Выступление на заседании педагогического совета на тему "Профилактика социального сиротства"
Выступление на заседании педагогического совета
МОУ СОШ №3 г. Сальска Ростовской области
Социальное сиротство – острая проблема в Ростовской области
Социальное сиротство — это сиротство при живых родителях. К сожалению, процент такого сиротства ежегодно возрастает. В наше время довольно много людей не понимают степень ответственности за своих детей. Эти люди уклоняются от исполнения родительских обязанностей. Они часто забывают, что нужно позаботиться не только о том, чем накормить и во что одеть, но и о его душе, о том чтобы он был здоров и получил достойное образование, а в будущем получил и профессию.
В Ростовской области самая больная детская проблема – социальное сиротство, заявила 10 июня Уполномоченный по делам ребенка в Ростовской области Алевтина Васильева, выступая с отчетом перед депутатами Ростовской областной Думы. В Ростовской области на 1 января 2009 года было 12190 сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей. И большая часть из них – социальные сироты.
Уполномоченный по правам ребенка отметила, что в области развиваются семейные формы устройства детей. По количеству усыновленных регион занимает третье место в России, здесь образованы 114 приемных семей, в последнее время в области закрыты пять детских домов.
Значительный вклад в укрепление системы профилактики в г. Сальске Ростовской области (в целом) и МОУ СОШ №3 (в частности) вносят классные руководители в содружестве с педагогами-предметниками, психологами, социальными педагогами, врачами, участковыми и специалистами КДН.
Роль классного руководителя в профилактике семейного неблагополучия
и социального сиротства
Схема деятельности классного руководителя в профилактике социального сиротства определяет шесть ключевых направлений. В их число входят следующие направления деятельности:
- обеспечение жизни и здоровья учащихся;
обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;
содействие освоению школьниками образовательных программ;
осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся;
профилактическая деятельность;
программирование воспитательной работы с классом.
Профилактика социального сиротства - это очень кропотливая и глубоко индивидуальная работа педагогического коллектива с каждой конкретной семьей.
Алгоритм работы классного руководителя с неблагополучной семьей
1-й этап – изучение семей учащихся класса и осознание существующих в них возможностей, проблем, причин возможного или действительного неблагополучия семейной ситуации.
2-й этап – дифференциация семей учащихся, вычленение семей, попадающих категорию возможного проявления социального сиротства детей, выявление причин, влияющих на формирование социального сиротства в данных семьях.
3-й этап – разработка и утверждение программы работы классного руководителя с семьями учащихся, построенной на основе дифференцированного подхода к различным категориям семей, учитывающей программу профилактической деятельности образовательного учреждения.
4-й этап – вовлечение семей в деятельность по программе, развитие их инициативы.
5-й этап – установление взаимодействия с различными организациями и учреждениями, имеющими возможность оказания экономической, медицинской, психологической, педагогической, юридической поддержки семей, координация деятельности специалистов образовательного учреждения и заинтересованных организаций по реализации программы работы классного руководителя с семьями учащихся.
6-й этап – осуществление текущего исследования семейной ситуации родственных групп учащихся, попадающих категорию возможного проявления социального сиротства детей, коррекция программы работы классного руководителя с семьями учащихся.
7-й этап – анализ результатов работы.
Раннее выявление детей с девиантным поведением позволяет проводить своевременную профилактическую работу в классе. Так в настоящее время в банке данных детей «группы риска» 6 «А» класса состоит 2 человека. Это дети вызывающие тревогу, как у родителей, так и у педагогов.
Что же делается в плане профилактики классным руководителем?
Прежде всего – это постоянный контроль за ребёнком и семьёй.
Обязательно, дважды в год, классный руководитель проводят обследования ЖБУ (акт обследования жилищно-бытовых условий) [Приложение 1];
Ежемесячное посещение семей с разными целями и задачами (справки о посещении семьи) [Приложение 2];
Регулярное проведение занятий по программам индивидуального сопровождения [Приложение 3];
Отслеживание занятости обучающихся во внеурочное время;
Беседы с родителями или лицами их заменяющими.
Несколько правил для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями
Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Приложение 1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ СОШ № 3 г. Сальска
___________Т.А.Борщевская
АКТ
обследования жилищно-бытовых условий семьи
от «____»_______________200__г.
1. ФИО ребенка, дата рождения, класс_______________________________________________________________________
2. Адрес_________________________________________________________________________________________________
3. Цель посещения:________________________________________________________________________________________
4. Состав комиссии:________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сведения о семье:_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Оценка жилищно-бытовых условий семьи:__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выводы и заключения:___________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Члены комиссии______________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Приложение 2
СПРАВКА
о посещении семьи
Ученика(цы)______ «____» класса МОУ СОШ № 3 г. Сальска
Ф. И. О._________________________________________________________________________________________
Цель посещения_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________________________________________
Кто находился дома в момент посещения___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат:______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата__________________ Подпись____________________
Приложение 3
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
«Я и Мир, Я и Другие люди, Я и Я сам»
Разработана классным руководителем МОУ СОШ №3 г. Сальска Ростовской области – Симоненко Н.В.
Ф.И.О. учащегося
Возраст/ Класс
Цель программы: восстановление позитивного отношения к себе и окружающему миру в семье и школе.
Задачи программы:
Дать возможность познать свои слабые и сильные стороны во взаимодействии с другими людьми;
Формировать навыки здорового образа жизни;
Развивать навыки контроля своей эмоциональной и поведенческой реакции;
Создать условия для развития собственной системы ценностей.
Режим работы:
Длительность занятий – 20 минут
Частота встреч – 1 раз в2 месяца
Предполагаемый результат:
Получение и осмысление новой информации о себе, выстраивание нового типа отношений с самим собою и окружающими, закрепление нового позитивного опыта.
Структура занятий
Ритуал приветствия
Основное содержание занятия
Диагностические методы
Рефлексия
Ритуал прощания
Основные средства реализации
Игровые упражнения
Беседы
Анкеты
Рефлексия
Технико-методическое обеспечение
Краски
Карандаши
Книги
Занятие 1. «Мир во мне»
Выяснить, как ребёнок воспринимает себя, что видит хорошего и плохого в себе, хочет ли избавиться от сложностей в общении.
Приветствие
Беседа «Правила общения»
Рисунок «Портрет»
Рефлексия
Прощание
Занятие 2. « Я вижу… Меня видят…»
Помочь зафиксировать свои умения видеть и чувствовать других людей. Соотнести самооценку с оценкой, полученной от одноклассников и педагогов.
Приветствие
Упражнение «Эмоции»
Техника «Сновидение»
Обмен мнениями
Прощание
Занятие 3. «Встреча двух миров»
Определение и осознание наиболее адекватных и эффективных поведенческих реакций
Приветствие
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»
Упражнение «Слепой поводырь»
Дискуссия «Буду делать хорошо..?»
Прощание
Занятие 4. «Мир моей семьи»
Доверительная беседа о семье и семейных проблемах
Приветствие
Анкета «Члены моей семьи»
Рисунок «Семейный портрет»
Беседа «За что я (не) люблю свою семью?»
Прощание
Занятие 5. «Встреча с самим собой в будущем»
Создание своего психологического портрета, отработка приёмов и правил общения для будущей жизни
Приветствие
Игра «Запретный плод»
Упражнение «Дерево целей»
Процедура «Встреча через 1 (5,10…) лет»
Рефлексия
Прощание
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симоненко Наталья Владимировна
→ Натуся1 01.11.2010 1 7826 587 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.