Статья "Особенности обучения математике в системе профессионального образования"


 Особенности обучения математикЕ в системе профессионального образования

Обучение математике способствует становлению и развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплины и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

Для управления познавательной деятельностью студентов, необходимо формирование мотивации, которая в свою очередь, зависит от потребностей. К каждому учащемуся необходимо найти подход, который пробудит его мотивацию и побудит учащегося к работе.

Для формирования учебной мотивации используются следующие методы:

1. Информирование о цели урока.

2. Самоорганизация преподавателя.

3. Связь теории с практикой.

4. Исключение визуального и психологического барьера.

5. Периодическая смена деятельности студентов

6. Соответствие заданий уровню знаний.

7. Корректная формулировка задания.

8. Организация и проведение творческих мероприятий.

9. Использование современных методов обучения.

10. Определение профессионального предназначения.

11. Создание микроклимата в группе.

12. Свобода выбора.

13. Повышение внутренней мотивации.

14. Установление контакта.

15. Организация системы контроля.

16. Привлечение к учебному процессу.

17. Публичность статистики успеваемости.

Все описанные методы мотивации широко применяются в педагогической деятельности [1]. Преподаватели определяют для себя свой набор (комплекс) средств и методов повышения учебно-профессиональной мотивации обучающихся. Без творческого подхода очень тяжело, практически не возможно подготовить инициативного, компетентного, современного специалиста.

Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все это взаимосвязано и влияет друг на друга.

Больше всего нас интересует то в чем мы испытываем потребность, что имеет для нас жизненно важное значение. Если человек не имеет потребности в развитии, то достичь высокого, профессионального уровня такому человеку будет очень сложно, так как нет мотивации.

На своих уроках я стараюсь строить подачу материала таким образом, чтобы показать значимость той или иной области математики в решении задач, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни

 Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с возрастной периодизацией и возрастными особенностями студентов-первокурсников в системе СПО.

Студенты-первокурсники, как правило, это учащиеся 15 - 17 лет. Для школьника-подростка в качестве ведущей выступает общественно-полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой происходит и интимно-личное общение со сверстниками и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью. Она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Его главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее.

Одной из проблем ССУЗОВ является низкое качество общеобразовательной подготовки первого курса, отсутствие у большинства из них сформированных общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. В результате они испытывают затруднения с овладением на требуемом уровне стандартов СПО, с получением полноценного общего и профессионального образования.

С первых дней пребывания в колледже первокурсников надо обучать навыкам учебной работы, что позволит им безболезненно адаптироваться в учебном процессе, повысит качество обучения.

 Специфика, особенности студентов-первокурсников среднего учебного заведения:

  1. уже не школьники еще не студенты, «переходный» этап в становлении личности, несоответствие статуса студента возрастным закономерностям

  2. возрастные особенности – подвижность, утомляемость, трудности в концентрации внимания в течение 1,5 часов спаренных уроков

3) отсутствие прежнего ежедневного контроля со стороны родителей посредством дневников, отдаленное расположение учебного заведения от дома и, как следствие, невозможность частых встреч с родителями

4) продолжение изучения общеобразовательных предметов и дисциплин в более сжатые по сравнению со школьной программой сроки

5) в основной массе – уровень подготовленности учащихся низкий, мотив выбора профессионального учебного заведения - нежелание и неспособность продолжать обучение в школе

 Исходя из выше перечисленного, определяется следующий круг задач, которые приходится решать педагогу СПО, при организации учебной деятельности первокурсников:

  1. вовлечь каждого студента в активный процесс получения знаний

  2. учитывать уровень подготовленности, способности, мотивацию каждого студента

  3. разнообразить деятельность учащихся на уроке

  4. осуществлять регулярную оценку знаний, навыков, осуществлять систематический контроль по темам и разделам курса

  5. по возможности наладить связь с родителями и классным руководителем

  6. изложение материала вести четко, небольшими блоками, ставить перед учащимися конкретные, досягаемые задачи в начале изучения каждой темы

Пути достижения положительного результата при организации учебной деятельности:

  1. реализация личностно-деятельного подхода на каждом уроке

  2. консультации для студентов обязательные и по выбору

  3. индивидуальный подход к каждому студенту

  4. посещение родительских собраний

  5. вовлечение во внеклассную работу

Сочетание индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности студентов создает условия для активизации их учебной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию, и успешному обучению каждого учащегося.

На сегодня я работаю в колледже пищевых технологий, в котором обучаются по специальностям «Повар, кондитер», «Пекарь», учащиеся после 8 класса. Контингент нашего колледжа состоит в основном из слабо мотивированных учащихся, которые не смогли реализоваться в школе и не нацелены на получение знаний.

Причины отсутствия мотивации различны. В основном это дети из социально неблагополучных, неполных, многодетных семей. Детей обделенных вниманием родных и близких. Детей у которых отсутствует фундамент – «принятия себя, как личности". У таких детей переходный возраст протекает «очень ярко»: кого-то вгоняет в депрессию и беспомощность, кого-то в дурные компании, кто-то ищет понимания у противоположного пола, вступая в близкие отношения. И в тоже время это подростки с хорошей логикой, с быстрым восприятием нового материала, но неусидчивые, не понимающие, зачем им эти знания. Либо же с слабой восприимчивость к усвоению новых знаний, с сниженными темпами работы, быстрым перенапряжением и отсутствием удовлетворенности результатами труда. Они все разные к каждому требуется дифференцированный подход. Объединяет их одно – это паника, что они не смогут сдать ОГЭ, поэтому в первую очередь я пытаюсь создать микроклимат открытого диалога ученик – преподаватель, снять напряжение, вселить уверенность в каждого ученика, в то, что он сможет преодолеть любое препятствие, если будет работать на уроке и дома. Я не ставлю неудовлетворительную оценку за неверно выполненное задание на уроке. Ученик получает «неуд» за отсутствие работы, либо уже на контрольной работе. Основная задача - приучить учащегося к работе, не дать ему «отсидеться» на последней парте.

Материал даю небольшими блоками, начиная с повторения за пятый класс. Объясняю и привожу примеры, которые либо близки к реальной жизни, либо встречаются в ней.

Понятие дробей ввожу с помощью разрезания тортов на части, в декартовой системе координат мы рассматриваем изменение денежных доходов в зависимости от возраста учащегося. Прошу проводить аналогии и учеников. В ходе беседы приходим к пониманию материала.

После повторения или разбора нового материала обязательно провожу небольшую проверочную работу. Работы дифференцированы в зависимости от уровня обучающихся. Во время проверочных работ контролирую «чистоту» используемых знаний учащимися: это должны быть их знания, их понимание усвоенного материала, а не «подручные инструменты», такие как Google и работа соседа. Обязательно хожу по классу, отвечая на возникшие вопросы в ходе выполнения заданий.

Во второй половине года назначаются консультации по предмету. Один раз в неделю. Для проведения консультаций класс разбиваю на две, три подгруппы в зависимости от уровня знаний и скорости восприятия материала.

На данный момент у меня стабильный результат 80% успеваемости в летний период сдачи ОГЭ.

Планирую ввести в план урока задачи на развитие логического мышления и пятиминутные задания для развития устного счета, что должно позитивно сказаться на скорости мышления учащихся, а значит и повысить скорость решения более сложных, математических задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Арнольд В.И. Математика и математическое образование в современном мире. В сб. Математика в образовании и воспитании. Сост. В.Б. Филиппов. – М.: Фазис, 2000. – 256 с.

  2. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980.

 


Полный текст материала Статья "Особенности обучения математике в системе профессионального образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Краснобрыжева Юлия Сергеевна  Публикатор
02.12.2019 0 1337 27

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК