Статья "Самостоятельная работа студентов. Проблемы и пути их решения"
Самостоятельная работа как форма учебной деятельности является важнейшим элементом образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС СПО профессиональная образовательная организация при реализации профессиональной образовательной программы обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением.
Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и делится на два вида:
- аудиторную;
- внеаудиторную.
Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать различные виды деятельности студентов:
- выполнение письменных самостоятельных работ;
- выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
- решение задач;
- работа со справочной, методической и научной литературой;
- защита выполненных работ;
- собеседование, деловые игры, дискуссии, конференции;
- выполнение заданий в тестовой форме;
- выполнение курсовых проектов и т.д.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова¬тельская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется ФГОС СПО и составляет не менее 50% от обязательной учебной нагрузки.
Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный подход к организации образовательного процесса в техникуме, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в нашем техникуме были выявлены проблемы.
Одна из них, на мой взгляд, самая важная – это формальный подход к выбору видов и форм самостоятельной работы студентов при разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.
Формы СРС должны отличаться для студентов разных курсов. Студентов младших курсов необходимо научить работать с учебниками, монографиями, статьями, источниками, писать конспекты, позднее – оформлять рефераты, эссе, курсовые, а затем и дипломные работы. Важно поэтапно научить студентов осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Еще одной проблемой при организации внеаудиторной самостоятельной работы является отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного выполнения заданий.
Принято считать, что основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в общеобразовательной школе.
Однако, как показывает практика, этого, как правило, не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы.
Для успешности самостоятельной работы студентов необходимы четкие методические указания по ее выполнению, которые должны иметь следующую структуру: цель контроля; вид контроля; уровень усвоения; форма контроля; название темы учебной дисциплины/МДК; вопросы и задания, а порядок выполнения работы.
В методических указаниях по выполнению самостоятельной работы студентов должны быть даны подробные рекомендации по выполнению задания (последовательность выполнения; рекомендуемые методики; расчетные алгоритмы; справочные данные или ссылки на указанные данные в литературе); описаны критерии оценки качества выполнения работы, а также могут содержаться примеры выполнения заданий и оформления отчетных материалов по разным видам, разделам и этапам выполнения СРС.
Эффективность самостоятельной работы студентов зависит, прежде всего, от того насколько четко преподавателем спланирован процесс, насколько предусмотрены разнообразные формы и виды работы. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.
Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности необходимо начинать с выполнения небольших заданий во время учебного занятия. Это может быть работа по восстановлению деформированного текста, составление конспекта в соответствии с заданным планом, проектирование схем, заполнение таблиц, работа с обучающей программой, создание логических цепочек. Большой интерес у студентов вызывает такой приём, как поиск и обоснование специально допущенных преподавателем ошибок в тексте или решении задачи. Этот подход позволяет изменить отношения между преподавателем и студентом, создавая основу для учебного сотрудничества.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клопцова Лидия Ивановна
→ Публикатор 18.05.2022 0 1003 14 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы