Мастер-класс на тему "Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников" 1 класс


Марьина Анна Анатольевна

МБОУ СОШ №64

г. Екатеринбург

учитель начальных классов



Мастер-класс по теме «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников» 1класс



Цель – познакомить молодых специалистов с опытом работы классного руководителя.


Ход мастер-класса


1.Приветствие, представление, сообщение темы.


2.Основная часть.

Начать свой разговор хочу с вопроса:

- Кто такой классный руководитель?


Классный руководитель-это учитель, выполняющий функции организатора ученического коллектива в школе.

- Какие обязанности он выполняет?


Обобщая все высказывания, можно выделить несколько функций классного руководителя. НА ДОСКУ

  • Организация деятельности классного коллектива (поручения в классе, организация работы дежурных, организация питания, работа с активом класса и т.д.)



  • Организация учебной деятельности класса (создание обстановки, способствующей благоприятному усвоению учебного материала, помощь в учебе болеющим ученикам и т.д.)



  • Организация деятельности жизни класса во внеучебное время (организация и проведение в соответствии с планом воспитательной работы творческих дел, классных часов…)



  • Изучение и воспитание личности (воспитание эстетической, нравственной культуры учащихся…)


  • Работа с родителями (индивидуальная и групповая, проведение собраний…)

Почти все педагоги сходятся на одном – без эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается.



Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая



Только как же вовлечь в работу родителей, которые в школу почти не ходят и на школьные мероприятия не выбираются?
В чем причина такой родительской пассивности?
Возможно в том, что классные руководители не умеют родителей заинтересовать. Поэтому важно так организовать работу с родителями, чтобы им было интересно приходить в школу, выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.



- Скажите, какие существуют формы взаимодействия учителя с родителями?

(собрания, консультации, посещения на дому, родительские чтения, праздники и т.д.) НА ДОСКУ

Одним из распространенных звеньев в сотрудничестве между родителями и педагогом считается классное родительское собрание.



- Какие виды собраний вам известны?

Среди видов можно выделить:

  • организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии или подготовке к походу),

  • собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога, врача, физкультурного работника и т.д), тематические,

  • собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно–воспитательного процесса,

  • итоговые (четвертные) и т.д.



Предлагаю вам поучаствовать в деловой игре под названием «Родительское собрание». Для этого нам надо разделиться на группы.(ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ, ПЕРЕСАЖИВАНИЕ)

Самым сложным для меня бывает первое родительское собрание, так как приходится общаться одновременно с более двадцатью незнакомыми взрослыми людьми. И от того, как пройдёт собрание, будут зависеть мои взаимоотношения с родителями моих учеников: будут ли они с желанием идти на классные собрания и принимать участие в подготовке классных мероприятий, достигну ли я взаимодействия и согласия с родителями в воспитании, в создании эмоционально- благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности. Я хочу поделиться некоторыми приемами, которыми вы можете воспользоваться в будущем.

  • На родительские собрания приглашаю заранее, рассылая родителям приглашения, где должна быть тема и время собрания (ПРИГЛАШЕНИЯ РАЗДАТЬ ПО ПОДГРУППАМ).

Уважаемые__________________________________


Можно использовать и другие формы приглашения: звонок, сообщение в дневнике…







  • Как я знакомлюсь с родителями и знакомлю их друг с другом?

Приемы обыгрываем по подгруппам:

1 подгруппа – Игра в имена

Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый. (Анна – артистичная, наивная, нервная, аккуратная)



2 подгруппа - Представление самого себя и своего соседа

Сначала родители рассказывают о себе в парах, затем нужно создать малые группы и представить друг друга. Тот, о ком говорят, при необходимости дополняет сказанное. Затем малая группа представляет своих членов всей группе родителей.

3 подгруппа – Игра-знакомство
Усложненный вариант игры-знакомства - назвать предыдущих участников в соответствующей последовательности, при возможности повторяя их интонацию и жесты.

4 подгруппа - Какой Я

При такой игре используется имя прилагательное, желательно с визуализацией образа: "Я скромный", "Я сильный", " Я страшный и грозный", "Я романтичный" и др.

  • На первом собрании мы принимали правила собрания. Эти принятые правила записали и повесили на видном месте на время собрания.

Но прежде чем принимать правила собрания, я ознакомила родителей с правилами о правилах. У вас на столах в группах лежат памятки, чего стоит придерживаться при формулировки правил. НА СТОЛАХ

Правила должны:

  • быть реальными для осуществления;

  • быть понятными;

  • не противоречить друг другу;

  • быть написанными доступным языком;

  • предусматривать разумное наказание за нарушение;

  • быть известными для тех, кому они предназначены;

Предлагаю вам побыть в роли родителей и самим придумать правила собрания.

Работа в группах (записывают на листах свои предложения) 2 мин.

Зачитываем.

Поскольку правила в группах повторяются и их много, нужно будет определить самые главные. Выписываем самые главные правила на доску.



У нас в классе были такие правила:

  • приходить вовремя

  • снимать верхнюю одежду

  • быть корректными

  • никого ни к чему не принуждать

  • быть краткими

  • отвергая предложение, необходимо вносить встречное

Все участники родительского собрания придерживаются установленных правил. Если правила по каким-то причинам не выполняются, группа может их пересмотреть и, при необходимости, изменить. К правилам обращаются на каждом родительском собрании. Правила могут служить помощью и поддержкой для каждого участника родительского собрания.


  • Для того, чтобы лучше узнать детей своего класса и семьи, я провожу анкетирование. Анкета для родителей первоклассников помогает классному руководителю узнать особенности ребенка. Я выдаю такие анкеты на первом собрании, дома родители спокойно заполняют их и приносят. Из данной анкеты вы можете получить информацию, необходимую для заполнения школьной документации, сведения о составе семьи, социальном статусе семьи, сведения о здоровье ребенка и психологических особенностях. Подобную анкету (блок о ребенке) я заполняю через некоторое время сама на каждого ребенка и даю возможность родителям сравнить свои представления с наблюдениями учителя. Это темы для личных бесед, индивидуальных консультаций.



Итак, при подготовке и проведении классного родительского собрания я стараюсь придерживаться некоторых правил:

1. Для проведения родительского собрания выбираю наиболее благоприятный день и час, чтобы на это время ни у меня, ни у родителей не было запланировано никаких важных дел.

2. Определяю одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников моего класса. Первое собрание может быть посвящено адаптации ребенка к обучению в школе.

3. Обращаю внимание на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга. Можно работать в группах как мы сегодня.

4. В ходе собрания иногда использую игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

5. Берегу время людей, приглашенных на собрание.

6. Иногда сделать общение на собрании непринужденным и откровенным помогает чашка чая.

7. При обсуждении проблемных вопросов опираюсь на жизненный и педагогический опыт родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

8. Стремлюсь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.



  • Хочу предложить вам один из способов обсуждения проблемы на родительском собрании «Карусель». Этот прием годится на собрании любого класса от 1 до 4.

Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов ее решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течение трех-пяти минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к ее решению. Затем идет обмен листами по часовой стрелке или против часовой стрелки, таким образом, чтобы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, и каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам. Обсуждение всех выделенных проблем дает представление о том, как решать общую проблему. Проблему целесообразно формулировать в русле общей темы родительского собрания.



Итак, тема родительского собрания "Как помочь ребенку хорошо учиться" (выдаю подгруппам листы с вопросами)

1 подгруппа – как учить ребенка самостоятельности



2 подгруппа – как научить ребенка быть внимательным



3 подгруппа – когда целесообразнее выполнять задание вместе



4 подгруппа – как контролировать учебу ребенка.



Обсуждение.

 

При этой форме проведения родительского собрания мы не даем готовых ответов, а даем возможность самим родителям предложить решение проблемы. Так же можно провести планирование воспитательной работы в классе (учитель пишет направления, а родители - предложения).

Таким способом можно провести планирование воспитательной работы в учебном году (по направлениям: спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое, интеллектуальное, нравственное или по формам мероприятий: праздники, экскурсии, классные часы, …).

  • Можно использовать другой способ обсуждения – «Слово-эстафета». Родители должны продолжить начатое педагогом предложение «Мой ребенок будет хорошо учиться, если я…». Для большей организованности лучше, если при этом они будут передавать друг другу какой-нибудь предмет. (ИГРА)

       

Ещё один способ взаимодействия с родителями на собрании –

Решение конкретных ситуаций способствует формированию навыков анализа, умений выделять главное, слушать и взаимодействовать. Этот вид работы позволяет показать возможности консилиума, продемонстрировать множество подходов к решению одной проблемы. Для успешного решения необходимо, чтобы ситуация была реальной, проблемной и описана лаконично и емко. При решении ситуаций необходимо опираться на теоретические знания и опыт родителей.



Круг. Участникам предоставляется возможность высказать свое мнение по кругу. Если кто-то не желает высказываться, то ему можно дать возможность высказаться несколько позже. Такое упражнение полезно, когда необходимо за короткий промежуток времени выяснить уровень владения участниками конкретной темой, проблемой.



Семинар-общение. Для этой формы работы необходимо заранее продумать перечень вопросов. Этот перечень целесообразно связать с темой родительского собрания, возможно, с профессиональной деятельностью родителей, с их возрастными особенностями, можно учесть и другие факторы. Все зависит от намеченной цели. Вопросов должно быть не более 7-10-ти. Очень большое число вопросов утомляет участников. Каждый участник получает небольшие полоски бумаги. Их количество соответствует числу вопросов. Учитель читает первый вопрос, все участники ставят на одной из полосок цифру 1 и записывают свой ответ на вопрос. Аналогично записываются ответы на все остальные вопросы.

На следующем этапе родители делятся на группы по числу вопросов. Каждая группа выбирает одну карточку, на которой записан вопрос, и собирает все ответы под этим номером.
Затем полученные ответы систематизируются, и полученная информация записывается на карточку. После обсуждения каждая группа зачитывает полученную информацию по рассматриваемому вопросу для всех участников.

В такой ситуации никто не боится отвечать, мнение каждого находит отражение. Это особенно важно на родительских собраниях, когда многие родители испытывают чувство неуверенности или неловкости.



Чудодейственный вопрос. Участники родительского собрания располагаются по кругу. Учитель находится в центре. Он предлагает родителям поговорить о том, какие дети им больше всего нравятся. Учитель внимательно слушает, эмоционально поддерживает участников, повторяет некоторые из названных качеств, переспрашивает и уточняет, как выглядят нравящиеся родителям дети, как они говорят, какое у них чаще всего настроение.

Затем учитель говорит: "Давайте пофантазируем. Случилось чудо! Все наши дети стали такими, какими мы их видели, слышали, чувствовали в нашем воображении. Что вы бы делали по-другому? Какие новые слова появятся в вашей речи? Каким будет ваш голос? Как вы будете выглядеть?" В заключение учитель просит родителей поделиться впечатлениями: было ли полезным данное упражнение, какие открытия они для себя сделали, выполняя это упражнение.





На первом собрании можно провести самопредставление семей.

Как завершить родительское собрание?

  • Блиц-опрос. Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.

  • Анонимный совет

  • Анкетирование

  • Прием «Письмо» (провести в конце мастер-класса) Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника: "Что нового вы сегодня узнали? Что привлекло ваше внимание на собрании? Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему? Что было трудным? Что мешало работе и почему?" Могут быть и другие вопросы - по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания.

Вывод:

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

Обсуждение, обмен мнениями.







Список использованной литературы:

  • Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. М., Вако, 2008

  • Как проводить родительское собрание в школе/авт.-сост. О.С. Олендарь – М., АСТ, Донецк, Сталкер, 2005

  • Родительское собрание. / Сост. Л.П.Кибардина, Е.П.Алексеева. М., ВЛАДОС, 2004




Полный текст материала Мастер-класс на тему "Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников" 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Марьина Анна Анатольевна  АннаАнатольевна
01.01.2012 1 7742 648

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК