Статья "Межпредметные связи на уроках информатики"
Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех прочих.
Рене Декарт.
(С) Тема, над которой я работаю, заинтересовала меня, когда проблема развития познавательной мотивации старшеклассников достаточно остро стала осознаваться мною с началом работы в классах с профильным обучением, т.к. обучающиеся этих классов четко определились с выбором основных изучаемых предметов. (С) Средством развития познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике могут стать задачи межпредметного характера. Старший школьный возраст характеризуется большой избирательностью интересов обучающихся, связанной с выбором профессии, а не с интересом к учебному предмету, как у подростков. Избирательность интереса к одному предмету, даже оправданная выбором будущей профессии, зачастую приводит к снижению интереса ко всем другим предметам. (С) Следовательно, повышение познавательной мотивации возможно за счет отбора и составления задач межпредметного характера, отражающих связи информатики с теми учебными предметами, которые представляют сферу интересов старшеклассников. Я поставил перед собой задачу: рассмотреть систему преподавания информатики в профильных классах и найти точки соприкосновения информатики с другими профильными предметами.
С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Выбор различных сочетаний учебных предметов дает возможность построить учебно-воспитательный процесс в зависимости от способностей и интересов учащихся и тем самым обеспечить направленность на дифференциацию образования.
Практическая значимость данной темы заключается в том, чтобы реализовать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач метапредметного характера, что позволит старшеклассникам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться в современном обществе, быть востребованными и успешными.
Своеобразие и актуальность предлагаемой темы заключается в том, что планирование курса информатики средствами межпредметных связей с учетом профильных предметов, помогает развивать у обучающихся способность к деятельности в той сфере, которая им наиболее близка, мотивируя на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предмету информатика, так и по профильным предметам. Информатика и ИКТ используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая более глубокому развитию межпредметных связей учебных дисциплин в общеобразовательной школе.
(С) В профильных 10-11-ых классах на уроке информатики обучающиеся изучают один из языков программирования, Паскаль. Ребята получают задание: написать программу решения какой-либо задачи по математике. Сначала они решают ее на листе бумаги, вспомнив формулы, правила и теоремы, записывают общий ход решения, как делали на уроках математики. Затем пишут алгоритм ее решения на языке программирования. Наконец, запускают программу на машине. Получив ответ, учащиеся сверяют его с ответом на бумаге. На данном уроке осуществлялась межпредметная связь информатики с математикой. (С)(С)
(С) При изучении на уроке физики темы «Механика» в профильном десятом классе обучающиеся сталкиваются с проблемой исследования параметров криволинейного движения с помощью компьютера.
(С) Я предлагаю обучающимся решить данную задачу с использование ЭТ Excel. Модель составить так, чтобы в ней можно было менять параметры криволинейного движения:
- Тело брошено под некоторым углом к горизонту; (заданы скорость и время полета)
- Начальная скорость равна 0;
- Выстрел снарядом вертикально вверх;
Учащиеся ставят перед собой следующие задачи:
- Как зависит дальность полета от скорости движения тела?
- Зависит ли высота подъема тела от угла, под которым было брошено тело?
- Как влияет начальная скорость на высоту подъема тела?
(объяснение модели выполненной в ЭТ Exсel)
(С) Для наглядности процесса используется динамическая модель сайта Бином. Лаборатория знаний. Цифровые образовательные ресурсы.
Такие уроки я использую в тех случаях, когда знание материала одного предмета необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.
(С) Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания. Поэтому основной задачей считаю формирование метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
(С) Для класса химико-биологической направленности можно использовать следующие межпредметные связи на уроках:
(С) При изучении темы "Моделирование" в десятом химико-биологическом классе я предлагаю учащимся задание посозданию моделей процессов влияния физической нагрузки на функциональные возможности сердца. Это помогает ребятам рассчитать максимальную норму физических нагрузок.
(С) На районном методическом объединении учителей информатики я проводил открытый урок в классе химико-биологической направленности по обобщению темы «Моделирование». Перед обучающимися была поставлена проблема: влияют ли биоритмы человека на его реальную жизнь? Данный урок проводился в мемориальном Доме-музее В.И. Чапаева. Ребята с увлечением подсчитывали биоритмы В.И. Чапаева в знаменательные даты его жизни.
(С) Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока в 10-ом классе по теме «Моделирование». (мастер-класс).
Использование межпредметных связей на уроках информатики показывает, что повышается познавательный интерес обучающихся, а как следствие – познавательная и творческая активность школьников.
(С) Положительным результатом использования межпредметных связей считаю и то, что многие обучающиеся подтверждают высокий уровень знаний при выполнении контрольных работ и срезов. (диаграмма)
Поняв, что использование межпредметных связей в процессе обучения информатике позволяет не только развивать познавательную мотивацию учащихся, но и обеспечивает пробу сил в различных направлениях, что помогает обучающимся более адекватно осуществлять самоопределение, я решил проводить уроки с использованием межпредметных связей во всех классах.
(С) В рамках методической недели математики, физики, информатики давал открытый урок в 5-ом классе по теме «Метод координат», на котором использовал интеграцию предметов: математика + история + информатика. Данный урок проводился в стенах Дома- музея В.И. Чапаева. С помощью числового способа на координатной плоскости ребята построили эскиз здания музея. Дальнейшую практическую работу учащиеся выполняли, используя сведения из истории, предоставленные работниками музея.
Хочу отметить, что использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам и предполагает сотрудничество учителей-предметников. В процессе ее решения учитель не только совершенствует своё педагогическое мастерство, но и способствует всестороннему развитию личности обучающегося.
(С) Мои ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся победителями и лауреатами различных конкурсов, выступают на научно-практических конференциях. (С)
(С) Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметные связи- важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать (С) уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.
В своей работе я, чаще всего, использую межпредметные связи между математикой, физикой, биологией, историей и информатикой. Но в будущем планирую разработать уроки с интеграцией литературы, русского языка и информатики.
Об авторе: учитель первой квалификационной категории, победитель конкурса "Учитель года - 2014"
Автор: Войтинцев Виталий Петрович
→ vitaliy 28.09.2014 4 15109 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.