Статья "Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы"


Дифференцированное обучение информатике

на старшей ступени школы.


Грищенко Е. В.,

учитель информатики МОУ СОШ № 4 п.Чегдомын.


Одной из принципиальных особенностей образования является его дифференциация. Дифференциация (от лат. яз. - разность, различие) - разделение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференциация образования - один из основополагающих принципов формирования личности. В его основе лежит необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо обеспечить возможность каждому ученику выбирать различные формы дифференцируемого обучения - типа школы, специализированных классов, учебных программ, учебников, темпов обучения, различных видов внеклассной и вне учебной деятельности. Для этого должна быть создана гибкая, адекватная запросам учащихся система образования.

Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.

Анализ значения дифференциации обучения необходимо начать с анализа самого понятия "дифференциации обучения".

В настоящее время в педагогической и психологической литературе не существует единого общепринятого определения понятия "дифференциации обучения". В трудах дидактов Ю.К.Бабанского, Н.К.Гончарова, Н.М.Шахмаева и других дифференциация рассматривается как особая форма организации обучения с учетом типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особой взаимосвязи учителя - учеников.

И.Унт подразумевает под дифференциацией обучения учет особенностей учащихся в той форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения по разным учебным планам, программам.

И.С.Якиманская утверждает, что дифференциация обучения, основанная на индивидуальном подходе к каждому ученику, должна обеспечить реальные условия для саморазвития и самореализации личности в процессе овладения знаниями.

На основе обобщения психолого-педагогических и методических исследований разработана концепция дифференциации обучения, в которой подчеркивается, что "дифференциация выступает как определяющий фактор демократизации и гуманизации системы образования". В этой работе достаточно четко определены цели дифференциации образования с 3-х главных точек зрения.

С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника.

С социальной точки зрения цель дифференциации - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации - решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

Личностно-ориентированная модель обучения, разрабатываемая в настоящее время в ряде психолого-педагогических, дидактических и методических исследованиях, направлена на создание условий для максимального раскрытия индивидуальных особенностей школьников. Основой для этого могут быть:

1) выбор программы образования соответствующего уровня, но не ниже обязательного, заданного государственным стандартом;

2) разумное сочетание дифференциации и интеграции;

3) создание системы деятельности учащихся, максимально развивающей их способности, интересы, присвоение школьникам опыта разносторонней деятельности;

4) создание благоприятных условий в социальном окружении.

Таким образом, развитие личности осуществляется при реализации активности ученика, самостоятельности, инициативности.

Для осуществления личностно-ориентированного обучения с позиций дифференциации содержания обучения необходимы:

-разные варианты программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на едином базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;

-новые формы проведения групповых и индивидуальных занятий в целях активизации опыта творческих учащихся, создания условий для его проявления и реализации;

-постоянное внимание к анализу и оценке способов учебной работы ученика, побуждающих его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовали свою познавательную деятельность;

-особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы;

-развитие рефлексии на свои собственные способы работы, сравнение с действиями сверстников.

Таким образом, дифференциация обучения обусловлена неравномерностью развития детей, определенного генетически и социально, учетом их здоровья, особенностями психического развития. Основной целью ее является поиск путей развития возможностей каждого ученика. Дифференциация обучения рассматривается как средство создания условий для максимального развития интеллектуальных способностей школьников, их возможностей и само проявлениях в различных видах деятельности, определение формы и ритма учебных заданий.

Цели и задачи образовательных учреждений не должны ограничиваться только заданным государственным минимумом. Необходимо построить систему образования так, чтобы создать условия для максимального развития личности с учетом индивидуальных различий школьников, особенностей различных регионов, культурных факторов, учитывая окружение каждой конкретной школы, специфику существующих условий. С этой целью создаются различные типы учебных заведений.

Сущность проблемы дифференциации содержания обучения в общем виде можно выразить в создании равных начальных условий и возможностей для развития каждого ребенка на протяжении всего процесса непрерывного образования, с учетом его задатков, индивидуальных склонностей и способностей. Дифференциация обеспечивает свободу личности ученика, дает ему возможность иметь дополнительные занятия со специалистами разных областей науки, культуры и искусства, обеспечивая право на выбор предметов и углубления в изучении отдельных предметов, право на переход из одного класса в другой, право на выбор учителя, выбор экзамена и формы его сдачи и т.д. Цель дифференциации содержания обучения - подготовить школьника к социальной и профессиональной деятельности в современных условиях, исходя из его задатков.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дифференциация обучения становится в настоящее время одним из важнейших направлений развития школьного образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развитии индивидуализации обучения, способностей, склонностей, познавательной активности школьников, нормализации учебной нагрузки учащихся и т.д.

