Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Буденновска
ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА РАБОТУ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Учитель математики
Берсункаев Данат Далимбекович
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Буденновска
Районный педагогический фестиваль
«Призвание – 2011»
ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА РАБОТУ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
АВТОР:
учитель математики
Берсункаев Данат Далимбекович
Буденновск, 2011
I. Вступительное слово
(слайд 1) Здравствуйте! Многие из вас наверно слышали такое выражение «Специалист – это «сведущий невежа», который хорошо 'знает' свой мизерный клочок мироздания, но полностью несведущ в остальном». Применимо ли оно к учителям? ... Что же ... Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. В последнее время школу все чаще и чаще обвиняют в том, что она не в состоянии воспитать морально и физически здоровое поколение. А кто, как не классный руководитель, должен придавать этому особое значение. Возникает вопрос: «А каким должен быть современный «классный»?» Какие методы и формы взаимодействия с детьми и их родителями он должен использовать? Что и как воспитывать? Сегодня мне бы хотелось поговорить именно о работе классного руководителя и, конкретно, о влиянии социума на нее.
II. Теоретическая часть.
(слайд 2) «Воспитание детей - рискованное дело ...» - говорил Демокрит. И прав до сих пор. В начале этого учебного мы провели социологический опрос среди родителей и детей, результаты которого представлены в диаграммах. Видно, что большинство осознают необходимость классного руководителя, но, в то же время, есть меньшинство, которое понимает, что далеко не каждый учитель может им быть ...
Тогда возникает вопрос, а каким он должен быть? (слайд 3) Каждый помнит из педагогики, что классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
• духовным посредником между обществом и ребенком;
• защитником от моральной деградации, нравственной гибели;
• организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива; условий для самовыражения и развития каждого ребенка;
• помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
• координатором всех воспитательных институтов общества влияющих на становление и развитие воспитанников;
• создателем благоприятной микросреды и морально-психологического
климата в детском и подростковом коллективе.
(слайд 4) Какие функции выполняет классный руководитель? Вспомним основные из них:
Аналитико–диагностическая функция реализуется, прежде всего, в процессе изучения индивидуальных особенностей школьников данного класса. В процессе наблюдений, бесед, совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики
Планово–прогностическая функция включает определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д.
Организационно–координирующая функция направлена на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников.
Контрольно–корректирующая функция направлена на определение результатов работы своей деятельности и учеников класса. При анализе проведенной работы классный руководитель определяет не только результаты, но и условия, которые способствовали достижению таких результатов, средства, которые были использованы, мотивы, которые были актуализированы и повлияли на процесс и результат.
Личностно-развивающая функция связана с развитием индивидуальных способностей каждого ученика.
(слайд 5) Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм, который может успешно функционировать только при условии, если каждое его отдельное звено и подразделение будут действовать слаженно и эффективно. Влияние основных элементов социума на работу классного руководителя отображено в схеме, из которой видно, что его деятельность немыслима без сотрудничества с различными структурами школы и другими участниками учебно-воспитательного процесса.
(слайд 6) 1. В процессе своей деятельности классный руководитель, в первую очередь, взаимодействует с учителями-предметниками:
совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;
представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями;
включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет;
совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.
(слайд 7) 2. Совместно с педагогом-психологом классный руководитель:
изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро и макро социум;
координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;
анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии;
координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
(слайд 8) 3. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования.
Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
(слайд 9) 4. В организации внеурочной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом-организатором. Согласовывая совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное время. При поддержке педагога-организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность.
(слайд 10) 5. Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.
(слайд 11) 6. Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности.
В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуется информирование обучающихся о действующих детских и молодежных общественных организациях и объединениях.
(слайд 12) 7. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности, через освоение классической и современной литературы.
8. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
(слайд 13) 9. И наверно, наиболее важной и сложной, является взаимодействие с родительской общественностью. Основные направления работы классного руководителя с родителями:
изучение семей учащихся,
педагогическое просвещение родителей;
обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества;
педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
дифференцирование и индивидуализация работы с семьей;
информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся;
совершенствование работы с семьей на правовой основе;
обеспечение сотрудничества гимназии с родителями учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение семьи к организации учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.
III. Практическая часть
(слайд 14) Сейчас я предлагаю от теории перейти к практике. Рассмотрим и обсудим три типичных ситуации из повседневной жизни классного руководителя. Я предлагаю вам совместно с другими участниками группы проанализировать, оценить ситуацию и предложить свой вариант выхода из нее с учетом той информации, которую вы услышали сегодня.
Ситуация № 1. В классе есть ребенок- слабак, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом.
Ситуация № 2. Мама озадачена тем, что ее дочь стала меньше общаться с ней, всегда в печальном настроении. Ее перестало все интересовать, стала скрытной, замкнутой в себе. Мама обращается к классному руководителю за советом.
Молодцы! Вы отлично справились с поставленной перед вами задачей. Что же ... Теперь, я думаю, мы можем уверенно сказать, что фраза «Специалист – это «сведущий невежа», который хорошо 'знает' свой мизерный клочок мироздания, но полностью несведущ в остальном» не применима к классному руководителю.
IV. Заключение
(слайд 15) В качестве заключения я хочу обратить внимание на методические рекомендации классному руководителю, отражающие влияние социума на его работу. (раздаточный материал)
(слайд 16) И закончить сегодняшнее выступление мне бы хотелось следующими стоками:
Не
прячьте доброты своей,
Откройте
сердце всем наружу.
Тем, что имеете,
щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите
только теплоту:
Ребенку, женщине и
другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь
все вернет сполна по кругу
К
вам возвратятся свет, любовь,
Мечта
и счастье к вам вернется.
И нежной
лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
Спасибо за внимание и удачи вам в нашем нелегком деле!
Использованные источники
1. Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001 г. N 480/30-16 Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях.
2. http://festival.1september.ru/articles/509052/ Данилова Ольга Борисовна. Учебно-воспитательный процесс как система педагогического взаимодействия.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений. Приказ № 21 от 03.02.2006 г.
4. http://www.openclass.ru/node/33422/ Осипова Наталья Геннадьевна. Педагогические ситуации.
5. http://festival.1september.ru/articles/586311/ Кандаурова Елена Николаевна. Система деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы.
Автор: Берсункаев Данат Далимбекович
→ Defl2379 06.11.2011 1 4455 726 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.