Доклаф для педсовета
Использования цветового кодирования ответов
В методических рекомендациях Всероссийского института повышения квалификации инженерно-педагогических работников и специалистов профтехобразования представлено техническое средство обучения «Цветокод». С его помощью можно проверить знания всей учебной группы и каждого учащегося в отдельности за пять-десять минут. «Цветокод» насыщает урок яркими красками, вносит игровой элемент, повышает активность и эмоциональность учащихся. Он прост в освоении, применяется для проверки знаний для любой возрастной категории учащихся.
Цвет – элемент оптической сигнализации. Информированность цветового сигнала в два-три раза выше любых других сигналов. Если цвету присвоить определённое смысловое значение (букву, цифру, слово, факт), то он становится мощным носителем информации. Это свойство цвета используют в учебном процессе для создания оперативной обратной связи от учащихся к преподавателю. Обратная связь особенно необходима на этапах закрепления и контроля знаний.
Основу метода составляет идея кодированных ответов учащихся определённым цветом. Носителем цвета является рейтер – пластинка из цветной пластмассы, закрепляемая в отверстиях перфокарты.
«Цветокод» позволяет:
Оперативно провести качественный опрос группы по интересующим вопросам с ранжированием мнений;
Ввести игровой элемент в урок, сделать его насыщенным и оживлённым,;
Оснастить кабинет простым и надёжным техническим средством контроля в виде перфокарт и пластмассовых рейтеров, которые долго не теряют своих первоначальных свойств.
Каждому учащемуся выдаётся его индивидуальная перфокарта с рейтерами. На ней учащийся выполняет контрольное задание, которое заключается в установке правильной последовательности цветов рейтеров в соответствии с вопросами программированного задания. Номера вопросов от 1 до 20 напечатаны на перфокарте слева направо.
Цветовая гамма и количество рейтеров каждого цвета на перфокарте оптимизированы для различных типов программированных заданий. Основные цвета – красный, жёлтый, зелёный, чёрный. Дополнительные – розовый, синий, оранжевый и фиолетовый.
Вопросы программированного задания выдаются либо каждому учащемуся, либо пишутся на доске для всей группы. Они разрабатываются преподавателем на этапе подготовки к уроку. Перед тем как отвечать на вопросы, каждый учащийся освобождает от рейтеров столько пар отверстий перфокарты, сколько вопросов содержит контрольная работа. Отвечая на вопросы, учащийся выбирает рейтеры нужного цвета и устанавливает их в отверстия перфокарты, соответствующие номерам вопросов. Результатом выполнения задания является перфокарта с набором рейтеров различных цветов, причём рейтеров столько, сколько было задано вопросов, а цветов столько, сколько предлагалось возможных ответов.
У преподавателя имеется эталонная перфокарта с набором правильных ответов. Процесс проверки сводится к наложению эталонной перфокарты на собранный массив карт учащихся (или на каждую карту учащихся) и получению визуальной информации о правильности ответов на каждый из вопросов. В собранном виде рейтеры создают идентичные дорожки на каждой карте, если ответы верны. Если цвет дорожки не совпал с цветом рейтера эталонной перфокарты, значит, учащийся неправильно ответил на поставленный вопрос. Быстрая оценка результатов, усвоение темы особенно важна при закреплении нового материала. Если ошибок много, то можно повторно пройти материал, вызвавший наибольшее затруднение.
При этом достигаются две цели:
Учащиеся повторяют ключевые моменты изложенной темы;
Преподаватель получает оперативную информацию о качестве усвоении изложенного материала.
Если преподаватель ставит задачу быстро опросить всех обучаемых на оценку, целесообразно этот метод применять с разбивкой учебной группы на подгруппы для выполнения нескольких вариантов заданий. Для исключения «взаимодействия» учащихся достаточно задать одни и те же вопросы в разной последовательности.
Работы учащихся оцениваются с учётом специфики или сложности учебного материала. Например: «отлично» - 100% правильных ответов;
«хорошо» - не менее 80% правильных ответов;
«удовлетворительно» - не менее 60% правильных ответов;
«неудовлетворительно» - менее 60% правильных ответов.
Варианты использования цветового кодирования ответов.
Программированные задания составляются в зависимости от сложности изучаемого материала, от технических и организационных возможностей учебного процесса. Опрос возможен в трёх вариантах:
Двухцветное кодирование (по типу «да» - «нет»);
Трёхцветное кодирование (по типу «светофор»);
Многоцветное кодирование.
Опрос по типу «да» - «нет»
Участвуют два цвета: чёрный и жёлтый. В задании даётся достоверная и ложная информация. Учащийся должен определить верную. Достоверная информация кодируется жёлтым цветом, а ложная – чёрным.
Пример (предмет «Материаловедение»):
Металлы имеют кристаллическое строение («да» - жёлтый);
Металлы проводят электричество с помощью свободных электронов («да» - жёлтый);
В чугуне меньше углерода, чем в стали («нет» - чёрный);
Чугун более хрупкий, чем сталь («да» - жёлтый);
Сталь легче сваривать («да» - жёлтый).
Таким образом, эталонная карта преподавателя имеет цветовую последовательность: жёлтый, жёлтый, чёрный, жёлтый, жёлтый цвета.
Предпочтительнее давать истинную информацию во избежание устойчивого запоминания неверных сведений.
Опрос по типу «Светофор»
Это наиболее распространённы тип трёхцветного программированного задания. На каждый из вопросов имеется три ответа, один из которых правильный. Целесообразно первый ответ обозначить красным цветом, второй - жёлтым, а третий – зелёным. Задача учащегося – выбрать правильный ответ, а рейтер соответствующего цвета вставить напротив номера вопроса.
Пример (предмет «Специальная технология» для профессии «Слесарь механо-сборочных работ»):
Масса молотка, использованного при разметке
(крас) – 200 гр.
(жёлт) – 300 гр.
(зел) – 400 гр.
Ширина лезвия зубила – 20 мм., определить массу молотка
(крас) – 800 гр.
(жёлт) – 500 гр.
(зел) – 1000 гр.
Наклон зубила к обрабатываемой поверхности при рубке в тисках
(крас) – 50о
(жёлт) – 35о
(зел) – 45о
Правильные ответы: 1 – красный, 2 – красный, 3 – жёлтый.
Опрос многоцветным кодированием ответа
На все вопросы предлагается выбор из одного и того же набора ответов. Каждый возможный ответ закодирован своим цветом.
Пример:
Предмет «Специальная технология» для профессии «Слесарь механо-сборочных работ».
Тема: «Гибка труб диаметром более 100 мм. В горячем состоянии в условиях единичного производства».
Установите последовательность выполнения операции:
Выколачивание пробок (чёрн)
Отжиг (чёрн)
Гибка (фиол)
Заполнить трубу песком (син)
Разметка (зел)
Нагрев участка трубы (оранж)
Контроль (жёлт)
Высыпание песка (зел)
Закрыть конец трубы пробкой с отверстием (красн)
Закрыть конец трубы пробкой (жёлт)
Эталонная перфокарта имеет следующую последовательность цветовых рейтеров: чёрный, зелёный, жёлтый, синий, красный, оранжевый, фиолетовый, чёрный, зелёный, жёлтый.
Целесообразно применять многоцветовое кодирование при решении задач, связанных с установление определённой последовательности. Эта последовательность может носить структурный, технологический или функциональный характер.
Варианты применения цветового кодирования не исчерпываются приведёнными примерами, что даёт возможность преподавателю творчески применить возможность методики, учитывая специфику преподаваемого предмета.
В настоящее время разработаны учебные пособия с программированными заданиями, например:
Тараканов И.Г. и др. Слесарное дело в программированных упражнениях и задачах
Тихонов И.Н., Попов И.В. Применение программированных пособий при подготовке слесарей механо-сбоочных работ в начальном профессиональном образовании.
В комплект «Цветокод», входят:
Перфокарты, укомплектованные рейтерами – 30 шт.
Запасные рейтеры – 150 шт.
Кузнеченкова С.В. (преподаватель спецдисциплин)
ПУ-117 филиал №4
Г. Жигулевск
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнеченкова Светлана Владимировна
→ Светлана_Куз 31.01.2013 0 2200 354 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.