Сценарий "Активные формы работы с классным коллективом для осуществления экологического воспитания обучающихся"


Мастер-класс учителя МОУ СОШ № 1 Парубенко С.В.

«Активные формы работы с классным коллективом для осуществления экологического воспитания обучающихся»

Содержание

Оборудование

1

Вступление.

Трудно переоценить значение экологического воспитания детей и подростков в наши дни, когда современный мир то и дело находится на краю техногенных экологических катастроф, вызванных воздействием человека на окружающую среду. Зачастую корни необдуманного использования природной среды, разбазаривание природных ресурсов, бессмысленного истребления флоры и фауны родного края кроются в низком уровне экологической культуры людей, в неспособности понять необходимость совместных, слаженных глобальных природоохранных мероприятий, призванных предотвратить уничтожение нашей планеты и человечества, как одного из видов проявления жизни на Земле.

В конце июня 2010 г. на берегу Зейского водохранилища, в районе реки Алгоя, проходила Международная эколого-лингвистическая смена для подростков, организованная Зейским государственным природным заповедником, ДСЮШ отделение туризма, Муравьёвским парком устойчивого природопользования. В смене работали Кэйт Вулф, студентка-эколог из США, Лена Лун, студентка из Германии. Вместе с ними занятия по экологическому просвещению проводили Колодина Марина Викторовна, директор Муравьёвского парка, Наталья Петровна, учитель биологии и химии высшей категории, сотрудник Муравьёвского парка, Колмыкова Анна Сергеевна, сотрудник Зейского заповедника.

Поражало разнообразие использовавшихся форм и методов работы с подростками. Практически каждое занятие было активным, даже интерактивным по форме. Ребятам не давали оставаться безучастными слушателями, зрителями ни одной минуты. С первых секунд занятия они вовлекались в различную эмоционально окрашенную деятельность.

Сегодня мне бы хотелось показать лишь некоторые приёмы работы с детьми, которые можно эффективно применять классному руководителю на разных ступенях обучения. Я попросила помощи в проведении мастер-класса у ребят, которым посчастливилось побывать на этой эколого-лингвистической смене. Если у вас возникнут вопросы, вы сможете их задать по окончании нашей встречи ребятам. Они готовы рассказывать о своей поездке часами.

2

По-прибытии в лагерь, сразу после расселения ребят разделили по жребию на 3 группы. Вся деятельность в смене была организована с учётом этого деления. Каждая группа должна была представить к закрытию смены триптих «Прошлое, настоящее и будущее Зейского водохранилища» и кукольный спектакль на экологическую тематику. Каждому участнику смены подарили тетрадь для ведения журнала исследований, наблюдений. Ежедневно с 9 до 12 утра у них было по 3 занятия по 40 минут каждое. Группы перемещались с одного занятия на другое по принципу карусели (вертушки), сменяя друг друга по часовой стрелке. После обеда был час на отдых, и вновь шли занятия секции туризма, лекции представителей парка и заповедника, репетиции театра и обсуждение проекта триптиха. Вечером, после ужина, проходили соревнования, командные эстафеты, проводившиеся представителями Зейского заповедника. И так до наступления темноты. Затем вечерний костёр, с традиционными песнями под гитару, в сопровождении музыкального руководителя смены – Пасканной Любови Гавриловны. Взрослые падали замертво в палатках после столь насыщенного дня. Ребята умудрялись ещё общаться, обсуждать групповые проектные задания.

Показать все формы работы за оставшееся время просто невозможно. О некоторых я просто расскажу.

  1. Рассказывая о том, как мало пресной воды, пригодной для питья есть на планете Земля, Кейт принесла яблоко. Она говорила, что целое яблоко – это вся планета. Суша занимает 29% поверхности планеты. Она отрезала примерно 1/3 часть яблока и отдала ближайшему ребёнку съесть. (Естественно, что яблоко было вымытое!) Мировой океан занимает 70% поверхности. От 70% всей воды пресная вода составляет только 2%. Отрезается тоненький ломтик яблока, сравниваются 2 части яблока. 70% всей пресной воды – это ледники, т.е. они так же не пригодны для питья. Большая часть ломтика отрезается. Оставшаяся часть демонстрируется детям. Это вся вода, что есть у нас на всё человечество. Люди во многих странах испытывают нехватку пресной воды. Очень наглядно. Дети после её слов и личного примера стали отключать воду в рукомойниках, когда умывались, не давали ей просто так течь на землю.

  2. Интересно и увлекательно проходила командная игра найди на маршруте 5 предметов, которые не принадлежат к экосистеме леса. (Фантики, нитки, и т.д.) Дети учились видеть загрязнения, тренировали внимание, работали в команде.

  3. Так как Муравьёвский парк специализируется на охране птиц, в основном журавлей, многие занятия были посвящены птицам. Ребятам рассказывали огромное количество интереснейшего материала о птицах. Так, например, выражение «плохая мать - кукушка» совершенно неверное. Кукушки, оказывается, нежные и заботливые мамы, внимательно отслеживающие судьбу каждого кукушонка! В конце таких информационных уроков ребята рисовали птиц, о которых говорили на занятиях, в своих дневниках исследователей, просто слушали лес и пытались определить какие птицы их окружают. Однажды мы говорили о гнёздах и о том, как трудно птицам их сооружать. Потом нас отправили вить гнёзда! Мы сооружали разные типы гнёзд: на деревьях, на земле из подручного материала. Было интересно и весело. Думаю, «свив» гнездо один раз, ребёнок никогда не разорит гнезда даже самой маленькой птички.

  4. Говоря о водных животных, населяющих Зейское водохранилище, ребятам рассказывали об ондатрах. У этой водяной крысы сложнейшее строение хатки. Она умеет виртуозно строить своё жилище, учитывая приливы и отливы водохранилища. Потом ребята строили настоящую хатку ондатры, а утром шли смотреть, не затопило ли её море.




























яблоко

3

Многие занятия были посвящены рыбам. Вот пример такого занятия. Мне нужны 5 добровольцев. Представьте, что это блюдо – Зейское водохранилище. M&Ms – рыба, его населяющая. Вы все рыбаки. Вы рыбаки законопослушные, ловите рыбу удочками и в строго отведённое для этого время, только, чтобы есть, не для продажи. Коктейльные трубочки – это ваши удилища. Возьмите в рот трубочку и без помощи рук поймайте по 3 рыбки и перенесите их в свои стаканчики. В водохранилище осталось достаточное количество рыбы, чтобы принести новое потомство. Вновь идём на рыбалку. Теперь вы ловите, кто сколько сможет за 1 минуту. (На продажу, для наживы). Смотрим, сколько рыбы осталось. Воспроизводим потомство. А вот Иван Иванович разбогател и смог купить себе катер с эхолотом (выдаём одному участнику ложку). Что получится теперь? (Ловим рыбу одну минуту. Все трубочками, а один участник ложкой). Как видим, рыбы осталось очень мало, она не сможет воспроизвести потомство, и мы не сможем ловить её дальше. Можно использовать пример океанов. Выловив рыбу в одном океане, дети могут переходить к следующему. Итог всегда один – рыба заканчивается.

Плоское блюдо, стаканы, трубочки, M&Ms, ложка.

30-5*3=15

15+15=30

4

Для следующего занятия мне нужны две команды по 4 и по 7 человек. Стоим лицом друг к другу. Команда из 4-х человек – это необходимые условия обитания: еда, среда, вода, убежище (дом). Вторая команда – рыбы. Спиной друг к другу. Первая команда распределили роли, каждому свою. Вторая команда, не совещаясь, выбрали потребность для себя любу. Повернулись и показали свои знаки. Перебежали и заняли свои ниши позади «потребностей», кто успел. Остальные - умерли. Те, кто остался в живых воспроизвели себя (пригласили из зала по одному человеку). То же самое, но потребности не договариваются. И природе дисбаланс, вызванный вмешательством человека.

Воспроизвели себя. Если слишком много «умерших», то открываем «рыбную ферму» и добавляем игроков. Всё то же самое, но вводим новых персонажей – хищников. Медведи ловят рыбок по пути к потребностям. Вывод – охранять, беречь, не лезть в среду!

4+7 игроки

2 «медведя»

5

Следующий приём для работы по экологическому просвещению больше подойдёт для старших ребят. Не придётся активно двигаться. Нужны 5 человек. Предлагается притча о том, как 5 слепых от рождения людей, проживавших в далёкой северной стране, решили узнать, что такое индийский слон. Они взялись друг за друга и отправились во дворец индийского раджи. Придя во дворец, они нашли во внутреннем дворе слона. Каждый из них ощупал одну часть тела животного. Тот, что стоял ближе к боку решил, что слон подобен большой стене, тот, кому досталась нога, что он подобен колонне, тот, кому хобот – трубе, а кому хвост – змее. Слепцы начали спорить. Каждый кричал свой. Этот спор услышал раджа. Он выглянул в окно и велел всем замолчать. «Вы все неправы. Слон – целое, а вы получили представление лишь об отдельных частях этого целого».

Так и в охране природы. Нельзя охранять только одну часть. Природа - целое.

5 участников завязывают плотно глаза, встают в цепочку по одному, положив правую руку на плечо впереди стоящего человека. И отправляются в импровизированный лес. Их задача услышать, почувствовать, передать свои наблюдения. После экскурсии 1 минута на то, чтобы собраться с мыслями и передать своё представление о мире. У всех разное, уникальное, прекрасное.


звуки леса, веточка сосны, лиственного дерева, огороженное верёвкой пространство

6

Много интересных форм было еще. Например, подвижная игра для демонстрации необходимости охраны перелётных птиц по всему миграционному пути. Дети выстраиваются на одной линии, каждый в своём «домике». Напротив обозначаются домики птиц по количеству играющих. По команде водящего птицы мигрируют на юг. Находят и занимают домик. Тем временем на «севере» произошёл пожар, и пара домиков сгорела. Птицы остаются без домиков, когда летят обратно. Они погибают. Теперь на юге прошли вырубки леса и вновь птицы лишились домов. И так далее, пока все не останутся без домиков.


7

В день закрытия ребята защищали проектные работы «Прошлое, настоящее и будущее Зейского водохранилища». Затем они показывали свои спектакли на экологическую тему. Получилось не просто зрелищное, но и весьма поучительное шоу.


8

Заключение.

Если вы решите провести такой классный час или 20 минутку в своём классе, то мы с ребятами с удовольствием вам поможем, поделимся идеями.





Полный текст материала Сценарий "Активные формы работы с классным коллективом для осуществления экологического воспитания обучающихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Парубенко Светлана Викторовна  PSV1770
21.02.2014 0 2103 340

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК