Воспитание толерантности на уроках иностранного языка. Учащимся школьных отделений СПО по специальности - учитель иностранного языка
Институт культуры мира ЮНЕСКО
ГАОУ СПО Тетюшский педагогический колледж
Воспитание толерантности на уроках иностранного языка
Зиновьев Алексей. Преподаватель иностранного языка.
Современное понятие «культуры» как цивилизации и ее продуктов, в основном сформировалось в 18 — начале 19 веков. Одним из ярких исследователей в этой области был выдающийся австрийский врач и основоположник теории психоанализа З. Фрейд. В целостной форме свою культурологическую концепцию он изложил в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии". Согласно Фрейду, в основе психоаналитической концепции культуры, лежит общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем. Фрейдом данный принцип был применен в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельно детство (вхождение в культуру) и становление культуры. Наилучшим образом психоаналитическая теория культуры была раскрыта в работах швейцарского философа и психиатра К.Г. Юнга. В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». Оно, по словам Юнга, «идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным» (Юнг К. Г. Архетип и символ.) Согласно позиции ученого, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является основанием для формирования человеческой психики. Под влиянием универсальных образцов поведения у человека возникают не только элементарные «животные» поведенческие реакции (как, скажем, либидо), но также восприятие, воображение, мышление и пр. Коллективное бессознательное является результатом родовой жизни, которая служит духовным фундаментом индивида. Хотим особо подчеркнуть, что Юнг постулировал универсальность архетипов для всех человеческих существ на земле, что дает на нам право утверждать причастность каждого индивида к общемировым культурным ценностям. Однако необходимо обратить внимание на тот факт, что восприятие культуры и дальнейшее к ней отношение формируется социальными институтами, такими как государство, школа, семья и проч.
Являясь государством, стремящимся к улучшению благосостояния своих граждан, Российская Федерация осуществляет реализацию социальных программ в области образования и культуры. Государственной Думой был рассмотрен, и одобрен проект партии «Единая Россия» под названием «Культура и время», одной из основных задачей которого является обеспечение доступа граждан Российской Федерации к культурным ценностям. Осознавая что, школа, является одним из важнейших институтов общества, государство возлагает на нее, обязанности не только в сфере предоставления образовательных услуг, но также и приобщения обучающихся к мировым культурным ценностям. Согласно ст.14 п.2 закона «Об образовании» образование должно быть ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. “В сфере образования, воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, терпимости должно стать нравственно – философской основой, важнейшей задачей для всех преподавателей”, - подчёркивается в Общероссийской федеральной целевой программе “Формирование установок толерантного сознания и профилактик экстремизма в российском обществе”.
Исходя из обозначенного правительством курса, школа в целом и каждый учитель в частности, должны стараться ознакомить и воспитывать обучающихся в соответствии с нормами морали, нравственности и толерантности. В свою очередь толерантное воспитание должно быть основано, в соответствии с декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, на общечеловеческих принципах миролюбия, гуманизма и взаимопонимания.
Естественно, перед нами встает ряд вопросов: когда начинать воспитание толерантности? По нашему мнению чем раньше, тем лучше. Необходимость раннего воспитания в человеке толерантности, поможет ребёнку осознать неповторимость своей личности, личности его сверстников, а также успешно адаптироваться к окружающему его миру
Как сформировать у детей навыки толерантных отношений? Ответ на этот вопрос, нам дает теория деятельности А. Леонтьева, согласно которой только через деятельность происходит осознание. Важнейшая особенность концепции ученого состоит в том, что в ней структура деятельности и структура сознания суть понятия взаимопереходящие.
Может ли иностранный (английский) язык, являться средством воспитания толерантности? Считаем, что может и должен им быть, так как в виду происходящих процессов мировой интеграции возникает необходимость формирования у учащихся готовности к межкультурному взаимодействию в ситуациях несовпадения культурно-языковых и ментально-поведенческих кодов участников диалога. Основными целями в своей работе мы считаем – активизацию потребности и готовности учеников к конструктивному толерантному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, культурной и конфессиональной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стиля мышления и поведения, воспитание миролюбия, понимания и принятия других людей, умения с ними взаимодействовать.
Воспитание толерантности на уроках мы начинаем уже со второго класса, когда дети впервые начинают изучать иностранный язык. В ноябре месяце в связи с Международным днём толерантности во всех классах, где мы работаем, проводим уроки толерантности, стремясь при этом использовать активные формы уроков, чтобы вовлечь всех учащихся в практическую деятельность. Так, например, в начальной школе делаем рисунки, исполняем песни на тему добра, мира, взаимопомощи. Особенно ученикам нравится песня The more we are together. Урок-викторина “How tolerant we are”, для учеников среднего звена, и урок-дискуссия “How to make our world the space of tolerance ”(на основе изучения Декларации принципов толерантности), для учеников 10-11 классов. Школьный предмет “Английский язык”, как никакой другой, представляет огромные возможности для всестороннего развития личности, формирования гуманистического мировоззрения, терпимости, миролюбия. Используя УМК под редакцией Кузовлева в старших классах, заметили, что основной тенденцией курса, является формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры. А содержанием образования является культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах, от быта до философии.
На наш взгляд, использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания толерантности. Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает взаимосвязанное решение основных коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач.
Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Включая в материал урока национально-региональный компонент, стремимся развить у учащихся умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения. На уроках в средней и старшей школе используем УМК «Welcome to Tatarstan», а в начальной УМК «Magic adventures kazan cat». Национально-региональный компонент в процессе обучения английскому языку и культуре выступает в роли связующего элемента, способствующего проникновению в изучаемую культуру: каждый аспект культуры подвергается кросс - культурной оценке путем сравнения или контрастирования. Важное место в воспитании учащихся занимают праздники. Праздники – это средство восстановления гармонии в нашей повседневной будничной жизни. Особо нам хотелось бы отметить что изменение формата работы на внеклассную, существенно упрощает процесс коммуникации и соответственно усвоения новых знаний. На уроках мы изучаем праздники как народов англоговорящих стран(день всех святых, день благодарения, св. патрика,), русские народные праздники (Рождество, Пасха, Масленица), и татарские (Курбан, науруз, итд). При проведении уроков – праздников особое внимание уделяем сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркивая, что народы создали свои праздники прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему. Всё это способствует укреплению морально – психологической обстановки, приобщению детей к национальной и мировой культуре, способствует общению, дружбе, сближает учащихся, мобилизует их творческие возможности.
Мы считаем, что диалог культур является прекрасным средством борьбы против национальной неприязни, если он не ограничивается простым сопоставлением фактов родной и иностранной культуры, он должен быть осознан, ученик должен знать чужую культуру. Чтобы знать, необходимо воспринять, проанализировать, оценить, сопоставить с родной культурой, действовать соответственно приобретенным знаниям. Если учащийся не прошёл все эти ступени присвоения знаний, они вряд ли будут действенными, так как на наш взгляд нет другого пути к овладению иноязычной культурой, как только через деятельность. Реализация деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания в контексте культуры, способствует, лучшему усвоению учебного материала, повышению коммуникативно-познавательной мотивации, обеспечивает возможность одновременного обращения к языку и культуре, положительно воздействует на эмоциональное состояние учащихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зиновьев Алексей Михайлович
→ так7573 09.05.2012 0 3183 482 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.