Слайд 1
Аникеева Юлия Валериевна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области
Аникеева Юлия Валериевна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области
Памятка «Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»
Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.
Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.
Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.
Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.
Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор си-туаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Виды родительских собраний:
1.Организационные:
-избрание родительского комитета;
-распределение общественных поручений;
-разработка мероприятий с участием родителей
2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.
3.Тематические.
4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
5.Собрания-практикумы.
6.Итоговые и т.д.
Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Данные рекомендации могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Начальная школа
Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Режим дня и его влияние на качество обучения.
Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.
Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.
Роль игры в расширении кругозора ребенка.
Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.
Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.
Шалость и хулиганство - есть ли различия?
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Средняя школа
Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.
Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.
Когда легко учиться?
Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.
Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.
Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.
Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.
Особенности межличностных отношений подростков.
Психологический стресс и подросток.
Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.
Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.
Воспитание детей и "ножницы времени".
Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.
Старшая школа
Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.
Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.
Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.
Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.
Профессиональные намерения и возможности учащихся класса
ВНО. Как помочь ребенку.
Мой ребенок- выпускник.
Аникеева Юлия Валериевна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области
Приложение 1.
Формы работы с родителями:
индивидуальные консультации педагога, посещения на дому, родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги, родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции.
Приложение 2.
Этапы подготовки родительского собрания:
7.Выбор темы собрания.
5.Определение целей родительского собрания.
3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
8.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
2.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
6.Приглашение родителей и других участников собрания.
1.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
4.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Аникеева Юлия Валериевна
Учитель английского языка
МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области
СЕМИНАР :
« Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы»
Автор: Аникеева Юлия Валериевна, учитель английского языка, руководитель ШМО классных руководителей, МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области, 2012 год
Данная работа предназначена для проведения семинара на МО классных руководителей.
Используемые ресурсы:
Список литературы:
Тематические классные часы и родительские собрания.\Л.Ж.Жалпанова.- Ростов н\Д: Феникс, 2011.-284с.
Тесты для подростков.\О.Ф.потемкина и др. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.- 320с.
Групповая психология.\Э.Берн.- М.: Академический проект, 2001. – 464с.
Список интернет-ресурсов:
Конспект практического семинара
« Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы»
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.
Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.
Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Темы собраний, как правило, подбираются согласно возрасту детей и в соответствии с их актуальностью для данного класса. Однако, в течение года не всегда проводятся все запланированные собрания. В этом случае классный руководитель напрасно лишает себя лишней возможности пообщаться с родителями, обсудить различные вопросы жизнедеятельности класса.
Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.
Сегодня мы попробуем направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально – педагогической деятельности.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания ,главная из которых:
- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей,
- социокультурные особенности жизни семьи,
-экономическое положение семьи.
Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.
Содержание
работы школы с родителями состоит в
следующем:
-повышение
психолого-педагогических знаний
родителей (лекции, семинары, практикумы,
дискуссия, тренинги),
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь школы в делах),
- участие родителей в управлении школой (совет школы, родительский комитет),
- формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.
Давайте сразу определимся: У нас три группы
План проведения семинара.
Содержание работы с родителями.
Формы работы с родителями .
Методы работы с родителями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей
(тренинговое занятие)
Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия семьи и школы.
Правила эффективного взаимодействия классных руководителей с семьями учащихся.
!1 группа Формы работы с родителями делятся на традиционные и нетрадиционные.
На
доске плакат – формы работы с родителями
– 2 колонки: традиционные и нетрадиционные.
Ваша задача: из предложенного перечня форм дополнить данные колонки, можно написать свои.
Итак, перед нами формы работы с родителями.(Приложение 1)
Как вы считаете какие формы работы с родителями дают наибольший эффект традиционные или нетрадиционные.
!2 группа Ваше задание: из предложенного перечня анкет, тестов выбрать те, которые, на ваш взгляд, помогут определить уровень психолого-педагогических знаний родителей.
Анкета «Мой ребёнок»
1.Когда он родился, то __________________________________________________
2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________
3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________
4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________
5.Его отношение к школе было ___________________________________________
6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________
7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________
Диагностика №1.
Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.
1.
Иногда немного жаль, что ребенок вырастет
и станет взрослым.
2. Если ребенок
говорит неправду, то он, скорее всего,
не лжет а фантазирует.
3. Современные
школьные программы чересчур сложны.
4.
Мать должна служить эмоциональным
посредником между ребенком и отцом,
потому что отцам свойственна излишняя
строгость.
5. Если ребенок занят
полезным делом, но у него ничего не
получается, надо похвалить и за усилие.
6.
Наивная непосредственность – это,
скорее, достоинство детского возраста,
а не недостаток.
7. Если ребенок не
засыпает в темноте, ему необходима
лампа-ночник.
8. Многие детские шалости
объясняются дурным влиянием сверстников.
9.
У каждого ребенка есть свои достоинства,
которые намного важнее недостатков.
10.
Ребенок мог бы достичь больших успехов,
если бы учителя относились к нему
благожелательно.
11. Когда отец и мать
расходятся в оценке поведения ребенка,
важнее должно быть мнение матери,
поскольку женщины – прирожденные
воспитатели.
12.
