости

акселерация

6.

Акселерация со знаком минус

децелерация

7.

По скорости и устойчивости адаптации выделяют группы в колличистве

три

8.

Способ акклиматизации по отношению к постоянно меняющимся факторам окружающей среды

закаливание

 

 

 

 

Заключение

Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

Наша жизнь строится на большом числе стереотипов, а если говорить точнее – предрассудков, потому что большинство из стереотипов превратились уже давно в предрассудки. Например, наши представления о конфликтах. Конфликты – это очень плохо. Конфликты – это из-за вредного характера. Так думают очень многие. Вернее, не думают, а привыкли считать. И то же самое говорят своим детям. Поэтому, если конфликт с учителем – «надо менять школу», если конфликт с мужем – «надо разводиться», если конфликт с коллегами по работе – «увольняться», если с детьми – «лупить». Рецепты известны, думать не надо, очень удобно!

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов. Но без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Да, конфликт – ситуация сложная и неприятная, если мы ничему в ней не научились. А учиться есть чему. Во-первых, пониманию истинных причин своего и чужого поведения. Во-вторых, поиску таких способов его решения, которые пошли бы действительно на пользу обеим сторонам. В-третьих, выработке взаимоприемлемых решений. А все это вместе – совсем не мало.

Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.

Почвой для "повышенной конфликтности” во время возникновения конфликтных ситуаций может быть множество предпосылок

 

Домашнее задание

1. Островская И.В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г., с. 339-348.

2. Лекция № 4. Конфликты и пути их решения.

3. Подготовить реферативное сообщение (презентацию) по теме: «Профилактика конфликтов в ЛПУ».

4. Составить ситуационную задачу по теме: «Конфликт в ЛПУ».


Полный текст материала Конспект лекционного занятия "Конфликты и пути их решения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Раздобарова Ольга Анатольевна  Публикатор
06.09.2021 0 1922 136

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК