Статья "Межпредметные связи на уроках информатики"


Все науки настолько связаны
между собою, что легче изучать
их все сразу, нежели какую-либо
одну из них в отдельности от всех  прочих.

Рене Декарт.

(С) Тема, над которой  я  работаю, заинтересовала меня, когда проблема развития познавательной мотивации старшеклассников достаточно остро стала осознаваться мною с началом работы в классах с профильным обучением, т.к. обучающиеся этих классов четко определились с выбором основных изучаемых предметов. (С) Средством развития познавательной мотивации старшеклассников при обучении информатике могут стать задачи межпредметного характера. Старший школьный возраст характеризуется большой избирательностью интересов обучающихся, связанной с выбором профессии, а не с интересом к учебному предмету, как у подростков. Избирательность интереса к одному предмету, даже оправданная выбором будущей профессии, зачастую приводит к снижению интереса ко всем другим предметам. (С) Следовательно, повышение познавательной мотивации возможно за счет отбора и составления задач межпредметного характера, отражающих связи информатики с теми учебными предметами, которые представляют сферу интересов старшеклассников. Я поставил перед собой задачу: рассмотреть систему преподавания информатики в профильных классах и найти точки соприкосновения информатики с другими профильными предметами.

С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Выбор различных сочетаний учебных предметов дает возможность построить учебно-воспитательный процесс в зависимости от способностей и интересов учащихся и тем самым обеспечить направленность на дифференциацию образования.

Практическая значимость  данной темы заключается в том, чтобы реализовать межпредметные связи информатики с другими учебными предметами в форме задач метапредметного характера, что позволит старшеклассникам не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться  в современном обществе, быть востребованными и успешными.

Своеобразие и актуальность предлагаемой  темы заключается в том, что планирование курса информатики средствами межпредметных связей с учетом профильных предметов, помогает развивать у обучающихся способность к деятельности в той сфере, которая им наиболее близка, мотивируя  на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предмету информатика, так и по профильным предметам. Информатика и ИКТ используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая более глубокому развитию межпредметных связей учебных дисциплин в общеобразовательной школе.

(С) В профильных 10-11-ых классах на уроке информатики  обучающиеся  изучают один из языков программирования, Паскаль. Ребята получают задание: написать программу решения какой-либо задачи по математике. Сначала они  решают ее на листе бумаги, вспомнив формулы, правила и теоремы,  записывают общий ход решения, как делали на уроках математики. Затем пишут алгоритм ее решения на языке программирования. Наконец, запускают программу на машине. Получив ответ, учащиеся сверяют его с ответом на бумаге. На данном уроке осуществлялась межпредметная связь информатики с математикой. (С)(С)

(С) При изучении на уроке физики темы «Механика» в профильном  десятом классе обучающиеся сталкиваются с проблемой исследования  параметров  криволинейного  движения с помощью компьютера.

(С) Я предлагаю обучающимся решить данную задачу с использование ЭТ Excel. Модель составить так, чтобы в ней можно было менять параметры криволинейного движения:

  1. Тело брошено под некоторым углом к горизонту; (заданы скорость и время полета)
  2. Начальная скорость равна 0;
  3. Выстрел снарядом вертикально вверх;

Учащиеся ставят перед собой следующие задачи:

  1. Как зависит дальность полета от скорости движения тела?
  2. Зависит ли высота подъема тела от угла, под которым было брошено тело?
  3. Как влияет начальная скорость на высоту подъема тела?

(объяснение модели выполненной в ЭТ Exсel)

(С) Для наглядности процесса используется динамическая модель  сайта Бином. Лаборатория знаний. Цифровые образовательные ресурсы.

Такие уроки   я использую в тех случаях, когда знание материала одного предмета необходимо для понимания сущности процесса, явления при изучении другого предмета.

(С) Конечно, знания важны, но на первый план сейчас выходит не сумма знаний, а способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые задачи, работать в коллективе, восполнять самостоятельно недостающие знания.  Поэтому основной  задачей считаю  формирование метапредметных умений и навыков, под которыми подразумеваются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

(С) Для класса химико-биологической направленности можно использовать следующие межпредметные связи на уроках:

(С) При изучении темы "Моделирование"  в десятом химико-биологическом классе я   предлагаю  учащимся задание посозданию моделей процессов влияния физической  нагрузки  на функциональные возможности сердца. Это помогает  ребятам рассчитать максимальную норму физических  нагрузок.

(С) На районном методическом объединении учителей информатики я проводил открытый урок в классе химико-биологической направленности по  обобщению темы  «Моделирование». Перед обучающимися была поставлена проблема: влияют ли биоритмы человека на его реальную жизнь? Данный урок проводился в мемориальном Доме-музее В.И. Чапаева. Ребята с увлечением подсчитывали биоритмы В.И. Чапаева в знаменательные даты его жизни.

(С) Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока в 10-ом классе по теме «Моделирование». (мастер-класс).

Использование межпредметных связей на уроках информатики показывает, что повышается познавательный интерес обучающихся, а как следствие – познавательная и творческая  активность школьников.

(С) Положительным результатом  использования межпредметных связей  считаю и то, что многие обучающиеся подтверждают высокий уровень знаний при выполнении контрольных работ и срезов. (диаграмма)

Поняв, что использование межпредметных связей в процессе обучения информатике позволяет не только развивать познавательную мотивацию учащихся, но и обеспечивает пробу сил в различных направлениях, что помогает обучающимся более адекватно осуществлять самоопределение, я решил проводить уроки с использованием межпредметных связей во всех классах.

(С)  В рамках методической недели математики, физики, информатики  давал открытый урок в 5-ом  классе по теме «Метод  координат», на котором использовал  интеграцию предметов: математика + история + информатика.  Данный  урок  проводился  в стенах Дома- музея  В.И. Чапаева. С помощью  числового  способа на  координатной  плоскости ребята  построили эскиз здания музея.   Дальнейшую  практическую работу учащиеся выполняли, используя сведения  из  истории,  предоставленные    работниками  музея.

Хочу отметить, что использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя. Она требует знания содержания программ и учебников по другим предметам и предполагает сотрудничество учителей-предметников.  В процессе ее решения  учитель не только совершенствует своё педагогическое мастерство, но и способствует всестороннему развитию личности обучающегося.

 (С) Мои  ученики показывают хорошие результаты на предметных олимпиадах, становятся победителями и лауреатами различных конкурсов, выступают на научно-практических конференциях. (С)

(С) Таким образом, можно сделать вывод, что  межпредметные связи- важнейший принцип обучения в школе. Их использование способствует целостному восприятию мира, формированию основных учебных компетенций, способствующих развитию умения обнаруживать скрытые зависимости и связи, переносить ранее усвоенный материал на новый, а так же позволяет активизировать (С) уже существующий интерес ученика к предмету или способствует развитию такого интереса.

В своей работе я, чаще всего, использую межпредметные связи между математикой, физикой, биологией, историей и информатикой. Но в будущем  планирую разработать уроки с интеграцией литературы, русского языка и информатики. 

Об авторе: учитель первой квалификационной категории, победитель конкурса "Учитель года - 2014"

Автор: Войтинцев Виталий Петрович  vitaliy
28.09.2014 4 12704 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Хотите лучше владеть компьютером?
Читайте новые статьи
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 Alzina • 08:56, 24.01.2015
Замечательная статья!
Я всегда своим студентам говорю: "информатика - наука прикладная. обязательно должна "прикладываться" к чему либо"
[Материал]
avatar
3 scool4654 • 18:06, 09.12.2014
Ваша работа для меня очень полезна и актуальна. Предлагаю при работе с текстовым редактором "интегрироваться" с самопознанием... например работать с текстом "Правила жизни от самой страшной женщины в мире"
[Материал]
avatar
2 Наина8499 • 09:00, 07.10.2014
Спасибо. Все прекрасно
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 llmixx • 10:17, 02.10.2014
Спасибо очень интересно!
[Материал]