В детстве всем необходимы занятия
спортом. · За семейным столом лучшие
кусочки должны отдаваться детям.
13.
Детское непослушание часто возникает
оттого, что родители требуют от ребенка
слишком многого.
14. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.
И т о г и:
15–20
баллов.
Отец:
Вы недооцениваете роль мужчины в
воспитании. Ваша требовательность к
ребенку бывает продиктована вашим
настроением, а не поведением ребенка.
Мать:
Вы очень любите ребенка, но забываете
о том, что ребенок вырастет и должен
будет решать свои проблемы
самостоятельно.
8–11 баллов.
Отец:
В воспитании ребенка существует
отстраненность.
Мать:
Ребенку необходимо больше вашего
эмоционального участия в его жизни.
Менее
8 баллов.
Отец:
Не судите слишком строго своего
ребенка.
Мать:
Вашему ребенку нужно больше мягкости
и поощрения.
Диагностика №2
Отметьте те утверждения, с которыми Вы можете согласиться. Если в каком-то из разделов Вы отметили 2 или 3 пункта, существует риск некоторых "перегибов".
А - Возможно, Вы представляете своего ребёнка более беспомощным, чем он есть на самом деле. Попробуйте дать ему больше самостоятельности!
Б - Не слишком ли Вы балуете своих детей? Вы ведь сами ещё молодая женщина!
В - Пожалуй, Вы несколько более требовательны, чем ребёнок может вынести. Не ведёт ли это к напряжению в семье?
Г - Такое впечатление, что Вашим детям "всё нельзя". Постарайтесь выбрать из Ваших требований самые необходимые!
Д - Не думайте, что строгие наказания - лучший метод воспитания. Есть риск, что ребёнок перестанет отвечать на просьбы, не подкреплённые угрозой.
Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.
А
1) Мои дети для меня - самое главное в жизни.
2) Ради детей я готова отказаться от личной жизни.
3) Я всё время думаю только о детях - об их болезнях, делах, друзьях.
Б
1) Мои дети всегда умеют добиться от меня того, что хотят.
2) Я трачу на детей значительно больше денег, чем на себя.
3) Я не понимаю, как можно устать от общества своих детей.
В
1) Мои дети имеют больше домашних обязанностей, чем другие.
2) Мой старший ребёнок всегда присматривает за младшим.
3) Я охотно поручаю своему ребёнку трудные дела.
Г
1) Главное, чему нужно научить детей, - это слушаться.
2) Дети должны уважать мать больше всех людей на свете.
3) Нельзя проявлять свои слабости при детях.
Д
1) Детям полезно, если они не только любят, но и боятся мать.
2) Ради детей нельзя оставлять их проступки безнаказанными.
3) Случается, что лучшее наказание - это порка.
Анкета «Ребенок и его семья»
1.
Меня почти во всем поддерживают.
2. У
нас бывают разногласия, даже ссоры.
3.
Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне
предъявляют слишком высокие требования
в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6.
Дома считаются с тем, что бы мне хотелось
иметь из одежды, с другими нуждами.
7.
Мне дают карманные деньги.
8. У нас
дома бывают одноклассники, друзья.
9.
Мне хотелось бы иметь больше
самостоятельности.
10. Родители заняты
только собой.
Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»
Уважаемые родители! Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ.
Вопросы |
Да |
Нет |
Трудно |
1. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: – уровнем преподавания; – организацией школьного быта; – питанием в школе; – состоянием школьных помещений; – оформлением классов; – материально-техническим обеспечением школы; – отношениями между школьниками в классе; – вашими отношениями с педагогами и администрацией; – отношением вашего ребенка с педагогами; – отношением вашего ребенка к школе в целом. |
|
|
|
2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню? |
|
|
|
3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе? |
|
|
|
4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами? |
|
|
|
5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»? |
|
|
|
6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? |
|
|
|
7. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? |
|
|
|
8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы сделать лучше? |
|
|
|
Как
видите, анкеты позволяют понять, владеют
ли родители необходимой информацией
по воспитанию детей, правильно ли выбран
принцип воспитания, определят проблемы
в воспитании детей.
!3 группа
Распределите в правильном порядке этапы подготовки родительского собрания.(Приложение 2.)
1.Выбор темы собрания.
2.Определение целей родительского собрания.
3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
6.Приглашение родителей и других участников собрания.
7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.
Рефлексия.
На сегодняшнем семинаре мы хотели только рассказать о нетрадиционных формах работы с семьей, выявить факторы, которые способствуют эффективному взаимодействию семьи и школы, но и дать практическое занятие в работе с родителями по формированию методов и приемов развития жизненно важных навыков у детей. Все запланированное мы выполнили.
А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенному семинару.
Как вы считаете, все ли сегодня удалось на сегодняшнем семинаре?
На столе лепестки. Требуется сложить цветы – красный цвет – удалось, желтый – не совсем удалось, зеленый – совсем не удалось.
В конце семинара могу только привести слова талантливого физика Нильса Бора. Он говорил: «Мы занимаемся слишком серьезным делом, чтобы делать его серьезным».
Автор: Аникеева Юлия Валериевна
→ Uylya 04.04.2012 0 8256 1531 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.