Слайд 1
Применение информационных
технологий на уроке
Козачок Светлана
Александровна,
учитель информатики
МОУ СОШ №34 г.Сургута
Некоторые методики использования электронного издания в учебном процессе
Изучение нового материала.
1. Фронтальная работа с классом.
Учитель объясняет материал, используя мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов по теме: картинок, схем, анимаций, видеофрагментов и т.д.
2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Ученик получает от учителя:
А)
план изучения нового материала;
Б)
промежуточные контрольные вопросы;
В)
“шаблон изучения темы” для заполнения;
Г)
самостоятельно работает с электронным
изданием и заполняет “шаблон изучения
темы” (конспект темы и ответы на
контрольные вопросы и т.д.).
Отработка учебных навыков по теме.
1. Фронтальный опрос. Учитель проводит опрос, используя мультимедиа проектор или мониторы ПК в реальном времени для демонстрации учебных материалов без звукового сопровождения. Ученик их озвучивает.
2. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными тестами и задачами. Ученик:
1)
Самостоятельно или в паре с другим
учеником решает задачу на ПК
2) Затем
повторяет решение, отключив подсказки
3)
Решает вторую аналогичную задачу в
тетради и проверяет свое решение, вызвав
“шпаргалку”
4) Решает аналогичную
задачу, составленную учителем, на оценку
или составляет аналогичную задачу и
решает ее на оценку.
5) Для домашнего
решения есть задачи повышенной сложности.
3. Семинарские занятия. Наиболее оптимальным является проведение в данном случае спаренных уроков. Например:
а)
Ученики получают вопросы по теме,
сформированные в виде 3-х блоков (по 4-5
вопросов в каждом) с разным уровнем
сложности (на оценку “3”, оценку “4”,
оценку “5”).
б) Ученики выбирают
уровень сложности и 30 минут готовятся
по этим вопросам, пользуясь обычным
учебником и ЭИ как справочниками. На
этом этапе возможно объединение учащихся
в пары или группы для совместного поиска
ответов на вопросы.
в) В оставшиеся
10-12 минут учитель выборочно дает каждому
ученику 1-2 вопроса для ответа на выбранную
оценку.
г) Ученик отвечает на контрольные
вопросы уже без использования учебников.
4. Самостоятельная работа учащихся с ЭИ по устранению пробелов в знаниях (например, после пропуска уроков по болезни) В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с ЭИ и обычным учебником (так называемой индивидуальной учебной траектории).
5. Самостоятельная домашняя работа учащихся с ЭУ по подготовке к предстоящей контрольной работе.
6. Работа в парах сменного состава. Особый вид деятельности, позволяющий устранить негативные последствия (слишком большая индивидуализация процесса обучения, невозможность обсудить полученную информацию, найти совместное решение проблемы и т.д.) использования ПК в учебном процессе
Памятка учителю
Приблизительная структура урока с использованием ИТ
Урок объяснения нового материала:
1) актуализация знаний;
2) объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск);
3) первоначальное закрепление;
4) подведение итогов.
Урок контроля и проверки знаний:
1) творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 20-25 мин.
2) Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин.
3) Подведение итогов.
В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы и схемы урока такова:
1) Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование – 15 мин.
2) Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование – 15 мин.
3) Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) – 10 мин.
Урок повторения пройденного материала:
1) актуализация знаний;
2) творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс);
3) рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор);
4) подведение итогов.
Козачок Светлана Александровна, учитель информатики МОУ СОШ №34 г.Сургута
Применение информационных технологий на уроке
Не так давно считалось, что компьютеризация школ сводится к оснащению учебного заведения как можно большим числом компьютеров, при этом вопросы использования их в учебном процессе и управлении учебным заведением часто оставались без внимания. Сегодня, когда большинство школ уже прошли первоначальный этап насыщения компьютерной техникой, на первый план выходят вопросы ее эффективного применения.
Переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к поисково-исследовательским видам работы и формированию коммуникативной культуры учащихся способствует максимальное разнообразие материальной и информационной среды, поддерживающей разные виды учебной деятельности.
Сейчас уже многим ясно, что эффективную информационную среду современной школы характеризуют не столько установленные компьютеры и уроки информатики, сколько уровень применения информационных и телекоммуникационных технологий во всем образовательном процессе и степень включения школы в единое информационное пространство.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные.
Компьютерные или новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:
Проникающая технология – применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.
Основная, определяющая, наиболее значимая из всех используемых в данной технологии частей.
Монотехнология – все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики и мониторинга, опираются на применение компьютера.
Информационная технология обучения позволяет усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной, чем при традиционных средствах обучения. Изменение качества учебной информации достигается за счет создания мультимедийных образов, а также из-за возможности альтернативного выбора уровня сложности конкретным учеником, что особенно важно при разноуровневой подготовке учащихся (т.е. при работе в условиях реального класса школы).
Компьютер может оказать большую помощь преподавателю и в ряде других случаев. Так, например, репетиторские системы предусматривают своего рода диалог обучающегося с компьютером в реальном масштабе времени. И благодаря наличию обратной связи учащиеся получают объективную информацию не только при контроле, но и в процессе получения и усвоения знаний. Программа позволяет ученику самостоятельно осуществлять контроль своих знаний, выявлять ошибки и находить кратчайшие пути их устранения.
При традиционной технологии обучения учителю практически невозможно осуществить обратную связь с каждым учеником. Материал урока усваивается лишь группой учащихся, что снижает эффективность обучения всего класса. Выявить эти пробелы в знаниях учащихся при традиционном обучении возможно лишь при проведении текущего контроля, а не в ходе процесса объяснения. В случае использования компьютера такие трудности в работе учителя исчезают.
Когда речь заходит о применении компьютера на уроке, возникает сразу несколько вопросов:
1) Целесообразность применения компьютера. Решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. Из каких соображений он делает такой вывод?
компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов.
Какую же помощь может оказать компьютер на этапах проверки исходных знаний учащихся и усвоения новых? Преимущество использования ПЭВМ на этих этапах состоит не только в том, что компьютер задает диагностическую программу, обрабатывает полученные результаты, а затем выдает рекомендации учителю по разделению учеников на несколько групп в зависимости от их исходного уровня.
Полученные результаты контроля позволяют учителю скорректировать свою деятельность, т.е. изменить или дополнить объяснение, более подробно остановиться на тех моментах учебного материала, которые вызвали затруднение при понимании и усвоении. Эти же данные открывают учителю возможности для создания программ разноуровневого обучения школьников, дополнительных занятий с отстающими. Учащиеся в процессе итоговой проверки имеют возможность осмыслить и обобщить пройденный материал.
Применение компьютера на уроках эффективно лишь в том случае, если контролирующая программа будет предоставлять учителю не только конечный результат, но и данные поэлементного анализа. В этом случае преподаватель сможет получить полную картину усвоения изучаемого раздела, выяснить проблемы в знаниях учащихся, причины их появления и возможные пути устранения.
Применение компьютера при проведении экзамена является, по-видимому, менее эффективным, так как преподавателю важно не только услышать правильный ответ на поставленный вопрос, но и проследить за ходом рассуждений экзаменующегося.
В остальных видах контроля компьютер применяется для коррекции деятельности учащихся в процессе обучения или для выявления и оценки результатов этой деятельности. При этом следует отметить, что главной отличительной особенностью компьютерного контроля является то, что с его использованием учитель получает возможность задавать вопросы не только текстового характера, но и модельного, причем как в статике, так и в динамике.
компьютер применяется для обучения. Здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно.
применяется для демонстрации.
2) Исходя из целесообразности, формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий:
используется один компьютер, как правило, для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни. Почему здесь уместно применять компьютер?
С методической точки зрения наиболее целесообразно использовать машинное моделирование при изучении явлений, которые по ряду причин невозможно воспроизвести; при рассмотрении сложных технологических процессов.
Компьютер предоставляет школьникам возможность комбинировать и рекомбинировать модели, преобразовывать их по масштабу, форме и составу, что особенно важно в органической химии, где пространственные представления о молекулах играют важную роль в формировании знаний о строении и свойствах химических соединений.
В настоящее время разработка и постановка химического эксперимента с использованием современной аппаратуры, а также осуществление сложных технологических процессов немыслимы без серьезной компьютерной поддержки, т.е. без применения информационной технологии.
используется компьютерный класс. Применяется обычно для контроля знаний учащихся, когда за короткое время большое количество учеников проверяют свои знания. Или же для обучения учащихся. И, конечно же, на уроках информатики.
3) Средства для применения на уроках
- использование готовых мультимедийных программ, электронных изданий;
- создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.
Наряду с положительными аспектами применения компьютера в процессе обучения существуют объективные причины, затрудняющие их активное использование в школе.
1. Несмотря на описанные выше возможности, компьютер как педагогическое средство используется в школе эпизодически. Это объясняется тем, что современные предметные курсы разрабатывались без привязки к ним информационной технологии. В связи с этим применение компьютера, т.е. обучающих и моделирующих программ, целесообразно лишь только при изучении некоторых тем, где имеется возможность вариативности.
2. Ограничения в применении компьютера обусловливаются следующими факторами:
При использовании компьютера в обучении отсутствует личностное общение ученика и учителя. Поэтому следует прежде всего выбрать, какие обучающие функции целесообразно ему передать, учитывая, что машина является только средством, лишь посредником между учителем и учеником.
Из-за недостатков компьютера как технической системы при разработке обучающих и контролирующих компьютерных программ трудно заранее предусмотреть, насколько будет педагогически оправдана реакция компьютера, например при оказании помощи учащемуся.
И, наконец, важным элементом, сдерживающим внедрение компьютерной технологии в педагогическую практику, является низкий уровень компьютерной грамотности преподавателей-стажистов.
Необходимость применения современных информационных технологий настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Сегодня каждое образовательное учреждение делает все от него зависящее для информатизации учебно-воспитательного процесса. Наша школа не является исключением. В 2008 году была разработана “Программа информатизации образовательного пространства школы на 2008-2012 г.г.”, над реализацией которой и работает педагогический коллектив. Учителя школы используют в своей работе современные информационные технологии:
Уроки
с использованием компьютера и
мультимедийного проектора:
1.
дифференцированные,
2. Интегрированные,
3.элективные курсы и подготовка к олимпиадам и ЕГЭ.
Внеклассные воспитательные мероприятия, а также педсоветы, семинары, совещания проходят с использованием слайдовых презентаций.
Ежегодно проходит школьная конференция проектов с использованием информационных технологий.
В библиотеке школы имеются в наличии 137 электронных изданий: энциклопедии, обучающие компьютерные программы, электронные учебные издания по различным предметам.
Литература.
Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС - обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. - № 5. - С. 243-248; № 6. - С. 159-167.
Информатизация общего среднего образования/под ред. Д.Ш.Матроса, М.: Педагогическое общество России, 2004
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998
Автор: Козачок Светлана Александровна
→ kozachoks 20.03.2011 0 5211 784 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.