Классный час на литературной основе "Друзья"
Цель мероприятия: формировать представления учащихся о настоящих друзьях, способствовать формированию добрых взаимоотношений между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие «друзья»,
- приобретут навыки работы в группе.
Ход занятия.
- Дорогие, ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое настоящие друзья. Узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будет учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях.
- Мне хотелось задать вопрос вам, что такое настоящие друзья? Поработайте в группах и подберите ассоциации к слову друзья (учащиеся работают в группах, затем каждая группа озвучивает результат, на доске составляется кластер. Результат может быть примерно таким:) : игра верность надёжность
помощь выручка
- Сегодня на занятии разобраться с таким понятием как друзья нам поможет рассказ детской писательницы Яны Файман, который так и называется «Друзья». Прочитайте первую часть рассказа (дети читают самостоятельно первую часть)
Как-то раз, в теплый летний денек тишина и спокойствие моей квартиры были нарушены звоном бьющегося стекла. Я стремглав помчалась на резкий звук, мрачно подозревая, что мое кухонное окно вновь подверглось нападению футболистов. Ну вот, так и есть! В окне зияла огромная дыра, а на полу, среди радужно поблескивающих осколков, словно гордый победитель, лежал футбольный мяч. А ведь всего неделю назад мне вставили совсем новое стекло! Злая и расстроенная, я была готова коршуном наброситься на виновников происшествия.
Вдруг среди уличного шума и суетливого гомона воробьев я различила едва уловимый мальчишеский взволнованный шепот. Подойдя к окну, я почувствовала, как моя злость постепенно отступает, а на губах появляется невольная улыбка. Во дворе, тесно сгрудившись, стояли пятеро маленьких разбойников. Самому младшему было года четыре, а старшему, наверное, лет семь. Они стояли молча, сосредоточенно сопя и стараясь не смотреть на разгневанную тетку в рваном проеме окна. Вдруг один мальчик всхлипнул и заплакал.
-Это не я разбил! - шмыгая носом, залепетал он, - это Димка, Димка!
Белобрысый мальчуган (судя по всему - это и был страшный хулиган Димка) с кажущимся безразличием ковырял носком старенького ботинка пыльную землю.
Я промолчала, и дети несколько ожили.
-Это Димка!
-Димка! Он как пнул… Мяч в окно!..
-Это все он!..
-Так значит, это ты разбил?! - стараясь не рассмеяться, спросила я, обращаясь к молчавшему Димке.
-Я… - буркнул мальчуган.
И тут в компании ребят произошло какое-то движение, и вперед выступило маленькое чумазое чудо с огромными черными глазищами.
-Мы вместе разбили!.. - громко и уверенно сказал малыш.
-Женька, не надо! Попадет ведь… - хмуро сказал Димка и попытался заслонить собой маленького Женьку.
Но мальчик вновь упрямо шагнул вперед.
-Вместе мы разбили, и все тут! - произнес он, бесстрашно глядя мне в глаза.
Я решила не мучить больше маленьких хулиганов.
-Хотите печенья?
Дети растерянно молчали, только в глазах чумазого Женьки появились задорные искорки, он успел сообразить, что гроза миновала.
-Мячик-то ваш все равно у меня?! - улыбнулась я.
Женька не выдержал.
-Пойдемте, а?.. - жалостливо протянул он, оборачиваясь к друзьям.
- Ребята, как вы можете оценить поступок мальчишек? Кто из них поступил правильно? Почему Женька вступился за Димку? Какие новые слова вы могли добавить в кластер? (смелость…)
- Чтение 2 части:
Я усадила ребят на диван и принесла огромную тарелку ароматного песочного печенья. Женька мигом протянул к нему свою ручонку. Мне уже было ничуть не жаль разбитого окна, маленький Женька раз и навсегда завоевал мое сердце своей смелостью, отчаянным упрямством и непосредственностью.
-Тетя, а почему вы не на работе? - стараясь казаться взрослым и серьезным, спросил Димка, - у вас отпуск?
-Нет, - усмехнулась я, - иногда я работаю дома, пишу разные книжки для таких вот озорников как вы.
-Значит, и для нас? - снова спросил Димка.
-Ну конечно!
-Ого! - восхищенно протянул Женька. - Сказки… А расскажите одну, ну хоть малюсенькую?
Пять пар широко раскрытых любопытных детских глазенок уставились на меня в нетерпеливом ожидании.
"Что же рассказать им?!" - неожиданно смутилась я. И вдруг, сказка сложилась сама собой, как только я вспомнила отчаянную Женькину смелость.
Как-то раз Ослик, Тушканчик, маленький Хомячок, Черепашка и Ящерка решили отправиться в путешествие. Жили они в далекой Средней Азии, где всегда ярко светит солнце, а загадочные, удивительные пустыни - самое обычное место. С раннего детства зверята были неразлучными друзьями, вместе смеялись и плакали, играли и дрались. Домом им служил старый, покосившийся сарай на окраине небольшого поселка. За сараем был большой овраг, на дне которого журчал маленький прозрачный ручеек. А за оврагом начиналась и уходила за горизонт желтая бескрайняя пустыня. Вот туда-то и решили отправиться наши друзья. Они никогда раньше там не были, и им было очень интересно узнать, что же находится и кто живет в золотистых жарких песках.
Путешественники запаслись прохладной водой из маленького ручейка, разными вкусными вещами и рано утром, едва встало солнце, тронулись в путь. Они шли очень медленно, часто останавливаясь и пристально разглядывая все, что попадалось им на глаза. А это были и шустрый паучок, и переливающаяся на солнце песчинка, и сухая колючка необычной формы.
-Как здорово - вот так путешествовать! - сказала Ящерка.
-Это все я, я придумал! - пискнул Тушканчик. Он начал высоко и радостно подпрыгивать, его прямо распирало от гордости.
-А знаете, - прошептал вдруг Ослик, - говорят, в пустыне живут огромные страшные змеи. У них большая плоская голова и они едят таких зверят как мы. Мне очень, очень страшно!..
-Фу! - вздернула свой надменный носик Черепашка, - какой же ты все-таки трусишка! Даже если мы и встретим эту большущую змею, о которой ты говоришь, мы зададим ей такую трепку!
-Точно! - воскликнула Ящерка, - пусть только попробует встретиться нам, мы ей покажем!..
-Эй! - громко крикнул Тушканчик, - змея-змеища! Где ты?! Выходи! Самые лучшие в мире друзья вызывают тебя на честный бой!
Только маленький Хомячок ничего не сказал.
- Ребята, кто стал главными героями сказки? Что вы узнали о них? Как вели себя животные во время путешествия? Какие вопросы у вас возникли при чтении отрывка? Кто может ответить на эти вопросы? Как, на ваш взгляд продолжится сказка?
Чтение 3 части:
Друзья шли все дальше и дальше, распевая задорные песенки, а тем временем солнце поднималось все выше и выше. Вскоре желтый песок стал таким горячим, что идти дальше стало невозможно.
-Ой, посмотрите, - воскликнула Ящерка. - Вон там, впереди, я вижу дерево, мы можем спрятаться под ним и переждать эту жару!
Зверята обрадовано закивали и ускорили шаг. Путешественники были уже измучены лучами палящего солнца, и не заметили, что с ветвей дерева прямо на них холодными злобными глазами смотрит огромная черная Кобра.
-Все! У нас привал и обед! - закричала Черепашка.
-Да-а-а, - медленно спускаясь вниз, прошипела змея, - у нас-с-с обед…
Друзья испуганно замерли, не в силах пошевелиться.
-Какое с-счастье, - продолжала шипеть Кобра, - обед с-сам пришел ко мне!..
Большая страшная змея была уже совсем рядом.
Черепашка резко втянула голову и лапки под панцирь и оказалась недоступной для голодной змеи. Ящерка глубоко зарылась в песок, а Тушканчик что есть силы отпрыгнул далеко в сторону и стремглав бросился наутек.
Кобра не обратила на них никакого внимания. Прямо перед ней, на дрожащих ножках стоял ослик, еле живой от страха. И вдруг кто-то маленький бросился вперед и встал между осликом и змеей.
-Слушай, ты, противная змеища! - храбро закричал маленький Хомячок. - Не вздумай даже тронуть моего друга Ослика! Как только ты раскроешь свою огромную пасть, я прыгну в нее и прогрызу тебя насквозь. Я сделаю в тебе большую нору, и ты больше никогда никого не съешь!
- Соответствует ли ваше предположение о продолжении сказки, с тем, что вы прочитали? Как повели себя друзья при настоящей опасности? Кто пришёл на помощь друзьям? Чем может закончиться сказка?
Чтение 3 части:
Змея остановилась и удивленно взглянула на маленького храброго Хомячка. Она уже столько лет жила на свете, но никогда не встречала такого странного зверька, который ее совсем не боялся. И Кобра засомневалась. "А вдруг и вправду, противный хомяк сделает в ней нору? Ведь если бы он не мог этого сделать, он бы испугался и убежал, как те другие?!" Огромная змея раздраженно зашипела и быстро поползла прочь.
-С-с-спасибо… - тихо сказал Ослик.
Хомячок ничего не ответил, малыш только сейчас понял, как сильно он испугался.
Путешествие больше совсем не увлекало, и друзья медленно двинулись к дому. Все шли молча, разговаривать никому не хотелось…
-Вот такая сказка! - улыбнулась я.
-Здорово! - выдохнул Димка.
-Четкий хомяк! - заявил Женька.
Я смотрела, как ребята медленно брели по двору. И только маленький Женька, как ни в чем не бывало, весело скакал вокруг них.
- Ожидали ли вы такое окончание? Почему змея ушла? Почему друзья возвращались молча? Как бы вы оценили поступок Хомячка? Какие новые слова можно добавить в кластер?
- Какой урок из сказки могли получить мальчишки, которые слушали сказку? Какой урок вынесли вы ?
- Какими же должны быть настоящие друзья? (сформулировать понятие в группе, записать на плакате, обсудить записи каждой группы)
-Можете ли вы назвать себя настоящим другом?
Подведение итогов.
- Что помогло вам сегодня работать на занятии?
- Как вы себя чувствовали при работе в группе?
- Что изменится в ваших взаимоотношениях с одноклассниками после сегодняшнего занятия?
Автор: Зобнина Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов, стаж работы 19 лет.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Зобнина Ирина Евгеньевна
→ Cerg68 20.03.2009 1 4578 1119 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.