Создание доброжелательного психологического климата в классном коллективе; 5-9 классы


Создание доброжелательного психологического климата в классном коллективе.

Из опыта работы. Учитель МБОУ СОШ «Горки-Х» Ерофеева О.П.

«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».

А.С.Макаренко.



Созданию и поддержанию доброжелательных отношений в классе способствуют добрые взаимоотношения между учеником и учителем, учеником и учеником. В статье психолога А.Г. Дербеневой говорится, что самым распространенным источником эмоциональных переживаний ребёнка является его отношения с другими людьми. Эти отношения могут быть уважительными, добрыми, искренними. И тогда появляются все предпосылки для формирования благоприятного психологического климата. Жизнь и деятельность в школьном коллективе требует постоянного взаимодействия и общения, в процессе которых школьники взаимно познают и взаимно влияют друг на друга, в процессе которых формируется общность взглядов и оценок. Подростку интересно не только показать себя и свои способности, но он так же получает удовольствие от того, что он познал других. Всё это и легло в основу моей системы воспитания, которую я назвала «Радость познания». Свою работу я строю на следующих принципах: сотворчества и содружества, защищённости и комфортности, духовности и душевности, индивидуальности и личностной ориентированности, доверия и открытости.

Обязательный элемент формы работы с учениками – действие – их совместная деятельность, которая развивает и обогащает. Чтобы наладить взаимоотношения между одноклассниками и что бы вовлечь в них как можно больше ребят я при подготовке различных мероприятий и в том числе классных часов разбиваю класс на группы, причём каждый раз разные, в которых при совместном творчестве раскрываются способности и таланты ребят. Подростки познают новое в характерах товарищей, испытывают чувства сопереживания и счастливые минуты творчества. Всё это учит их быть толерантными. Особенно хороша групповая работа при подготовке праздников. Каждый из Вас, наверно, замечал, что из радости праздничного общения, из удовольствия, рожденного совместным празднованием общих успехов, у каждого человека закономерно возникает желание делать добро. В классе возникает обстановка, благодаря которой ребята доброжелательно относятся друг к другу. «Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым.» А.С. Макаренко

Возникшая в общем деле, потребность в общении, новые отношения друг с другом, особенно в деле, совместно подготовленном и осуществленном, - все это позволяет узнать товарищей порой с неожиданной стороны. Приводит к созданию комфортной психологической обстановки в классе. Общее дело сплачивает и маленькие группы, и весь класс в целом. Для того что бы подросток чувствовал себя психологически комфортно в коллективе, он должен чувствовать себя защищённым. Здесь имеется ввиду не только физическая, но и психологическая безопасность. По мнению психолога А.Маслоу необходимым условием для ощущения защищённости и безопасности является наличие правил, по которым функционирует общество. Поэтому одним из первых классных часов в пятом классе у нас был классный час «Законы школьной жизни». Ребята работали в группах. Каждая группа разрабатывала свои правила поведения в столовой, на уроке, на перемене. Затем было обсуждение и выработка общих правил. Ещё было предложено взять за правило поздравлять друг друга с Днём рождения, отмечать окончание учебного года походом, а начало осенними посиделками. Эти правила прижились и стали традицией.

После проведения классных часов, посещения театров, после поездок, походов ребята пишут свои впечатления о мероприятии, берут друг у друга интервью. Материал вывешивают в классном уголке.

Созданию доброжелательного климата в классе способствует царящая в коллективе атмосфера взаимоуважения. В нашем классе учатся дети разных национальностей. Армяне, туркмены, чуваши, украинцы, молдаване. Уважение к традициям других народов – непременное условие комфортного общения. Для этого, мы например, проводили кулинарный конкурс, где ребята рассказывали об обычаях, истории и обрядах своего народа.

Эффективными способами формирования и поддержания доброжелательного психологического климата в классе является создание ситуации коллективного сопереживания значимых событий в жизни каждого ребенка. В нашем классе многие ребята занимаются в кружках и секциях. И как приятно, когда об их успехах узнают одноклассники!



В психологической форме работы с учащимися одним из основных средств воздействия являются элементы тренинга. Проведением тренингов я преследую следующие цели:

Исследование психологических проблем учащихся и оказание помощи в их решении.

Улучшение субъективного самочувствия.

Содействие процессу личностного развития

Достижение ощущения счастья и успеха.

Думаю, вы все читали сказку Носова «Приключения Незнайки». И также как в этой сказке в каждом классе есть ребята, которые обладают разными способностями. У одних – это способность к языкам, математике, исследовательской деятельности. Другие - любят мастерить, сами парты ремонтируют. Есть в классе и художники-оформители и художники-модельеры. Кто-то обладает музыкальными и вокальными способностями. Кто-то побеждает в конных соревнованиях, кто-то лучший баскетболист. И задача классного руководителя заключается в том , чтобы каждому ребенку с его индивидуальными способностями нашлось место в коллективе и все узнали о его достоинствах. Чтобы другие дети заметили его способности и оценили их. Иначе он может выбрать демонстративный способ поведения, и не исключено, что это приведет к неожиданным социальным результатам, подчас самого негативного характера. И для того, чтобы ребята узнали друг друга, и не только как лодыря или наоборот как отличника в учёбе надо создать определенную ситуацию. Это и совместные прогулки, экскурсии, поездки в театр, и подготовка к классным часам, и общешкольным мероприятиям. Кто-то проявит себя в походе, когда поможет девочкам перебраться через поваленное дерево. Нарушающий дисциплину, вечно отвлекающийся на уроке, оказывается занимается брейкдансом. А отстающий по геометрии – отличный ведущий любого вечера.

Такая работа ведется не только в классе. Для увеличения количества взаимодействий и контактов я работаю в тесном сотрудничестве с классными руководителями параллельных классов. Многие классные часы готовим и проводим вместе. А уж внеклассные мероприятия тем более. Вместе посещаем театры, ездим на экскурсии. Даже спортивные соревнования проводим не между классами, а между группами, в каждой из которых есть ребята и обоих классов. Всё это способствует сплочению ребят из параллельных классов, тем более, что в 10-ом классе это будет единый коллектив.

В результате внедрения всех способов формирования и поддержания доброжелательного психологического климата класс превращается в коллектив единомышленников, где созданы все условия для развития творческого потенциала личности и стимуляции её интеллектуальной активности.

Каждый человек талантлив, и наша задача помочь подростку раскрыться, показать его способности, что бы одноклассники оценили их, и он почувствовал доброжелательное отношение окружающих.

И последнее. Очень важно верить в каждого ребёнка. И чтобы ребёнок знал о том, что вы в него верите и любите его таким какой он есть.

Источники:

http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101004

http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_13_0_602.pdf










Полный текст материала Создание доброжелательного психологического климата в классном коллективе; 5-9 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ерофеева Ольга Павловна  Фила2064
07.11.2013 0 5608 549

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК