Статья "Реализация новых образовательных технологий в современном образовательном процессе системы СПО"
Реализация НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИй В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СИСТЕМЫ СПО
Асланян А.В., преподаватель
Приоритетные направления, характерные для системы образования в Российской Федерации на современном этапе развития, особо выделяют инновационную роль образования в обеспечении страны компетентными специалистами.
Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. В соответствии с ФГОС третьего поколения оценка результатов освоения образовательной программы носит комплексный характер и выражается степенью сформированности у выпускника предусмотренных стандартом компетенций.
При приёме на работу к современным специалистам работодатели предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда. В машиностроении, как и во многих других сферах деятельности, большое значение приобретают социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.
Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновации в образовательной деятельности – это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий и методов активного и интерактивного обучения.
Наиболее часто на своих занятиях я использую такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет мне отработать глубину и прочность знаний у студентов, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности; развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность; воспитывать привычки четкого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Использование на занятиях мультимедийного проектора при изучении теоретического материала, дает мне возможность создать качественно новую информационно-образовательную основу для развития и совершенствования системы усвоения учебного материала студентами.
Наиболее удачной образовательной технологией, на мой взгляд, является личностно-ориентированная модель, в которой студенты становятся полноправными участниками образовательного процесса. Личностно-ориентированное обучение подразумевает индивидуальный подход к каждому студенту с учетом как уровня его способностей и интеллекта, так и подготовки по междисциплинарным курсам и профессиональным модулям.
Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся в ней студенты различаются по многим параметрам: уровню подготовки, способности к овладению учебным материалом и умению общаться, интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже студенты, не проявляющие особенного интереса к изучению профессиональных модулей, с относительно низкой успеваемостью, при использовании на занятии личностно-ориентированной технологии повышают свои личные показатели.
Для разнообразия учебного собираю современный информационный и видео материал, который применяю на занятиях. Схема применения видеоматериалов следующая: объявляется тема занятия, записывается план с вопросами, которые предлагаются к изучению, просматривается видеоматериал, далее обсуждение и составление краткого конспекта по вопросам темы, иногда с повторным просмотром некоторых фрагментов. Домашним заданием является составление теста на 5-10 вопросов по изученному на занятии материалу. Занятие всегда проходит интересно для студентов. Для более углубленного изучения теоретического материала и самостоятельной работы, учебную группу разделяю на малые группы. Каждой малой группе предлагается подготовить вопрос по теме в виде устного выступления каждого с общей презентацией. При подготовке к такому занятию студентам разъясняю, что такое работа в сотрудничестве, в чем состоит их задача и как участия каждого студента повлияет на результат работы малой группы. В ходе этой работы студентам предоставляется возможность высказать свое мнение, исправить или скорректировать ответ. При возникновении затруднений может быть использован метод «мозгового штурма», т.е. коллективный поиск правильного решения. В данных ситуациях я являюсь консультантом, оказываю компетентную помощь участникам дискуссии.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс умственной деятельности каждого студента, автоматизировать его труд, так как сегодняшние студенты очень мало читают печатные издания, а общаются между собой непрерывно посредством сотовой связи, а современный мобильный телефон это миникомпьютер. При использовании ИКТ показываю изображения станков, их отличительные особенности, узлы, что такое система СПИД, какие станки с ЧПУ бывают, как формируются движения резания, так как в учебной литературе изложено кратко и рисунки небольшие.
Применение инновационных технологий при выполнении практических занятий позволило выполнять расчеты режимов резания с помощью калькулятора режимов резания и или специальных программ.
На своих занятиях использую игровую технологию при подведении итогов по темам междисциплинарных курсов. Благодаря данной технологии каждый студент работает увлеченно, новые знания студенты получают свободно. То, что на уроке студентам казалось трудным, даже недостижимым, во время урока-игры легко усваивается.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль педагогов как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за педагогом. За собой я оставляю роль консультанта, советчика, воспитателя. Я считаю, что сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самой.
Таким образом, применяя инновационные обучающие технологии в инновационном образовательном процессе, каждый педагог делает процесс образования более полным, интересным, насыщенным.
Список литературы
1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3. - с. 78.
2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.
3. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994. – 345с.
4. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 83.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Асланян Ануш Володяевна
→ Публикатор 01.12.2022 0 1280 25 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.