Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы


Аникеева Юлия Валериевна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области

Памятка «Правила поведения классного руководителя на родительском собрании»


  1. Снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

  2. Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание к ним.

  3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

  4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы.

  5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

  6. Разговаривать с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников: и благополучных и трудновоспитуемых, ушли с собрания с верой в своего ребенка.



РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор си-туаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Виды родительских собраний:

1.Организационные:

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

3.Тематические.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

5.Собрания-практикумы.

6.Итоговые и т.д.

Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Данные рекомендации могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.











Начальная школа



  • Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

  • Режим дня и его влияние на качество обучения.

  • Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

  • Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

  • Роль игры в расширении кругозора ребенка.

  • Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

  • Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.

  • Шалость и хулиганство - есть ли различия?

  • Роль семьи в формировании личности ребенка.

Средняя школа

  • Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.

  • Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.

  • Когда легко учиться?

  • Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.

  • Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

  • Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.

  • Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.

  • Особенности межличностных отношений подростков.

  • Психологический стресс и подросток.

  • Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.

  • Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.

  • Воспитание детей и "ножницы времени".

  • Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.

Старшая школа

  • Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.

  • Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.

  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.

  • Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.

  • Профессиональные намерения и возможности учащихся класса

  • ВНО. Как помочь ребенку.

  • Мой ребенок- выпускник.



Аникеева Юлия Валериевна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области

Приложение 1.

Формы работы с родителями:

индивидуальные консультации педагога, посещения на дому, родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги, родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции.

Приложение 2.

Этапы подготовки родительского собрания:

7.Выбор темы собрания.

5.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

8.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

2.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

1.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

4.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.








Аникеева Юлия Валериевна

Учитель английского языка

МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области










СЕМИНАР :


« Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы»










Автор: Аникеева Юлия Валериевна, учитель английского языка, руководитель ШМО классных руководителей, МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области, 2012 год




















Данная работа предназначена для проведения семинара на МО классных руководителей.

Используемые ресурсы:

Список литературы:

  1. Тематические классные часы и родительские собрания.\Л.Ж.Жалпанова.- Ростов н\Д: Феникс, 2011.-284с.

  2. Тесты для подростков.\О.Ф.потемкина и др. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.- 320с.

  3. Групповая психология.\Э.Берн.- М.: Академический проект, 2001. – 464с.

Список интернет-ресурсов:

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F&noreask=1&img_url=sadik18.ru%2Fuploads%2Fposts%2F2011-04%2F1302843702_news3.jpg&rpt=simage&lr=38

  2. http://pedsovet.su/load/12-1-0-20929



Конспект практического семинара

« Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы»


Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Первого сентября учитель проводит первый урок или классный час со своими воспитанниками, и с этого дня он и родители учеников – единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.

Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.

Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания. Темы собраний, как правило, подбираются согласно возрасту детей и в соответствии с их актуальностью для данного класса. Однако, в течение года не всегда проводятся все запланированные собрания. В этом случае классный руководитель напрасно лишает себя лишней возможности пообщаться с родителями, обсудить различные вопросы жизнедеятельности класса.

Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.

В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.

Сегодня мы попробуем направить наши усилия на пополнение технологического арсенала социально – педагогической деятельности.

Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания ,главная из которых:

- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей,

- социокультурные особенности жизни семьи,

-экономическое положение семьи.

Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.


Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:


-повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги),

-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь школы в делах),

- участие родителей в управлении школой (совет школы, родительский комитет),

- формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.

Давайте сразу определимся: У нас три группы

План проведения семинара.

Содержание работы с родителями.

Формы работы с родителями .

Методы работы с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение родителей

(тренинговое занятие)

Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия семьи и школы.

Правила эффективного взаимодействия классных руководителей с семьями учащихся.

!1 группа Формы работы с родителями делятся на традиционные и нетрадиционные.


На доске плакат – формы работы с родителями – 2 колонки: традиционные и нетрадиционные.

Ваша задача: из предложенного перечня форм дополнить данные колонки, можно написать свои.

Итак, перед нами формы работы с родителями.(Приложение 1)

Как вы считаете какие формы работы с родителями дают наибольший эффект традиционные или нетрадиционные.

!2 группа Ваше задание: из предложенного перечня анкет, тестов выбрать те, которые, на ваш взгляд, помогут определить уровень психолого-педагогических знаний родителей.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то __________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

5.Его отношение к школе было ___________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

Диагностика №1.

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе один балл, если нет – 0 баллов.

1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет а фантазирует.
3. Современные школьные программы чересчур сложны.
4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.

6. Наивная непосредственность – это, скорее, достоинство детского возраста, а не недостаток.
7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.

9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
10. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
11. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее должно быть мнение матери, поскольку женщины – прирожденные воспитатели.

12. В детстве всем необходимы занятия спортом. · За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
13. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком многого.

14. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей – до поры его ограждать от них.

И т о г и:

15–20 баллов.
Отец: Вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.
Мать: Вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.
8–11 баллов.
Отец: В воспитании ребенка существует отстраненность.
Мать: Ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.
Менее 8 баллов.
Отец: Не судите слишком строго своего ребенка.
Мать: Вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.



Диагностика №2

Отметьте те утверждения, с которыми Вы можете согласиться. Если в каком-то из разделов Вы отметили 2 или 3 пункта, существует риск некоторых "перегибов".

А - Возможно, Вы представляете своего ребёнка более беспомощным, чем он есть на самом деле. Попробуйте дать ему больше самостоятельности!

Б - Не слишком ли Вы балуете своих детей? Вы ведь сами ещё молодая женщина!

В - Пожалуй, Вы несколько более требовательны, чем ребёнок может вынести. Не ведёт ли это к напряжению в семье?

Г - Такое впечатление, что Вашим детям "всё нельзя". Постарайтесь выбрать из Ваших требований самые необходимые!

Д - Не думайте, что строгие наказания - лучший метод воспитания. Есть риск, что ребёнок перестанет отвечать на просьбы, не подкреплённые угрозой.

Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.

А

1) Мои дети для меня - самое главное в жизни.

2) Ради детей я готова отказаться от личной жизни.

3) Я всё время думаю только о детях - об их болезнях, делах, друзьях.

Б

1) Мои дети всегда умеют добиться от меня того, что хотят.

2) Я трачу на детей значительно больше денег, чем на себя.

3) Я не понимаю, как можно устать от общества своих детей.

В

1) Мои дети имеют больше домашних обязанностей, чем другие.

2) Мой старший ребёнок всегда присматривает за младшим.

3) Я охотно поручаю своему ребёнку трудные дела.

Г

1) Главное, чему нужно научить детей, - это слушаться.

2) Дети должны уважать мать больше всех людей на свете.

3) Нельзя проявлять свои слабости при детях.

Д

1) Детям полезно, если они не только любят, но и боятся мать.

2) Ради детей нельзя оставлять их проступки безнаказанными.

3) Случается, что лучшее наказание - это порка.



Анкета «Ребенок и его семья»

1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.



Анкета для родителей «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители! Каждое из положений анкеты просим вас оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ.

Вопросы

Да

Нет

Трудно
сказать

1. Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:

уровнем преподавания;

организацией школьного быта;

питанием в школе;

состоянием школьных помещений;

оформлением классов;

материально-техническим обеспечением школы;

отношениями между школьниками в классе;

вашими отношениями с педагогами и администрацией;

отношением вашего ребенка с педагогами;

отношением вашего ребенка к школе в целом.




2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. Что бы вы могли предложить в дополнение к этому перечню?




3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе?




4. Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами и психологами?




5. Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»?




6. Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы?




7. Что, по вашему мнению, школа делает хорошо?




8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы сделать лучше?





Как видите, анкеты позволяют понять, владеют ли родители необходимой информацией по воспитанию детей, правильно ли выбран принцип воспитания, определят проблемы в воспитании детей.

!3 группа

Распределите в правильном порядке этапы подготовки родительского собрания.(Приложение 2.)

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Рефлексия.

На сегодняшнем семинаре мы хотели только рассказать о нетрадиционных формах работы с семьей, выявить факторы, которые способствуют эффективному взаимодействию семьи и школы, но и дать практическое занятие в работе с родителями по формированию методов и приемов развития жизненно важных навыков у детей. Все запланированное мы выполнили.

А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенному семинару.

Как вы считаете, все ли сегодня удалось на сегодняшнем семинаре?

На столе лепестки. Требуется сложить цветы – красный цвет – удалось, желтый – не совсем удалось, зеленый – совсем не удалось.

В конце семинара могу только привести слова талантливого физика Нильса Бора. Он говорил: «Мы занимаемся слишком серьезным делом, чтобы делать его серьезным».



Слайд 1
Аникеева Юлия Валериевна Учитель английского языка МБОУ СОШ № 10 города Волжского Волгоградской области
Слайд 2
В.А.Сухомлинский: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если дальше так будет продолжаться”, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей,
Слайд 3
• Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. • Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. • Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Слайд 4
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем: • Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, дискуссия, тренинги) • Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь школы в делах) • Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительский комитет)
Слайд 5
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи.
Слайд 6
План работы: • • • • Содержание работы с родителями. Формы работы с родителями . Методы работы с родителями. Психолого-педагогическое просвещение родителей • Этапы подготовки к родительскому собранию • Правила эффективного взаимодействия классных руководителей с семьями учащихся.
Слайд 7
Формы работы с родителями Традиционные Нетрадиционные
Слайд 8
Формы работы с родителями Традиционные • Родительские собрания • Общеклассные и общешкольные конференции • Индивидуальные консультации педагога • Посещения на дому Нетрадиционные • • • • • • • • • Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги
Слайд 9
Методы работы с родителями: • • • • наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Слайд 10
Этапы подготовки к родительскому собранию: • Выбор темы собрания. • Определение целей родительского собрания. • Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме. • Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
Слайд 11
Этапы подготовки к родительскому собранию: • Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов со-вместной работы его участников. • Приглашение родителей и других участников собрания. • Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям. • Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Слайд 12
• Нильс Бор: «Мы занимаемся слишком серьезным делом, чтобы делать его серьезным».
Слайд 13
Список интернет-ресурсов: • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%84%D0%BE %D1%82%D0%BE%20%D1%80%D0%BE %D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C %D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BE %D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD %D0%B8%D1%8F&noreask=1&img_url=sadik18.ru%2Fuploads %2Fposts%2F2011-04%2F1302843702_news3.jpg&rpt=simage&lr=38 • http://pedsovet.su/load/12-1-0-20929
Слайд 14
Список литературы: • Тематические классные часы и родительские собрания.\Л.Ж.Жалпанова.Ростов н\Д: Феникс, 2011.-284с. • Тесты для подростков.\О.Ф.потемкина и др. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.- 320с. • Групповая психология.\Э.Берн.- М.: Академический проект, 2001. – 464с.

Полный текст материала Роль родительского собрания во взаимодействии семьи и школы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Аникеева Юлия Валериевна  Uylya
04.04.2012 0 8256 1531

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК