Статья "Краеведение – как вспомогательная историческая дисциплина для формирования общих компетенций обучающихся в системе СПО"



1. Лысенко Елена Борисовна

2.Преподаватель Истории

3. Кемеровский государственный профессиональный педагогический колледж.

Статья

Краеведение – как вспомогательная историческая дисциплина для формирования общих компетенций обучающихся в системе СПО.


Формирование у обучающегося чувства патриотизма и ярко выраженной гражданской позиции, является одной из главных задач при подготовке будущих специалистов на уроках истории в учреждениях средне-профессионального образования. Помимо указанных выше задач, в системе СПО существуют и общие компетенции, которыми должен обладать тот или иной специалист при выпуске из учебного учреждения. К одним из важнейших общих компетенций формируемых на уроках истории у будущих выпускников СПО, можно отнести следующие:

1) Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2)Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

3) Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

4) Использовать информационно-коммуникационные технологии в

профессиональной деятельности.

Мы привыкли, что изучаемый материал на уроках истории состоит из классических исторических периодов, при усвоении которых возможно выполнение вышеуказанных задач и формирование общих компетенций, у обучающегося в СПО. Но нужно ли ограничиваться общепринятым подходом для формирования необходимых компетенций изучением необходимого материала только на уроках истории ? Не нужно забывать о вспомогательных исторических дисциплинах которые смогут помочь достигнуть необходимых целей. К такой науке хотелось бы отнести краеведение, а именно историческое краеведение.

В научной литературе принято следующее определение науки :

краеведение— это комплексное научно-исследовательское и популяризаторское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. Общее определение науки широко охватывает сразу несколько направлений для изучения, сюда можно включить и данные по географии, литературе, искусству и конечно же истории. Поэтому в таком большом комплексе науки, следует выделить историческое краеведенье, как вспомогательную дисциплину, которая поможет сформировать необходимые компетенции и выполнить важные задачи при подготовке специалистов СПО.

Историческое краеведенье позволяет оценить значительность происшедших на изучаемой территории событий, значимость связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников расположенных в изучаемом регионе. Как высказывался академик Д.С.Лихачев «Краеведенье «воспитывающая наука», требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения.»

Изучение родного края способствует проявлению интереса к изучению истории событий происходящих на территории конкретного региона, как части огромного исторического периода нашего государства. Изучение родного края позволяет оценить вклад региона в развитие целой страны. Эта дисциплина дает право рассмотреть судьбы людей , как частицы создающие историю конкретного региона, а история региона выступает как неотъемлемая часть истории России.

Важно проанализировать каким образом краеведение, являясь вспомогательной исторической дисциплиной оказывает помощь в формировании целого ряда общих компетенций. Рассмотрим каждую компетенцию в отдельности.

Первой компетенцией, на которой мы остановимся - это понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

Естественно это важная компетенция для будущего специалиста, позволяющая личности определится со сферой деятельности, где бы человек хотел бы себя реализовать, и с какой целью он будет трудиться в этой сфере. Историческое краеведенье как никто помогает не только проявлять устойчивый интерес к определенным профессиям но и осмыслить значимость каждой профессии в жизни общества, ведь изучая историю родного края , изучаешь и судьбы отдельных людей их конкретный в клад в развитие региона, вклад в исторические события происходящие на территории малой родины. Изучая конкретного человека его все жизненные вехи: рождение, взросление, образование и деятельность. Обучающийся невольно прикладывает его роль к себе, а мог ли я так же поступить и тоже сделать, готов ли на подвиг или открытие. Возникает желание пойти по стопам того человека который сделал неоценимый вклад в историю своего края. Зачастую осознание своей профессии, и её значимости происходит во время составления генеалогического древа собственной семьи, когда обучающийся в процессе работы над древом понимает, что выбор профессии, которой он обучается происходит на генном уровне, обнаруживается что его родственники когда-то занимались тем же делом и трудились в этой же сфере, возникает понятие трудовой династии. И это является особой гордостью обучающегося студента, когда он осознает себя будущим звеном профессиональной династии и обязательно ставит перед собой цель добиться много в выбранной им сфере деятельности.


Второй компетенцией, формирующейся в процессе образовательной деятельности у обучающегося СПО, является организация собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивание их эффективности и качества. Историческое краеведенье позволяет обучающемуся определяться самостоятельно выбирать, применять и синтезировать методы и способы выполнения тех или иных задач. Прежде всего, для выполнения поставленной задачи необходимо выделить методы её выполнения. В классическом понимании существует несколько общенаучных методов исследования конкретного вопроса или проблемы, а именно теоретические и эмпири­ческие. Деление это весьма условное. Кроме того, помимо тео­ретических и эмпирических методов выделяют также и интерпретационные методы, в част­ности методы представления и обработки данных. При проведении теоретического исследования обучающийся имеет дело не с самой ре­альностью, а с ее мысленной репрезентацией — представлением в форме умствен­ных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке. Теоретическая работа совершается «в уме». Историческое прошлое родного края формируется в памяти ученика, как пазлы, которые он мысленно присоединяя к общей истории России и мира, создавая единую картину исторического прошлого.

Изучать современную историю края и роль Кузбасса в историческом прошлом и настоящем позволяют эмпирические методы исследования. К ним относятся:

1) наблюдение,

2) экспери­мент,

3) измерение.

Для гуманитарных наук часто используется метод наблюдения.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации дан­ных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием тех­нических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

Обучающийся привлекаясь к наблюдению ежедневных событий происходящих в регионе формирует уже собственные страницы истории Кузбасса.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

У обучающегося в процессе познания исторических фактов касающихся истории родного края возникает понимание и осознание важности приобретенных знаний. В некоторых источниках принято выделять понимание как отдельный метод познания, предполагающий активное, пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, его вживание в изучаемую реальность. Понимание – это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные и мировоззренческие установки, ценностные ориентации, отношение к познаваемому. Краеведенье естественно не может оставить равнодушным ни одного человека, ведь если он будет безразличен к истории родного края, то значит этот человек будет и безразличен к своему будущем у и к себе в частности.


Историческое краеведение помогает в формировании третьей компетенции у обучающихся: поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. При изучении истории родного края студенты работают с различными источниками информации. Следует выделить некоторые из них:

  1. исторические источники

  2. средства массовой информации

  3. воспоминания участников событий

К историческим источникам мы отнесем непосредственную работу с документами. История оставила современному поколению огромное количество документов, которое можно условно можно разделить по происхождению на:

1. Государственно-административные;

2. Производственно-административные;

3. Общественно-политические;

4. Научные;

5. Нормативно-технические;

6. Справочно-информационные;

7. Художественные.

И к каждому документу необходим свой подход для его анализа. И анализировать его приходится работая в архивах города, области и предприятия, музеях что затруднительно, но выполнимо.

Вторым источником, но первым по популярности, являются средства массовой информации. Данный источник всегда привлекателен своей доступностью и открытостью. Сюда мы относим, конечно же телевидение, интернет и периодические издания.

Третьим источником информации мы выделили воспоминания конкретных людей участников событий. Данный способ обращения к источнику один из самых доступных, ведь историческое краеведенье позволяет обращаться за информацией к своим родным и близким, мамам и папам, бабушкам и дедушкам.

При формировании третьей компетенции незамедлительно идет и оформление четвертой. Научившись работать с различными источниками информации, обучающийся параллельно осваивает и информационно-коммуникативные технологии.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина помогает обучающемуся овладеть всеми навыками работы с ИКТ. Интернет выступает основным доступным источником информации, доступ в интернет не возможен без освоения работы с персональным компьютером и специализированными программами. Студент учиться создавать презентации, таблицы событий, слайд - шоу, генеалогическое древо при помощи специальных программ, учиться работать в различных редакторах как текстовых, так и графических.

Итак, историческое краеведение, как вспомогательная историческая дисциплина может не только помогать формировать определенные компетенции у обучающихся на уроках истории, но и может выступать как самостоятельный предмет для укрепления, а порой и формирования компетенций в СПО.


Полный текст материала Статья "Краеведение – как вспомогательная историческая дисциплина для формирования общих компетенций обучающихся в системе СПО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лысенко Елена Борисовна  Лёка4437
27.12.2013 0 4552 367

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК