Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине "Физическая культура"
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ»
ГБПОУ ВО АППК
Методические указания
по выполнению практических работ по дисциплине
ОГСЭ.04 физическая культура
профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования
Александров 2022 г.
ГБПОУ ВО АППК
|
|
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УИР
_____________ Т.А. Григорьева «____» ___________ 2022 г. |
Методические указания по проведению практических работ по дисциплине ОГСЭ.04 «Физическая культура» составлены в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины (утв. 01.09.2017г. протокол методического совета отделения ППКРС №-1); рассмотрены методическим советом отделения ППКРС (протокол №-2 от 17.11.2017г.) и рекомендованы к применению в организации учебных занятий по дисциплине ОГСЭ.04 «Физическая культура», а также вне учебных мероприятий воспитательной направленности.
Составил: Волков Р.Л., преподаватель АПГК
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях современного научно-технического прогресса, когда неизмеримо возрастает поток научно-технической информации, требующей интенсификации учебного труда студентов, повышается роль физического воспитания в средних специальных учебных заведениях.
Цели физического воспитания конкретизируются в следующих решаемых ими задачах:
-
Укрепление здоровья студента, разностороннее и гармоничное развитие его организма и физических способностей, достижение физического совершенства;
-
Вооружение знаниями, необходимыми для широкого использования средств физической культуры в повседневной жизни, воспитание интереса, потребности и привычки к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Практика показывает, что в настоящее время существует большое несоответствие между умственной и физической деятельностью студентов ССУЗ, поскольку на предмет "Физическое воспитание" по учебным планам отводится 2- 3 часа в неделю.
В связи с постоянным увеличением умственной нагрузки у большинства студентов ССУЗов наблюдается недостаточная двигательная активность. В то же время на ближайшую перспективу ученые предполагают оптимальный двигательный режим для обучащихся в объёме 8-10часов в неделю.
Уроки по физическому воспитанию, различные физкультурные мероприятия в режиме дня могут дать примерно 50-60% оптимального суточного объёма движений, поэтому важно изыскивать дополнительные резервы увеличения двигательного режима студентов.
Один из наиболее эффективных путей борьбы против ограниченной физической активности (гиподинамии) - это обучение студентов самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание у них потребности в таких занятиях Важно научить студентов заниматься самостоятельно, определяя нагрузку по силам и подготовленности. Ключом к самостоятельным занятиям физическими упражнениями служат систематические домашние задания по физической культуре.
Выполнение студентами самостоятельных заданий по физической культуре решает следующие задачи:
-
Повышение уровня физических качеств студентов за счёт закрепления и самосовершенствования тех умений и навыков, которые были освоены студентами на учебных занятиях.
-
Воспитание у студентов постоянного интереса и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
-
Совершенствование техники движений с целью повышения спортивных достижений.
Самостоятельные занятия полезны не только неуспевающим студентам для ликвидации отставания по программе, а также успевающим спортсменам организация самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями позволит значительно улучшить процесс физического воспитания в учебном заведении, ускорит подготовку отстающих до общего уровня, приучит студентов к проведению самотренировок.
Подготовка студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями осуществляется в учебном заведении в процессе учебных занятий, на которых решаются частные задачи
-
-
Теоретическая подготовка студентов;
-
Изучение основ и методов обучения движениям и двигательным действиям;
-
Формирование у студентов практических навыков и умений проведения индивидуальных занятий;
-
Одной из важных форм теоретической подготовки студентов, их самообразования по физической культуре являются самостоятельное изучение специальной литературы, работая с которой, студенты пользуются не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, кино-граммами.
В спортивной деятельности студенты овладевают двигательными умениями и навыками Сформировать их - одна из задач физического воспитания. Двигательные умения возникают на основе необходимого минимума знаний о технике, предварительного двигательного опыта и общей физической подготовленности студента. В процессе обучения студент знакомится с терминами и способами выполнения движений, изучает методы закрепления и совершенствования.
Рекомендации
Студентам необходимо придерживаться основных педагогических принципов и правил, используемых в обучении:
-
Принцип сознательности и активности
-
Принцип наглядности (используя фото, рисунки, схемы, кино- граммы)
-
Принцип доступности (показ учебного материала, объяснение)
-
Принцип последовательности (студентам следует знать педагогические правила: "от простого к сложному", "от лёгкого к трудному")
-
Принцип систематичности и прочности (заключатся в регулярности занятий)
Содержанием индивидуальных самостоятельных занятий могут быть комплексы утренней гимнастики, обще-подготовительные упражнения. Желательно, чтобы студенты вели дневники самостоятельных занятий, куда записывали бы такие показатели, как содержание занятий, нагрузки (объём, интенсивность, интервалы отдыха), самочувствие, пульс до и после занятия, данные о физической подготовленности и за определённый промежуток времени. Ведение дневника способствует формированию сознательного отношения к выполнению заданий и является важной формой самоконтроля Предъявляя
периодически дневник педагогу, студент может получить конкретные рекомендации и своевременные советы но выполнению заданий. В дневнике могут фиксироваться также и упражнения, которыми студент занимается по собственному желанию. Педагог должен всячески поощрять стремление студента к самостоятельным занятиям по физкультуре.
Студенты нашего техникума дважды в год, в начале и в конце учебного года, сдают зачеты по общефизической подготовке (ОФП), которые включают в себя следующие дисциплины
Общие для девушек и юношей:
-
Прыжки на скакалке (количество прыжков, выполненных за минуту)
-
Прыжки в длину с места (результат замеряется по последнему касанию ступни)
-
Дополнительные зачеты для девушек
-
Сгибание и разгибание рук в упоре (количество раз)
-
Поднимание туловища из положения лежа (количество раз в минуту)
-
Дополнительные зачёты для юношей
-
Подтягивание на перекладине (количество раз)
-
Поднимание прямых ног до прямого угла в висе на перекладине (количество раз)
Показатели |
I курс |
II курс |
III курс |
|||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||
ЮНОШИ |
||||||||||
Прыжки на скакалке (кол-во за минуту) |
100 |
105 |
115 |
110 |
115 |
125 |
115 |
125 |
135 |
|
Прыжки в длину с места (см) |
205 |
210 |
215 |
215 |
230 |
240 |
230 |
240 |
250 |
|
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) |
4 |
6 |
8 |
7 |
9 |
11 |
9 |
11 |
13 |
|
Поднимание прямых ног до прямого угла в висе на перекладине (кол-во раз) |
4 |
6 |
10 |
7 |
9 |
11 |
9 |
11 |
15 |
|
ДЕВУШКИ |
||||||||||
Прыжки на скакалке (кол-во за минуту) |
100 |
105 |
115 |
110 |
115 |
125 |
115 |
125 |
135 |
|
Прыжки в длину с места (см) |
140 |
150 |
165 |
150 |
165 |
180 |
150 |
170 |
185 |
|
Сгибание рук в упоре (кол-во раз) |
4 |
6 |
8 |
6 |
9 |
11 |
9 |
11 |
13 |
|
Поднимание туловища из положения лежа (кол- во раз в минуту) |
20 |
25 |
28 |
25 |
28 |
32 |
27 |
32 |
37 |
Учитывая загруженность студентов на теоретических и практических занятиях в кабинетах техникума, я предлагаю комплексы упражнений (см. стр.5), которые можно выполнять в домашних условиях. Эти упражнения направлены на развитие силы определённых мышечных групп, на укрепление связочно- суставного аппарата студентов, совершенствование двигательных навыков.
Упражнения доступны, просты в обучении, не требуют больших материальных затрат, могут выполняться в удобное для студентов время: вечерние часы или выходные дни. Эти комплексы проводятся в привычных для девушек и юношей условиях, дают им возможность полностью раскрепоститься, видоизменить упражнение. Кроме того, молодые люди могут использовать музыкальное сопровождение, что создаст определённый эстетический фон. Студенты могут сами дозировать нагрузку в зависимости от состояния здоровья в данное время и могут варьировать комплексы упражнений исходя из поставленной цели (сдача зачёта, коррекция фигуры и т.д.)
Считаю, что при настойчивом и добросовестном подходе к выполнению домашних заданий достигаются хорошие и отличные результаты по общефизической подготовке студентов.
У молодых специалистов рождается любовь к спорту, появляется воля, гордость за выполненную работу, желание в следующий раз выполнить более трудное задание, воспитывается характер, самостоятельность, критическое отношение к своим способностям.
Студенты могут использовать дополнительные материалы из журналов, учебников по физической культуре, методических пособий. Творческое отношение к выполнению домашних заданий по физической культуре повышает культурно-образовательный уровень современной молодёжи, увеличивает работоспособность, закладывает основы здорового образа жизни.
Надеюсь, что данная методическая работа поможет студентам АПЭТ улучшить свои результаты по физкультуре, полюбить мой предмет и передать эту любовь своим детям
КУЛЬТУРЕ
Прыжки со скакалкой
Сложное координационное упражнение, развивающее силу мышц голени, стопы, укрепляющее связочный аппарат голеностопного сустава. Длительные прыжки на скакалке повышают выносливость организма.
Примерные упражнения для выполнения зачёта по прыжкам на скакалке:
-
-
Прыжки вверх на двух ногах по песку, по матам.
-
Повторение прыжков, но с отягощением на плечах или "манжетами" на голеностопных суставах.
-
Подъём на переднюю часть стопы.
-
Повторение подъёма, но с отягощением на плечах.
-
Прыжки на скакалке на одной ноге.
-
Прыжки на скакалке на двух ногах попеременно.
-
Прыжки на скакалке в среднем темпе без учёта времени.
-
Прыжки по ступенькам вверх.
-
Прыжки на скакалке на время
-
Прыжки в длину с места
Это упражнение является одним из показателей развития скоростно- силовых качеств студента; развивает силу ног, укрепляет опорно-связочный аппарат коленных и голеностопных суставов.
Примерные упражнения для выполнения зачёта по прыжкам в длину с места:
-
И. п. - основная стойка. Приседания на месте, руки вперёд.
-
И.п. - основная стойка. Приседания на одной ноге, держась рукой за опору или без неё ("пистолет”).
-
Выпрыгивания вверх из полу приседа или полного приседа.
-
Те же выпрыгивания, но с отягощением на плечах или голеностопных суставах ("манжеты" с песком или свинцовыми пластинами).
-
Прыжки из полного приседа вперёд, отталкиваясь двумя ногами ("лягушка").
-
Прыжки на двух ногах по ступенькам вверх.
-
Бег по ступенькам вверх.
-
Упражнения 6 и 7 с отягощениями на голеностопных суставах ("манжеты").
-
Прыжки на одной ноге вперёд по 15-20 м.
-
Подскоки вверх на двух ногах с отягощением на плечах или голеностопных суставах ("манжеты").
-
Прыжки в длину с места, выбрасывая ноги вперёд за линию.
-
Прыжки в длину с места на результат.
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа.
Упражнение развивает силу рук, укрепляет мышцы и костно-связочный аппарат плечевого пояса.
Примерные упражнения для выполнения зачёта по сгибанию и разгибанию рук в упоре:
-
И.п. - стоя в упоре у стены. Сгибание и разгибание рук.
-
Упражнение с партнёром. Стоя лицом друг к другу, кисти в замок на уровне плеча. Попеременное сгибание рук с сопротивлением.
-
И.п. - стоя на коленях. Сгибание и разгибание рук в упоре с различным положением кистей:
а. пальцы повернуть внутрь б. пальцы повернуть наружу в. правая рука впереди
г. левая рука впереди.
-
И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, в согнутых руках гантели. Выпрямление рук и возвращение в и.п.
-
И.п. - основная стойка, руки с гантелями к плечам. Поднимание гантелей вверх, выпрямляя руки, и возвращение в и.п.
-
Сгибание и разгибание рук в упоре от скамейки.
-
Сгибание и разгибание рук в упоре от пола на результат.
Поднимание туловища лёжа на спине руки за головой
Упражнение оказывает обще укрепляющее воздействие на организм развивает мышцы живота, повышает подвижность позвоночника и тазобедренных суставов.
Примерные упражнения для выполнения зачёта по подниманию туловища из положения лежа на спине:
-
И.п. — лежа на спине. Подтягивание коленей к груди.
-
И.п. - лежа на спине. Поднимание прямых ног до вертикального положения в медленном темпе.
-
И.п. - лежа на спине. Встречные движения ног вверх и вниз ("ножницы").
-
И.п. - лежа на спине, ноги согнуты, руки за головой. Поднимание плеч в среднем темпе большое количество раз (30-40).
-
И.п. - лежа на спине. Забрасывание прямых ног за голову в медленном темпе.
-
И.п. - сидя на полу, руки сзади. Подъём прямых ног с задержкой на 10-15 секунд.
-
И.п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях Опускание ног вправо и влево на пол.
-
И.п. - сидя на полу. Наклоны к прямой ноге.
-
И.п. - стоя на коленях. Наклоны туловища назад.
-
И.п. - стоя на коленях. Сед на пол сбоку.
-
И.п. - лежа на спине. Имитация ногами движения "велосипед".
-
И.п. - лежа на спине. Одновременное поднимание туловища и прямых ног ("складной
-
И.п. - лежа на спине. Переход в положение седа.
-
И.п. - лежа на животе. Поднимание прямых рук и ног ("лодочка").
-
И.п. - стоя, лежа. Втягивание брюшной полости.
-
И.п. - в висе на перекладине. Поднимание согнутых, а позже - прямых
ног.
-
Поднимание туловища из положения лежа на спине на результат.
Подтягивание на перекладине
Упражнение развивает мышцы рук и укрепляет плечевой пояс.
Исходное положение - вис хватом сверху, не касаясь ногами пола. Подтягиваться нужно до пересечения подбородком линии перекладины, после чего опуститься до полного выпрямления рук
Упражнения, рекомендованные для выполнения зачета по подтягиванию на перекладине:
-
И п. - упор лежа Сгибание и разгибание рук.
-
И.п. - на перекладине вис присев Подтягивание, слегка помогая ногами.
-
И.п. - вис на перекладине на согнутых руках. Удерживание этого положения в течение нескольких секунд, после чего медленное выпрямление рук в висе, присев на прямых руках.
-
И.п. - вис на перекладине лежа. Подтягивание до касания грудью перекладины, сохраняя тело выпрямленным.
-
И.п. - вис на перекладине. Подтягивание с посторонней помощью.
-
И.п. - вис на перекладине. Подтягивание с отягощением.
-
И.п. - вис на перекладине. Соревнование в количестве подтягиваний
-
Все виды подтягивания выполнять до отказа Выпрямление рук после подтягивания должно осуществляться медленно до полного виса на прямых руках.
Упражнения с гантелями:
-
И.п. - основная стойка, в руках гантели. Сгибание рук к плечам, не отрывая локтей от туловища, То же, поднимая локти.
-
И.п. Дугами вперед, поднять руки верх и опустить
-
И.п. Дугами в стороны, поднять руки вверх и опустить.
-
И.п. Круговые движения руками вперёд, затем назад.
-
И п. - руки с гантелями вперёд Пружинистые рывки руками в стороны
-
И.п. - руки с гантелями в стороны. Сгибание рук к плечам, не опуская
локти
-
И.п. - руки с гантелями к плечам Поднимание гантелей вверх,
выпрямляя руки, опускание к плечам.
-
И.п. - наклон вперёд Медленное поднимание рук с гантелями в стороны, выпрямляя спину (удерживать это положение на три счёта) Переход в и.п выполнять расслабленно.
Упражнение с гантелями можно выполнять сериями; отдых между упражнениями 30 секунд. Постепенно количество упражнений в серии увеличивают или оставляют тем же но уменьшают продолжительность отдыха между упражнениями В итоге занимающийся сможет выполнить 10 раз одно упражнение непрерывно. После очередной серии следует отдых длительностью 2-
-
минуты, во время которого надо выполнять упражнения на расслабление - потряхивание руками.
Вес гантелей должен гарантировать возможность повторения каждого упражнения до 10раз.
Упражнения с отягощением рекомендуется повторять по возможности ежедневно. По мере привыкания к исходной дозе нагрузки можно увеличивать вес, но сохранять прежнее число повторений.
Поднимание прямых ног до прямого угла на перекладине
Упражнение развивает силу мышц рук, спины и брюшного пресса.
Примерные упражнения для выполнения зачёта по подниманию прямых ног, до прямого угла в висе на перекладине:
-
-
И.п. - лежа на спине. Одновременное встречное движение ног и туловища (“складной нож”).
-
И.п. - лежа на спине Поднимание и опускание прямых ног за голову и возвращение в и.п.
-
То же, но с отягощением на голеностопных суставах ("манжеты” с песком или свинцовыми пластинами).
-
И.п. - сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой. Наклоны назад в положении лежа и возвращение в и.п.
-
То же, но с отягощением на плечах.
-
И.п. - сидя на полу, руки сзади. Удерживание прямых ног под углом 45° на время.
-
То же, но с отягощением на голеностопных суставах (“манжеты”).
-
И.п. - лежа на животе. Поднимание прямых рук и ног.
-
И.п. - лежа на бедрах на скамейке, ноги закреплены. Поднимание и опускание туловища.
-
И.п. - вис на перекладине Поднимание согнутых ног до прямого угла.
-
И.п. - вис на перекладине. Удержание согнутых ног на время.
-
И.п. - вис на перекладине. Поднимание прямых ног на результат.
-
4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Основные источники:
-
Ильинич В.И. Физическа культура студента и жизнь: учебник для
вузов (Текст)/ В.И. Ильинич.- М.: Гардарики, 2010.-366 с.
-
Туманян Г.С, Здоровый образ жизни и физическое совершенствовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (Текст)/ Г.С. Туманян М.: Издательский центр «Академия», 2009.- 366 с.
-
Здоровье и физическая культура студента. Бароненко В.А. учебное пособие М:2012.-336с
-
Физическая культура Решетников Н.В. М:-Академия2012.-147с
-
Физическая культура Бишаева А.А. М:- Академия 2010.-272с
Дополнительные источники:
-
Аэробика- идеальная фигура: методические рекомендации/ Сост.: В.А. Гриднев, В.П. Шибкова, О.В. Кольцова, Г.А. Комендатов.- Тамбов : Изд-во Тамб. гос техн. Ун-та,2010-44 с.
-
Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические рекомендации.- Владивосток: Изд-во МГУ им. Адм. Г.И. Невельского, 2009.
.
-
Жмулин А.В., Масягина Н.В. Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура» в контексте новых- Федеральных государственных образовательных стандартов (Текст)- М.Ж издательство «Прометей» МПГУ-2010 стр.11-13
На странице приведен фрагмент.
Автор: Волков Роман Леонидович
→ Публикатор 15.10.2022 0 764 73 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.