Статья "Использование разноуровневых заданий при реализации уровневой дифференциации обучения на уроках информатики"
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.
Ни для кого не является секретом, что использование передовых способов работы ведет к успеху. Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познавательной активности учеников, нормализации учебной нагрузки обучаемых и т.д.
Все это обуславливает повышение интереса педагогов и методистов к проблеме дифференциации обучения.
Обучение информатике учащихся наиболее эффективно в условиях дифференцированного обучения. Когда каждый ученик постигает знания и умения, составляющие содержание компьютерной грамотности, на определенном уровне, зависящем от его способностей, интересов, успеваемости, психологических особенностей и т.д.
Дифференциация обучения позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.
Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом.
Существенные различия в знаниях и, особенно, в умениях работы на компьютере, неодинаковый уровень компьютерной грамотности учащихся вынуждает учителя информатики искать новые формы организации урока и всего процесса обучения в целом. Повышению эффективности обучения информатике способствует уровневая дифференциация.
Основными целевыми ориентациями уровневой дифференциации обучения информатике являются:
– обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
– адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся.
Эти целевые ориентации работают на разрешение основных специфических проблем обучения информатике: разный уровень знаний и умений работы на ЭВМ; различные возможности доступа к компьютеру для выполнения домашних заданий и удовлетворения своих интересов, связанных с использованием современных технологий.
Подбор заданий для выполнения осуществляется с учетом обязательных результатов обучения, межпредметных связей, практической направленности; уровней усвоения знаний учащимися (базового, среднего и высокого).
Построение урока информатики в условиях уровневой дифференциации обучения имеет следующие особенности:
1. Основными формами организации обучения информатике являются лекции (выдача теоретического материала) и лабораторный практикум. Варианты заданий, учебников, дидактических материалов должны позволять на едином базовом содержании знаний варьировать процесс обучения.
2. Средствами обучения информатике в рамках реализации уровневой дифференциации обучения являются:
– система разноуровневых заданий;
– каталог наименований дополнительных теоретических материалов;
– специальные электронные учебные пособия и дидактический материал.
3. Выбор способов учебной работы школьника, побуждающий его к осознанию не только результатов, но и процесса своей работы. Важно, чтобы ученики могли рассказать то, что они делали в процессе урока и как организовали свою познавательную деятельность.
4. Особая подготовка учителя к систематическому осуществлению такой работы (разработка программ для каждого уровня, дидактического материала, лабораторного практикума, системы оценивания для каждого уровня).
Каждый ученик должен научиться самостоятельно добывать дополнительные знания, используя:
– дополнительную научную и популярную литературу;
– электронные учебные пособия;
– образовательные сайты в Internet;
– профессиональные форумы и чаты, консультации специалистов.
Самостоятельная работа учащихся делится на две части:
1-я часть. Разбор решения поставленных задач в группах (групповая форма работы).
2-я часть. Самостоятельное решение задач. Задания для самостоятельной работы учащихся готовят в зависимости от целей, поставленных на уроке и с адаптацией на каждого ученика, т.к. разным детям требуется разное время, разный объем знаний, чтобы овладеть программным материалом.
На основе полученных теоретических знаний учащиеся могут выбрать задания по нарастающему уровню сложности:
Базовый уровень. Задания этого уровня содержат в себе обязательный уровень обучения. Это репродуктивные упражнения с четким алгоритмом их выполнения.
Средний уровень. Задания требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Задания данного уровня – это мини-проекты, рассчитанные на одно занятие. При этом обговариваются цель, план и средства выполнения данного задания.
Высокий уровень. Задания творческого характера и повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, проведения исследовательской деятельности, то есть это проектно-творческая деятельность, рассчитанная на выполнение в течение изучения одной темы. Для их выполнения необходимо:
1. Добывание дополнительной теоретической информации из научной и популярной литературы, электронных учебных курсов и индивидуальных консультаций преподавателя.
2. Большая самостоятельность выполнения заданий по сравнению с другими уровнями, так как ученики сами выполняют данный проект.
По такой нарастающей схеме каждый ученик начинает работу с базового уровня, постепенно поднимаясь до того уровня, который считает для себя необходимым. И от того, как в начале урока учитель поставит проблему, сможет ли заинтересовать учеников, зависит стремление детей выполнить больший объем заданий.
В последнее время во многих задачниках по информатике по каждой теме приведены задачи разного уровня. Все дидактические материалы, публикуемые в периодических изданиях, допускают деление по уровням сложности. Информатика рассматривает практически любую учебную задачу в двух уровнях сложности: ученик выполняет требуемое задание с использованием привычной (или посильной) ему информационной технологии или же ученик жестко следует поставленным требованиям.
На уроках информатики можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности. Индивидуальная работа школьников на уроках информатики может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются. Различают следующие виды групповой деятельности:
– кооперативная — разные группы выполняют отдельные части общего задания;
– индивидуализированная — каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
– дифференцированная — состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.
При организации индивидуального подхода к обучению учителем учитываются следующие особенности учащихся:
– уровень усвоения необходимых знаний и умений;
– способности и интерес к изучению учебного предмета (в нашем случае — информатики).
Для определения этих особенностей школьников на уроках информатики могут использоваться соответствующее программное обеспечение, тестовые задания, анкетирование. Анкетирование может использоваться учителем на уроках информатики для того, чтобы определить, в группу какого уровня следует отнести того или иного ученика.
Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:
– обязательных результатов обучения;
– межпредметных связей;
– практической направленности.
Полный текст материала - в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гузаева Мария Юрьевна
→ 1996 31.03.2014 0 8930 2815 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.