Статья "Особенности обучения математике в системе профессионального образования"
Особенности обучения математикЕ в системе профессионального образования
Обучение математике способствует становлению и развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплины и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.
Для управления познавательной деятельностью студентов, необходимо формирование мотивации, которая в свою очередь, зависит от потребностей. К каждому учащемуся необходимо найти подход, который пробудит его мотивацию и побудит учащегося к работе.
Для формирования учебной мотивации используются следующие методы:
1. Информирование о цели урока.
2. Самоорганизация преподавателя.
3. Связь теории с практикой.
4. Исключение визуального и психологического барьера.
5. Периодическая смена деятельности студентов
6. Соответствие заданий уровню знаний.
7. Корректная формулировка задания.
8. Организация и проведение творческих мероприятий.
9. Использование современных методов обучения.
10. Определение профессионального предназначения.
11. Создание микроклимата в группе.
12. Свобода выбора.
13. Повышение внутренней мотивации.
14. Установление контакта.
15. Организация системы контроля.
16. Привлечение к учебному процессу.
17. Публичность статистики успеваемости.
Все описанные методы мотивации широко применяются в педагогической деятельности [1]. Преподаватели определяют для себя свой набор (комплекс) средств и методов повышения учебно-профессиональной мотивации обучающихся. Без творческого подхода очень тяжело, практически не возможно подготовить инициативного, компетентного, современного специалиста.
Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все это взаимосвязано и влияет друг на друга.
Больше всего нас интересует то в чем мы испытываем потребность, что имеет для нас жизненно важное значение. Если человек не имеет потребности в развитии, то достичь высокого, профессионального уровня такому человеку будет очень сложно, так как нет мотивации.
На своих уроках я стараюсь строить подачу материала таким образом, чтобы показать значимость той или иной области математики в решении задач, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с возрастной периодизацией и возрастными особенностями студентов-первокурсников в системе СПО.
Студенты-первокурсники, как правило, это учащиеся 15 - 17 лет. Для школьника-подростка в качестве ведущей выступает общественно-полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой происходит и интимно-личное общение со сверстниками и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью. Она «обеспечивает» индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Его главная ценность - система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее.
Одной из проблем ССУЗОВ является низкое качество общеобразовательной подготовки первого курса, отсутствие у большинства из них сформированных общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, мыслительной деятельности, недостаточная развитость коммуникативной культуры. В результате они испытывают затруднения с овладением на требуемом уровне стандартов СПО, с получением полноценного общего и профессионального образования.
С первых дней пребывания в колледже первокурсников надо обучать навыкам учебной работы, что позволит им безболезненно адаптироваться в учебном процессе, повысит качество обучения.
Специфика, особенности студентов-первокурсников среднего учебного заведения:
-
уже не школьники еще не студенты, «переходный» этап в становлении личности, несоответствие статуса студента возрастным закономерностям
-
возрастные особенности – подвижность, утомляемость, трудности в концентрации внимания в течение 1,5 часов спаренных уроков
3) отсутствие прежнего ежедневного контроля со стороны родителей посредством дневников, отдаленное расположение учебного заведения от дома и, как следствие, невозможность частых встреч с родителями
4) продолжение изучения общеобразовательных предметов и дисциплин в более сжатые по сравнению со школьной программой сроки
5) в основной массе – уровень подготовленности учащихся низкий, мотив выбора профессионального учебного заведения - нежелание и неспособность продолжать обучение в школе
Исходя из выше перечисленного, определяется следующий круг задач, которые приходится решать педагогу СПО, при организации учебной деятельности первокурсников:
-
вовлечь каждого студента в активный процесс получения знаний
-
учитывать уровень подготовленности, способности, мотивацию каждого студента
-
разнообразить деятельность учащихся на уроке
-
осуществлять регулярную оценку знаний, навыков, осуществлять систематический контроль по темам и разделам курса
-
по возможности наладить связь с родителями и классным руководителем
-
изложение материала вести четко, небольшими блоками, ставить перед учащимися конкретные, досягаемые задачи в начале изучения каждой темы
Пути достижения положительного результата при организации учебной деятельности:
-
реализация личностно-деятельного подхода на каждом уроке
-
консультации для студентов обязательные и по выбору
-
индивидуальный подход к каждому студенту
-
посещение родительских собраний
-
вовлечение во внеклассную работу
Сочетание индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности студентов создает условия для активизации их учебной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию, и успешному обучению каждого учащегося.
На сегодня я работаю в колледже пищевых технологий, в котором обучаются по специальностям «Повар, кондитер», «Пекарь», учащиеся после 8 класса. Контингент нашего колледжа состоит в основном из слабо мотивированных учащихся, которые не смогли реализоваться в школе и не нацелены на получение знаний.
Причины отсутствия мотивации различны. В основном это дети из социально неблагополучных, неполных, многодетных семей. Детей обделенных вниманием родных и близких. Детей у которых отсутствует фундамент – «принятия себя, как личности". У таких детей переходный возраст протекает «очень ярко»: кого-то вгоняет в депрессию и беспомощность, кого-то в дурные компании, кто-то ищет понимания у противоположного пола, вступая в близкие отношения. И в тоже время это подростки с хорошей логикой, с быстрым восприятием нового материала, но неусидчивые, не понимающие, зачем им эти знания. Либо же с слабой восприимчивость к усвоению новых знаний, с сниженными темпами работы, быстрым перенапряжением и отсутствием удовлетворенности результатами труда. Они все разные к каждому требуется дифференцированный подход. Объединяет их одно – это паника, что они не смогут сдать ОГЭ, поэтому в первую очередь я пытаюсь создать микроклимат открытого диалога ученик – преподаватель, снять напряжение, вселить уверенность в каждого ученика, в то, что он сможет преодолеть любое препятствие, если будет работать на уроке и дома. Я не ставлю неудовлетворительную оценку за неверно выполненное задание на уроке. Ученик получает «неуд» за отсутствие работы, либо уже на контрольной работе. Основная задача - приучить учащегося к работе, не дать ему «отсидеться» на последней парте.
Материал даю небольшими блоками, начиная с повторения за пятый класс. Объясняю и привожу примеры, которые либо близки к реальной жизни, либо встречаются в ней.
Понятие дробей ввожу с помощью разрезания тортов на части, в декартовой системе координат мы рассматриваем изменение денежных доходов в зависимости от возраста учащегося. Прошу проводить аналогии и учеников. В ходе беседы приходим к пониманию материала.
После повторения или разбора нового материала обязательно провожу небольшую проверочную работу. Работы дифференцированы в зависимости от уровня обучающихся. Во время проверочных работ контролирую «чистоту» используемых знаний учащимися: это должны быть их знания, их понимание усвоенного материала, а не «подручные инструменты», такие как Google и работа соседа. Обязательно хожу по классу, отвечая на возникшие вопросы в ходе выполнения заданий.
Во второй половине года назначаются консультации по предмету. Один раз в неделю. Для проведения консультаций класс разбиваю на две, три подгруппы в зависимости от уровня знаний и скорости восприятия материала.
На данный момент у меня стабильный результат 80% успеваемости в летний период сдачи ОГЭ.
Планирую ввести в план урока задачи на развитие логического мышления и пятиминутные задания для развития устного счета, что должно позитивно сказаться на скорости мышления учащихся, а значит и повысить скорость решения более сложных, математических задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Арнольд В.И. Математика и математическое образование в современном мире. В сб. Математика в образовании и воспитании. Сост. В.Б. Филиппов. – М.: Фазис, 2000. – 256 с.
-
Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учеб. Пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1980.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Краснобрыжева Юлия Сергеевна
→ Публикатор 02.12.2019 0 1541 27 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.