Для реализации этих задач информатика, как учебный предмет предоставляет особенно большие возможности, которые обусловлены, во-первых, дидактическим потенциалом информационных технологий, привнесенных в учебный процесс информатикой, во-вторых, широкими меж предметными связями этой учебной дисциплины, в-третьих, значительной прикладной составляющей содержания обучения информатике (средства информационных технологий и методы их использования в различных областях деятельности человека), которая предоставляет собой естественную сферу дифференциации содержания обучения.

Именно поэтому информатика находится сейчас в первом ряду школьных учебных предметов, содержание которых уже достаточно широко дифференцировано в практике обучения во многих школах.

Однако анализ опыта дифференциации школьного образования по информатике показывает, что этот процесс носит во многом стихийный характер, не имеет достаточного обоснования дидактического и психолого-педагогического обоснования, часто обусловлен субъективными факторами. К тому же, среди преподавателей информатики в школе немало бывших программистов, не получавших полноценного педагогического образования, а многие учителя других предметов, ведущих сейчас и информатику, окончили педвуз тогда, когда дифференциация рассматривалась лишь как средство реализации индивидуального подхода к обучению.


В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе принято различать 2 основных типа дифференциации содержания обучения: профильную (внешнюю) и уровневую (внутреннюю).


Профильная дифференциация.

Стремительный рост объема информации в современном мире делает невозможным усвоение ее в полном объеме каждым человеком, приводя к необходимости его специализации в определенной сфере, а, следовательно, и специализации его подготовки на основе общего образования. Профильная дифференциация содержания образования обращена на реализацию этой задачи.

В литературе сущность профильной дифференциации содержания образования определяется в направленной специализации образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей, обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении.

Профильная дифференциация предусматривает объединение учащихся в относительно стабильные группы, где идет обучению предмету по особым программам, которые различаются содержанием, требованиями к знаниям и умениям школьников.

Анализируя практическую реализацию профильной дифференциации содержания образования, большинство исследователей отмечает, что наиболее благоприятный возраст для профильного обучения, исходя из возрастных особенностей учащихся - 15 лет (10 класс), когда начинают формироваться устойчивые познавательные интересы, профессиональные намерения.

Профильная дифференциация основана на добровольном выборе школьниками профиля обучения, исходя из их познавательных интересов, способностей, достигнутых результатов обучения и профессиональных намерений. Она обращена на реализацию индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся. Процесс обучения в различных группах протекает по-разному: отличается содержание образования, изменяется доминирующая роль тех или иных методов обучения, их формы и пре мы, стиль взаимоотношений учащихся и учителя.

В последние годы в российской школе наблюдается резкий рост интереса к проблеме профильной дифференциации. Во многих школах страны созданы классы с углубленным изучением отдельных предметов; организуются профильные классы: гуманитарные, технические, естественнонаучные, физико-математические и другие.


Внутренняя дифференциация.

Наиболее распространенной технологией обучения информатике в старшей школе, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Дифференциация проводится по профильной ориентации, а внутри класса - по уровню умственного развития. Для информатики, кроме того, возникает необходимость дифференциации по умениям работы с компьютером.

Основными целевыми ориентациями дифференцированного обучения является:

  • обучение каждого на уровне его возможностей и способностей;

  • приспособление (адаптация) обучения к особенностям раз-личных групп учащихся.

Очевидно, что эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике: разный уровень знаний по информатике; разный уровень умений работы на компьютере; разные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных компьютерных технологий (работа с текстовыми и графическими редакторами, использование электронной почты, использование ресурсов Интернета).

Технологически дифференцированное обучение подразумевает деление класса по уровню знаний и умений, как правило, на три группы: А, В, С. Учитель разрабатывает, соответственно, три типа дифференцированных программ (именно программ, а не заданий) разной степени сложности. Между программами существует строгая преемственность, каждой программе соответствует свой обязательный минимум. Задания программы С зафиксированы как базовый стандарт, задания этой программы должен уметь выполнять каждый ученик. Такая дифференциация позволяет учитывать в достаточно большой степени уровень развития ребенка, подстраиваться под его индивидуальный темп обучения.

Достаточно сложным с точки зрения проявления мастерства педагога является процесс оценивания учебной деятельности школьников. Одним из концептуальных положений дифференцированного обучения является оценивание персонального развития ученика, качества его учебной деятельности. А так как в каждой группе есть и свои отличники, и свои хорошисты, и свои троечники, то учитель выставляет, например, пятерки за выполненные задания разной сложности. Оценивание одинаковой отметкой разноуровневых работ - это своего рода палка о двух концах. С одной стороны, учитель должен адекватно оценивать учебную деятельность школьника, показывать ему, чего он достиг относительно своих умений и затрачиваемых сил. С другой стороны, выставление отличных отметок в слабых группах высвечивает недостаточный уровень развития школьника, хотя, быть может, только на данный момент. Как известно, школьники (а через них и родители) сравнивают результаты оценивания, через полученные отметки ранжируют себя в коллективе, что влияет на их самооценку. В данном случае учитель-предметник должен понимать, что деление детей по уровню развития изначально негуманно, и всячески сглаживать возникающие морально-нравственные конфликты как внутри класса, так и внутриличностные.

Насколько легко реализуема с методической точки зрения технология дифференцированного обучения информатике?

Практически во всех задачниках по информатике по каждой теме приведены задачи разного уровня. Все дидактические материалы, публикуемые в периодических изданиях, в том числе и в газете "Информатика", допускают деление по уровням сложности. Отметим, что информатика, как ни один другой школьный предмет, допускает рассмотрение практически любой учебной задачи в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям.


Приведем примеры.

1. Дается задача по теме "Алгоритмизация". Слабый (начинающий ученик) может сдать в качестве выполненного задания алгоритм решения задачи, записанный в тетради. От сильного ученика учитель может требовать работающую программу, реализующую алгоритм решения поставленной задачи.

2. При решении задач по теме "Моделирование" учащиеся могут выбирать, каким способом им обсчитывать поведение модели: вручную в тетради (при помощи калькулятора), с использованием Excel или написать программу на алгоритмическом языке.

3. Доклад по заданной теме ученик может сделать ручкой в тетради, в знакомом ему текстовом редакторе, с использованием Power Point.

Однако, как внешняя (профильная), так и особенно дифференциация по уровню умственного развития, навыков и умений (внутренняя.) не получают в современной педагогике однозначной оценки; в них наряду с положительными выделяются и отрицательные аспекты


Положительные аспекты

  1. Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей

  2. Возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам

  3. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания

  4. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному

  5. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании

  6. Повышается уровень самосознания: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, реально оценить свои силы

  7. Повышается уровень мотивации обучения в сильных группах

  8. Облегчается усвоение материала в слабых группах, так как ученику предоставляется возможность усваивать материал в оптимальном для него темпе

  9. Усиливается интерес к изучению предмета в сильных и в слабых группах, так как обучение ориентировано на "зону ближайшего развития" ученика


Отрицательные аспекты

  1. Деление детей по уровню развития негуманно

  2. Высвечивается социально-экономическое неравенство

  3. Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке детей, так как воспринимается ими как унижение достоинства

  4. Учителю приходится тратить дополнительные силы и время для составления и проверки разноуровневых заданий

  5. Несовершенство диагностики приводит к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные, оригинально мыслящие дети

  6. Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, избранности; в слабых группах снижается уровень самооценки, может появиться установка на фатальность своей слабости

  7. Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах

  8. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними

  9. Переукомплектование разрушает классные коллективы


Кроме перечисленных отрицательных аспектов дифференцированного обучения, следует отметить увеличение временной и организационной нагрузки именно на учителя информатики, что связано со сложностью проверки выполненных заданий (школьники забывают вовремя принести дискету с выполненным заданием, дискеты "не читаются", необходимо проверять дискеты на наличие вирусов и т.д.).

Но, несмотря на все минусы, технология дифференцированного обучения наиболее понятна по реализации и осуществима в массовой школе. Все проблемы и сложности, которые возникают у учителя при ее использовании, можно назвать "автономными", так как они не выходят за рамки кабинета информатики.





Полный текст материала Статья "Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Грищенко Елена Витальевна  vitel
01.04.2011 1 8140 701

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК