Статья "Развитие инициативы учащихся через использование активных методов обучения"


Л.И.Бугаева

МОУ «СОШ №45 г.Белгорода»

Учитель информатики


Развитие инициативы учащихся через использование активных методов обучения.


Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. Поэтому охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

В настоящее время проводится модернизация российского образования. И не случайно, что национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" имеет одно из направлений – охрана здоровья обучающихся и воспитанников. В проекте отражены основные компоненты этого направления: сбалансированное горячее питание, своевременная диспансеризация, снижение аудиторной нагрузки, индивидуальные мониторинги, внеклассные мероприятия, спортивные занятия, направленные на формирование здорового образа жизни и т.д. - которые без сомнения обеспечивают условия для развития здоровья школьников.

В сегодняшней школе этого можно достигнуть с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья. Педагогу, владеющему современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами, необходимо планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников учебного процесса.

Это предполагает создание ряда методических условий на уроке, при этом необходимо:

  • обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся;

  • следить за посадкой учащихся, выполнением правил техники безопасности и норм при работе за ПК;

  • включать в урок физкультминутки, использовать несколько видов учебной деятельности в течение урока;

  • работать со школьниками в атмосфере увлеченности поиском новых знаний, включать учеников в учебную дискуссию, устанавливать межпредметные связи, создавать на уроке ситуации успеха, корректности и объективности оценки деятельности учащихся;

  • использовать соответствующие педагогические технологии, дифференцируемые домашние задания, учебные пособия с разноуровневыми заданиями.

Специфическим компонентом в методической системе обучения информатики является компьютер, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Современный школьник не представляет свою жизнь без использования компьютера как в школе, так и за ее пределами. Проведено немало исследований, доказывающих негативное влияние работы за компьютером на здоровье растущего организма школьника, при несоблюдении норм и правил работы за ПК. Как же превратить компьютер в верного помощника, а не во врага, приносящего вред здоровью? Что должен делать учитель, чтобы не допустить этого?

В моей деятельности приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше установленного времени и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья

Одним из видов деятельности, способствующим активизации инициативы учащихся и снижения нагрузки, а значит и сохранения здоровья можно рассматривать тестовые технологии. При этом предпочитаю применять их не в электронном, а бумажном варианте.

Считаю, что тестовая диагностика результатов обучения должна способствовать выявлению уровней системности, интегрированности мышления, его практической направленности. Поскольку активное обучение не терпит заучивания, схоластики, тестовые задания должны быть проблемными.

Приведу примеры тестовых заданий, соответствующих этим требованиям.

Пример 1. В инструкции для учеников указывается, что тестовые задания имеют два ответа, среди которых может быть любое число правильных ответов. Такая конструкция тестового задания позволяет избежать «узнавания» правильного ответа, что характерно для заданий с одним правильным ответом. Произвольное количество правильных ответов привлекательно тем, что вынуждает школьников анализировать все представленные ответы.

При изучении темы «Хорошо и плохо поставленные задачи» можно предложить следующее задание:

Выберите номера хорошо поставленных задач. Для остальных укажите на отсутствие какого-либо компонента формализации задачи:

  1. Купить билет на поезд до Москвы.

  2. Доехать до аэропорта.

  3. Решить уравнение 3х+5=0.

  4. Решить уравнение ах+b=0.

  5. Прийти без опоздания в школу.

  6. Найти площадь прямоугольника со сторонами а и b.

  7. Найти площадь плоской фигуры.

  8. Выполнить домашнее задание.

  9. Вычислить 1717.

  10. Составить протокол собрания класса.

В этом задании нет указания (подсказки) на то, какая задача является хорошо, а какая плохо поставлена, что нужно сделать, чтобы из плохо поставленной задачи получить хорошо поставленную. Задание становится проблемным. Здесь важно, чтобы учащиеся умели определить по стоящей перед ними задаче, формализовано ее описание или еще нет.

Пример 2. При изучении темы «Устройство компьютера» можно предложить следующее задание:

Укажите наиболее полный перечень основных устройств персонального компьютера:

а) микропроцессор, сопроцессор, монитор;

б) центральный процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;

в) монитор, винчестер, принтер;

г) АЛУ, УУ, сопроцессор;

д) сканер, мышь монитор, принтер.

При выполнении этого задания также необходимо использовать ранее приобретённые знания.

Пример 3. Трудно разработать тесты, адаптированные на группы учащихся, объединённых по тому или иному признаку, ещё труднее - по совокупностям признаков, но наиболее трудоёмка задача составления тестов, учитывающих индивидуальность каждого ученика в отдельности.

В педагогической диагностике давно известны адаптивные тесты, которые позволяют учесть некоторые особенности учащихся, прежде всего уровень подготовленности к решению учебных задач разной сложности.

Здесь речь не идёт об учёте разделения учащихся на «сильных» и «слабых», а о более тонкой и важной в человеческом плане личностной дифференциации, которая способствует индивидуализации процесса обучения. В своей практике я использую некоторые подходы к построению тестов, затрагивающих учёт индивидуально-личностных качеств учащихся.

Иногда учителя мало внимания уделяют исследованию ведущих каналов восприятия, психосоматического типа, темперамента, отдавая приоритет дифференциации по шкале «сильный - слабый» ученик. Особую остроту это приобретает в основной школе, где игнорирование психологических особенностей детей может серьёзно сдерживать их развитие. Это означает, что в тестовых заданиях необходимо сочетать текстовую, графическую, а там, где это целесообразно, - звуковую информацию. Именно вследствие своих особенностей восприятия информации школьники не могут сразу понять учителя, ориентирующегося на аудиальное воспроизведение информации. При этом у педагога создаётся ложное представление об учебных возможностях этих школьников. Затруднения в восприятии учебной информации во многом переносятся на тесты, которые без графического и смыслового разнообразия малоэффективны.

Например, при изучении темы «Файловая система» можно дать следующее задание: по предложенной структуре определить полное имя файла.

В заключении хочу подчеркнуть, что подобные технологии дают возможность обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью. Поэтому в настоящее время я могу с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.


Библиографический список

    1. 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

    2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

    3. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.



Полный текст материала Статья "Развитие инициативы учащихся через использование активных методов обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бугаева Людмила Ивановна  Трудовик45
09.02.2011 1 4330 508

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК