Статья "Самостоятельная работа студентов. Проблемы и пути их решения"


Самостоятельная  работа  как форма учебной деятельности является важнейшим элементом образовательного процесса.  В соответствии с требованиями ФГОС СПО профессиональная образовательная организация при реализации профессиональной образовательной программы обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения, сопровождать её методическим обеспечением.

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и делится на два вида:

  • аудиторную;
  • внеаудиторную.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студентов в аудиторное время весьма многообразна и может предусматривать различные виды деятельности студентов:

  • выполнение письменных самостоятельных работ;
  • выполнение контрольных и лабораторных работ, составление схем, диаграмм;
  • решение задач;
  • работа со справочной, методической и научной литературой;
  • защита выполненных работ;
  • собеседование, деловые игры, дискуссии, конференции;
  • выполнение заданий в тестовой форме;
  • выполнение курсовых проектов  и т.д.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследова¬тельская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия. Объем внеаудиторной самостоятельной работы студентов определяется ФГОС СПО и составляет не менее 50%  от обязательной учебной нагрузки.

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный подход к организации образовательного процесса в техникуме, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студентов способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

При организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в нашем техникуме были выявлены проблемы.

Одна из них, на мой взгляд,  самая важная – это формальный подход к выбору видов и форм самостоятельной работы студентов при разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей.            

Формы СРС должны отличаться для студентов разных курсов. Студентов младших курсов необходимо научить работать с учебниками, монографиями, статьями, источниками, писать конспекты, позднее – оформлять рефераты, эссе, курсовые, а затем и дипломные работы. Важно поэтапно научить студентов осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

Еще одной проблемой при организации внеаудиторной самостоятельной работы является отсутствие у студентов достаточной базовой подготовки для самостоятельного выполнения заданий. 

Принято считать, что основные навыки и умения самостоятельной работы должны сформироваться еще в общеобразовательной школе.

Однако, как показывает практика, этого, как правило, не происходит. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы.

Для успешности самостоятельной работы студентов необходимы четкие методические указания по ее выполнению, которые должны   иметь следующую структуру: цель контроля; вид контроля; уровень усвоения; форма контроля; название темы учебной дисциплины/МДК; вопросы и задания, а порядок выполнения работы.

В методических указаниях по выполнению  самостоятельной работы студентов должны быть даны подробные рекомендации по выполнению задания (последовательность выполнения; рекомендуемые методики; расчетные алгоритмы; справочные данные или ссылки на указанные данные в литературе);  описаны критерии оценки качества выполнения работы, а также могут содержаться  примеры выполнения заданий и оформления отчетных материалов по разным видам,  разделам и этапам выполнения СРС.

Эффективность самостоятельной работы студентов  зависит, прежде всего, от того насколько четко преподавателем спланирован процесс, насколько предусмотрены разнообразные формы и виды работы. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

Формирование навыков самостоятельной учебной деятельности необходимо  начинать с выполнения небольших заданий  во время учебного занятия. Это может  быть работа по восстановлению деформированного текста,  составление конспекта в соответствии с заданным планом, проектирование схем, заполнение таблиц, работа с обучающей программой, создание логических цепочек.  Большой интерес у студентов вызывает такой приём, как поиск и обоснование  специально допущенных преподавателем ошибок в тексте или решении задачи. Этот подход позволяет изменить отношения между преподавателем и студентом,  создавая основу для  учебного сотрудничества.


Полный текст материала Статья "Самостоятельная работа студентов. Проблемы и пути их решения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клопцова Лидия Ивановна  Публикатор
18.05.2022 0 970 14

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК