Внеклассное мероприятие "Без ложек нам никак не обойтись!" для 5-6 классов











Внеклассное мероприятие - праздник



«Без ложек нам никак

не обойтись!»

















Комарова Ирина Ивановна,

воспитатель

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 71»

г. Рязани;

Сафронова Марина Николаевна,

воспитатель

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 71»

г. Рязани;





2014 год

Цель: познакомить учащихся с историей появления ложки;

формировать чувство патриотизма и уважения к самобытной русской культуре.

Задачи:

  1. воспитание нравственности, патриотизма;

  2. активизация интереса к изучению исторических данных появления ложек;

  3. развитие интереса к традициям и обычаям русского народа, самобытной культуре;

  4. активизация представления детей о ложке как о музыкальном инструменте;

  5. развитие творческих способностей детей и творческой инициативы;

  6. воспитание интереса к изучению истории Отечества;

  7. воспитание любви и уважения к русскому народному творчеству;

  8. организация внеурочной интересной содержательной деятельности.


Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Без ложек нам никак не обойтись!», атрибуты для инсценированной сказки, семейная коллекция деревянных ложек, коллекция игрушек-ложек.


Ход мероприятия


  1. Организационный момент.


Учитель: Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, гости желанные!

Милости просим!

Доброго вам здоровья на многие лета!


  1. Сообщение темы и целей занятия ( Слайд 1)

Сегодня мы приглашаем всех гостей, родителей, детей на праздник « Без ложек нам никак не обойтись!»


Вы узнаете много нового и интересного про нашу обычную ложку: где и когда она впервые появилась, из какого материала ее делали и многое другое. Вас ждут пословицы, поговорки, потешки, загадки про ложку.


Итак, начинаем праздник ложки!


1 ученик

Ай да, ложки – хороши!

Очень людям вы нужны.

К празднику, к обеду,

Маме, папе, деду!

2ученик

Ложка – труженик простой,
Кран подъёмный небольшой.
Набирай скорей на ложку
Кашу, суп или картошку.




3 ученик

Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.

Чудо-мастерам – спасибо!


III. От истории к современности. (Слайды 2-8)

Из истории вещей

Необходимость ложки люди поняли очень давно. Именно поэтому её начали использовать как столовый прибор уже в древние времена.

Ложка... универсальный столовый прибор, которым можно есть практически все. К сожалению, история не сохранила имени создателя ложки.

Значение слова ложка

Термин «ложка» был известен в Киевской Руси уже в Х веке.

Корень слова – общеславянский. Некоторые ученые считают, что происходит от слова «лог» - овраг, углубление. Другие предполагают, что от глагола «лизать», «елозить».

Самые первые ложки

Из чего делали ложки? В каждой стране из того материала, которого было больше. Например, на Руси для изготовления ложек использовалась древесина липы, осины, рябины, ольхи.

Древнейшие ложки

За 3000 лет до н.э. в Египте пользовались ложками из камня, дерева и слоновой кости, о чем свидетельствуют раскопки.

В Греции с древнейших времён пользовались ракушкой, которой было удобно «загребать» пищу.

Первые римские ложки

Во время расцвета римской и греческой цивилизации появились ложки из бронзы и серебра.

Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота.

Столовая ложка из Европы

Столовая ложка из металла, в том виде, какой мы её теперь знаем, появилась в Европе в 18 веке.

В Древней Руси

В Древней Руси во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже вполне привычным предметом. Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и наших культурных традиций. Она упоминается в летописи XII века. Речь идёт не только о деревянных, но и серебряных ложках.

Семейная реликвия (Слайд 9)

С давних времен существует традиция дарить младенцу серебряную ложечку на первый зубок, которую затем ценят и хранят как семейную реликвию.

IV. Сказ о солдатской ложке (Слайды 10)

Со времен Великой Отечественной войны в некоторых семьях до сих пор хранится солдатская ложка, ложка отца или брата, возможно деда или прадеда, защищавших нашу Родину. Эта ложка была солдату верным другом во время военных сражений и для бойца ценнее и нужнее этой солдатской алюминиевой ложки ничего не было.

Вёрст, больших и трудных, тыщи Прошагал солдат в войну, И носил за голенищем он штуковину одну.

И с великою охотою Доставал её, когда Краткий отдых был у роты, А ещё была еда. В общем, с нею неразлучен Был в огне военных лет И всегда считал, что лучше И нужнее вещи нет. И с шутливой речью часто Обращался воин к ней: Дескать, друг мой милый, здравствуй, Похлебай со мною щей! Уж такое, дескать, наше Дело ратное с тобой,- После щей да после каши Снова - в путь и снова - в бой! Нам с тобой стыть в разведке, Нам спешить врагу в обход… На тебе недаром метки Я свои поставил - вот! Не от шалости-забавы Взял да вырезал слова: Курск, Орёл, а вот - Варшава, А вот здесь у нас – Москва! От Москвы как говорится, Путь пролёг для нас один: Через сёла да станицы, Через разные столицы- На фашистский на Берлин! А когда мы злому зверю Кол осиновый вобьём (А такое будет, верю!), Возвратимся в отчий дом. В дом, где мама у окошка Сына ждёт который год… А тебе я, значит, ложка, Спрячу бережно в комод. Чтоб хранилась честь по чести, Не пылилась, и притом Завсегда была бы вместе Ты с солдатским котелком. Потому как, я считаю, Ты прошла нелёгкий путь Так что можешь, золотая, Взять теперь и отдохнуть! И нанёс на алюминий Он в последний самый раз Метку в городе Берлине: Дескать - точка! Знайте нас! И пора приходит вроде Сказ про ложку кончить тут, Но сейчас её в комоде Отыскать - напрасный труд! Где она?.. Могу поведать, Потому как не секрет. Стал давненько воин дедом, Очень внука любит дед. Мол, бери её на счастье, С ней шёл огонь атак…

Увидали ложку в части И сказали парню так: -Ложка - славная, дружище, Видишь надпись на ней? Место ей не в голенище, Есть в полку у нас музей. В том музее ратной славы Все, что нам не позабыть, И положено по правду Там ей именно и быть! …И лежит с тех пор в музее Эта ложка под стеклом, И склоняются над нею, Размышляя о былом, Офицеры и солдаты, Внуки тех, что в трудный час Шли в атаку с автоматом, В голенище ложку спрятав И громя врагов проклятых Ради жизни, ради нас!

V. В гости да со своей ложкой!

В традиционной русской культуре ложку рассматривали как личную вещь, т.е. ложка была у каждого своя, собственная. Ложку берегли и носили в специальной сумке, или в особых футлярах, или просто за поясом или голенищем сапога. Даже в гости ходили со своей ложкой! По этому поводу народ создал множество присказок и поговорок, вроде «Со своей ложкой по чужим обедам» или «Запасливый гость без ложки не ходит». (Слайд 11)

- А какие пословицы и поговорки о ложках знаете вы?


VI. Пословицы о ложке

  • Ты ему ложку, он тебе плошку.

  • Что в миску себе накрошишь, то и в ложке у себя найдешь.

  • Щи ваши – ложки наши.

  • Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

  • Один с сошкой, семеро с ложкой.

  • Ложкой моря не вычерпаешь.

  • Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

  • Руки за ложкой не протянешь, так не придет сама.

  • Нечего хлебать, так дай ложку облизать.

  • Были б щи, а ложка найдется.

  • Каша вкусна, да ложка мала.


Задание «Составь пословицу» лайд 12)


- А сейчас задание – на логику и внимание.

Нужно составить пословицу из слов так, чтобы был смысл.

Правильный ответ: «Всей удали у него, что за ложкой потеть»

- Как вы понимаете эту пословицу?


VII. Ложки деревенские:

Рязанские, Смоленские… (Слайд 13)

На Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до старости. А ели на Руси так: на стол ставили один чугун на всех, со щами или с другой любой похлебкой! Каждому давали по ложке и куску хлеба. Первым в чугунок ложку опускал дед (самый старший мужчина в семье). Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. А если кто-то поторопится и без очереди ложку в чугунок опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгоняют. Старших надо уважать!

Надо отметить, что в семьях ложки ценили, берегли. И благодаря такому бережному отношению, мы сегодня можем видеть семейную коллекцию деревянных ложек. (Слайд 14)

Звучит песня «Ложки деревенские» в исполнении группы детей ( музыка, слова Е. Соломатиной)

VIII. Игровой момент «Кто больше?»

Дети передают друг другу ложку и называют имена прилагательные, подходящие по смыслу к слову «ложка». Например: деревянная, расписная, русская, подарочная, сувенирная, старинная и т.д.

Ложки разные нужны,

Ложки всякие важны!


IX. Сказка о деревянной ложке. ( Слайд 15)

Дед:

Нынче в город я ходил, Всем подарков накупил. Внучке Настеньке – платочек красненький,
Дочке – расписную плошку, А старухе – ложку!

Бабка:

Вот так ложка – красота! Жаль, что белая она, ее надо расписать.

Дед:

Это я не буду мать. Я не стану, не умею, краской, кистью не владею.

Бабка:

Так иди тогда к людяМ, А еще лучше к детяМ, Я слыхала, третий класс В этом деле - прямо Асс.

Дед:

Делать нечего, пойду, Хоть покой я свой найду, Загрызет меня старуха, Если краски не найду.

Дед идет к детям и показывает им ложку.

Дед:

Эй, ребята, помогите, Деду ложку распишите, Распишите хоть одну, Не то с горя я помру.

Дети: 1. Мягкой кисточкой мазну, 2. Черной краской проведу. 3. А теперь цветок я алый 4. Нарисую, как зарю. 5. И зеленые листочки, 6. И цветные ободочки. 7. Будет ложка, хоть куда, 8. Бабушке на диво. 9. Залюбуются друзья, 10. Скажут нам спасибо!

Дети передают ложку друг другу по очереди и делают вид, что раскрашивают ее.

Дед:

Ай, да ложка – красота! Уж уважить старика Вы смогли, ребята. Побегу я поскорей к бабке есть салаты!

Дед приносит ложку бабке и показывает.

Бабка:
Как из русской сказки ложка, Хочешь щи, а хоть окрошку, Будем ей мы дед хлебать, Да детишек вспоминать.

X. Наша мастерская (Слайд16)

Кроме того, что ложками ели, они также были непременным атрибутом в гаданиях, их использовали в народном лечении, совершали обряды, а ещё из ложек делали игрушки для детей. К нашему празднику ребята смастерили игрушки-ложки: Веснушка, Горошина, Модница и др. Обратите внимание, с какой фантазией и мастерством изготовлены из ложек сказочные персонажи к русской народной сказке «Колобок».

Представление коллекции игрушек-ложек.


XI. Загадки. (Слайд 17)

Загадайте-ка, ребятки, ваши умные загадки.

Пусть ответом будет ложка. Посмеемся мы немножко!

1) Трижды в день берется

И на место кладется.

2)Всех кормлю с охотою, а сама безротая.

3) Утка в море, Хвост на воле.

  1. Сто лебедей у одной луночки.

5) Кто такая? Каши зачерпнет И отправит в рот.

6) Сама не ест, А людей кормит.

7) Супчик ею зачерпнешь, Мимо рта не пронесешь.

XII. Ложечные потешки (Слайд 18)

1) - Митрошка, как твоя новая ложка? - Ложка – не кошка, рта не оцарапает!

2) - Филиппок! А вот сладенький медок. Съешь-ка ложечку, дружок! - Сладкий мед, конечно, съем. А вот ложки я не ем!

3) - Иван, что так вспотел? Видно в поле за сохой пыхтел. - Да, нет, щи да кашу ел. Съем-ка я еще немножко, ведь для этого есть ложка!

4) - А где Матрёна? - Да она чай с пряниками пьет. - А где Федот? - Да он баклуши бьет!

XIII. Изготовление ложки (19-20 слайды)

Что означает выражение « Бить баклуши?»

Что такое баклуши? Узнаем ответ из рубрики «Это интересно»

Раньше на Руси самым первым столовым прибором была деревянная ложка. Для изготовления такой ложки служили простейшие топорные заготовки – «баклуши» – небольшие колотые липовые чурки. Раскалывание чурбана на баклуши и обтёсывание доверяли даже детям. Эта работа не требовала особого мастерства и считалась пустячной, ерундовой. Отсюда, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время.

XIV. Чем суп «хлебать», тем и музыку играть! ( Слайд 21)

Ложка – музыкальный инструмент?! Да, это так.

Деревянные ложки можно использовать и как музыкальный инструмент. Дело в том, что соприкасаясь, они издают удивительно мелодичный звук. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента не установлено. Но и по сей день игра на деревянных ложках радует нас и восхищает.

Сделать ложку лишь полдела,

Нужно, чтоб она запела.

Трели наших ложкарей

Веселят везде людей!


Выступление школьного ансамбля ложкарей.

  1. Праздник не кончается, праздник продолжается!


Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много,

Можем растеряться.


  1. Ой, топни, нога.

Топни правенькая.

Я на ложечках играю,

Хоть и маленькая!


  1. Каблучком и ложкой бью,

И танцую, и пою.

Ложки, ложки, ну дружней,

Созывайте всех друзей!

  1. Ела кашу с молоком,

Уронила ложку.

Никому я не скажу,

Что люблю Сережку!


  1. Ложкой ела суп в обед,

И варенье на десерт.

Дайте мне еще немножко.

Где моя большая ложка?!


  1. Щи да кашу ела Маша,

Ложечка мелькала.

А полоть звала мамаша,

Дочка захромала.


  1. Веселятся ложкари,

Ложки пляшут до зари.

Вы позвали в гости нас.

Ну, а мы пустились в пляс.

(Дети исполняют танцевальные движения)


  1. Итог мероприятия (Слайды 22 -23)

Так можем ли мы сейчас обойтись без ложки?! Вряд ли… Она хороша на столе, ей посвящают стихи, загадки, пословицы, поговорки, великолепна она в музыкальном звучании. И, вообще, нам нужно научиться замечать в обиходе прекрасное.

Время быстро пролетело.

Жаль нам честно говоря.

Не забудем эту встречу.

И спасибо всем, друзья!

Народная мудрость гласит: «Черпай жизнь полной ложкой!» Это значит, чем полнее ложка, тем полнее и насыщеннее жизнь. Чего мы вам и желаем!

На память о нашем празднике всем подарок – ложка-сувенир.


Полный текст материала Внеклассное мероприятие "Без ложек нам никак не обойтись!" для 5-6 классов смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Комарова Ирина Ивановна  ИрэнК
30.08.2014 2 2922 409

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК