Статья "Психолого-педагогические аспекты выявления одаренных студентов и создание условий, обеспечивающих их оптимальное развитие"


ГБПОУ КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ БАЗОВЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

«ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

 

 

Доклад на тему:

«Психолого–педагогические аспекты выявления одаренных студентов и создание условий, обеспечивающих их оптимальное развитие».

 

Автор: Климова Ирина Геннадьевна, преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных обучающихся, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный студент — это студент, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности обучающегося и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности.

В качестве примера признаков одаренности можно привести:

Особый тип организации знаний одаренного студента:

  • высокая структурированность;

  • способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей;

  • свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени;

Мотивационный аспект поведения одаренного обучающегося может быть описан следующими признаками:

1) Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2) Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

3) Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

4) Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.

Психологические особенности студентов, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как факторы, ее порождающие.

Блестящая память, феноменальная наблюдательность, способность к мгновенным вычислениям и т. п. сами по себе далеко не всегда свидетельствуют о наличии одаренности.

Каковы же критерии одаренности?

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

актуальную одаренность;

потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика обучающегося с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика обучающегося, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, которые обязан создать педагог.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

явной одаренности;

скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности обучающегося достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях.

Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого студента.

Принципы и методы выявления одаренных студентов

Выявление одаренных студентов — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного обучающегося. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна (например, при проведении срезов знаний). Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных студентов необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных обучающихся в процессе их обучения по специальным программам.

Для этого мы можем применять комплекс различных технологий, методов и средств обучения в рамках образовательного процесса, а также организовывать различные внеаудиторные мероприятия, где появляется возможность отойти от строгих рамок аудиторного времени.

Например, в рамках образовательного процесса:

  • Применение технологий дифференцированного обучения и индивидуального подхода.

Успешно применяется внедрение усложненных вариантов генетических задач в рамках изучения предмета «Генетика человека с основами медицинской генетики».

  • Работа малыми группами с распределением обязанностей при подготовке совместных проектов.

В качестве примера подготовка студентами выступлений по теме «заповедники Краснодарского края» в рамках изучения учебной дисциплины «Экология».

  • В рамках написания индивидуальных проектов – постановка мотивирующих целей и задач, направленных на выявление скрытого потенциала студентов.

В качестве примера: студенты при защите проектов представили модель Бактериофага, которая была сконструирована в ходе работы над проектом по теме: «Современные достижения генной инженерии».

В рамках внеаудиторного времени:

  • Наставническая деятельность преподавателей при участии студентов в олимпиадах (внутренних, онлайн-олимпиадах).

Так, в рамках недели цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин проводится «Ежегодная внутриколледжная олимпиада по естественнонаучным дисциплинам» среди 1 курсов, которая проходит в несколько этапов с разнообразными заданиями, которая позволяет выявить наиболее одаренных студентов.

  • Проведение внеаудиторных мероприятий: викторин, брейн-рингов и т.д.

В рамках недели цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин проводилась викторина по учебной дисциплине «Ботаника» - Пестики, тычинки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

 

 

1. Антонова Е.Е. Концепция обучения одаренных студентов в высших педагогических учебных заведениях / Е.Е. Антонова. // Вектор науки ТГУ. – 2010 - № 3 (3). – с. 20-23.

2. Брушлинский А. В., Дружинин В. Н., Ильясов И. И., Калиш И. В., Лейтес Н. С., Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Панов В. И., Ушаков В. Д., Холодная М. А., Шумакова Н. Б., Юркевич В. С. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.

2. Миронова А.Н. Особенности психолого-педагогического сопровождения педагогически одаренных студентов профессиональных образовательных организаций // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).

4. Слободенюк Л.И. Система психолог- педагогического поиска одаренных детей / Л.И. Слободенюк. // Психолог. – 2003 - №8 (56). – с. 4-5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 


Полный текст материала Статья "Психолого-педагогические аспекты выявления одаренных студентов и создание условий, обеспечивающих их оптимальное развитие" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Климова Ирина Геннадьевна  Публикатор
09.04.2020 0 1958 246

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК