Краткое методическое пособие "Выбор современных технологий обучения, для студентов СПО"



Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования г. Москвы

Колледж малого бизнеса №4




Автор: Хасанова Римма Валентиновна

Место работы: ГБОУ СПО Колледж малого бизнеса №4

Должность: Преподаватель экономических дисциплин





КРАТКОЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ТЕМЕ: «ВЫБОР СОВРЕМЕННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ»



В кратком методическое пособии представлены современные технологии обучения, правильный выбор и реализация которых существенным образом влияет на качество профессиональной подготовки специалиста.

Методическое пособие разработано для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования с целью оказания методической помощи преподавателям колледжа в разработке учебных занятий и содержит в себе рекомендательный характер.


Москва 2012г.


Пояснительная записка

Главная задача российской образовательной политики, определённая «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, федеральными государственными стандартами нового поколения - это обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, общегосударственного конституционного характера, соответствия актуальным и перспективным потребностям и запросам личности, общества, государства, направленные прежде всего на развитие и формирование личности обладающей социальной и нравственной ответственностью, специалиста свободно владеющего профессиональными навыками. Современное состояние экономического и социального развития России высветило серьёзную проблему в подготовке профессиональных кадров среднего звена. Проблема заключается не только во всё возрастающем отставании знаний и умений, формирующихся у молодых специалистов в процессе обучения от современной науки и техники, проблема состоит и в том, что современный рынок труда требует от специалиста кроме профессиональных знаний и умений, адекватных современной науке и технике, конкретных личностных, так называемых надпрофессиональных качеств. Современная система критериев оценки качества подготовки специалистов должна соответствовать цели современного образования: главное не только освоение знаний и умений, но и развитие личности, формирования ее ключевых компетенций. « «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», федеральная целевая программа на 2006 – 2010 года и федеральные государственные стандарты нового поколения выдвигают на передний план в образовательном процессе формирование надпрофессиональных качеств компетентного специалиста. Федеральный образовательный стандарт нового поколения СПО содержит этапы психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного становления студентов, включая социальную профессиональную адаптацию, взаимосвязь ключевых и профессиональных компетенций. Новые требования к качеству профессионального образования в большей степени соотносятся с классификацией образовательных технологий по приоритетным целям. Краткое методическое пособие по выбору современных технологий обучения разработано с целью оказания методической помощи преподавателям и мастерам производственного обучения колледжа в разработке учебных занятий и содержит в себе рекомендательный характер.


Преподаватель КМБ - 4 Р.В.Хасанова



Содержание

1.Пояснительна записка.

2.Современные педагогические технологии.

Введение.

1). Информационно-развивающие технологии.

2). Деятельностные технологии.

3). Развивающие проблемно-поисковые технологии.

4).Личностно-ориентированные технологии.

3. Схемы.

4. Список использованной литературы.























Современные образовательные технологии как средство повышения

качества профессиональной подготовки.


Введение

Правильный выбор и реализация современных технологий обучения существенным образом влияет на качество профессиональной подготовки специалиста свободно владеющего профессиональными навыками, востребованного на рынке труда, обладающего как конкретными профессиональными качествами, так и надпрофессиональными качествами.

Профессиональные личностные качества специалиста – это совокупность трудовых, познавательных и коммуникативных качеств личности, проявлениями которых являются инициативность, предприимчивость, самодисциплина, способность к самооценке, умение принимать ответственные решения, конкурентоспособность, профессиональная компетентность.

Конкурентоспособность.

Это прежде всего личность, обладающая навыками нестандартного гибкого мышления, готовности к постоянному профессиональному росту, личность, способная к самоорганизации, самоактуализации и самосовершенствованию.

В современных рыночных условиях развития экономики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных работников и специалистов во многом зависит от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, а нередко и профессию, на передний план выходит задача формирования у студентов профессиональных компетенций.

Профессиональная компетентность подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих в основном надпрофессиональный характер, это наличие таких качеств личности как: самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творчески подходить к любому делу, умению и желанию постоянно учиться, вести диалог, проявлять коммуникативность и способность к сотрудничеству.

Внедрение в учебный процесс образовательных технологий, основанных на профессиональных компетенциях позволит реализовать на практике современные цели профессионального образования.



С этой точки зрения выделены четыре группы технологий обучения:

(схема 1)

1.Информационно – развивающие. 2.Деятельностные.

3.Развивающие проблемно – поисковые.

4.Личностно – ориентированные.


Первая группа объединяет технологии, имеющие главной целью формирование стройной системы знаний и дающие значительный запас информации (когнитивные цели), это информационно – развивающие технологии.

1. Информационно-развивающие технологии

(схема 2) Информационно развивающие (когнитивные) технологии ориентированы на овладение большим запасом информации, на формирование новой системы знаний, владение и оперирование знаниями.

К ним относятся технологии первого поколения - рейтинговая интенсивная технология модульного обучения (РИТМ), второго поколения – модульно-блочные, третьего-цельно-блочные, четвертого – интегральные. Когнитивные цели здесь достигаются за счет специального структуирования учебного материала. Он подается более или менее небольшими частями так, чтобы была обеспечена логическая завершенность, целостность учебного материала, и, одновременно, возможность полноценного его контроля. Эти, так называемые блоки (модули) наполняются внутри уроками самых разнообразных форм и методов. Среди них: репродуктивный метод, самостоятельная работа с литературой, самообучение под наблюдением,

лекционно-семинарский метод, программированное обучение, работа с обучающими программами с использование новых информационных технологий, лабораторно-практические занятия в самых различных сочетаниях. Но заканчиваются все блоки (модули) обязательно группой из трех уроков: систематизация и обобщение (обобщающие повторения), контроль, коррекция. Такая организация процесса обучения обеспечивает возможность глубоко изучить и прочно запомнить материал. Главное отличие модульной системы от традиционного профессионального обучения заключается в системном подходе к анализу изучения конкретной профессиональной деятельности. Информационно-развивающие технологии позволяют развивать и формировать заданные личностные качества будущего специалиста за счет разнообразия форм и методов, применяемых в процессе обучения. Особенно это касается технологий четвертого поколения, а, так же, уроков коррекции.


2. Вторая группа – деятельностей технологии

(схема 3)

Деятельностные технологии ориентированы на овладение способами профессиональной и учебной деятельности.

Основная цель – формирование профессиональных умений, умений квалифицированно решать профессиональные задачи. Технологии второй группы включают в себя анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, моделирование производственной деятельности и т.д. Как правило, деятельные технологии применяют на дисциплинах специального цикла, в период производственной практики и подготовки к итоговой государственной аттестации в форме междисциплинарного комплексного экзамена.

Именно здесь интенсивно формируются такие качества специалиста как мобильность, деловая коммуникативность, способность к анализу своей деятельности, приобретение многофункциональных умений.




3.Третья группа – развивающие проблемно-поисковые технологии ( (схема 4)

В технологиях третьей группы, развивающего проблемного обучения, ведущей целью является формирование умения видеть проблему и предложить методы ее решения, развитие мыслительной активности обучаемых.

В состав развивающих проблемно-поисковых технологий входят: организация экспериментально-творческих работ, организационно –

деятельностные игры, проектирование и разбор профессиональных ситуационных задач, организация коллективной мыслительной деятельности в малых и больших группах, проблемные лекции, проблемные семинары, исследовательские работы.

В процессе обучения формируются такие качества специалиста как интерес к специальности и стремление к профессиональному совершенствованию, самостоятельность действий в условиях неопределенности, ответственность за выполняемую работу и последствия принятого решения.

Основные понятия технологии проблемного обучения: проблемная ситуация – дидактическая и психологическая характеристика, учебная проблема. Реализация принципа проблемности: дидактическая обработка учебного

материала в форме проблемных задач.

Логические звенья проблемной лекции: создание проблемной ситуации, анализ проблемной задачи, выдвижение гипотезы, проверка гипотезы, проверка решений.


4. Четвертая группа – личностно-ориентированные технологии

(схема 5) Современное информационное общество требует новых идей, новых знаний, новых способов их ускоренного получения и постоянного обновления, тем самым, выдвигая на передний план в процессе профессиональной подготовки студентов, выбора современных педагогических технологий и методик обучения, подготовки выпускников, способных: - ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем; - самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; - грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); - быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. В В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Личностно – ориентированные технологии – это формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебную познавательную деятельность, собственный образовательный процесс. Наиболее приоритетными направлениями при использовании личностно – ориентированных технологий является модульное обучение. Технология модульного обучения является одним из направлений самостоятельного обучения. Назначение самостоятельной работы – это развитие познавательных способностей студентов, инициативы в принятии решений, творческого мышления. Личностно – ориентированная технология обучения формирует стремление к успеху, оно удовлетворяет личностные потребности обучаемого. Особенностью личностно-ориентированных технологий является перераспределение времени, отводимого на аудиторную и внеаудиторную работу в пользу последней. Роль преподавателя сводится в основном к консультированию. Причем большее его участие приходится на начало работы, когда ставятся цели, определяются задачи, ход работы и в конце ее, когда подводятся и анализируются итоги и результаты работы. Личностно-ориентированные технологии позволяют каждому студенту, обучаясь, двигаться в своем темпе, в результате снимаются стрессы, никто не становится хуже, каждый достигает поставленной цели и получает удовлетворение от выполненной работы. К личностно-ориентированным технологиям относятся проективное обучение, самообучение под наблюдением, дипломное (курсовое) проектирование на основе эксперимента, опережающая самостоятельная работа, индивидуализация обучения, индивидуализированные формы контроля знаний и умений, научно – исследовательская работа, использование ИКТ, любых форм самообразования. Здесь формируется стремление и умение воспринимать новые знания, творческая активность, системное мышление, профессиональная мобильность и конкурентоспособность, самооценка, общественная коммуникативность. Личностно ориентированное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого. В процессе обучения в соответствии с каждой из перечисленных групп технологий формируются не только знания и умения, но и личностные качества будущего специалиста в той или иной степени, того или иного характера и направления.

Как, когда и какую технологию выбрать? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов объективного и субъективного свойства. Обобщенное решение может выглядеть следующим образом. Условно все дисциплины учебного процесса можно разделить на три группы:

Дисциплины базовые, фундаментальные, являющиеся основной для дисциплин общепрофессионального или специального цикла. Для них главная цель – когнитивная. Дисциплины этой группы преподаются как самостоятельная наука. Это требует и значительного по объему содержания, и строгой логики изложения его. Необходимость использования знаний базовых (фундаментальных) дисциплин при изучении дисциплин других уровней и групп, предъявляет особые требования к устойчивости знаний и умений. Следовательно, преимущество следует отдать технологиям первой группы – информационно-развивающим.

Дисциплины прикладные. Они тесно связаны с дисциплинами специального цикла, взаимно дополняют и расширяют друг друга. Дисциплины прикладного характера не преподаются как самостоятельная наука в отличие от базовых, фундаментальных. В основу дисциплин прикладного характера положено изучение объектов, тесно связанных с профессиональной деятельностью (машины, аппараты, устройства…) или процессов профессиональной деятельности, последовательностью этапов профессиональной деятельности (технологические процессы, технологические планы, лабораторные анализы, технохимический контроль…). Следовательно, технологии обучения надо выбирать такие, которые обеспечат достижение и когнитивных целей, и таких личностных качеств как умение анализировать, обобщать, синтезировать, соотносить и применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности и наоборот – профессиональные знания и умения использовать в изучаемой дисциплине. Очевидно, здесь требуется комбинация первых трех групп технологий. Преимущество же следует отдать первой группе – информационно-развивающим технологиям и третьей – развивающим проблемно-поисковым технологиям.

Дисциплины развивающего характера. Это дисциплины, призванные формировать мировоззрение и мироощущение будущего специалиста, расширять его кругозор, формировать понимание своего места в обществе, чувство самоуважения и уважения к обществу и другие гражданские и человеческие качества, способствующие формированию надпрофессиональных качеств, определенных образовательными стандартами. Понятно, что в этом случае могут быть применены любые технологии обучения, но предпочтение следует отдать четвертой-группе-личностно-ориентированным технологиям.

Резюме: Правильный выбор и реализация современных педагогических технологий в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности, мобильного и конкурентоспособного специалиста.

























I группа Основание для II группа Информационно- классификации: Деятельностные

развивающие ЦЕЛИ

(профессиональная

(когнитивная) компетенция)









СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




III группа IV группа


Развивающие личностно-

проблемно-поисковые ориентированные


(проблема-решение) (самообразование)

(общая схема)

I группа Основание для II группа Информационно- классификации: Деятельностные

развивающие ЦЕЛИ

(профессиональная

(когнитивная) компетенция)








СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ




III группа IV группа


Развивающие личностно-ориентированные

проблемно-поисковые

(проблема-решение) (самообразование)


(схема 1)




I группа

(когнитивная)

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.



Цель:

ФОРМИРОВАНИЕ СТРОЙНОЙ СИСТЕМЫ

ЗНАНИЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА.



1 поколение: РИТМ


2 поколение: модульно-блочные


3 поколение: цельно-блочные


4 поколение: интегральная



(схема 2)




II группа

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Цель:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

+

УМЕНИЕ РЕШАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ





Решение профессиональных

ситуационных задач


Профессиональная практика


(схема 3)



III группа


РАЗВИВАЮЩИЕ ПРОБЛЕМНО - ПОИСКОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



Цель:

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УВИДЕТЬ ПРОБЛЕМУ +

ПРЕДЛОЖИТЬ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ



Эксперементально - творческие работы


Организационно - деятельностные игры


Проектирование и разбор профессиональных ситуационных задач


Коллективная мыслительная деятельность




(схема 4)



IV группа


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ



ЦЕЛЬ:

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ САМООБРАЗОВАНИЮ

(САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И КОРРЕКТИРОВАТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС)



Проективное обучение


Самостоятельное изучение под наблюдением преподавателя


Дипломное (курсовое) проектирование на основе эксперимента





(схема 5)



Список литературы:


1.Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации – М.2008.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика1989

3.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.:Сентябрь,2000. 4.В.В.Гузеев «Методы и организационные формы обучения» М.: Народное образование, 2001. 5.Л.Г.Семушина, Н.Г. Ярошенко. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях.

М.,2001.

6.Вершинин С.И. Модернизация профессионального образования: проблемы и перспективы. М. 2004. 7.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2005. 8.Смирнов И.П. Теория профессионального образования. М.2008.

9.Седых В.И. Инновационные технологии как основа повышения качества образования. М.2009.



Полный текст материала Краткое методическое пособие "Выбор современных технологий обучения, для студентов СПО" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хасанова Римма Валентиновна  Римма369
02.04.2012 0 10659 1124

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК