Статья "Положительные и отрицательные моменты на уроках информатики в малокомплектной школе"; 8-9 классы
Фарион Елена Александровна
МОУ СОШ №96 г.Воронежа
Учитель информатики,физики
Тема: Положительные и отрицательные моменты на уроках информатики в малокомплектной школе.
Я работаю в сельской школе в должности учителя информатики. Стаж работы в данной школе составляет 11 лет, а в должности учителя информатики 10 лет. Наша школа является сельской малочисленной школой. Обучение в сельской школе, в том числе и малочисленной имеет ряд специфических особенностей, с одной стороны облегчающих, с другой усложняющих управление учебно – воспитательным процессом. Малое количество учащихся в школе и соответственно в классе – одна из особенностей. Общение в малочисленной школе более тесное из-за небольшого количества сверстников. Отношение между детьми внутри класса, как правило, ровные: нет отвергнутых детей и эмоциональных лидеров. В малых коллективах наблюдается общность интересов, сходство во взглядах и ценностных отношениях, стремление выполнять работу, проводить свободное время, постоянны внимание и забота друг о друге. Учителю легче поддерживать учебную дисциплину, руководить учебно-воспитательным процессом; возможен доверительный стиль отношений учителя с учащимися, что раскрепощает учеников, помогает
реализовать отношения партнерства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Малая наполняемость класса позволяет осуществить индивидуальный
подход к учащимся. Я имею возможность изучать особенности развития, уровень знаний, умений и навыков, черты характера, склонности, интересы каждого ученика и на этой
основе наметить главные направления работы с ним: выбрать приемы развития и обучения, в наибольшей степени отвечающие особенностям восприятия, памяти, психики; приемы воспитания, углубляющие положительные качества личности. В тоже время проводить урок в классе с небольшим количеством учеников очень трудно: уровень обучения не высок. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина – в увеличении числа актов взаимодействия: учитель часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие
ученика . Все это приводит к эмоциональной перегрузке . Она является следствием усиленного гиперконтроля со стороны учителя за деятельностью учащихся. Малочисленность класса создает условия не только повышенного контроля, но и для сверх проверки учителя над учащимися . Это приводит к отсутствию самостоятельной и учебной недогруженности учащихся. Результативность учебного процесса повышается за счет использования различных форм организации учебных заня-
тий и изменения традиционной структуры урока. В рамках урока целесообразно сокращение этапа проверки знаний учащихся, усиление его обучающей функции, расширение этапа закрепления и применения знаний .
В работе по информатике я использую учебно-методический комплекс :
Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 8 класса.
Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс:Учебник для 9 класса.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие.
Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе : Методическое пособие для учителей.
Угринович Н.Д. Преподавание курса “ Информатика и ИКТ “ в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей.
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.
Ушаков Д.М. Паскаль для школьников.
Клевцова С.Б. и др. Основы работы в MS WORD , MS WINDOWS , MS EXCEL , MS ACCESS .Учебно-методическое пособие.
Л.А. Бачурина , Л.В. Листрова , В.Н. Нестерова , А.С. Протасов , В.Г. Хлебостроев . Примерные программы и учебно-тематические планы по информатике и икт. Профильный уровень.
Лопушанская Н.Д. Алгоритмизация и программирование в базовом курсе “ Информатика и ИКТ “ . Методические рекомендации .
Чернов А.А. Конспекты уроков информатики в 9-11 классах . Практикум по программированию.
Макарова Н.В. Информатика . Практикум по информационным технологиям (7-9 класс) .
Крылов С.С. Информатика . Интерактивный задачник на CD-ROM .
Данный учебно-методический комплекс состоит из учебников, соответствующих минимуму содержания образования и образовательным стандартам , а также они допущены Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программный комплекс Угриновича Н.Д. представляет собой единую образовательную среду , в которой есть практически все необходимое для подготовки и проведения урока . Дополнительные материалы и тесты для проверки усвоения материала находятся в Интернете. Очень большой выбор практических заданий разного уровня. И данный автор очень хорошо раскрывает теоретический материал .
Тема самообразования ’’ Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Считаю данную тему значимой, так как это повышает качество знаний полученных на уроках информатики. Работа над темой самообразования предполагает тесное сотрудничество с учителями предметниками. Совместно с ними можно правильно подобрать материал для самостоятельной работы учащихся, чтобы добиться нужных результатов. Пытаюсь разнообразить формы урока, чтобы учащиеся не потеряли интерес к предмету. Сейчас информатика имеет универсальную приложимость. Информатика интересна, увлекательна, способна доставить наслаждение. Информатика занимает одно из важных мест в школьном образовании. И программу по информатике нужно выполнять, используя всю гибкость и многообразие методических приемов. В последние годы в практике работы школы накоплен значительный опыт в части дифференциации форм обучения. С помощью такого дифференцируемого подхода я стараюсь выявить детей, увлеченных информатикой, поддержать у них интерес к предмету, развивать у них способности к информатике. Но не остаются без внимания и слабые дети, для них разрабаты-
ваю задания соответствующей сложности, чтобы ребенок не потерял интерес к учебе. Еще К.Д.Ушинский сказал :’’ Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет’’. Вот и я стараюсь поддержать у учащихся интерес к учебе. А чтобы они учились с охотой, нужно еще, чтобы задача, стоящая перед ними была посильной. И если я на уроке добиваюсь того, что ученик самостоятельно выполняет задание по определенной теме, то я испытываю удовлетво-
рение и считаю свою задачу выполненной. Ведь если такой ученик вызубрит алгоритм выполнения, то к повышению качества знаний это не ведет. Здесь свою положительную роль играют обязательные результаты обучения. Ведь с помощью их осуществляется дифференцируемый подход в обучении, максимальный учет реальных возможностей каждого ученика. Есть такие ученики, которые знают правила, но не могут выполнять связанные с ними задания. И используя обязательные результаты обучения творчески, учитывая индивидуальные способности каждого ученика, даю учащимся, занимающимся на ’’ 4 ’’ и ’’ 5 ’’, задания повышен-
ной трудности. Так обязательные результаты обучения приводят к повышению общего уровня подготовки класса. Учителю необходимо учитывать разносторонние интересы и склонности школьников, различие их жизненных планов, связанных с их будущей трудовой деятельностью, с условиями жизни в обществе, возможностью дальнейшего продолжения образования.
Моя методическая работа включает в себя: работа над темой по самообразованию ’’Самостоятельная деятельность учащихся при обучении информатике’’. Я считаю данную тему актуальной в наше время, так как самостоятельная деятельность учащихся – это неотъемле-
мая часть учебного процесса. Она является одним из самых доступных и проверенных путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке. Важной задачей школы является привитие учащимся навыков самостоятельной деятельности. При этом нужно научить ребят анализировать свою работу, находить и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей. Это способствует совершенствованию конкретных учебных умений и навыков.
Я часто предлагаю ребятам на уроках самостоятельные работы. Но перед этим они работают с готовыми алгоритмами выполнения задания. Такие алгоритмы помогают и в выполнении самостоятельных работ и при домашней подготовке. В них содержатся все узловые моменты изучаемой темы. Первые алгоритмы составляю сама, а потом привлекаю к этому сильных учащихся. В процессе работы эти учащиеся приобретают ряд полезных навыков, например, учатся выделять узловые вопросы в прочитанном тексте, работать над книгой, составлять алгоритмы. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Мне приходиться очень часто обращаться к всевозможным источникам, чтобы для себя почерпнуть новое и применить это на своих уроках. В наше информационное время много возможностей открыто для любознательного учителя и задача любого учителя не отстать от времени.
Провожу ежегодно открытые уроки по информатике, математике и физике, внеклассные мероприятия в рамках предметных недель. Пытаюсь разнообразить формы проведения открытых мероприятий, чтобы ребята не потеряли интерес к предметам и для дальнейшего их привлечения в непосредственной разработке мероприятий.
Детям очень интересно придумывать свои задания, конкурсы.
Учащимся очень понравилась игра ’’Крестики-нулики’’. Задания для данной игры я беру разнообразные по разным предметам (информатика, математика, физика) и детям приходится вспоминать различные науки. А для младших ребят провожу открытые мероприятия в игровой форме, где задания соответствуют возрастному фактору. В старших классах ребятам интересно участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам из информатики. В наше время проблемных вопросов много и очень интересно услышать мнение детей по данным проблемам.
В своей практике использую методы диагностики. С помощью данных методов можно проверить как прошло усвоение определенной темы, а также продиагностировать некоторые формы работы применяемые на уроке. Например, диагностические ведомости, карты диагностики по предмету и другие виды диагностики.
Работая учителем, много готовлю дидактических материалов для учащихся, а сейчас в продаже для учителя представлен большой выбор дидактических пособий, которые можно размножить при помощи технических средств. Но встречаются темы, по которым к сожалению нет материалов и приходится самой искать задания разной степени сложности и, благодаря компьютеру, задания можно оформлять более эстетично. Например, карточки, тесты, алгоритмы выполнения конкретных заданий и др.
Часто привлекаю учащихся к научно – исследовательской работе, где на уроке информатики решают проблемы физики.
Во внеклассных мероприятиях ребята сами предлагают свою помощь в проведении и принимают активное участие. Также являюсь руководителем кружка ’’ Компьютер и я ’’, где тоже ребята занимаются исследовательской работой, работают над проектами, разрабатывают различные модели.
Всегда стоящая перед учителем проблема – научить ребенка
и передать ему тот багаж знаний, который есть у учителя. Но сейчас очень сильно упал интерес у детей к школе. И моя задача сделать свои уроки и внеклассные мероприятия более увлекательными. Для этого приходится читать очень много различной методической литературы. Вот и я организовала кружок “Компьютер и я”. Его программа рассчитана на 1 час в неделю. Цель кружка: привить интерес к информатике, научить ребят думать, последовательно рассуждать, работать с компьютером, прислушиваться к мнению товарищей в процесс обсуждения работ. Много заданий для кружковцев беру из дополнительной литературы. Детям очень интересно решать проблемные вопросы, которые должны быть, конечно, посильными.
Есть еще масса различных проблем, например, малое количество часов на изучение той или иной темы. Для решения данной проблемы стараюсь на уроке как можно рациональнее распределить время, чтобы каждый понял главную суть темы и закрепил на компьютере. Ведь если ребенок ушел с урока неудовлетворенный, то на следующий раз у него пропадет интерес, то есть я стараюсь добиться комфортности учебного процесса. Прежде всего создаю деловую спокойную обстановку на уроках. Все ученики должны быть заняты познавательной деятельностью, которая может быть разнообразной. Способов и приемов привлечения ребят к деятельности существует очень много, но положительные результаты обучения определяются в основном тем, насколько хорошо организована самостоятельная работа школьников.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фарион Елена Александровна
→ Фарион 11.04.2011 0 11939 493 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.