Большой психологический тренинг "Последний забой" для подростков 14-18 лет
Муниципальное учреждение управления образованием
Комитет образования
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
"Центр Детского творчества".
Методическая разработка
Большой психологический тренинг «Последний забой»
Автор:
Педагог дополнительного образования:
Отрадных Ирина Александровна
Междуреченск, 2011
Психологический тренинг: Последний забой.
Цели и задачи:
Выявить лидеров
Сплочение коллектива
Научить слышать и слушать
Научить находить самим выход из экстремальной ситуации
Аудитория:
Рассчитан на подростков 14-18 лет
Рекомендуемое количество от 12 до 50 человек
Время проведения:
(В зависимости от количества участников)
12-20 чел – 30 мин.
20-50 чел от 1 часа до 1,5 часов.
Рекомендации:
Можно проводить как для незнакомой аудитории, так и для сплоченного коллектива
Рекомендуется присутствие психолога
Ход тренинга:
Настройка.
Мы находимся под землей в шахте!
Кто-то из вас обычные горнорабочие, кто то ГРОЗЫ, а кто то мастера, начальники участков. И все вы работаете в шахте, каждый день рискуя своей жизнью, спускаясь под землю.
ВЗРЫВ МЕТАНА
На шахте произошел взрыв метана и все кругом охвачено огнем.
Вашему участку повезло немного больше, чем остальным. Вы оказались в вакуумной комнате с плотной дверью. Но воздуха здесь хватит всего на полчаса. Сколько само спасателей не известно они находятся сразу за выходом и посчитать их не возможно так, как только откроется дверь воздух начнет уходить… Но известно точно что само спасателей мало и на всех не хватит.
Через пол часа воздуха совсем не останется и оставшиеся умрут.
Вам надо выстроиться в ряд перед выходом.
Велика вероятность того, что тот, кто выйдет первым – тому достанется само спасатель и он сможет выбраться на поверхность, а кто выйдет последним – нет.
За 10 минут вам надо разбиться и встать в линию, кто выйдет первым, кто выйдет вторым и т.д.
Обсуждение ребят 10 мин.
Построение 5 мин.
Обсуждение.
Почему так встали?
Доволен ли каждый своим местом?
Если нет, то где бы ты хотел стоять?
Достоин ли ты жить? Почему зачем?
Ты, что жить не хочешь?
Здесь вас устраивает больше?
Общий круг.
Каждому раздаётся 6 белых и 6 чёрных карточки.
Сейчас каждый должен раздать свои метки в кругу.
1 минута на обдумывание.
Когда ты даёшь белую метку ты говоришь: «Я не считаю, что ты должен умереть, но ты сильнее, судьба».
Когда ты даёшь чёрную метку ты говоришь: «Ты должен жить! Я дарю тебе жизнь».
1 минута на обдумывание.
Распределение меток.
Подсчёт результатов.
Построение по числу меток.
Выявление лидера жизни и смерти.
Обсуждение.
Доволен ли ты своим местом?
Ожидал ли ты оказаться здесь?
Если тебе давали чёрную, ты тоже давал этому человеку чёрную, как осуществлялся твой выбор? /случайно или обдуманно/.
Совпало ли первое ваше построение с построением сейчас?
Если ты не доволен своим местом, то где бы ты хотел стоять?
История.
Мужчину повысили в должности до премьер министра компании.
Он очень обрадовался и всем об этом рассказал.
На следующий день, когда он пришёл на работу, его спросили: «Есть ли у вас дети? И сколько их?»
Мужчина ответил, что дети есть и их пятеро.
Тогда его спросили: «А кого вы любите больше всего?».
Мужчина ответил: «Конечно же, самого маленького».
Тогда ему задали вопрос: «Если бы вам пришлось выбирать между жизнью своего самого близкого, родного любимого человека и вашей собственной жизнью».
А как бы поступили вы?
Обсуждение истории ребятами.
Обсуждение.
Опросить каждого.
Считаете ли вы его решение правильным?
А как бы поступили вы?
Продолжение истории.
После того, как мужчина так ответил, ему отказали в должности.
Он не мог понять почему.
Обсуждение ребят.
Как вы думаете, почему так случилось?
Опросить каждого.
Объяснение.
Ему объяснили, из за одного ребёнка вы хотели обрести свою семью на нищету, на разорение.
Какой же из вас получится премьер министр, который бросает свою карьеру, семью и компанию, ради одной жизни.
Обсуждение.
Давайте обсудим решение человека, который отказался всё-таки от должности, правильно ли он поступил?
Кто хочет изменить своё решение? Почему?
Поднимите руки те, кто поддерживает точку зрения этого человека /аплодисменты/. Почему?
Кто поддерживает иную точку зрения? /аплодисменты/ Почему?
Каждое мнение имеет право жить.
Подсчёт карточек.
Белые +1
Чёрные -1
Построение.
Обсуждение.
Кто оказался в другом месте?
Изменились ли чувства?
Разделение на три группы.
Группа жизни.
Группа риска.
Группа смерти.
Обсуждение.
Довольны ли вы, что попали именно в эту группу. Почему?
Зафиксировать чувства каждого.
Ты бы хотел оказаться в другой группе? В какой?
Ваш выбор.
Выберите в своей группе двух людей, которые попадут, волею судьбы, в две другие группы.
Группа Жизни |
-
Группа Риска
Г руппа Смерти |
Переход по группам.
Обсуждение.
Опрос перешедших.
Изменились ли ваши чувства?
Почему именно этот человек перешёл в эту группу?
Доволен ли ты, что перешёл или нет? Изменились ли твои чувства теперь?
Построение
Поход в слепую…
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Сейчас мы с вами будем пытаться выбраться на поверхность. Пожалуйста, положите правую руку на плечо впереди стоящего для связи. Мы будем преодолевать с вами опасные участки. Вы должны договориться о системе знаков которые будут предупреждать позади стоящего об опасности (Медленно начните путь по выбранному маршруту, включающего залезания на возвышенности, пролезая под низко нависшими "обломками", притискивания между ними и т.д.)
Финишируйте на каком-нибудь тесном, но безопасном месте (вершина холмика, большого камня, лестницы и т.д.), чтобы ребята скучились вместе(закрутились в спираль) и попросите ребят снять повязки. Постарайтесь, чтобы это место выглядело иначе, чем-то откуда вы стартовали - это придает моменту «снятия повязок» элемент сюрприза. Ребята окажутся в тесной спирали – что вызовет теплоту сближения, чувство уверенности, поддержки. Автоматически именно этот момент снимает напряжение, присутствующее в ходе тренинга. Лучше всего что - бы это было такое место, где ребята еще ни разу, не были.
ПРАВИЛА:
Вовремя прохождения разговаривать запрещается;
У всех кроме первого, завязанные глаза;
Расцепляться нельзя;
Во время прохождения если кто, то нарушает правила, последний умирает (ОТСТАЕТ), (становится зрителем).
Общий круг.
Когда составлялся этот тренинг, все думали, что погибнут слабые люди, духовно – материально неустойчивые, а получилось наоборот? Как?
Почему – то слабые выходили вперёд.
Сильные же были готовы умереть.
Психология слабых такая, что если ты мне дал чёрную карточку, то в ответ получишь чёрную. Или я методом случайного выбора решил, кому дать чёрную метку – это оправдание перед всеми или самим собой, не желание зависеть от обстоятельств и нести ответственность.
За этим легко можно наблюдать.
Вывод: Убили лидеров.
Я не говорю, что вы слабые, но убивают тех, кто сильнее, а этого быть не должно.
27. Концовка упражнения:
Когда оставшиеся группа прошла упражнение и спаслась, группе предлагается на выбор вернуться на старт, объединится со всеми погибшими, и как бы начать сначала. Но риск в том, что может получится больше погибших. Либо не возвращаться и оставить все как есть.
1 вариант: Вы все спаслись и это здорово!
2 вариант: Убили Лидеров!!!
Замечание: если тренинг зашел в тупик или появилась критическая ситуация, нужно сообщить, что спасатели смогли до вас добраться и всех спасли.
28.Дележка чувств.
Обсуждение тренинга, обратная связь.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Отрадных Ирина Александровна
→ otradnix 20.04.2011 6 12819 3344 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.