Документация классного руководителя. Из опыта работы гимназии.


Содержание папки классного руководителя:

    • список класса;

    • характеристика класса;

    • актив класса;

    • родительский комитет;

    • планирование воспитательной работы (план по направлениям, работа с родителями, самоуправление);

    • успеваемость учащихся класса;

    • таблица посещения учреждений культуры;

    • таблица внеклассных мероприятий;

    • инструктаж по технике безопасности;

    • социальный паспорт класса;

    • личные карты учащихся;

    • самоуправление в классе;

    • анализ работы по полугодиям, включая анализ участия родителей в мероприятиях класса;

    • индивидуальная работа с родителями и учащимися;

    • диагностика

    • протоколы родительских собраний и заседаний родительских комитетов;

    • фоторепортажи;

    • другие документы

Анализ воспитательного мероприятия.

  1. Общие сведения

  • Название мероприятия __________________________________________________
    ______________________________________________________________________

  • Дата и место его проведения. Кто проводит.________________________________

______________________________________________________________________

  • Состав группы учащихся________________________________________________

  • Вид деятельности______________________________________________________

  • Цель мероприятия______________________________________________________

______________________________________________________________________


2.Анализ подготовки мероприятия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Ход мероприятия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4.Общая оценка воспитательного мероприятия

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Анализ деятельности воспитателя

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица участия _______________класса во внеклассной деятельности

классный руководитель________________________________________


Месяц

Конкурсы, дата

Праздники, дата

Коллективные творческие дела, дата

Проекты, дата

Тематические классные часы, дата

Общешкольные мероприятия, дата




























































































Посещение театров, кинотеатров, музеев, выставочных залов; экскурсии, походы

__________ класс, классный руководитель _________________________


Коли-чество

уча-

щихся

Дата, время

Место посещения

Тема

Цель посещения

Отзывы

учащиеся

родители

учитель
















































Дополнительная информация на обратной стороне или в приложениях.


Инструктаж учащихся по технике безопасности

__________ класс, классный руководитель _________________________


Тема инструктажа

Дата проведения

Количество инструк-тируемых

Ф.И. отсутствующих

Ф.И.О. инструктора

Подпись инструк-тора












































































































Состав родительского комитета _______ класса

классный руководитель __________________________


Ф.И.О. родителя

Домашний адрес

Телефон

Должность в родительском комитете











































































Состав ученического самоуправления _______ класса

классный руководитель __________________________

форма ученического самоуправления_________________


Ф.И. учащегося

Телефон

Должность в классном самоуправлении






























































































Ф.И.____________________________________________________________ (по желанию)


Анкета для выпускников.

Дополни предложения:


Я расстаюсь с гимназией с чувством…


Я буду всегда вспоминать о своей гимназии и рассказывать о ней…


Гимназия научила меня…


Гимназия помогла мне…


Гимназия создала мне условия для…


В гимназии я нашёл (ла)…


Гимназия подготовила меня…


Мне хотелось бы, чтобы в гимназии было…


Мне хотелось бы, чтобы в гимназии не было…


Мне хочется пожелать успехов…






Ф.И.____________________________________________________________ (по желанию)


Анкета для выпускников.

Дополни предложения:


Я расстаюсь с гимназией с чувством…


Я буду всегда вспоминать о своей гимназии и рассказывать о ней…


Гимназия научила меня…


Гимназия помогла мне…


Гимназия создала мне условия для…


В гимназии я нашёл (ла)…


Гимназия подготовила меня…


Мне хотелось бы, чтобы в гимназии было…


Мне хотелось бы, чтобы в гимназии не было…


Мне хочется пожелать успехов…



Методика выявления уровня развития самоуправления

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Проведение.

Каждый учащийся заполняет бланк, в котором указаны номера приведённых ниже предложений. Степень своего согласия с этими предложениями отвечающий выражает в оценках:

4 – «Да»,

3 – «Скорее да, чем нет»,

2 – «Трудно сказать»,

1 – «Скорее нет, чем да»,

0 – «Нет»

  1. Считаю для себя важным добиваться того, чтобы мой класс был самым лучшим.

  2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

  3. Самостоятельно организую интересные дела со своими одноклассниками.

  4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

  5. Класс способен к дружным самостоятельным действиям.

  6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределены между учащимися.

  7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

  8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

  9. Считаю. Что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед классом, были выполнены.

  12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

  13. Мы хорошо представляем себе задачи, стоящие перед гимназией.

  14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий для всей гимназии.

  15. Мы стремимся помочь учащимся нашего класса, состоящим в органах самоуправления гимназии, в решении задач, стоящих перед ними.

  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед гимназией.

  17. Мы стремимся к сотрудничеству в решении задач, стоящих перед гимназией, с другими классами и объединениями.

  18. Удовлетворён отношением моих одноклассников к учащимся других классов.

  19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим классам в решении трудностей, возникающих перед ними.

  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления гимназии, пользуются заслуженным авторитетом.

  21. Мои одноклассники добросовестно относятся к выполнению поручений всего коллектива.

  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив гимназии достиг более высоких результатов.

  23. Готов отстаивать интересы гимназии в других коллективах и общественных организациях.

  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы гимназии.


Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

  1. включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1, 2, 3, 4)

  2. организованность классного коллектива (предложения 5, 6, 7, 8)

  3. ответственность за результаты совместной работы в классе (предложения 9, 10, 11, 12)

  4. участие класса в управлении делами гимназии (предложения 13, 14, 15, 16

  5. взаимодействие с другими классами в организации общешкольной жизни (предложения 17, 18, 19, 20)

  6. осознание ответственности за результаты работы всего коллектива гимназии (предложения 21, 22, 23, 24)


Содержание и формы работы по просвещению родителей.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставились под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно – воспитательного процесса.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

В нашей практике сложилось пять функций работы гимназии и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы.

1 функция. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса, организуемого гимназией, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно – воспитательном процессе гимназии.

2 функция работы классного руководителя с родителями – психолого – просветительское просвещение.

3 функция. Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширения воспитательной среды, увеличения позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в гимназии воспитательной внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

4 функция. Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого – педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся. Другое направление – оказание родителям психолого – педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

5 функция. Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого – педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс и участие в его управлении в гимназии.

Психолого – педагогическое просвещение родителей организуется с помощью следующих форм работы с семьёй:

  • родительские университеты;

  • конференции;

  • индивидуальные и тематические консультации;

  • родительские собрания;

  • тренинги.

Вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс проходит с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации проведении внеклассных дел и укреплении материально – технической базы гимназии;

  • родительское общественное патрулирование;

  • шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно – воспитательным процессом организуется с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей в работе Совета гимназии;

  • участие родителей в работе родительского комитета.

Большое внимание необходимо уделять просвещению родителей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

Одной из главных и наиболее распространённых форм работы со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;

  • текущими или тематическими;

  • итоговыми;

  • общешкольными и классными.

Родительское собрание закономерно считается не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны – детей.

Для психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники психологического центра гимназии: психологи, социальные педагоги, валеолог, логопед – постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания. Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя со всеми учителями – предметниками. Цель этой встречи – персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной деятельности их ребёнка, именно поэтому необходима подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребёнку отдельно.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания, заблаговременно пригласив родителей. Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания подготовка классного помещения. Настроение родителей меняется в лучшую сторону уже тогда, когда их встречает элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей его класса, чутко улавливает их настроение, любое собрание должно включать 5 обязательных компонентов:

  • Анализ учебных достижений учащихся. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала следует предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением учителей – предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

  • Ознакомление родителей с состоянием социально – эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребёнок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников».

  • Психолого – педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого – педагогической компетентности родителей – одна из важных задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) состоит из двух составляющих: отчёта о проделанной работе и информации о предстоящих делах: финансовые проблемы лучше обсудить заранее с родительским комитетом.

  • Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительские собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!».

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведённому собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; всё это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. информация об итогах родительского собрания доводится до администрации и коллег – педагогов.

Советы психологов.

  • Перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение.

  • Отведите на проведение собрания не более 1,5 часов.

  • Самый приятный звук для человека – его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.

  • Перед началом родительского собрания объявите повестку дня собрания.

  • Не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

  • Поблагодарите всех, кто нашёл время придти.

  • Дайте родителям понять, что вы хорошо понимаете как, трудно ребёнку учиться.

  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не значит «плозой человек».

  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.

Не стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущее родительское собрание.

  • Сравнивать успеваемость и успехи отдельных учеников и разных классов.

  • Давать негативную оценку всему классу.

  • Переоценивать значение отдельных предметов.

  • Избирать для общения назидательный тон.

И ещё раз – будьте предельно корректны и тактичны.

Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы гимназии с родителями и исходя из запросов родителей класса. На классном родительском собрании обсуждаются вопросы учебно – воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и гимназии, подводятся итоги. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Правила подготовки классного родительского собрания.

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвёртое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и подготовленным.

Конференция – форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой – то узкой тематике. Наиболее эффективными и содержательными являются конференции по обмену опытом в воспитании детей, теоретические конференции, в ходе которых одна и та же проблема рассматривается под различными углами зрения. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьёзной и тщательной подготовки. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы гимназии разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовится. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребёнком, его ближайшем окружением, педагогами, причём делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по их решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации.

  1. Консультация проводится по запросам родителей, ребёнка и классного руководителя.

  2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребёнка, родителей, педагогов.

  3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать своё мнение и своё отношение к проблеме.

  4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

  5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

  6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на всё то хорошее и положительное, что есть в ребёнке и только потом говорить о проблемах.

  7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках по сравнению с сегодняшним днём.

  8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

  9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

  10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних лиц.


Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по – новому строить взаимоотношения, изменяют я – позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовывать и проводить только специалист, имеющий специальное разрешение.

Как вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно – воспитательном процессе в гимназии и в своих классах.

Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительских комитетов.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Не менее интересными могут быть информационные классные часы, которые могут проводить родители – профессиональные газетчики, журналисты, представители других профессий.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВН и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества. Всё зависит от того, насколько классный руководитель смог привлечь родителей к сотрудничеству в классе. Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении дискотек и праздничных вечеров в гимназии. Участники родительского патрулирования наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.

По рекомендации родительского комитета гимназии некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, должен поощрять самых активных родителей. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся. Формы поощрения родителей самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

8



Полный текст материала Документация классного руководителя. Из опыта работы гимназии. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Глыбина татьяна Андреевна  Сегодня
08.12.2009 0 25576 947

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК