Статья "Обучение коммуникативной деятельности через ситуации с целью развития навыков неподготовленной речи"


Язык – это способ общения, поэтому основная цель обучения иностранному языку – это научить общаться, то есть научить выражать свои мысли и мнения, рассказать о своих чувствах, охарактеризовать или дать оценку событию, явлению, сообщить или получить информацию и т. д. Следовательно, урок иностранного языка рассматривается как деятельность общения.

Для достижения этой цели можно использовать различные приемы, методы и задания, стимулирующие общение.

В начале урока важно сразу же «погрузить» обучающихся в языковую атмосферу. Практически каждый урок я начинаю с разговора-разминки по какой-нибудь реальной ситуации. Можно использовать самые разные ситуации начиная от отсутствующих на уроке и опаздывающих. Только важно не превратить эту беседу в формальность типа «Why is N. absent at the lesson?» – «Because he is ill». Обычно спрашиваю о таких обучающихся, которые отсутствуют по другим причинам: уехал, тут же выясняем куда, зачем, надолго ли; остался дома, потому что сегодня приезжает его мама или папа; находится на репетиции из-за предстоящего концерта, на соревновании и т.д. Эту ситуацию легко можно развить, не ограничиваясь односложными ответами, и вовлечь многих обучающихся, так как кто-то обычно не согласен с высказанной информацией, кто-то уточняет, дополняет или просто предлагает какую-либо причину. В таких ситуациях преподавателю важно самому владеть информацией, то есть выяснить ее до урока у куратора или у одногруппников.

Иногда обращаю внимание детей на чей-нибудь необычный вид: «Look at N. He looks so sad/ happy/ beautiful today?». Как правило, обучающиеся тут же начинают задавать ему вопросы: «What’s the matter with you?» «What has happened?» и т. д.

После каникул можно задать вопрос «Are you happy or sad to be back to college again?». Перед праздниками начинаем урок с поздравлений и пожеланий друг другу.

Преподавателю следует отказаться от доминирования на уроках формальных языковых упражнений в пользу интеллектуально- и коммуникативно-направленных заданий, так как урок иностранного языка рассматривается как деятельность общения. Поэтому я часто применяю такие задания, как «Imagine that …» – далее идет какая-либо конкретная ситуация; «What would you do in this situation?», или «Imagine you are …»

Так например, мы обсуждали такую ситуацию «Imagine that your friend is in hard situation. Your actions». Практически каждый обучающийся высказал 4-7 предложений и действия были самые разные.

 Очень часто на уроке даю задание «Compare». Сравниваем жизнь в нашей стране и за рубежом в самых разных аспектах. В этом задании большую помощь оказывает рубрика «Culture Corner».

После прочтения текстов прошу обучающихся выразить свое мнение, дать оценку героям, событиям, рассказать, как они обычно поступают или поступили бы при похожих обстоятельствах, логически предположить, что следует из того или иного факта. Это развивает мыслительные способности обучающихся и способствует развитию неподготовленной речи.

При изучении разговорной темы обязательно прошу обучающегося высказать свое личное мнение и рассказать о его личном участии. Как правило, в конце изучения темы прошу детей рассказать какую-нибудь историю по теме, произошедшую с ними лично или с их знакомыми.

При выборе содержания общения важна мотивация: приоритет отдается тем темам, которые будут наиболее необходимыми для обучающихся. Язык изучается, то есть речь обучающегося развивается через его личную деятельность – свои жизненные ситуации, истории.

На наших уроках постоянно звучат вопросы: «Why? What? How? » в ответах на которые обучающиеся высказывают свое личное мнение и рассказывают о своей личной деятельности.

Иногда планирую специальные уроки по развитию неподготовленной речи.

Так, например на уроке дала задание составить рассказ по следующей ситуации: «One day Tom pretended that he was ill and didn’t go to school. His mom and dad went to work Tom stayed at home alone». Все вместе рассказывали о том, что делал Том. Наш Том и прыгал по кроватям, и пел, и кричал, и слушал музыку и т. д. Но он не только развлекался, но и приготовил себе обед, и убрал свою комнату. Но вечером, когда мама узнала, что на самом деле он не был болен, она его наказала. Обучающиеся употребили более 30 глаголов и множество других лексических единиц.

Неподготовленная речь требует глубоких знаний языка от преподавателя. Преподаватель должен умело направлять беседу, в любой момент подсказывать нужное незнакомое слова, ответить на вопросы обучающихся. Роль преподавателя заключается также в том, чтобы помочь обучающимся поверить, что они могут выразить свои мысли на иностранном языке и реально применить свои знания.

Общение предполагает практику обучающихся в оперировании различными понятиями и определенными языковыми функциями. Понятия – это лексические единицы, функции – это грамматические структуры.

И, конечно же, неподготовленная речь требует большой предварительной работы: обучающиеся должны владеть определёнными грамматическими структурами и лексикой. При изучении и тренировке грамматических структур и лексики я показываю обучающимся, как их можно применить в различных жизненных ситуациях, даю задание употребить новую лексику для описания своих ситуаций, придумать свои предложения, составить мини-рассказ, диалог и т. д.

Итак, основной способ овладения иностранным языком – это общение. И поэтому важно на уроках иностранного языка стимулировать общение обучающихся, применяя разные приемы и задания

Для улучшения качества знаний обучающихся, развития их умений и навыков рекомендуется подчинять учебную деятельность на уроках иностранного языка решению основной задачи – коммуникативной направленности обучения.

 


Полный текст материала Статья "Обучение коммуникативной деятельности через ситуации с целью развития навыков неподготовленной речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурьева Надежда Владимировна  Публикатор
11.01.2023 0 459 28

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК