Статья "Технология проблемного обучения при формировании у студентов СПО профессиональных компетенций"
Е.П. Столбовая
ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет
Технология проблемного обучения при формировании у студентов СПО профессиональных компетенций
Аннотация. Современные педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики. Сегодня существует более 300 определений самой педагогической технологии, в связи с этим выбор технологии обучения обеспечивает процесс формирования у студентов среднего профессионального образования профессиональных компетенций. Использование инновационных технологии проблемного обучения помогает формировать у студентов СПО способности профессионально подходить к решению проблем, исследовать их и принимать решения в ситуациях разного вида.
Ключевые слова: технология проблемного обучения, педагогический опыт, педагогическая практика.
Педагогический опыт является совокупностью практических знаний, навыков, приобретенных учителем в процессе повседневной воспитательной работы, накопление и совершенствование своего опыта является постоянной задачей педагога или учителя на протяжении всей учебной деятельности, только с педагогической практикой учитель может создавать и осваивать новый опыт.
Анализируя свою практику, можно избежать ошибок в профессиональной деятельности, наращивания опыта происходит только в реальной педагогической практике.
Педагогическая практика - это деятельность по созданию необходимых условий для взаимодействия со студентами и эти условия связаны с созданием, разработкой необходимых инструментов.
Задача учителя состоит в том, чтобы выбрать такие технологии обучения, которые обеспечивали бы формирование общих и профессиональных компетенций у учащихся среднего профессионального образования. Одной из возможностей успешного решения поставленной задачи является применение технологии проблемного обучения - это педагогическая технология, основанная на активизации и интенсификации учащихся.
Технология проблемного обучения:
-
позволяет организовать самостоятельную деятельность студентов для усвоения новых знаний;
-
эффективность проблемного воспитания проявляется в формировании творческого, критического мышления;
-
помогает укрепить отношения между теорией и практикой;
-
стимулирует познавательную деятельность учащихся, формирует интерес к учебному материалу.
Одним из методов проблемного обучения, используемых в учебном процессе, является создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это условия, которые возникают, когда ученикам не хватает знаний или известных методов действия, чтобы что-то понять или выполнить некоторые необходимые операции, то есть у них возникают интеллектуальные трудности.
Проблемная ситуация, основанная на анализе, превращается в проблемную задачу.
Проблемное задание включает постановку вопросов:
-
Как разрешить противоречие?
-
Как это объяснить?
«Ряд проблемных вопросов превращает проблемную проблему в модель поиска решения, где рассматриваются различные способы, методы и средства решения, то есть метод проблемы включает в себя следующие этапы:
Этап 1 - проблемная ситуация;
Этап 2 - рассматриваемая проблема;
Этап 3 - модель поиска решения;
Этап 4 – решение.
При изучении темы «Определение причины текучести кадров» студентам предлагается самостоятельно определить методичку определения управления кадрами, нахождение причины текучести кадров, подбор инструментов и как они решат эту проблему.
Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью лекционного материала и наглядных схем, тестирования предполагаемых работников, студенты смогут с правиться с данной проблемой.
В ходе изучения темы «Оценка кадровой политики» выдвигается гипотеза о зависимости заработной платы, профессионализма и условий труда. При выполнении практических заданий эта гипотеза подтверждается, и студенты делают свои собственные выводы.
Для размышления: «Выберите высказывание известных управленцев, которое, по вашему мнению, подходит для сегодняшнего урока».
Трудность для учителя заключается в выборе системы проблемных вопросов, которые должны вызывать интеллектуальные трудности у учащихся, наводящих вопросов, которые помогут сделать выводы. Проблемные ситуации, возникающие «с трудом» - практическое задание, не похожее на предыдущее.
Выводы из педагогической практики использования проблемных ситуаций на уроках:
-
более прочное усвоение знаний, то, что приобретается самостоятельно, лучше усваивается и запоминается надолго;
-
развивается аналитическое мышление (проводится анализ условий, проводится оценка возможных решений);
-
развивается логическое мышление (требуется подтверждение правильности выбранного решения, аргументация).
Использование проблемно-ориентированной технологии обучения позволяет преобразовать теоретические знания в профессиональный опыт, создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовать творческий потенциал, помогает ученикам самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном итоге, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающие конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Литература
-
Аннушкин, Ю. В. Дидактика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Аннушкин, О. Л. Подлиняев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 165 с.
-
Андюхов. Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65
-
Блинов, В. И. Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев; под общей редакцией В. И. Блинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 133 с.
-
Бутко, Е.Я. Современное профессиональное образование [Текст]/ Е.Я. Бутко//Среднее профессиональное образование.- № 9.- 2014.- с. 5.
-
Ильинский, И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. 2014. №1. С. 5-17.
-
Коржуев, А. В. Современная теория обучения. Общенаучная интерпретация [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов и системы последипломного профессионального образования преподавателей / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — 2-е изд. — Электронных
-
Куцебо, Г.И. Методика профессионального обучения. Развивающее обучение: учебное пособие для академического бакалавриата / Г. И. Куцебо. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 164 с.
-
Кузнецов, В. В. Общая и профессиональная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 156 с.
-
Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.В. Рослякова, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова, Р.С. Димухаметов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 219 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Столбовая Елена Петровна
→ Публикатор 16.12.2019 0 2897 315 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.